Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПЕЧАТИ НОВГОРОДСКОЙ И ПСКОВСКОЙ ФЕОДАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИК



2015-12-07 1022 Обсуждений (0)
ПЕЧАТИ НОВГОРОДСКОЙ И ПСКОВСКОЙ ФЕОДАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИК 0.00 из 5.00 0 оценок




Княжеские печати. Выше были рассмотрены княжеские буллы домонгольского времени. К XIII в. в Новгороде существовал устойчивый тип княжеской печати с изображением двух святых, тезоименитых владельцу печати и его отцу. Печати этого типа быту­ют и в дальнейшем, до конца XIV в., правда, их количество заметно сокращается. Сфрагистический материал изобилует значительны­ми пробелами - печати ряда князей неизвестны вообще, другие князья представлены единичными экземплярами булл, и только дея­тельность таких князей, как Александр Ярославич Невский, Яро­слав Ярославич и Юрий Данилович, отразилась в значительном чис­ле печатей. Так, печатей Александра Невского сохранилось более 40 экземпляров. На них изображены св. Александр с мечом и щи­том и св. Феодор, также с мечом и щитом. Есть и другая разновид­ность печатей Александра Невского, на которых св. Александр представлен в виде всадника, а св. Феодор - в сцене поражения копьем змия. Интересно отметить, что в данном случае всадник изображен с короной на голове, олицетворяя самого князя.

К разряду княжеской сфрагистики относятся печати с изобра­жением Вседержителя в сочетании с изображениями на другой сто­роне различных святых - Александра, Андрея, Дмитрия и др. Они составляют значительную группу - известно 58 таких печатей, происходящих от 22 пар матриц. Дать этим печатям персональную атрибуцию помогают аналогичные буллы, сохранившиеся при документах. Например, к договорной грамоте Новгорода с тверским ве­ликим князем Михаилом Ярославичем, составленной в 1307 г., ко­гда он был избран новгородским князем, привешена печать с изо­бражением Вседержителя на одной стороне и архангела Михаила - на другой. Предположив, что она принадлежит князю Михаилу Ярославичу, можно атрибутировать аналогичным образом подобные ей буллы, найденные в земле.

Древнейшим актом, сопровождаемым печатью, является знамени­тая жалованная грамота киевского князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода новгородскому Юрьеву монастырю. Эта грамо­та - единственный русский акт XII в., скрепленный печатью. Она да­тируется временем около 1130 г. Печать этой грамоты представляет собой хрисовул (золотая булла). Название это условно, так как печать изготовлена из двух серебряных и позолоченных пластин, соединен­ных краями и зажимавших пропущенный между ними шнур. Каза­лось бы, принадлежность печати Мстиславу Владимировичу или его сыну не должна вызывать сомнений. На одной стороне печати изо­бражен Иисус Христос, а на другой - воин, поражающий копьем змия. Диаметр печати 30 мм. В.Л. Янин убедительно доказал, что она значительно моложе грамоты и является подложной. Он считает, что печать принадлежала великому князю Ярославу Всеволодовичу (от­цу Александра Невского), несколько раз занимавшему новгородский стол в период между 1215 и 1236 гг., и была приложена к документу в ходе церковной реформы Ивана Грозного, когда осуществлялась час­тичная секуляризация монастырских земель. Рядовой, по сути акт зе­мельного пожалования был скреплен именно хрисовулом для прида­ния ему определенной импозантности, так как хрисовулами на Руси утверждались грамоты особого значения.

Владычные печати. Печати новгородских архиепископов XIII - XV вв. четко разделяются на две группы: именные и аноним­ные. Первые несут на себе изображение Богоматери «Знамение» и строчную надпись на другой стороне:. «Такой-то (указываетcя имя) архиепископ Новгородский», вторые вместо надписи имеют изобра­жение креста в различных вариантах. Как исключение следует рас­сматривать древнейший тип анонимной владычной печати, на ко­торой вместо изображения Богоматери помещена 4-строчная над­пись: «Печать владычня».

В настоящее время известны именные буллы всех новгородских владык, начиная с Далмата (1251—1273) и кончая Симеоном (1416-1421). Остаются пока неизвестными печати следующих за Симео­ном архиепископов - Феодосия (1421 - 1423), который, правда, не был хиротонисан, Евфимия I (1423 - 1429). Евфимия П (1429 - 1458) и последнего владыки периода новгородской самостоятель­ности Феофила (1470 - 1482). Что касается печати владыки Ионы (1459 - 1470), то она принадлежит совершенно к другому сфрагистическому типу: на одной ее стороне изображен сидящий на пре­столе Вседержитель, а на другой - 6-строчная надпись: «Иона пре­освященный архиепископ Великого Новгорода и Пскова». Подоб­ные печати знает владычная сфрагистика Пскова, где буллы Евфимия II, Ионы и Феофила содержат аналогичную надпись, но изображение Вседержителя заменено изображением Троицы, яв­ляющейся традиционной эмблемой Пскова. Некоторые именные владычные буллы сохранились при документах. Например, позо­лоченный аргировул архиепископа Далмата скрепляет договорную грамоту Новгорода с Готским берегом, Любеком и немецкими горо­дами о мире и торговле 1262—1263 гг.

