Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задания и порядок работы. I. План полевых наблюдений по теме «Явления листопада»



2015-12-07 1309 Обсуждений (0)
Задания и порядок работы. I. План полевых наблюдений по теме «Явления листопада» 0.00 из 5.00 0 оценок




I. План полевых наблюдений по теме «Явления листопада»

1. Зафиксировать начало осеннего расцвечивания листьев. Отмечают в день появления в кроне первых целиком окрашенных в осенние тона листьев.

2. Отметить полное расцвечивание листьев. Отмечают дату, когда у наблюдаемых растений все листья пожелтели. В полевых дневниках сделать описание: а) у каких растений листья приобретают желтые, оранжевые, малиновые тона? Обнаружены ли виды растений одновременно с желтыми и малиновыми листьями?

б) каковы причины изменения окраски листьев? в) какие пигменты обуславливают тот или иной цвет осенних листьев? г) проследить последовательность изменения окраски листьев в пределах кроны и побега, в пределах пластинки листа, объяснить причины.

3. Отметить даты начала и конца листопада. Окончанием листопада считают, когда все находящиеся под наблюдением растения данного вида полностью освободились от листвы.

4. Сравнить, как отрываются листья от стебля у вечнозеленых (ель и сосна) и листопадных растений. Чем обуславливается легкое отделение черешка от стебля побега листопадных растений? Какие особенности нашего климата выработали в процессе эволюции у большинства растений осенний листопад? В чем его биологическое значение?

5. Во время экскурсии при помощи лупы рассмотреть поверхность отрыва листа на побеге – листовой рубец. Установить наличие листовых следов. В дневнике наблюдений отметить, остается ли обнаженным листовой рубец на зиму. Объяснить причину, почему?

6. Выделить: а) вечнозеленые растения;

б) летнее-зимнезеленые травянистые растения.

7. Собрать коллекцию листьев осенней окраски наиболее широко распространенных деревьев и кустарников, сделать из них гербарий.

II. План полевых наблюдений по теме «Жизненные формы растений»

I. Фанерофиты (деревья и кустарники). 1) Установить специфические признаки каждого дерева или кустарника (встречающегося по ходу маршрута экскурсии), по которым можно определить эти виды: а) листопадное или вечнозеленое; б) окраска листьев; в) характер нарастания и ветвления; г) форма кроны; д) расположение почек, их форма и окраска; ;) характер поверхности корки ствола (гладкая, чешуйчатая и т. д.); з) цвет, форма и расположение чечевичек.

2) Измерить на какой высоте от поверхности почвы перезимовывают почки возобновления фанерофитов.

II. Хамефиты (кустарники). 1) Измерить на каждой высоте от поверхности почвы перезимовывают почки возобновления хамефитов;

2) Сделать описание: какие из видов хамефитов обнаружены, в каком состоянии их листья и почки? Чем это обусловлено?

III. Гемикриптофиты (травянистые растения). Изучение проводить на использованной площадке, или, если в этом есть необходимость, на новой.

1) Сделать морфологическое описание видов этой жизненной формы.

2) Осторожно раздвинув старые отмершие листья у поверхности почвы, найти почки возобновления и описать их. Каждый вы-

Вод можно сделать на основании наблюдений.

2) Сделать вывод о значении лесной подстилки для перезимовывания гемикриптофитов;

3) Отметить, у каких растений этой жизненной формы листья сохраняются зелеными зимой? Какое это имеет значение?

4) Найти среди этой ЖФР столонообразующие растения.

5) Найти землянику лесную, купену лекарственную, ландыш, копытень, пролесник, папоротник – щитовник мужской и др.: а) по каким признакам можно установить, что это многолетние растения? б) чем они отличаются по характеру подготовки к зиме от деревьев и кустарников? в) какие из перечисленных растений можно отнести к группе вечнозеленых, летнее-зимнезеленых и какие к группе летнезеленых, почему? Каково значение зимнезеленности для многолетних лесных трав?

6) Исследуйте при помощи лупы поверхность стебля побега дерева, кустарника, кустарничка и травянистого растения. чем они отличаются? Какое это имеет значение для перезимовки указанных растений? У всех ли трав сохраняется на зиму прямостоячий побег? Почему у многолетних травянистых растений отмирает полностью или часть надземного побега?

7) При необходимости можно выкопать некоторые растения для лабораторного анализа.

