Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


денежно-кредитная политика



2015-12-07 328 Обсуждений (0)
денежно-кредитная политика 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема Центральный банк

Формы организации и функции центрального банка.

Центральные банки в их современном виде существуют сравнительно не-

давно. Первый центральный банк – шведский “Риксбанк” был создан в 1668г.,

в 1694 г. был утвержден Банк Англии.

В настоящее время основными формами организации деятельности цен-

трального банка являются:

- унитарный центральный банк со 100% участием государства в

формировании уставного капитала (Франция, Великобритания,

Германия, Испания);

- акционерное общество с участием государства (Бельгия, Япония)

или без участия государства (США, Италия);

- объединение ассоциативного типа.

В большинстве стран за центральными банками закреплены следующие

функции:

 Регулирующие функции:

- управление совокупным денежным оборотом;

- регулирование денежно-кредитной сферы;

- регулирование спроса и предложения кредита.

Контрольные функции:

- контроль за деятельностью кредитных институтов (лицензирова-

ние, установление нормативов деятельности кредитных учрежде-

ний);

- валютный контроль (курс национальной валюты, условия продажи

и обращения валют и пр.)

Обслуживающие функции:

- организация расчетно-платежных отношений в экономике;

- кредитование банковских учреждений и правительства;

- выполнение роли финансового агента правительства (исполнение

государственного бюджета, осуществление государственных заим-

ствований, управление государственным долгом).

Пассивные операции центрального банка.

Свои функции центральный банк осуществляет через банковские операции

активные и пассивные. Пассивными называют операции, с помощью которых

образуются банковские ресурсы, активными являются операции по размеще-

нию банковских ресурсов.

Пассивные операции центрального банка можно разбить на следующие

группы:

операции по формированию капитала и различного рода резервов. Доля

уставного капитала в общем объеме пассивов невелика и, как правило, не пре-

вышает 5%. Резервные фонды формируются в соответствии с законодательст-

вом;

эмиссионные операции. Выпуск банкнот в обращение является основной

статьей пассива баланса центрального банка и главным источником его

средств. Удельный вес этой операции в общей величине пассивов колеблется в

пределах 40-90%;

депозитные операции (до 40% пассивов) отражают обязательства цен-

трального банка к государственным органам страны (средства министерства

финансов, казначейства), а также к отечественным и иностранным банкам;

привлеченные кредиты. Эти операции отражают кредитование, осущест-

вляемое МВФ (специальные права заимствования в рамках МВФ), иностран-

ными банками (займы международных кредитно-финансовых организаций и

других центральных банков);

прочие пассивы. Отражается чистая прибыль, остающаяся в распоряже-

нии банка и ряд других пассивов.

Активные операции центрального банка.

Основными активными операциями являются:

операции с золотом и иностранной валютой. По данным статьям отража-

ется запас монетарного золота страны и валютные резервы;

учетно-ссудные операциипредставляют собой операции по кредитова-

нию банковских институтов и государства либо посредством переучета вексе-

лей, либо под залог векселей (коммерческих и государственных), государствен-

ных облигаций и других ценных бумаг;

банковские инвестиции представлены операциями по покупке государст-

венных ценных бумаг;

прочие активы представлены кассовой наличностью центрального банка,

его имуществом и другими операциями.

4. Денежно-кредитная политика центрального банка.

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком,

является одним из элементов экономической политики государства и представ-

ляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной

массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других по-

казателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика цен-

трального банка направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кре-

дитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция).

Основными инструментами денежно-кредитного регулирования, наиболее

часто используемыми центральными банками являются:

 установление минимальных резервных требований;

 регулирование официальной учетной ставки;

 рефинансирование коммерческих банков;

 операции на открытом рынке;

 установление лимитов налично-денежной эмиссии (таргетирование).

По форме воздействия на денежно-кредитную систему инструменты де-

нежно кредитной политике подразделяются на прямые и косвенные, по объектам воздействия – воздействующие на предложение денег и спрос на деньги.