Анонимные владычные печати, на одной стороне которых изо­бражена Богоматерь «Знамение» в полный рост, а на другой - крест различных форм, представлены более чем 100 экземплярами, про­исходящими от более чем 40 матриц. Все эти буллы можно разде­лить на четыре группы. Самыми древними являются редкие печати как бы полуанонимного характера. Изображение Богоматери на них заменено 4-строчной надписью: «Печать владычня». Печати трех других групп различаются изображениями креста. К первой отно­сятся буллы с изображением простого восьмиконечного креста на простом или ступенчатом подножии, ко второй - с изображением креста усложненной формы, концы которого имеют точечные или копьевидные завершения, к третьим - с изображением креста с ору­диями страстей и многочисленными титлами. Эти печати принад­лежали как самому архиепископу, так и его наместникам. Анонимными буллами скреплены акты, различные по своему характеру, - грамоты, касающиеся международных отношений, акты внутреннего характера, частные акты - купчие, данные, духовные.

В разряд новгородской владычной сфрагистики следует включить печати двинских, обонежских, новоторжских и ладожских наместников новгородского владыки, а также буллы владычных на­местников, на которых не указана территория их юрисдикции. Боль­ше всего известно печатей новоторжских наместников (более 20 от 15 пар матриц). На одной стороне этих печатей помещается строчная надпись: «Печать новоторжского наместника», а на другой - изо­бражения святых, тезоименитых новгородским владыкам, представителями которого и являлись владельцы булл. На этих печатях представлены практически все имена архиепископов, начиная с Да­вида (1309 - 1329) и заканчивая Евфимием I (1424 - 1429) или Евфимием II (1429 - 1458). Характерно, что эти буллы найдены в Нов­городе, Торжке, Твери, Ржеве и Москве, т.е. в городах, в сферу инте­ресов которых входили поземельные отношения в Новом Торге.

Печати новгородских посадников, тысяцких и тиунов.После новгородского восстания 1136 г., в результате которого было осуществлено определенное размежевание в выполнении государ­ственных функций между княжеской и республиканской админи­страцией, посадничьи буллы практически выходят из употребления. Правда, в последнее время предпринимаются попытки связать с по­садниками печати с изображением креста и княжеских знаков.

Именных печатей с обозначением должности посадника извест­но сравнительно мало (немногим более 20 булл, содержащих 14 имен). Значительное число из них сохранилось при актах послед­ней трети XIV в. Например, несколько посадничьих печатей скреп­ляют так называемый наказ 1372 г. новгородским послам Юрию и Якиму об условиях заключения мирного договора с тверским вели­ким князем Михаилом Александровичем.

Кроме строчных или круговых надписей, на посадничьих печатях встречаются изображения креста, святого воина на коне или стоя­щего в полный рост с копьем и щитом и птицы.

Печати новгородских тысяцких, на которых указана должность их владельца, подобно аналогичным посадничьим буллам, немно­гочисленны. Их известно 25 экземпляров, на которых указаны 17 имен. 12 печатей тысяцких сохранилось при документах, древ­нейший из которых — договорная грамота Новгорода с Любеком, Готским берегом и Ригой — датируется 1301 г. На большинстве этих печатей помещены только надписи, например на одной стороне — «печать Матфея Фалелевича», а на другой — «тысячкого новгорочкого». Однако известны буллы с изображением святых, архан­гела и птиц.

Тиунские печати Новгорода составляют большую группу — бо­лее 100 экземпляров, происходящих от более чем 50 пар матриц. Они содержат 18 имен; часть имен остаются непрочитанными из-за пло­хой сохранности печатей. Все тиунские буллы содержат в надписи указание на свою принадлежность, называя имя и должность вла­дельца. Изображения на них отсутствуют. Сложность атрибуции этих печатей определяется тем, что все они сохранились в отрыве от документов, а также плохой сохранностью многих экземпляров. В письменных источниках нет сведений о новгородских тиунах, а на печатях указаны только их имена без отчеств. Оформление печатей этой группы исключительно однообразно: на обеих сторо­нах помещены строчные надписи, например: на лицевой стороне — «Еремеева печать», на оборотной стороне — «новгородьского тивуна». В.Л.Янин убедительно сопоставил печати новгородских тиунов с известными только по упоминаниям в документах печатями купеческих старост. Отождествление «старост» и «тиунов» не долж­но вызывать сомнений, так как в различных списках Русской Прав­ды эти термины выступают как синонимы. Тиунские печати появ­ляются в конце XIII в. и существуют до начала XV в.