IY. Криптофиты - геофиты. 1) На площадке осторожно разгрести подстилку и найти корневища купены, ландыша, сныти и др. определить какой тип корневища у исследуемых растений по длине междоузлий (метамеров), по способу нарастания, по характеру формирования.

Y. Терофиты. 1) Найдите растения этой жизненной формы, какие приспособления для перезимовки имеют растения этой группы?

2) В каком виде уходят под снег однолетние растения?

3) Изучите, какие виды плодов образуют растения этой жизненной формы.

4) Отметить осеннецветущие растения: а) количество видов (цветущих) на лугу, в лесу, в поле, в парках и садах; б) обилие цветущих растений; в) составить список и собрать коллекцию (гербарий) цветущих растений.

II.

III. План полевых наблюдений по теме «Плоды и семена и их приспособления к расселению»

2) Наблюдать начало созревания плодов у деревьев и кустарников. Отмечают по окрашиванию плода в характерный для него цвет (у 2-3 особей наблюдаемого вида).

3) Установить начало и конец опадения (диссеминации плодов и семян у древесных и кустарниковых форм.

4) На осенней экскурсии собрать коллекцию плодов и семян растений различных жизненных форм, отметить тип плода, способ вскрывания и распространения и соответствующие приспособления к нему.

 

Контрольные вопросы к осенней экскурсии

1. Каковы причины пожелтения листьев осенью?

2. Чем обусловлена различная окраска листьев осенью? Приведите примеры.

3. Почему участки листа вблизи жилок дольше остаются зелеными?

4. В чем биологическое значение листопада?

5. Каково значение листопада в жизни фитоценоза?

6. Как защищены от зимнего иссушения и охлаждения хвойные и другие вечнозеленые растения?

7. Как можно установить завершение роста побега? Какое это имеет значение для растений при подготовке к зиме?

8. Какие запасные вещества накапливаются в зимующих органах?

9. Чем отличаются летнезеленые, летнее-зимнезеленые и вечнозеленые растения?

10. Каково значение опробковения и одревеснения открыто зимующих побегов деревьев и кустарников?

11. На какие группы можно разделить растения по сформированности побега будущего года в почках возобновления?

 

Список использованной литературы

 

Андронов Н. М. Определитель древесных растений по побегам и почкам. – Л.:ЛГУ, 1970.

Алексеев Г. А., Лекарственные растения на территории Чувашии. – Чебоксары: Чувашгиз, 1975. - 230 с.

Алексеев Ю. Е., Вехов В. Н. и др. Травянистые растения СССР. Т. 1. – М.: Мысль, 1971.

Алексеев Ю. Е., Вехов В. Н. и др. Травянистые растения СССР. Т. П. – М.: Мысль, 1971.

Алехин В. В. Растительность СССР в основных зонах. – М.: Сов. наука, 1951. –213 с.

Андреев Н. Г. Луговодство. –М.: Колос, 1975. – 400 с.

Беляева Л. Т. Ботанические экскурсии в природу. М.: Учпедгиз, 1958. – 243 с.

Благовещенский В. В., Орлова Е. В. Сбор и гербаризация растений. – Ульяновск: УГПИ, 1972 – 41 c.

Воронов А. Г. Геоботаника. – М.:Высшая школа, 1973. – 383 с.

Воронов Н. П. Они нуждаются в защите. 3-е изд. доп. – Чебоксары, Чувашгиз, 1990. - 168 с.

Васильева А. Е., Воронин Н. С., Еленевский А. Г., Серебрякова Т. И. Анатомия и морфология растений. – М.: Просвещение, 1988. - 478 с.

Верзилин Н. Н., Верзилин Н. М. Биосфера, ее настоящее, прошлое и будущее. – М.: Просвещение, 1976. – 223 с.

Викторов Д. П. Краткий словарь ботанических терминов. – М.-Л.: Наука, 1964. – 177 с.

Воронихин Н. Н. Растительный мир континентальных водоемов. – М.-Л.: АН СССР, 1953. – 410 с.

Гарибова Л. В., Дундин Ю. К., Коптяева Т. Ф., Филин В. Р. Водоросли, лишайники и мохообразные СССР. – М.: Мысль, 1978. – 365 с.

Генкель П. А., Ситникова О. А. Опыты по изучению зимнего покоя у растений //Естествознание в школе – 1953. - № 6. – С. 65-70.

Голлербах М. М. Споровые растения как объект школьных экскурсий. – Л.: Просвещение, 1945. - 67 с.

Гуленкова М. А., Красникова А. А. Летняя полевая практика по ботанике – М.: Просвещение, 1986. - 175 с.