Особенности функционирования Центрального Банка России и его

денежно-кредитная политика

Центральный банк Российской федерации – Банк России – возглавляет отечественную кредитно-банковскую систему. Его правовое положение определяется федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. (№65-ФЗ) с последующими дополнениями и изменениями.

Банк России является государственным банком, т.к. его уставной капитал и иное

имущество находится в собственности государства. В то же время он выступает как

юридическое лицо, что позволяет ему совершать действия гражданско-правового характера с российскими и иностранными кредитными организациями, государством в лице Правительства РФ.

Центральный банк (ЦБ) осуществляет свои полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом на праве хозяйственного ведения, т.е. располагает в отношении его ограниченным вещным правом. Свои расходы он покрывает за счет собственных доходов. При этом государство не отвечает по обязательствам ЦБ, а ЦБ – по обязательствам государства.

В связи с тем, что Банк России не регистрируется в налоговых органах, он не является субъектом налогообложения по российскому налоговому законодательству.

Таким образом, Центральный банк РФ имеет двойственную правовую природу.

Банк России подотчетен Государственной Думе – нижней палате российского

парламента. Это означает, что назначение на должность и освобождение от должности

председателя производится Госдумой по представлению Президента РФ. Она также

назначает и освобождает от должности и членов совета директоров. ЦБ обязан представлять

Госдуме отчет за год с аудиторским заключением по результатам проверки, осуществляемой аудиторской фирмой. Она определяется Госдумой, которая также проводит парламентские слушания о деятельности ЦБ.

Поскольку Банк России независим в пределах выполнения своих полномочий,

постольку органы государственной власти на всех уровнях (федеральном, региональном и

местном) не имеют права вмешиваться в его деятельность. В противном случае он

информирует об этом Госдуму и Президента. Больше того, он может обращаться в суды с

исками о признании недействительными правовых актов, изданных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Центральный банк РФ призван осуществлять государственное регулирование

экономикой страны с помощью прежде всего денежно-кредитной политики,

представляющей совокупность мер, направленных на изменение количества денег в

обращении, объема банковских кредитов, процентных ставок, валютного курса, платежного баланса. Следовательно, денежно-кредитная политика направлена на обеспечение стабильности экономического роста, низких темпов инфляции, высокого уровня безработицы и сбалансированности международных расчетов и платежей.

Реализация денежно-кредитной политики осуществляется с помощью механизма

денежно-кредитного регулирования, воздействующего на современную экономику не прямо, а через создание определенных условий функционирования кредитно-финансовых

институтов. В связи с чем национальные особенности кредитно-банковской системы,

специфика ее состояния определяют степень регулирующего слияния ЦБ на ход

экономического развития страны. А это обусловливает выбор конкретных путей и методов денежно-кредитного регулирования, предпочтение тех или иных инструментов денежной политики. На практике это сводится к маневрированию между проблемами по

стимулированию экономического роста (политика «кредитной экспансии», направленная на расширение денежного обращения за счет удешевления кредитных ресурсов) и сдерживанию инфляции (политика «кредитной рестрикции», нацеленная на сужение денежного обращения

путем удорожания кредита).

Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования могут быть самыми

разнообразными, но в целом они условно делятся на две группы: общие, т.е. воздействующие как на операции всех банков, так и на рынок ссудных капиталов в целом; и выборочные (селективные), т.е. направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, банковского) или кредитования отдельных сфер, отраслей экономики, либо предприятий. Инструменты и методы денежно-кредитной политики. Основные инструменты и

методы, которыми может пользоваться Банк России при разработке и реализации

денежно-кредитной политики, определены Законом «О Центральном банке Российской

Федерации (Банке России)». К ним относятся:

- ставки процента по операциям Банка России;

- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные

требования);

- операции на открытом рынке;

- рефинансирование кредитных организаций;

- валютные интервенции;

- установление ориентиров роста денежной массы;

- прямые количественные ограничения;

- эмиссия облигаций от своего имени.

Процентная политика Центрального банка РФ используется для воздействия на

рыночные ставки процента. Банк России может устанавливать одну или несколько ставок процента по различным видам операций или проводить процентную политику без их фиксации. Ставки процента Центрального банка РФ - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции.

