Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория спроса и предложения



2015-12-08 485 Обсуждений (0)
Теория спроса и предложения 0.00 из 5.00 0 оценок




1.2.1 Спрос – представленная на рынке потребность в товарах и услугах, ограниченная действующими ценами и платежеспособностью потребителей.

1.2.2 Индивидуальный спрос – спрос конкретного потребителя на конкретный товар или услугу.

1.2.3 Рыночный спрос характеризует спроса всех потребителей рынка на конкретный товар или услугу. Суммарная рыночная кривая спроса образуется в результате сложения по горизонтали индивидуальных кривых спроса.

1.2.4 Совокупный спрос характеризует спроса всех потребителей всех рынков, т.е. на все товары и услуги. Рассматривается в рамках макроэкономики.

1.2.5 Объем спроса – количество товаров и услуг, которые в состоянии приобрести покупатели при заданных условиях. Объем спроса может быть выражен не только в физических единицах измерения, но и в денежных единицах.

1.2.6 Закон спроса – если цена повышается, то при прочих равных условиях объем спроса уменьшается, и наоборот.

1.2.7 Кривая спроса – график функции спроса, отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага , которое покупатели хотят и могут приобрести при заданных условиях.

Рисунок 1.2.1 ‑ Кривая спроса

 

1.2.8 Функция спроса – функция, определяющая величину спроса в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейший из них – цена на единицу блага в данный момент. Изменение данного фактора приводит к переходу из одной точки кривой спроса в другую, т.е. изменению объема спроса.

Помимо цены на спрос действуют некоторые неценовые факторы: доходы потребителей, наличие на рынке товаров-заменителей и цены на них, вкусы и предпочтения покупателей, накопленное имущество, ожидание покупателями оптимальных цен и доходов и пр. Изменение одного из этих факторов проявляется в сдвиге кривой спроса, т.е. изменении спроса.

1.2.9 Предложение – это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цен. Аналогично выделяют индивидуальное, рыночное и совокупное предложение.

1.2.10 Объем предложения – количество товаров и услуг, предлагаемых для продажи на рынке при заданных условиях.

1.2.11 Закон предложения – если цена повышается, то при прочих равных условиях объем предложения возрастает и наоборот.

1.2.12 Кривая предложения – график функции предложения, который отражает зависимость между ценой и количеством блага, которое производители готовы выпустить и продать на рынке при заданных условиях.

Рисунок 1.2.2 ‑ Кривая предложения

 

1.2.13 Функция предложения – функция, определяющая величину предложения в зависимости от влияющих на него различных факторов. Помимо цены на предложение влияют и неценовые факторы: цена на ресурсы, технология производства, налоги и дотации, цены на другие товары, ожидания производителей относительно изменения цен, число продавцов на рынке, количество покупателей, особые факторы

1.2.14 Взаимодействие спроса и предложения – процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно продавца и покупателя.

1.2.15 Равновесная цена – цена , при которой объем предложения равен объему спроса:

в физических единицах измерения;

1.2.16 Рыночное равновесие означает такое состояние рынка, которое характеризуется равенством объема спроса и объема предложения, при котором нет тенденций к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ (рисунок 1.2.3).

Рисунок 1.2.3 ‑ Рыночное равновесие

 

1.2.17 Дефицит – превышение спроса над предложением:

.

1.2.18 Избыток – превышение предложения над спросом.

.

1.2.19 Излишек потребителя – разница между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той, которую он действительно платит при покупке. На рисунке 1.2.4 излишек потребителя равен площади треугольника .

1.2.20 Излишек производителя – дополнительные доходы, извлекаемые производителями в результате того, что цена на его благо превышает цену, по которой они готовы продать это благо на рынке. На рисунке 1.2.4 излишек потребителя равен площади треугольника .

Рисунок 1.2.4 – Излишки потребителей и производителей

Основные инструменты государственного регулирования рынка: налоги, дотации, фиксированные цены.

1.2.21 Налог – обязательный безвозмездный платеж, индивидуально взимаемый с предпринимателей и домохозяйств в форме отчуждения денежных средств в целях финансового обеспечения государства.