Гордеева Т. Н. и др. Летняя полевая практика по ботанике. –Л.: Просвещение, 1954. - 191 с.

Горышина Т. К. Экология растений. – М.: Высшая школа, 1979. – 368 с.

Губанов И. А., Новиков В. С., Тихомиров В. Н. Определитель высших растений средней полосы европейской части СССР. – М., Мысль, 1981. - 287 с.

Диагнозы и ключи состояний луговых растений. Методические разработки для студентов биологических специальностей. – М.: МГПИ, 1983. – 79 с.

Диагнозы и ключи возрастных состояний лесных растений – эфемероидов. Методические разработки для студентов биологических специальностей. – М.: МГПИ, 1987. – 98 с.

Ефимов М. А. Деревья и кустарники зимой. – М.: Учпедгиз, 1954. - с.

Еленевский А. Г., Соловьева М. П., Тихомиров В. Н. Ботаника высших, или наземных растений. – М.: Академия, 2000. – 432 с.

Жудова П. П. Ботанические экскурсии в Чашково. – М.: МГУ, 1963. - с.

Жизни растений. 1 – 6 т. Под ред. Проф. Ф. Ф. Федорова, - М.-Л.: Наука, 1978 – 81.

Игнатьев Б. В. Наблюдения над жизнью растений в природе. – М.: Учпедгиз, 1951. - с.

Кожевников А. В. Весна и осень в жизни растений. – М.: МОИП, 1950. - 237 с.

Кожевников А. В. О перезимовке и ритме развития весенних растений липового леса // Бюлл. МОИП. Отд. Биол., - 1931. – Т. 36, вып. 1- 2.

Кемп П., Арме К. Введение в биологию. Пер. с англ. – М.: Мир, 1988.- 671 с.

Колпиков М. В. Лесоводство с дендрологией. – М.: Гослесбумиздат, 1954. - с.

Кристоф Нидон и др. Растения и животные. Руководство для натуралиста. Перевод с нем. – М.: Мир, 1991. – 260 с.

Куданова З. М. Определитель высших растений Чувашской АССР. – Чебоксары, Чуашкнигоиздат, 1965. - 345 с.

Лавренев В. К., Лавренева Г. В. Полная энциклопедия лекарственных растений. Т.1. / Спб.: «Издательский дом «Нева»»; – М.: «ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – 736 с.

Лавренев В. К., Лавренева Г. В. Полная энциклопедия лекарственных растений. Т. П. / Спб.: «Издательский дом «Нева»»; – М.: «ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – 816 с.

Ларин И. В. И др. Луговодство и пастбищное хозяйство. Л.: Колос, 1975. – 528 с.

Лебедев В. П. Осенняя ботаническая экскурсия // Биология в школе. – 1977. - №4.

Левина Р. Е. Морфология и экология плодов. – Л.: Наука, 1987. – 160 с.

Лесные травянистые растения. Биология и охрана: Справочник / Алексеев Ю. Е., Вахрамеева М. Г., Денисова Л. В., Никитина С. В. – М: Агропромиздат, 1988. – 223 с.

Луговые травянистые растения. Биология и охрана: Справочник / Губанов И. А., Киселева К. В., Новиков В. С., Тихомирова В.Н. – М.: Агропромиздат, 1990. – 183 с.

Любименко В. Н. Вульф Е. В. Ранние весенние растения. Пособие для руководителей экскурсий и экскурсантов. – М.-Л., 1926.

Лялин Г. С. Насакин О. Е. Ботаника. Учебное пособие. – Чебоксары: ЧГУ, 2003. - 417 с.

Лялин Г. С., Нерогова Р. Т. , Карягин Ф. А. Экологическое воспитание в процессе проведения ботанических экскурсий. – Чебоксары: ЧГПУ, 1996. - 175 с.

Маевский П. Ф. Флора средней полосы европейской части СССР. – М.-Л.: Сельхозгиз, 1964. – 880 с.

Маевский П. Ф. Деревья и кустарники зимой. – М.: 1961. – 160 с.

Марков М. В., Маркова А. С. Луга и методика их изучения. – Казань: Издательство Казанского ун-та, 1964. – 290 с.

Михайловская И. С. Строение растений в связи с условиями жизни. – М.: Просвещение, 1977. -103 с.

Нехлюдова А. С., Севостьянов В. И. Полевая практика по природоведению. – М.: Просвещение, 1986, - 223 с.