Важной особенностью процесса регулирования ставок процента в экономике в

настоящее время является то, что Центральный банк РФ не оказывает непосредственного

воздействия на рыночные ставки процента, в частности на ставки по операциям банков со своими клиентами, которые определяются количеством денег в обращении, эффективностью посреднической деятельности банков, развитием и стабильным функционированием финансовых рынков. Влияние Центрального банка РФ на уровень ставок процента осуществляется в основном посредством регулирования денежного предложения и принятия мер по повышению устойчивости и эффективности банковской системы. В этих условиях ставка рефинансирования Центрального банка РФ является для коммерческих банков лишь ориентиром, отражающим характер проводимой денежно-кредитной политики. Коммерческие банки, заключая кредитные и депозитные договоры, отнюдь не руководствуются ставкой рефинансирования Банка России. Устанавливаемые ими ставки процента по кредитам реально определяются стоимостью привлеченных ресурсов, уровнем прочих расходов банка, уровнем кредитных рисков, планируемой нормой прибыли. Ставки процента Банка России пока не оказывают адекватного влияния на ставку межбанковского рынка, который остается узким из-за сохраняющегося взаимного недоверия банков. Этот же фактор наряду с отсутствием единого рынка межбанковских кредитов и должной конкуренции в банковском секторе ограничивает роль ставки межбанковского рынка (на которую Банк России может оказать прямое влияние, предоставляя банкам кредиты по официальным ставкам) в формировании ставок по депозитам и кредитам для клиентов банков.

Устанавливая официальные ставки по своим операциям, Центральный банк РФ

учитывает динамику ставок процента коммерческих банков, однако величина официальных ставок не обязательно изменяется в соответствии с динамикой рыночных ставок процента. Банк России, воздействуя на их уровень через свои операции, стремится к поддержанию реальных ставок процента на низком положительном уровне, стимулирующем спрос на заемные средства со стороны реального сектора и соответственно экономический рост. Это отражается в динамике официальных ставок Банка России. В 1999 г. действовали установленные в 1998 г. ставки рефинансирования 60 % годовых и по кредитам овернайт -55 %. В июне 1999 г. по решению Совета директоров Банка России ставка рефинансирования была снижена до 55 %, а по кредитам овернайт - до 50 % годовых. Очередное снижение ставки рефинансирования до 45 % было произведено 24 января 2000 г., до 38 % - 7 марта 2000 г., до 33 % - 21 марта 2000 г. В 2001 г. официальная ставка не изменялась, с 9 апреля 2002 г. ее размер составил 23 %, с 7 августа 2002 г. - 21 %. В настоящее время размер ставки рефинансирования установлен на уровне 8 % годовых.

Политику резервных требований Банк России использует как механизм регулирования общей ликвидности банковской системы и для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются для ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

Центральный банк РФ, устанавливая и изменяя нормативы обязательных резервов,

воздействует на объем и структуру привлеченных кредитными организациями ресурсов, а

следовательно, оказывает влияние на их кредитную политику. Уменьшение Центральным

банком РФ норм резервирования позволяет коммерческим банкам шире использовать

сформированные кредитные ресурсы; увеличение ими кредитных вложений ведет к росту

денежной массы, а в условиях спада производства стимулирует инфляционные процессы в

экономике. Если объем денежной массы превышает установленные Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики ориентиры, то

Центральный банк РФ проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения

нормативов обязательных резервов, вынуждая банки сократить объем активных операций.

Механизм обязательного резервирования, заключающийся в депонировании части

привлеченных кредитной организацией средств на отдельном счете в Центральном банке РФ и фактическом их блокировании на этом счете в течение всего периода функционирования банка, позволяет говорить о том, что обязательные резервы выполняют также и функцию страхового резерва. В случае ликвидации кредитной организации они служат источником погашения обязательств по возврату привлеченных денежных средств вкладчиков и кредиторов.