При уплате продавцами акцизного налога в размере руб. за единицу товара кривая предложения сдвигается вправо на величину руб., объём продаж сокращается, а цена для покупателей повышается (рисунок 1.2.5). Общая сумма налога, поступающая в бюджет, равна площади прямоугольника , который состоит из взноса продавцов и взноса покупателей .

Рисунок 1.2.5 ‑ Рыночное равновесие при уплате акцизного налога продавцами

 

Если акцизный налог уплачивается покупателями, то линия спроса смещается вправо на величину руб. Новый объём продаж , цены и (рисунок 1.2.6) будут аналогичны варианту, когда налог вносят продавцы: не играет роли, кто выступает непосредственным плательщиком налога, поскольку пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же.

Рисунок 1.2.6 ‑ Рыночное равновесие при уплате акцизного налога покупателями

 

1.2.22 Дотации – денежные пособия в виде доплат, предоставляемые домохозяйствам и отдельным предпринимателям государством на специальные цели; устанавливаются в процентах к цене блага либо в абсолютной сумме на единицу блага.

При введении дотации производителям блага размером руб. на каждую единицу происходит сдвиг кривой предложения влево, объём продаж возрастает, цена для покупателей понижается, а цена, получаемая производителями, повышается (рисунок 1.2.7). Таким образом, производителям поступает в распоряжение только часть дотации, другая часть поступает в бюджет покупателей. Аналогичным будет результат при получении дотации покупателями: линия проса сдвинется на туже величину руб.

Рисунок 1.2.7 ‑ Воздействие дотации на рыночное равновесие

 

1.2.23 Установление государством фиксированных цен.

Верхний предел цен («потолок») – цена ниже цены равновесия, устанавливаемая с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага; приводит к хроническому дефициту этого блага.

Нижний предел цен («пол») – цена выше равновесного уровня, устанавливаемая с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики; приводит к избытку продукции.

В обоих случаях объём продаж будет ниже равновесного : при верхнем пределе цен он составит , при нижнем ‑ (рисунок 1.2.8).

Рисунок 1.2.8 ‑ Фиксированная цена

 

1.2.24 Эластичность – показатель, отражающий процентное изменение в объёмах спроса или предложения при однопроцентном изменении одного из их детерминант (факторов).

1.2.25 Эластичность спроса по цене представляет собой процентное изменение величины спроса на товар, вызванное однопроцентным изменением его цены при неизменности всех прочих факторов, влияющих на объем спроса:

.

Эластичность спроса по цене зависит от таких факторов, как наличие товаров-субститутов (заменителей), время приспособления к изменению цены, доля потребительского бюджета и пр.

Эластичность спроса по цене может выступать в нескольких формах (таблица 1.2.1):

 

Таблица 1.2.1 – Формы эластичности спроса по цене

Значение коэффициента эластичности Характеристика спроса
Совершенно неэластичный спрос – объем спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости).
Неэластичный спрос – когда объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены).
Единичная эластичность спроса – изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объема спроса.
Эластичный спрос – объем спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену).
Совершенно эластичный спрос – объем спроса не ограничен при падении цены ниже определенного уровня.

 

Эластичность спроса по цене в разных точках одной кривой спроса может принимать разные значения (рисунок 1.2.9):

Рисунок 1.2.9 – Эластичность в разных точках кривой спроса

 

1.2.26 Перекрёстная эластичность спроса по цене выражает относительное изменение объёма спроса на одно благо при изменении цены на другое благо при прочих равных условиях:

.

1.2.27 Взаимозаменяемые товары (субституты) – два товара, для которых увеличение цены на один ведёт к возрастанию спроса на другой (положительная перекрёстная эластичность).

1.2.28 Взаимодополняемые (комплементарные) товары – два товара, для которых увеличение цены на один приводит к снижению спроса на другой (отрицательная перекрёстная эластичность).

Товары могут быть ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми. Для них перекрёстная эластичность спроса по цене равна нулю, т.е. потребление одного блага не зависит от цены на другое.

1.2.29 Эластичность спроса по доходу – мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо вследствие изменения дохода потребителя:

.

Эластичность спроса по доходу зависит от таких факторов, как значимость того или иного блага для бюджета семьи, принадлежность данного блага к предметам роскоши или первой необходимости, консерватизм спроса и пр.

1.2.30 Нормальные товары – товары, объём спроса на которые при прочих равных условиях возрастает при увеличении дохода (положительная эластичность спроса по доходу).