Нейнштад М. И. Определитель растений. М.: Сельхозгиз, 1954. – 571 с.

Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас – определитель высших растений. – М.: Просвещение, 1985. – 240 с.

Определитель высших растений Башкирской АССР. Т. 1. – М.: Наука, 1988. – 316 с.

Определитель высших растений Башкирской АССР. Т.П. – М.: Наука, 1989. – 375 с.

Петров и др. Общая ботаника с основами геоботаники. – М.: Высшая школа, 1994. – 271 с.

Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с.

Полянский Н. И. Ботанические экскурсии. – М.: Просвещение, 1968. - с.

Природа Чувашии и ее охрана. – Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1979. – 166 с.

Работнов Т. А. Луговедение. – М.: МГУ, 1974. – 384 с.

Раменский Л. Г. Учет и описание растительности. – М.: ВАСХНИЛ, 1937.

Рычин Ю. В. Деревья и кустарники зимой. –М.: Учпедгиз, 1953. – 185 с.

Рычин Ю. В. Флора гигрофитов. – М.: Сов. наука, 1948.- 447 с.

Редкие и исчезающие растения и животные Чувашской АССР. – Чебоксары, 1988. – 288 с.

Серебровский А. С. Биологические прогулки. – М.: Сов. наука, 1973. – 169 с.

Серебряков И. Г. Морфология вегетативных органов высших растений. – М.: Наука. 1952. – 391 с.

Серебряков И. Г. Экологическая морфология растений. Жизненные формы покрытосеменных и хвойных. – М.: Высшая школа, 1982. – 379 с.

Скворцов А. К. Гербария. Пособие по методике и технике. – М.: Наука, 1977. -199 с.

Станков С. С., Талиев В. И. Определитель высших растений европейской части СССР. – М.: Сов. наука, 1953. – 780 с.

Савич-Любицкая Л. И. Сфагновые (торфяные) мхи. Флора споровых растений СССР. – М.-Л.: АН СССР, 1952. – 284 с.

Сукачев В. Н. Болото, их образование, развитие и свойство. Изд. 3. – Л.: Ленинградский лесной ин-т, 1956. – 162 с.

Сукачев В. Н. О некоторых вопросах фитоценологии. Проблемы ботаники. – М.-Л.: АН СССР, 1950

Словарь ботанических терминов / Под общ. Ред. Дудки И. А. – Киев: Наукова думка, 1984. – 308 с.

Тетюров В. А. Ботанические экскурсии в хвойный лес // Естествознание в школе. – 1953. - №3. – С67.

Федоров Ф. В. Дикорастущие пищевые растения. – Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1993. – 276 с.

Шенников А. П. Экология растений. – М.: Советская наука, 1968. – 368 с.

Шенников А. П. Введение в геоботанику. – Л.: ЛГУ, 1964. – 447 с.

Щербиновский Н. С. Сезонные явления в природе. – М.: Просвещение, 1966. – 149 с.

Уранов А. А. Наблюдения на летней практике по ботанике. – М.: Просвещение, 1964. – 215 с.

Харитонович Ф. Н. Биология и экология древесных пород. – М.:Лесная промышленность, 1968. – 304 с.

 

 

Оглавление

 

  1. Введение…………………………………………………
  2. Рабочая программа по полевой практике……………..
  3. Гербаризация и определение растений………………..
  4. Характерные признаки отдельных групп (отделов,
семейств, родов) высших споровых и цветковых рас- тений……………………………………………………..
  1. Примерный план морфологического описания
цветкового растения……………………………………
  1. Образец морфологического описания клевера
лугового ………………………………………………...
  1. Изучение флоры и растительного покрова района
практики ………………………………………………..
  1. Экскурсия в летний широколиственный лес………………………………………………………
  2. Экскурсия в сосновый лес ……………………………..
  3. Экскурсия на луг ……………………………………….
  4. Экскурсия на болото …………………………………..
  5. Экскурсия «Прибрежные и водные растения»……….
  6. Экскурсия «Культурные и сорные растения поля,
сада, огорода»……………………………………….. 13. Зимняя ботаническая экскурсия……………………. 14. Экскурсия в ранневесенний широколиственный лес 15. Осенняя ботаническая экскурсия…………………… 16. Список использованной литературы……………….  
             

 

Учебное издание

 

 



2015-12-07 1309 Обсуждений (0)
Задания и порядок работы. I. План полевых наблюдений по теме «Явления листопада» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задания и порядок работы. I. План полевых наблюдений по теме «Явления листопада»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1309)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)