Печати новгородского Совета господ. Общегосударствен­ные новгородские печати, сохранившиеся как при документах, так и в отрыве от них, представлены различными хронологическими группами. Все эти печати анонимны, а формулы надписей на них таковы: «Печать Всего Новгорода», «Новгородская печать и посаднича», «Новгородская печать», «Печать Великого Новгорода». Печати с надписями первых двух формул очень редки. Каждая груп­па представлена всего двумя экземплярами, причем все они сохранились при документах. Две идентичные печати (свинцовая и позо­лоченный аргировул) с надписью «Печать Всего Новгорода» сохра­нились при уже упоминавшемся документе 1262 - 1263 гг. Буллы с надписью «Новгородская печать и посаднича» сохранились при ак­тах 1371 и 1372 гг.

Самую многочисленную группу составляют печати с надписями «Новгородская печать» и «Печать Великого Новгорода». Таких булл известно более 80 экземпляров, причем большинство (около 60) при­ходится на долю «Печатей Великого Новгорода». Помимо надпи­сей, на этих печатях встречаются изображения Вседержителя, вои­на, всадника, птицы и зверя. При ряде документов сохранились оди­наковые печати; это позволяет заключить, что они использовались посадниками и тысяцкими, и не передавались по наследству при об­новлении степени. Иными словами, если во второй четверти XV в. в Новгороде было одновременно 24 посадника и 6 тысяцких, и каж­дый их них имел свою печать, то применяли ее на практике только лишь избранные на степень. Это отражает принцип организации высших республиканских органов на последнем этапе новгородской независимости, когда должности посадников и тысяцких стали по­жизненными и обновлялись лишь со смертью того или иного из должностных лиц. Персональная атрибуция этих булл возможна только лишь в случаях, когда они сохранились при документах. В.Л. Янин связывает появление этих анонимных печатей с рефор­мой 1416 - 1417 гг., которая увеличила число посадников и тысяц­ких, но ограничила срок занятия степени полугодом. До этого вре­мени посадники и тысяцкие использовали личные печати. Рефор­мы первой четверти XV в. резко подняли авторитет Совета господ как общебоярского органа. Личность посадника или тысяцкого как бы уходит на второй план, а их имена на печатях уступают место имени города.

Новгородские кончанские и монастырские печати. Кро­ме общегосударственных печатей Новгорода, от второй половины XV в. сохранились печати, привешивавшиеся к документам пред­ставителями новгородских концов - основных территориальных единиц города. Известны печати всех пяти новгородских концов. Буллы Людина конца на одной стороне несут лаконичную надпись: «Печать Людина конца», а на другой — изображение светского вои­на с копьем и щитом. На печатях Славенского конца на одной сто­роне помещено изображение простого восьмиконечного креста, окруженное надписью: «Печать Славеньского конца», на другой — по­ясное изображение св. Павла Исповедника и надпись по сторонам: «Павел Исповедникъ». Печати Плотницкого конца представлены двумя незначительно различающимися вариантами. На одной их стороне изображены крест (вариант — крест «со страстями») и кру­говая надпись: «Печать Онтоновская», на другой стороне дано изо­бражение типа «Деисус», сопровождаемое обычными титлами. Печати Загородского конца на одной стороне имеют надпись, ском­понованную в четырех строках: «Святого Николы в Загородьскомъ конци», а на другой - изображение св. Николая Мирликийского в пояс; по сторонам - колончатая надпись «Агнос Никола». Нако­нец, печати Неревского конца известны в двух разновидностях. На одной из сторон помещена 4-строчная надпись: «Печать святого Николы» (вариант — «Печать святого Николы великого конца Не­ревского»), на другой стороне изображен св. Николай Мирликийский (на печатях одного варианта святитель изображен в пояс и по­мещена надпись «Ни-к....», на других, святой изображен в полный рост, а надпись отсутствует). Большинство кончанских печатей со­хранилось при документах, старейший из которых датируется сере­диной XV в.

Эти печати отразили связь кончанской администрации с опре­деленными монастырями. По мнению В. Л. Янина, кончанское пред­ставительство в 70-х гг. XIV в. еще не было выражено какими-то особыми сфрагистическими типами, и буллы представителей кон­цов являлись именными печатями «кончанских старост». Процесс складывания кончанской сфрагистики в XV в. не был завершен, но сращивание мирской администрации с администрацией кончанских монастырей происходило весьма интенсивно.

Большинство монастырских печатей происходит из случайных находок. Известны печати следующих монастырей — Благовещен­ского, Варваринского, Кириллова, Юрьева, Спас-Нередицкого. Спас-Хутынского, Николаевского Вяжищского, а также Спасского монастыря в Русе. На них, как правило, помещено изображение свя­того, отражающее название монастыря, и соответствующие надпи­си. Например, на булле знаменитого Юрьева монастыря на одной стороне помещена 4-строчная надпись: «Печать святого Егорья», а на другой — изображение св. Георгия в полный рост, с копьем и щи­том и надпись «Егорьи».

Все монастырские печати датируются временем не ранее нача­ла XV в.

 



2015-12-07 1022 Обсуждений (0)
ПЕЧАТИ НОВГОРОДСКОЙ И ПСКОВСКОЙ ФЕОДАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИК 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПЕЧАТИ НОВГОРОДСКОЙ И ПСКОВСКОЙ ФЕОДАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИК

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1022)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)