Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методология оценки и анализа экологического риска



2015-12-07 2910 Обсуждений (0)
Методология оценки и анализа экологического риска 0.00 из 5.00 0 оценок




Оценка экологического риска является необходимым услови­ем определения состояния окружающей среды и формирования по­литики управления риском. Методология такой оценки включает в себя следующие основные этапы:

- определение источников и факторов опасности;

- анализ экосистемы, подверженной риску;

- выявление возможных экологических эффектов;

- выбор значимой меры ответа, используемой в качестве ин­декса влияния на организм или экосистему в целом;

- выбор концептуальной модели риска, в рамках которой ана­лизируются исходные данные;

- оценка надежности данных, проверка точности модели;

- анализ ситуации, включающий характеристику условий и уровней воздействия и характеристику экологических эффектов;

- анализ экологических ответов с установлением профилей доза - ответ;

- проверка надежности используемых данных;

- характеристика экологического риска, включающая интег­рирование предыдущей информации с определением коэффициен­тов риска, описание риска, интерпретацию значимости экологических эффектов, передачу информации по характеристике риска с анали­зом неопределенностей для разработки управленческих решений.

Методология анализа риска начала развиваться в мире более 30 лет назад применительно к объектам ядерной энергетики, ракет­но-космической техники и объектам химической промышленности. За это время разработаны математические модели и расчетные про­граммы для численного моделирования процессов распространения различных веществ в атмосфере и водных средах. Накоплен опреде­ленный опыт по оценке поведения в экосистемах различных клас­сов загрязнителей, аккумуляции и воздействия на здоровье человека. Но как научное направление методология оценки риска находится пока в стадии становления.

Такая ситуация связана с экстенсивным путем экономическо­го развития в нашей стране и во всем мире, который предполагает приоритет экономических целей над анализом экологических послед­ствий. Этот приоритет заложен в основу концепции экологической безопасности населения. Согласно этой концепции оцениваемое воз­действие на природу и на здоровье населения потенциально опас­ных объектов закрепляется в регламентирующих документах. Такой подход условно называют «от источника опасности». В этом случае главным элементом в процедуре анализа безопасности является ис­точник опасности, а второстепенным — человек и природная среда.

Существует также альтернативный подход к проблеме безо­пасности и методологии оценки риска. Его условно можно назвать «от объекта безопасности». В данном случае на первое место ста­вятся человек и природа. При этом для источника воздействия уста­навливаются допустимые пределы техногенных воздействий, в рам­ках которых возможно само существование потенциально опасного объекта. Такая схема позволяет отойти от принципа антропоцент­ризма, согласно которому: защищен человек - защищена природа. В соответствии с этим принципом многие годы природные объекты вообще не рассматривались, и единственным объектом для анализа являлся человек. Такой подход привел к катастрофической экологи­ческой ситуации во многих регионах страны.

Существует и другое утверждение: защищена природа - за­щищен человек. Но, несмотря на наличие определенных оснований для его утверждения, до сих пор нет достаточных доказательств его правоты.

Таким образом, методология анализа риска подвергается по­стоянному совершенствованию, поскольку построение унифи­цированной методологии представляет собой сложную социально-экономическую проблему. Ее решение определяется характером взаимодействия экономических, социальных, экологических и де­мографических факторов, характеризующих развитие того или иного общества.

Традиционная методология процедуры анализа риска техно­генного воздействия на человека и окружающую среду состоит из трех компонентов.

- В рамках схемы (рис. 9) оценка риска включает, как правило, анализ риска источника опасности и измерение этой опасности по уровню последствий воздействия на человека и окружающую среду.

Приведенная схема достаточно тщательно разработана и ши­роко применяется в практике проведения анализа риска. Однако она не является совершенной с точки зрения обеспечения гарантирован­ной безопасности человеку и окружающей природной среде. Для ее оптимизации необходимо иметь мощные базы данных, обобщающих накопленную информацию о возможных сценариях поведения рас­сматриваемой системы при различных условиях, о механизмах рас­пространения, попадания в организм человека и воздействия на него биологически опасных веществ и соединений, об экономической эффективности мероприятий по снижению риска. Поэтому в мето­дологию анализа риска должны входить три группы расчетных ме­тодов и программ с необходимыми базами данных:

1) методы и программы для вероятностной оценки путей воз­никновения и процессов развития нежелательных событий (напри­мер, аварий, стихийных бедствий и катастроф);

2) методы и программы, описывающие последствия нежела­тельных событий, например, выход, поведение и распространение в окружающей среде опасных веществ и механизмы поражения эти­ми веществами организма человека;

3) методы и расчетные программы оценки экономического ущерба и оптимизации расходования средств на предотвращение или уменьшение последствий нежелательных событий.

