Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инфляция: сущность, методы исчисления, причины и последствия



2015-12-08 1116 Обсуждений (0)
Инфляция: сущность, методы исчисления, причины и последствия 0.00 из 5.00 0 оценок




Инфляция – это переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребности товарооборота, вызывающее обесценение денег и рост общего уровня цен. Уровень инфляции измеряется двумя основными показателями: индексом цен (потребительских, производственных на промышленную, сельскохозяйственную продукцию и т.п.) и темпом их роста.

Индекс потребительских цен — один из видов индексов цен, созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определенный период в экономике. Индекс потребительских цен рассчитывается как частное суммы произведений цен текущего года на выпуск базового года к сумме произведения уровня цен и выпуска базисного года. Вся дробь затем умножается на 100 %.

.

Также важным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции, который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:


где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.

Причины инфляции: В экономической науке различают следующие причины инфляции:

Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.

Сверхплановое расширение денежной массы за счёт массового кредитования.

Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях.

Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы.

Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.

В ходе особо сильных инфляций, как например в России во время Гражданской войны, или Германии 1920-х гг. денежное обращение может вообще уступить место натуральному обмену.

 

43)))Экономический цикл и его фразы. Продолжительность циклов.

Экономические циклы — циклические изменения экономической конъюнктуры, регулярные колебания уровня деловой активности от экономического подъема (бума) до спада (экономической депрессии).

Фазы:

Подъём

Подъём наступает после достижения низшей точки цикла (дна). Характеризуется постепенным ростом занятости и производства. Многие экономисты полагают, что данной стадии присущи невысокие темпы инфляции. Происходит внедрение инноваций в экономике с коротким сроком окупаемости. Реализуется спрос, отложенный во время предыдущего спада.

Пик

Пик, или вершина цикла деловой активности, является «высшей точкой» экономического подъема. В этой фазе безработица обычно достигает самого низкого уровня либо исчезает совсем, производственные мощности работают с максимальной или близкой к ней нагрузкой, то есть в производстве задействуются практически все имеющиеся в стране материальные и трудовые ресурсы. Обычно, хотя и не всегда, во время пиков усиливается инфляция. Постепенное насыщение рынков усиливает конкуренцию, что снижает норму прибыли и увеличивает средний срок окупаемости. Возрастает потребность в долгосрочном кредитовании с постепенным снижением возможностей погашения кредитов.

Спад

Спад (рецессия) характеризуется сокращением объёмов производства и снижением деловой и инвестиционной активности. Вследствие этого увеличивается рост безработицы. Официально фазой экономического спада, или рецессией, считают падения деловой активности, продолжающееся свыше трёх месяцев подряд.

Дно

Дно (депрессия) экономического цикла — это «низшая точка» производства и занятости. Считается, что данная фаза цикла обычно не бывает продолжительной. Однако история знает и исключения из этого правила. Великая депрессия 1930-х годов, несмотря на периодические колебания деловой активности, длилась 10 лет (1929-1939гг).

 

 

Виды циклов:

Обычно выделяют четыре основных вида экономических циклов:

§ краткосрочные циклы Китчина (характерный период — 2-3 года);

§ среднесрочные циклы Жюгляра (характерный период — 6-13 лет);

§ ритмы Кузнеца (характерный период — 15-20 лет);

§ длинные волны Кондратьева (характерный период — 50-60 лет).

Совокупный спрос. Совокупное предложение.

Совокупный спрос ( ) — это сумма планируемых расходов на приобретение конечной продукции; это реальный объем производства, который потребители (включая фирмы и правительство) готовы купить при данном уровне цен.

Совокупный спрос

§ — Спрос населения страны на потребительские товары

§ — Спрос предприятий на инвестиции

§ — Государственные закупки (госзаказы)

§ — Экспортируемый спрос (иностранные покупатели товаров на экспорт)

Совокупное предложение ( ) — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике; это совокупный реальный объем производства, который может быть произведен в стране при различных возможных уровнях цен. Основным фактором, влияющим на , является также уровень цен, причем зависимость между этими показателями прямая.

Закон совокупного предложения — при более высоком уровне цен у производителей возникают стимулы увеличения объема производства и соответственно увеличивается предложение изготовляемых товаров.

График совокупного предложения имеет положительный наклон и состоит из трех частей:

§ Горизонтальный.

§ Промежуточный (восходящий).

§ Вертикальный.

Неценовые факторы совокупного предложения:

§ Изменение цен на ресурсы:

§ Наличие внутренних ресурсов

§ Цены на импортные ресурсы

§ Господство на рынке

§ Изменение в производительности (объем производства/общие затраты)

§ Изменения правовых норм:

§ Налоги с предприятий и субсидии

§ Государственное регулирование

Соответствие совокупных расходов ВНП

 

Теория мультипликатора:

Инвестиции – важный фактор экономического развития. При этом они подвержены действию особого мультипликационного механизма, умножающего их воздействие на рост валового национального продукта (ВНП).

Мультипликатор инвестиций – это числовой коэффициент, показывающий увеличение ВНП на 1 + n при росте инвестиций на 1.

Мультипликационный эффект является своеобразным экономическим эхом, которое, подобно его акустическому аналогу, многократно повторяет исходный импульс. Доход состоит из потребления и сбережений. Поэтому эффект мультипликатора можно выразить с помощью предельной склонности к потреблению (МРС) и сбережению (MPS):

(49.1)

где K– мультипликатор инвестиций.

Чем доля потребления в доходе больше, тем сильнее будет проявляться в экономике эффект мультипликатора, так как рост потребления (расход) одних людей приводит к увеличению доходов других, продавших свои товары и услуги. Эта цепочка (эхо) будет продолжаться до тех пор, пока постепенно исходный уровень потребления не будет полностью замещен сбережениями.

Мультипликатор инвестиций можно изобразить графически (рис. 49.1).


Рис. 49.1. Эффект мультипликатора инвестиций в экономике
S – сбережения; I – исходный уровень инвестиций; I, I', I" – изменение инвестиций; E, – равновесие на рынке; УE – исходный объем национального производства; УE1, УE2 – изменения объема национального производства.

Мультипликатор умножает не только прирост инвестиций, но и их сокращение, т. е. работает в обе стороны. Чтобы убедиться в этом, достаточно на графике 49.1 ниже линии I построить линию I". Тогда УE – УE2 покажет воздействие мультипликатора на снижение ВНП.

 



2015-12-08 1116 Обсуждений (0)
Инфляция: сущность, методы исчисления, причины и последствия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Инфляция: сущность, методы исчисления, причины и последствия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1116)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)