Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Особенности практической работы социального педагога в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии



2015-12-07 787 Обсуждений (0)
Тема 4. Особенности практической работы социального педагога в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основными концептуальными принципами социально-педаго­гической деятельности с семьями, имеющими детей с отклоне­ниями в развитии, являются:

1) единство действий семьи и социальных институтов в про­цессе социализации ребенка;

2) активизация роли родителей, их обучение и включение в процесс социально-педагогической деятельности.

Целью социально-педагогической деятельности в этом случае является реализация программы комплексной поддержки.

Организация социально-педагогической работы осуществляет­ся поэтапно.

На начальном этапе происходитдиагностика мик­росоциума и воспитательного потенциала семьи. Сюда относятся материальные и бытовые условия, численность и структура се­мьи, эмоционально-психологический климат и характер взаимоот­ношений между ее членами, жизненный 'опыт и культурно-образовательный уровень, распределение обязанностей и нали­чие свободного времени, характер организации совместной дея­тельности, стиль общения, уровень педагогической компетенции взрослых членов семьи, семейные традиции.

Основная цель на начальном этапе — формирование у родите­лей адекватных представлений о структуре нарушений психофи­зического развития ребенка и о возможностях его образования и социализации. Для этой задачи нужно следующее:

• индивидуальное собеседование (интервьюирование) с каж­дым взрослым членом семьи, определение члена семьи, способ­ного осуществлять главную функцию при организации реабили­тационного процесса;

• участие члена семьи — организатора реабилитационного про­цесса во всех видах диагностического обследования, проводимого на базе психолого-медико-педагогической консультации, ППМС-центра или в условиях семьи;

• анализ вместе со всеми членами семьи результатов обследо­вания, выявление основных проблем, специфических особенно­стей ребенка;

• составление индивидуальной программы коррекционно-педагогической работы с ребенком в условиях семьи.

Начальный этап работы социального педагога в семье можно назватьдиагностико-конструктивным, так как он заключается в анализе основных проблем и проектировании социально-педа­гогического процесса в семье, отборе специфических средств и методов реабилитации в соответствии с общими целями воспи­тания.

Начальный этап является наиболее значимым, поскольку от уровня его реализации в решающей степени зависит эффектив­ность всех последующих этапов.

Следующий этап работы можно охарактеризовать как организационный. Он заключается в конструктивной деятельности, включая разнообразные формы педагогической анимации при орга­низации семейно-бытового труда, образовательных мероприятий, досуга и предполагает проектирование коррекционно-педагогического процесса в условиях семьи, отбор средств и методов ра­боты, организацию педагогической среды в семье, конструирова­ние системы обучающего взаимодействия взрослого и ребенка. На данном этапе решаются следующие задачи:

• обучение родителей специфическим способам и приемам ра­боты с ребенком на основе индивидуальной программы;

• активизация участия одного из членов семьи как организато­ра реабилитации;

• подбор дидактического материала для специальных занятий, изготовление наглядных пособий, приспособлений;

• отработка организационных форм работы, условий обучения;

• налаживание стиля семейного общения.

На организационном этапе проводятся специальные заня­тия, игры, отрабатываются разнообразные режимные моменты, бытовой труд, досуг и т.д. Через все виды этих мероприятий проходят такие формы совместной с ребенком деятельности, ко­торые впоследствии помогут сформировать основные навыки и умения, расширяющие диапазон возможностей, доступных де­тям разных возрастов. Это навыки общения, навыки общей и тонкой моторики, навыки сенсорного (чувственного) познания мира, культурно-гигиенические навыки, навыки самообслужи­вания, речевые и социальные навыки. Главным условием при проведении таких семейных мероприятий является точная ус­тановка родителям, каким способом решаются поставленные задачи, как оценить, насколько эффективно они выполнены. Деятельность родителей строится таким образом, что отличить урок от игры или эмоционального взаимодействия с ребенком просто невозможно. Нужное умение формируется не от случая к случаю, а постоянно, изо дня в день в привычной для ребенка семейной обстановке, в атмосфере любви и радостного сотруд­ничества.

Важным требованием данного этапа является обучение роди­телей самостоятельному анализу потенциальных возможностей ребенка, определению уровня сформированности социально значимых навыков, что предполагает пролонгированное наблюдение и оценку в процессе повседневной деятельности. Этому способ­ствуют разнообразные методы тестирования, в основе примене­ния которых лежит предпосылка, что основные навыки форми­руются у детей в одинаковой последовательности, но вследствие отклонений в развитии процесс усвоения навыков растянут во времени. Этапы усвоения навыков представлены в том порядке, в каком они формируются у нормально развивающегося ребен­ка; каждый навык необходимо разбить на более мелкие умения, что позволяет определить ту ступеньку, которая освоена ребен­ком, и следующую за ней, которую необходимо освоить.

Работа социального педагога на организационном этапе вклю­чает подбор материала, совместное с родителями изучение мето­дик тестирования в соответствии с основными направлениями индивидуальной программы развития ребенка, демонстрацию родителям основных приемов. При обучении родителей следует использовать сочетание словесных, наглядных и практических методов (Л. Б. Баряева, 1994; Е. А. Стребелева, 1998).