Методология анализа экологического риска является основой для проведения количественных оценок. Она позволяет:

- сопоставлять альтернативные проекты объектов и систем;

- выявлять факторы, играющие существенную роль в обеспе­чении безопасности конкретного объекта или источника опасности;

- определять оптимальную структуру затрат для управления величиной риска и уменьшения опасности до приемлемого уровня в социальной, экономической и экологической сферах;

- воздействовать на общественное мнение, ориентируя его на объективные, а не на эмоциональные или популистские оценки.

Особенностью методологии оценки риска является функцио­нальное разграничение этапа исследований и этапа управления рис­ком. Их связывает третий элемент - информирование о риске всех заинтересованных лиц. Все три элемента анализа риска взаимосвя­заны между собой, и только их совокупность позволяет не только выявить существующие проблемы и разработать пути их решения, но и создать условия для практической реализации этих решений.

Взаимосвязь между всеми элементами анализа риска обеспе­чивается правильным учетом закономерностей восприятия риска раз­личными специалистами, лицами, принимающими, реализующими и контролирующими управленческие решения, представителями прессы, общественных организаций и различными группами насе­ления. Поведенческое восприятие риска больше основывается на субъективной оценке, чем на объективной. Это связано с тем, что восприятие и последующая оценка базируется на индивидуальном опыте, общественных ценностях и личностных качествах. Пока риск не осознан и не принят в расчет, человек не способен реагировать на него независимо от того, насколько серьезна опасность. Поэтому по­знавательный процесс, ведущий к принятию риска, является процеду­рой обработки и оценки информации, имеющейся у каждого человека.

В методологии оценки риска существует проблема соотноше­ния между оценкой риска и предосторожностью. Термин «предос­торожность» используется для описания потенциальных действий по управлению риском в ситуации недостаточности или отсутствия объективных научных данных о вредном влиянии изучаемого фактора.

Принцип предосторожности основан на таких постулатах, как «не навреди» или «лучше излишняя безопасность, чем ошибка». Но их использование не всегда может быть разумным. Например,

немедленный отказ от хлорирования водопроводной воды, основан­ный на научных данных о канцерогенной опасности образующихся при хлорировании тригалометанов, может привести к еще более тяж­ким последствиям. По статистике хлорирование воды вызывает ра­ковые заболевания у 40000 человек в год, тогда как недостаточное хлорирование или отсутствие хлорирования приводит к ежегодному заболеванию около 500 млн. человек инфекционными заболевания­ми, передающимися через воду.

Неразумное использование принципа предосторожности способно приводить к большим, неоправданным экономическим зат­ратам при отсутствии явных выгод для здоровья населения. Уста­новлено, что быстрые действия, основанные на неполной оценке риска, приводят к его снижению только на 8%. Последующие, бо­лее углубленные исследования обычно выявляют необходимость гораздо большего числа мероприятий, которые следовало бы прово­дить в отношении оцененных источников риска. Поэтому важней­шими принципами анализа риска являются: системность, научная обоснованность, прозрачность и открытость, концентрация внима­ния на приоритетах.

В оценке экологического риска возможны два пути: определе­ние вероятностных характеристик экологической опасности теоре­тическим путем с помощью формул либо на основе обработки данных экологического мониторинга или статистических данных по результатам медико-экологических обследований.

Как теоретические расчеты, так и оценки, основывающиеся на статистическом материале, проводятся по схеме «доза-эффект». Под дозой понимается количественная мера вредного воздействия на организм. Под эффектом - патологические и иные последствия этого воздействия.

Аналитическим инструментом в методологии оценки эколо­гического риска при принятии хозяйственных решений является эко­логическая экспертиза.

 

Лекция № 11



2015-12-07 2910 Обсуждений (0)
Методология оценки и анализа экологического риска 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методология оценки и анализа экологического риска

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2910)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.043 сек.)