Обязанность выполнения нормативов обязательных резервов кредитными

организациями закреплена в ст. 25 Закона «О банках и банковской деятельности» и

возникает с момента получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих операций. При этом покрытие обязательных резервов различными видами приносящих доход активов не допускается. На обязательные резервы, депонируемые кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются. Согласно ст. 38 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 % обязательств кредитной организации, быть единовременно изменены более чем на пять пунктов, при этом они могут дифференцироваться для различных кредитных организаций.

Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования устанавливаются Советом директоров

Банка России и периодически пересматриваются в соответствии с целями проводимой денежно-кредитной политики. С января 2000 г. действуют следующие нормативы обязательных резервов:

- по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и привлеченным

средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - 10 %;

- по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты), в

валюте РФ - 7 %.

В течение 2000 - 2002 гг. Банк России не прибегал к изменению норм обязательных резервов.

Необходимо отметить, что порядок обязательного резервирования постоянно

совершенствуется. Так, предполагается уточнить перечень резервируемых счетов, период

расчета обязательных резервов, унифицировать сроки представления расчета регулирования обязательных резервов и сроки проведения перерасчетов по ним и т. д. В стадии обсуждения находится вопрос о возможности перехода к механизму депонирования обязательных резервов на корреспондентском счете кредитной организации, подобно тому, как это происходит во многих развитых странах.

Операции на открытом рынке - это операции по купле-продаже Банком России

государственных облигаций, казначейских векселей и прочих государственных ценных

бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной

сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров Банка

России. Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, Центральный банк РФ

высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования. При продаже

ценных бумаг, наоборот, происходит сокращение свободных резервов банковской системы и уменьшается ее потенциал для кредитования экономики.

Для практики проведения Центральным банком РФ операций на открытом рынке

важно определить список ценных бумаг, операции с которыми позволят достичь

поставленных целей. Эти бумаги должны соответствовать трем основным критериям:

- низкий кредитный риск, позволяющий Центральному банку РФ поддерживать

принимаемый на себя размер риска на допустимом уровне без использования залога и иных методов его снижения;

- высокая ликвидность, при которой даже значительные по объемам операции

Центрального банка РФ с отдельно взятым видом ценных бумаг не могут стать источником ощутимого колебания их котировок. Высокая ликвидность предполагает как значительный объем находящихся в обращении ценных бумаг, так и широкий круг их владельцев;

- обращение на организованном рынке. Последний обеспечивает высокоэффективную систему контроля и подавления рисков, возникающих в процессе заключения сделок, а также систему допуска участников на рынок. Основными видами рисков в ходе заключения сделок с ценными бумагами являются кредитный (или риск контрагента) и операционный. Контроль и подавление первого вида риска на организованном рынке реализуется путем внедрения системы поставки против платежа (ППП), а второго - проработкой и регламентацией соответствующих операционных процедур. Участниками организованного рынка могут быть лишь организации, получившие соответствующую лицензию и являющиеся в силу этого объектом контроля, что наряду с высокой ликвидностью рынка предотвращает манипулирование ценами.

Банк России использует в настоящее время для операций на открытом рынке

исключительно государственные ценные бумаги - ГКО и ОФЗ. В некоторых западных

странах для операций на открытом рынке используются наряду с государственными и

высококлассные корпоративные ценные бумаги.

Операции на открытом рынке подразделяются на операции купли-продажи и с

обратным выкупом (сделки РЕПО). Сделка РЕПО состоит из двух частей: в первой части

одна сторона продает другой стороне ценные бумаги и одновременно берет на себя

обязательства выкупить их в определенный срок (либо по требованию второй стороны), во второй части происходит обратная покупка ценных бумаг по цене, отличной от цены

первоначальной продажи. Разница между ценами и представляет тот доход, который

получает покупатель ценных бумаг по первой части РЕПО (продавец денежных средств).

Юридически договор между участниками сделки РЕПО является особым видом договора купли-продажи, в котором стороны поочередно являются продавцами и покупателями.