Специально подобранный дидактический материал демонст­рируется родителям в соответствии с обозначенными задачами формирования у ребенка социально значимых навыков. Далее на­глядно представляется прием обучения в виде имитации движе­ний, демонстрации действий:

• демонстрация педагогом действий с ребенком;

• выполнение действий с ребенком совместно родителем и пе­дагогом;

• повторное выполнение действий с различными игровыми до­полнениями;

• самостоятельное выполнение действий родителем с ребенком. На данном этапе полезна организация встреч родителей малы­шей с детьми-инвалидами старшего возраста, со взрослыми, име­ющими отклонения в развитии, и членами их семей. В ходе таких встреч важно продемонстрировать самостоятельность старших де­тей, социальную активность людей, успешно прошедших путь взросления и нашедших в окружающем мире свою собственную нишу. Это позволяет родителям детей младшего возраста поверить в свои силы, воспитательные возможности, перспективу дальней­шего развития своего ребенка.

Важнейшей особенностью этого этапа является совместное пла­нирование различных семейных мероприятий в соответствии с индивидуальной программой ребенка и обозначенными в ней за­дачами развития на определенный период (от недели до месяца). После оценки и корректировки достигнутого осуществляется пе­реход к более сложным задачам, обсуждается роль родителей при проведении того или иного вида деятельности с учетом повыше­ния самостоятельности и активности ребенка.

Заключительный этап социально-педагогической деятельности в условиях семьи —коммуникативный.Он предпо­лагает помощь в установлении оптимальных взаимоотношений между родителями, родителями и детьми, другими членами се­мьи в сфере ближайшего окружения.

Этот этап имеет решающее значение для нормализации психо­логического климата в семье, снижения эмоциональной напря­женности, реконструкции родительских позиций в процессе пе­дагогической деятельности. Он способствует становлению новых форм взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в раз­витии, освоению специфических средств общения.

Работа специалиста в семье в этот период имеет ярко выражен­ную коррекционную и психотерапевтическую направленность. Ведь именно семья является главным источником формирования всей системы общения и развития социально значимых навыков у ре­бенка, имеющего отклонения в развитии. Это объясняется высокой степенью зависимости нетипичного ребенка от членов семьи и осо­бой ролью семьи в формировании социальных стереотипов его поведения.

Основными задачами коммуникативного этапа являются сле­дующие:

• расширение арсенала средств при осуществлении коммуни­кативной деятельности за счет использования специфических спо­собов общения (эмпатии, жестовой речи и т.д.);

• формирование инновационных форм взаимодействия с ребен­ком (сеансы эмоционально-развивающего взаимодействия, пред­метно-игровое взаимодействие и т.д.);

• формирование воспитательных навыков родителей. Исходя из поставленных задач учитываются необходимые тре­бования:

• гибкая тактика родителей в процессе взаимодействия с ре­бенком (при установлении тактильного, зрительного, эмоциональ­ного контакта);

• активизация вербальной коммуникации;

• блокирование неадекватных типов поведения родителей по отношению к ребенку.

В ходе реализации коммуникативного этапа эффективно при­менение таких методов, как индивидуальные беседы со взрослы­ми членами семьи, основанные на эмоциональных контактах, совместном решении проблемных ситуаций. Полезны сопоставле­ние особенностей семейного воспитания в различных родитель­ских группах, демонстрация разумного использования запретов и способов адекватного удовлетворения потребностей ребенка для формирования его коммуникативных способностей и активной жизненной позиции. В результате индивидуальной работы с роди­телями необходимо выработать общую позицию в нормализации семейных отношений, определить причины нарушений родитель­ского поведения, найти оптимальные пути выхода из проблемных ситуаций.

Основными критериями эффективности социально-педагоги­ческой работы на коммуникативном этапе можно считать:

1) устойчивость психоэмоционального состояния ребенка и ро­дителей;

2) уровень сформированности совместной деятельности;

3) уровень развития навыков общения.

Целенаправленная система социально-педагогической деятель­ности в условиях семьи не только повышает уровень развития ребенка и способствует его социальной активности, но и нивели­рует негативные переживания родителей, формирует оптимисти­ческие установки по отношению к будущему.

Исследования показали наличие глубокой связи между психо­логической обстановкой в семье, уровнем взаимодействия между родителями и ребенком, компетентной организацией программ социально-педагогической работы с семьей и перспективами раз­вития и социализации особого ребенка.

Особенно эффективна практическая работа социального педа­гога в семье на ранних этапах жизни ребенка с отклонениями в развитии, когда члены семьи еще находятся в состоянии эмоцио­нального шока, а ребенку требуется активная стимуляция разви­тия с участием многих специалистов, усилия которых необходи­мо координировать.

 


Вопросы и задания

 

1. По каким признакам семьи, воспитывающие детей-инвалидов, можно дифференцировать на четыре группы? Охарактеризуйте каждую из этих групп.

2. Перечислите основные проблемы семей, имеющих детей-инвали­дов.

3. Каковы основные приоритеты социальной помощи семьям, имею­щим детей-инвалидов, со стороны государства?

4. Опишите поэтапную организацию социально-педагогической ра­боты с семьями, имеющими детей-инвалидов.

 

 



2015-12-07 787 Обсуждений (0)
Тема 4. Особенности практической работы социального педагога в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Особенности практической работы социального педагога в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (787)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)