Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стратегия и тактика совершенствования избирательного законодательства



2015-12-07 521 Обсуждений (0)
Стратегия и тактика совершенствования избирательного законодательства 0.00 из 5.00 0 оценок




Совершенствование избирательного законодательства является одной из приоритетных задач развития российской избирательной системы.

Представляется, что наиболее перспективным в этом отношении может быть осуществление следующих мер.

Во-первых, повышение уровня законодательного регулирования основных принципов и категорий избирательного права посредством придания им конституционной формы и значения. Выделение в структуре Основного Закона специальной главы, посвященной избирательной системе, возведение Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ранг федерального конституционного закона или преобразование его в избирательный кодекс РФ.

Приоритет «рамочного» зако­на над положениями иных законодательных актов федерального масштаба вовсе не выглядит бесспорным, так как в случае возникновения коллизий юридическая сила всех федеральных законов является равнозначной. Поэтому было бы целесообразно «перевести» Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[24] в разряд федеральных конституционных законов, одновременно разгрузив его от множества мелких процедурных вопросов. В этом случае рассматриваемый закон действительно мог бы стать правообразующим для избирательного права и системообразующим для избирательного законодательства.

Действующий Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с его всеобъемлющим предметом регулирования фактически играет роль избирательного кодекса страны, однако в этом качестве он не вполне эффективен, поскольку параллельно с ним действуют иные законы о выборах. «Рамочный» федеральный закон действительно требует серьезной переработки, при этом изменения требует не только содержание его, но и форма. Поэтому в перспективе целесообразной является разработка федерального избирательного кодекса, который позволит упорядочить федеральное и региональное законодательство о выборах, предотвратит коллизию различных избирательных законов и будет способствовать стабильности избирательного законодательства.

По нашему мнению, в процессе систематизации и кодификации избирательного законодательства первостепенное внимание должно быть уделено принципиальным вопросам, связанным с регулированием избирательных прав, определением избирательных систем и разделением полномочий Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в сфере избирательного правотворчества. Поэтому при разработке нового федерального избирательного законодательства целесообразно поставить задачу создания единого Избирательного кодекса РФ.

В одной из первых глав кодекса следует перечислить избирательные системы, которые допускаются в Российской Федерации. Мы полагаем, что в Российской Федерации с ее региональным и этническим разнообразием, могут найти широкое применение различные избирательные системы, проверенные отечественным и мировым опытом. Для каждой из допустимых избирательных систем необходимо прописать подробные процедуры, в том числе регламентирующие порядок голосования, подсчета голосов и подведения итогов голосования – поскольку именно процедуры обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан. Унификация регулирования для всех выборов (федеральных, региональных и муниципальных) необходима только в отношении отдельных избирательных процедур – составления списков избирателей, порядка голосования, подсчета голосов и некоторых других.

Во-вторых, устранение противоречий и пробелов в действующих федеральных законах, связанных с регулированием избирательных отношений, адекватное отражение в них потребностей поступательного развертывания демократического потенциала избирательных стандартов, формул и процедур. В федеральном законе могло бы быть предусмотрено, что в тех случаях, когда региональный закон не устанавливает необходимой нормы или установленная региональным законом норма не соответствует требованиям федерального закона, непосредственно действует установленная федеральным законом максимальная (минимальная) норма.

С точки зрения защиты избирательных прав и повышения представительности федерального парламента заградительный барьер необходимо снизить. Повышение же барьера до 7 %, на наш взгляд, является грубым нарушением избирательных прав граждан, принципов многопартийности и народовластия. Наряду или взамен института избирательных блоков, возможно, было бы предусмотреть другой механизм объединения партий, например, существующий в ряде стран институт соединения списков. Этот институт дает партиям, самостоятельно идущим на выборы, возможность заранее договориться о соединении списков на тот случай, если каждая из них в отдельности не преодолеет заградительный барьер, а вместе они его преодолевают. Что касается региональных выборов, то нам кажется необходимым ввести ограничение на величину заградительного барьера, чтобы он не мог быть установлен выше 5 %.

На наш взгляд, ликвидация в бюллетене для голосования графы «против всех» неизбежно приведет к ограничению конституционного права граждан на свободные выборы и снижению явки избирателей. С 1993 г. эта строка стала существенным элементом нашей избирательной системы, и отказываться от нее было бы неразумным[25].

В-третьих, разработка и принятие новых законодательных актов, посвященных регулированию отдельных, наиболее значимых элементов (сторон) избирательных отношений. Среди реальных претендентов на первоочередное принятие на наш взгляд являются законы «Об избирательном кодексе Российской Федерации» и «Об избирательном кодексе субъекта Российской Федерации». В-четвертых, обогащение законотворческого потенциала Центральной избирательной комиссии РФ за счет наделения правом законодательной инициативы по вопросам ее ведения, а также усиление роли Центризбиркома России в качестве своеобразного научно-методического центра совершенствования электорального законодательства[26].

Заключение

На основании проведенного дипломного исследования можно сделать следующие выводы и обобщения:

1. Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.

2. Референдум Российской Федерации наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

3. Референдум Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации. Референдум Российской Федерации проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

4. Каждый участник референдума Российской Федерации обладает одним голосом.

5. Гражданин Российской Федерации голосует на референдуме Российской Федерации лично.

6. Участие в референдуме Российской Федерации является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается.

7. В ходе референдума Российской Федерации никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

8. Вопросы, связанные с подготовкой и проведением референдума Российской Федерации, рассматриваются избирательными комиссиями, комиссиями по проведению референдума Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления открыто и гласно.

9. В референдуме Российской Федерации имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума Российской Федерации 18 лет.

10. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения референдума Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме Российской Федерации.

11. Не имеет права участвовать в референдуме Российской Федерации гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

12. Современная избирательная система России сложилась в результате крупномасштабной избирательной реформы 1993-1995 гг. Эта реформа началась с принятия всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ и нашла свое дальнейшее отражение в ряде Федеральных законов. Стержнем для формирования избирательной системы в Российской Федерации стало обеспечение политической свободы каждого гражданина, его права избирать и быть избранным.

13. Оценивая особенности избирательной системы в современной России, считаем преждевременным использование механизмов пропорционального представительства. Полностью пропорциональная система в нынешних условиях дискриминационного партийного законодательства, запрета избирательных блоков и завышенных заградительных барьеров, способна надолго законсервировать ситуацию с полуразвитыми партиями.

14. Выбор в 1993 г. смешанной мажоритарно-пропорциональной системы был стратегически верным. В целом разумным является и переход к смешанной системе на региональных выборах.

На основании вышеизложенного предлагаем:

· представляется необходимым перевести Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ранг федерального конституционного закона или может быть даже преобразование его в своего рода Избирательный кодекс, который играл бы роль основного избирательного акта в случае противоречий в избирательных законах на местах.

· в Конституции РФ следует преду­смотреть специальную главу «Избирательная система», сформу­лировав в ней основные начала избирательного права.

Список использованных источников:



2015-12-07 521 Обсуждений (0)
Стратегия и тактика совершенствования избирательного законодательства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стратегия и тактика совершенствования избирательного законодательства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (521)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)