Преимущества РЕПО по сравнению с другими инструментами денежно-кредитной

политики заключаются в том, что они, во-первых, обеспечивают финансовую систему

ликвидностью на некоторый срок, по истечении которого нет необходимости вновь

выходить на рынок, чтобы изъять из обращения избыточную денежную массу; во-вторых,

ценные бумаги, выступающие в качестве объекта сделки, не выходят из оборота, а

продолжают в нем участвовать. Мировой опыт показывает, что операции РЕПО являются

наиболее действенным инструментом достижения оперативных целей денежно-кредитной

политики.

В настоящее время использование Банком России операций на открытом рынке

ограничено негибкостью действующей нормативно-правовой базы и дефицитом

необходимых инструментов в распоряжении Банка России, поскольку объем облигаций с

рыночными характеристиками в его портфеле остается незначительным. Это препятствует

проведению прямых операций на рынке и ограничивает спектр инструментов, используемых им для регулирования ликвидности.

Под рефинансированием коммерческих банков понимается кредитование Банком России кредитных организаций, в том числе учет и переучет векселей. Банк России предоставляет кредиты коммерческим банкам для пополнения их ликвидности и расширения ресурсной базы. В настоящее время Банк России предоставляет банкам, заключившим

Генеральный кредитный договор, при условии предварительной блокировки ценных бумаг на разделе «Блокировано Банком России» счета Депо банка в уполномоченном Депозитарии, следующие виды обеспеченных кредитов: внутридневные, овернайт, ломбардные.

Обеспечением данных кредитов являются государственные ценные бумаги, включенные в

Ломбардный список Банка России.

Внутридневные кредиты и овернайт служат обеспечению бесперебойного

осуществления расчетов. При этом необходимо отметить, что доступ банков к этим кредитам

Банка России носит весьма ограниченный характер. Они могут быть предоставлены только банкам Московского региона, Санкт-Петербурга, Новосибирской и Свердловской областей.

Составной частью проводимой Банком России политики рефинансирования являются его депозитные операции с кредитными организациями. Цель этих операций - изъятие излишней ликвидности банковской системы путем привлечения на депозитные счета в Банке

России свободных денежных средств кредитных организаций. Банк России проводит депозитные операции с использованием следующих механизмов:

- проведения депозитных аукционов;

- проведения депозитных операций по фиксированной ставке процента;

- приема в депозит средств банков, заключивших с Банком России Генеральное

соглашение о проведении депозитных операций в валюте РФ с использованием системы

«Рейтерс-дилинг»;

- приема в депозит средств банков на основе отдельного соглашения, определяющего условия депозита.

Банк России оставляет за собой право выбирать банки-контрагенты, с которыми он

осуществляет депозитные операции, а также приостанавливает действие Генерального

соглашения на неопределенный срок без предварительного уведомления последнего (по

причинам невыполнения банком обязательных резервных требований Банка России, при

наличии просроченной задолженности по кредитам Банка России и (или) по другим

причинам). Дата и способ проведения депозитных аукционов и проведение депозитных операций по фиксированной ставке процента определяется Банком России. Депозитные аукционы проводятся Банком России в Москве как процентный конкурс договоров-заявок банков.

Основные условия размещения банком денежных средств в депозит оформляются

двухсторонним договором-заявкой. Проценты по депозитам начисляются по формуле

простых процентов за период фактического срока привлечения средств исходя из количества календарных дней в году. Досрочное изъятие банком средств и пролонгация депозитов не допускаются.

При проведении Банком России депозитной операции по фиксированной ставке

процента банки направляют в уполномоченные учреждения Банка России соответствующие договора-заявки. При принятии решения о проведении депозитного аукциона (депозитной операции по фиксированной ставке процента) Банк России публикует официальное сообщение в Вестнике Банка России, в котором указываются основные условия проводимых операций.