1.2.31 Низшие товары – товары, объём спроса на которые при прочих равных условиях возрастает при уменьшении дохода потребителей (отрицательная эластичность спроса по доходу).

Товары могут не относиться ни к нормальным, ни к низшим. Для таких товаров эластичность спроса по доходу равна нулю, т.е. объём спроса не чувствителен к изменению дохода.

1.2.32 Эластичность предложения по цене представляет собой процентное изменение объема предложения товара, обусловленное однопроцентным изменением его цены при неизменности других факторов, влияющих на объем предложения:

.

Эластичность предложения зависит от множества факторов: возможности длительного хранения и стоимости хранения, специфики производственного процесса, фактора времени, цены других благ, в том числе ресурсов, степени достигнутого применения ресурсов ‑ трудовых, материальных, природных и пр.

Факторы производства

1.3.1 Факторы производства – используемые в производстве ресурсы, от которых в определяющей степени зависит объем выпускаемой продукции. К факторам производства относятся земля, труд, капитал, предпринимательская активность (предпринимательские способности), а также научно-технический прогресс, знания, информация и пр.

1.3.2 Рынок факторов производства (ресурсов) – сфера экономики, в которой осуществляется их купля-продажа и где в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд, природные ресурсы, капитал, предпринимательскую способность в форме заработной платы, ренты, процентного дохода, прибыли.

1.3.3 Труд – важнейший фактор производства и основной источник доходов экономически активной части населения.

1.3.4 Рынок труда – это сфера контрактов между продавцами и покупателями трудовых услуг, в результате которых устанавливаются уровень цен и распределение услуг труда.

1.3.5 Спрос на труд – количество труда, которое работодатель желает и может купить по рыночной цене труда в данный период при прочих равных условиях.

1.3.6 Заработная плата в широком смысле доход от фактора производства «труд». Заработная плата в узком смысле – ставка заработной платы, т.е. цена, выплачиваемая за пользование единицы труда в течение определенного времени – часа, дня и т.д. Номинальная заработная плата – сумма денег, которую получает работник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд. Реальная заработная плата – масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги.

1.3.7 Рынок труда обладает рядом особенностей.

• на рынке труда покупаются только трудовые услуги;

• компенсация за труд представлена не только заработной платой, но и дополнительными льготами: медицинским обслуживанием, служебным транспортом, питанием на работе, оплачиваемым отпуском;

• трудовые контракты являются многосторонними соглашениями и включают: содержание и условия труда, перспективы продвижения по работе, микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве, вероятность сохранения рабочего места;

• все работники значительно отличаются друг от друга многими качествами, в частности способностями и предпочтениями, а работы различаются по требуемой квалификации и условиям труда;

• при покупке труда продолжительность контрактов продавца и покупателя имеет существенное значение;

• незанятость трудовых ресурсов имеет значительные человеческие и экономические издержки для общества;

• на рынке труда присутствует большое число институциональных структур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов.

1.3.8 Предложение труда – желание и способность индивида работать определенное количество времени за заработную плату, установленную рынком труда на уровне альтернативной цены. Предложение труда зависит от численности населения и его трудоспособной части; индивидуальных предпочтений по распределению времени между трудом и досугом; уровня и структуры заработной платы.

Время индивидуума в экономике делят на две категории: работа и досуг. Индивидуальное предложение труда представляет собой процесс максимизации полезности от работы и досуга (Рисунок 1.3.1).

Рисунок 1.3.1 ‑ Индивидуальное предложение труда

 

1.3.9 Земля – это все природные ресурсы, которые человек использует для производства товаров и услуг.

1.3.10 Физический капитал – это средства труда, с помощью которых производятся товары и оказываются услуги. К ним относят: станки, машины, здания, сооружения, запасы материалов, полуфабрикаты.

Капитал и землю можно купить или взять в аренду на некоторый срок за определенную плату. При этом приобретается сам актив или его услуга.

1.3.11 Цена актива – цена, которую необходимо уплатить за право собственности. Цена услуги актива – стоимость использования услуги актива; для вещественных факторов цена их услуги определяется рентной оценкой данного актива.

1.3.12 Рента – суммарный доход, получаемый от использования услуг данного актива.Рента является доходом собственника актива.