Аукционы могут проводиться по американскому (по предложенным банками ставкам) и голландскому (по ставке отсечения) способам. Проведение Банком России депозитных операций с использованием системы «Рейтерс-дилинг» осуществляется на следующих стандартных условиях: «Овернайт», «Томнекст», «1 неделя», «2 недели» и других стандартных условиях, объявленных Банком России. Факт заключения Банком России и банком-контрагентом депозитной сделки по системе «Рейтерс-дилинг» подтверждается документарным подтверждением переговоров. В нем указываются основные условия заключения сделки: сумма депозита; ставка процента по депозиту (в процентах годовых), стандартное условие, на котором заключена депозитная сделка; дата и время ее заключения; дата размещения денежных средств банка в депозит, открываемый в Банке России; дата возврата суммы депозита и уплаты процентов на корреспондентский счет банка, отрытый в подразделении расчетной сети Банка России; реквизиты корреспондентского счета банка; реквизиты депозитного счета, открытого банку в Банке России.

Депозитные операции по привлечению средств банков на счета в Банке России

являются наряду с валютными интервенциями главным инструментом контроля над

денежными показателями. Банк России использует депозитные операции для регулирования не только краткосрочной ликвидности банков, но и их ликвидности в среднесрочной перспективе. Они являются средством абсорбирования ликвидности банковской системы. В 2002 г. генеральные соглашения о проведении депозитных операций через систему «Рейтерс-дилинг» были заключены со 165 банками 9 регионов России. Депозиты привлекались на срок от одного дня до трех месяцев по фиксированным ставкам, а также на условиях «до востребования», что позволило Банку России воздействовать на общий уровень ликвидности банковской системы. Уровень ставок процента по депозитным операциям Банка России колебался от 0,6 до 14,5 % годовых. В последующие годы предполагается расширить круг банков - участников депозитных операций путем снижения установленных лимитов привлечения средств в депозиты, подключения к системе «Рейтерс-дилинг» региональных банков, а также путем проведения депозитных операций с банками всех регионов РФ.

Валютные интервенции - это операции Банка России по покупке-продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынках для воздействия на курс рубля и суммарный спрос и предложение денег. Осуществление интервенций на валютном рынке может преследовать различные цели, в том числе: удержание курса на заданном уровне (в диапазоне), сглаживание его резких колебаний, обеспечение требуемой динамики курса, пополнение валютных резервов Банка России. В настоящее время валютные интервенции используются Банком России как инструмент контроля за денежными показателями. Приток (или отток) ликвидности банковской системы за счет интервенций на валютном рынке напрямую зависит от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и его нельзя полностью нивелировать только за счет курсовой политики.

Для реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, которые подлежат размещению и обращению среди кредитных организаций. При этом предельный размер общей номинальной стоимостиоблигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске облигаций, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой этих резервов, определенной исходя из действующего норматива резервирования.

Имеющийся опыт эмиссии облигаций Банка России (ОБР) продемонстрировал

невозможность оперативно воздействовать на уровень банковской ликвидности с помощью этого инструмента, поскольку существующий порядок эмиссии и обращения ОБР устанавливает слишком большой временной лаг между принятием Банком России решения и проведением операции. Поэтому в настоящее время (с 2002 г.) операции по выпуску Банком России собственных облигаций не проводятся.

Исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной

политики, Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких

показателей денежной массы. В настоящее время, как было изложено выше, Банк России в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики использует денежный агрегат М2. Этот показатель служит монетарным индикатором, который с определенным краткосрочным временным лагом оказывает влияние на инфляцию. Но с учетом отмеченного нами ослабления статистической зависимости между темпами роста денежной массы и индексом цен Банк России в то же время считает возможным выход за границы расчетных параметров роста денежного агрегата М2. Это означает, что отклонения фактического увеличения объема денежной массы от прогнозных количественных ориентиров в коротком периоде не влечет за собой немедленной автоматической корректировки денежной политики.

Прямые количественные ограничения могут применяться Банком России в

исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной

политики после консультаций с Правительством РФ. Они представляют собой

административные методы, к которым относятся:

- установление кредитным организациям лимитов на предоставление кредитов и

привлечение средств, определение видов обеспечения активных операций банков,

ограничения на осуществление кредитными организациями отдельных банковских операций;

- введение предельных размеров ставок процента по предоставляемым банками

кредитам, определение размера комиссионного вознаграждения и тарифов за оказание

отдельных видов банковских услуг. Эта мера практиковалась Центральным банком РФ в

1991 г., когда для коммерческих банков была установлена предельная ставка по выдаваемым ими кредитам в размере 25 % годовых;

- установление фиксированного соотношения ставок процента коммерческих банков и официальных ставок, прямое ограничение размера кредитной маржи (разницы между ценой приобретения ресурсов и их последующей перепродажи в виде кредита или разницы между средними ставками процента по активным и пассивным операциям банков). Так, при предоставлении Банком России централизованных кредитных ресурсов коммерческим банкам (до февраля 1994 г.) устанавливался предельный размер маржи, которая независимо от роста ставки рефинансирования должна была составлять три процентных пункта.

В настоящее время Банком России прямые количественные ограничения не

применяются.

Принятие текущих решений в области денежно-кредитной политики о величине резервных требований, изменении ставок процента Банка России, определении лимитов

операций на открытом рынке, условий и порядка предоставления кредитов и других входит в компетенцию Совета директоров Банка России.

Валютная политика. В рамках своей компетенции, определенной законами «О

Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О валютном регулировании и валютном контроле», Банк России совместно с Правительством РФ определяют текущую политику государства в области обменного курса национальной валюты - курсовую политику. Валютная политика предполагает также управление валютными резервами.

Конкретные направления валютной политики, как одного из основных инструментов денежно-кредитного регулирования, Банк России вырабатывает в результате анализа множества экономических параметров как текущих, так и прогнозируемых. Важнейшими из них являются состояние платежного баланса страны, внутренняя денежно-кредитная политика, система валютного регулирования. Кроме того, существенным фактором, влияющим на выбор Банком России валютной политики, являются международные обязательства в отношении конверсии национальной валюты, принимаемые на себя РФ перед международными организациями (в частности перед Международным валютным фондом). В ходе разработки валютной политики государства Банк России решает две задачи:

выбор оптимального режима обменного курса и определение экономически обоснованного его уровня.

Задача Центрального банка РФ заключается в определении и поддержании того

значения курса национальной валюты, которое в данный момент в наибольшей степени

отвечает текущим целям экономической политики государства. При этом фактором,

ограничивающим возможности достижения (удержания) определенного уровня валютного

курса, является текущий размер золотовалютных резервов Центрального банка РФ и степень их ликвидности. Для обеспечения экономически обоснованной динамики валютного курса рубля с 1998 г. Банк России отказался от политики фиксированного курса и перешел к режиму плавающего валютного курса.

Использование последнего объективно обусловлено высокой степенью зависимости российской экономики от внешних факторов конъюнктурного характера и складывающейся нестабильной ситуации на мировых товарных и финансовых рынках. Уровень накопленных международных резервов и состояние платежного баланса позволяют эффективно контролировать соответствие динамики валютного курса рубля состоянию фундаментальных экономических факторов. Динамика обменного курса является одним из важнейших механизмов, позволяющих отечественной экономике адаптироваться к изменяющимся внешним условиям.

Для воздействия на динамику валютного курса Банк России использует широкий

арсенал методов, которые условно можно подразделить на две группы.

1. Рыночные методы - проведение операций по покупке-продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынках (валютные интервенции) для воздействия на курс рубля.

2. Административные методы - применение мер, основанных на принуждении

участников рынка к действиям, направленным на изменение спроса и предложения

иностранной валюты на рынке. К ним относятся:

- меры в области валютного регулирования (установление норм и сроков репатриации,

а также обязательной продажи валютной выручки, прямое и косвенное ограничение доступа к покупке иностранной валюты для различных категорий);

- лимитирование - установление количественных (абсолютных либо относительных) ограничений для субъектов рынка (прежде всего уполномоченных банков) на величину возможной покупки (продажи) иностранной валюты. Наиболее характерным ограничением такого рода является установление для уполномоченных банков лимитов открытой валютной позиции, которые помимо основной функции - регулирования валютного риска - несут в себе значительные возможности по воздействию на валютный рынок. В зависимости от стоящих задач в области курсовой политики Банк России



2015-12-07 328 Обсуждений (0)
денежно-кредитная политика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: денежно-кредитная политика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (328)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)