1.3.13 Абсолютная рента не зависит от различий в плодородии и местоположении отдельных участков и производительности добавочных вложений капитала в один и тот же участок.

1.3.14 Дифференциальная рента – форма земельной ренты в виде дополнительного дохода, получаемого землевладельцем за счет большей плодородности земли на его участке. Различают дифференциальную ренту I и дифференциальную ренту II. Дифференциальная рента I связана с различиями в плодородии и местоположении земельных участков. Дифференциальная рента II представляет собой добавочную прибыль, возникающую в результате последовательных вложений капитала в землю – проведение мелиоративных работ, внесение удобрений.

1.3.15 Рынок земли – хозяйственные взаимоотношения и связи двух его основных субъектов: собственников земельных ресурсов (землевладельцев) и сельскохозяйственных предпринимателей (земледельцев).

Цена на землю зависит от цены на услуги земли. Принимается, что земля вечный актив, поэтому для подсчета ее цены используется следующая формула:

,

где цена земли, цена услуги земли (арендная плата), процентная ставка.

1.3.16 Рынок капитала – форма хозяйственных взаимоотношений между продавцом капитала, которым является владелец капитальных активов, и покупателем, которым является предприниматель, использующий капитал для организации процесса производства.

Минимально приемлемой ставкой арендной платы будет являться следующая оценка:

,

где цена услуги капитала (арендная плата), процентная ставка, сумма первоначально инвестированного капитала, норма амортизации.

1.3.17 Инвестиции – это затраты фирмы, необходимые для обеспечения производственными фондами, посредством которых производятся товары и услуги; это денежный капитал, который соответствует определенной величине физического капитала.

1.3.18 Фактор времени в экономике – объективный фактор, который необходимо учитывать при проведении разновременных затрат и результатов производства к экономически сопоставимому виду.

1.3.19 Процентная ставка на инвестиции – процентное соотношение между чистым доходом и вложенным капиталом.

Существует два подхода к начислению дохода с инвестиций:

1.3.20 Метод простого процента предусматривает выплату дохода в конце временного периода в виде постоянного процента от вложенных денежных средств.

1.3.21 Метод сложного процента означает, что доход, полученный в предыдущем временном периоде, присоединяется к первоначальному капиталу и доход за следующий период начисляется уже на объединенный капитал, или, другими словами, доход от предыдущего периода приносит доход в текущем периоде.

1.3.22 Будущая стоимость разового вложения капитала – это проект, в котором инвестор вкладывает свободные денежные средства в объеме на срок лет, при этом результатом проекта будет итоговая сумма процентов и возвращаемые инвестиции (Рисунок 1.3.2):

.

Рисунок 1.3.2 ‑ Будущая стоимость разового вложения капитала

 

В случае более частого накопления используется формула:

,

где ‑ частота накопления процента (если присоединение начисленных процентов к основной сумме инвестиций происходит один раз в квартал, то , если один раз в месяц, то ).

1.3.23 Текущая стоимость разового платежа – величина, обратная будущей стоимости разового вложения капитала; текущая стоимость капитала, который должен быть получен в будущем (Рисунок 1.3.3):

.

Рисунок 1.3.3 ‑ Текущая стоимость будущего платежа

 

1.3.24 Чистая приведенная (текущая, дисконтированная) стоимость представляет собой разность дисконтированных за период жизненного цикла всех оценок получаемых результатов и затрат :

,

где и ¾ будущие результаты и затраты инвестиционного проекта в -й год (Рисунок 1.3.4).

Рисунок 1.3.4 ‑ Чистая дисконтированная стоимость

 

Для выбора лучшего инвестиционного проекта необходимо выполнение условия: . При наличии нескольких вариантов проекта выбирается тот, при котором достигается наибольшая величина .

1.3.25 Внутренняя норма возврата (прибыли, доходности) – значение нормы дисконтирования, при которой чистая приведенная стоимость проекта равна нулю, то есть является корнем уравнения: .

1.3.26 Срок окупаемости проекта такое наименьшее значение времени , при котором дисконтированные результаты становятся равными или начинают превышать затраты .


 



2015-12-08 485 Обсуждений (0)
Теория спроса и предложения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория спроса и предложения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (485)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)