Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Связь пенитенциарной педагогики с УИП



2015-12-08 1221 Обсуждений (0)
Связь пенитенциарной педагогики с УИП 0.00 из 5.00 0 оценок




Академия права и управления

Кафедра

юридической психологии и педагогики

 

 

Реферат на тему:

«Связь пенитенциарной педагогики с УИП, пенитенциарной психологией и другими науками».

 

 

Содержание

Связь пенитенциарной педагогики с УИП…………………………………………………

Связь пенитенциарной педагогики с другими науками…………………………..

 

Связь пенитенциарной педагогики с УИП

 

Специфика пенитенциарной педагогики заключается в ее соотношении с уголовным и уголовно-исполнительным правом. Педагогическая практика в органах, исполняющих наказания, регламентирована правовыми рамками, которые устанавливают различного рода ограничения, не всегда способствующие, а подчас и препятствующие раскрытию потенций педагогических форм, средств и методов воздействия на осужденных. Эта регламентация вызвана, прежде всего, необходимостью соблюдения законности при исполнении уголовного наказания. Правовому регулированию подвергаются практически все основные элементы воспитательной системы: производственная, общественная, учебная, бытовая и другие сферы жизни осужденных; служебная деятельность сотрудников, воспитателей; взаимоотношения сотрудников, воспитателей и осужденных. Строгие правовые рамки имеют и положительную сторону. Так, права и обязанности осужденных (гл. 2 УИК РФ) способствуют выработке соответствующего отношения к закону и его исполнению не только осужденными, но и сотрудниками; способствуют формированию дисциплинированности и ответственности, умения соотносить свои потребности с потребностями других людей, групп.

Однако в реальном процессе перевоспитания часто возникают противоречия между педагогической целесообразностью и правовыми предписаниями. Подобное явление объяснимо. Педагогический процесс — процесс творческий и индивидуально ориентированный, а правовая норма — явление довольно консервативное. Она не может отразить в себе всю индивидуальность и многообразие возникающих педагогических ситуаций, является обобщающим предписанием; педагогические же решения всегда персонифицированы и во многом определяются ситуацией, особенностями личностей осужденного и воспитателя. Разрешение этих противоречий идет не по линии игнорирования «мешающих» правовых норм, а по линии совершенствования самого законодательства, с одной стороны, и повышения профессионального уровня воспитателей — с другой. Так, педагогизация исполнения уголовного наказания нашла отражение в целом ряде статей УИК РФ, касающихся цели наказания, принципов деятельности уголовно-исполнительной системы (гуманизма, законности, демократизма, рационального применения мер принуждения), условий содержания, расширения связей с общественностью, родственниками и др.

На воспитательном процессе отражается и такой фактор, как частичная или полная изоляция осужденных от общества. Вызванная необходимостью защиты общества от преступных элементов, изоляция как воспитательное средство весьма противоречива. С одной стороны, она препятствует продолжению преступной деятельности, пьянству и наркомании, с другой — ведет к нарушению социально-полезных связей, порождает особые психические состояния личности — от полной фрустрации до аффективной озлобленности и агрессивности.

Срок наказания определяется судом в зависимости в основном от вида и тяжести преступления. Однако реализация исправления личности, как правило, с ним не совпадает. Для одних лиц этот срок может быть недостаточным, для других — превышает необходимый, особенно если раскаяние, признание своей вины произошло еще в период следствия и суда. Если в других воспитательных системах временные рамки определяются учебно-воспитательными задачами и практически для всех обучаемых одинаковы (пять, десять, два и т.д. года), то в исправительных учреждениях временные рамки воспитательного воздействия для каждого осужденного различны. Практика показала, что как длительные (свыше 10 лет), так и краткие сроки (меньше года) лишения свободы в воспитательном отношении малоэффективны. Поэтому законодатель предусматривает возможность варьирования сроками уже в период отбывания уголовного наказания как в сторону их уменьшения (условное, условно-досрочное освобождение, помилование), так и в сторону увеличения, если осужденный совершил новое преступление.

Поскольку процесс перевоспитания организуется в условиях исполнения наказания, то субъективно он воспринимается осужденными через призму кары, отрицательное отношение к которой переносится и на другие воспитательные воздействия. Все это влияет на формирование отношений между администрацией и осужденными и зачастую вызывает внутреннее сопротивление даже позитивным воспитательным воздействиям.

Осужденный как объект воспитательной системы исправительных учреждений332

Осужденные как личности обладают особыми типообразующими признаками, которых нет у других социальных групп. К ним, прежде всего относится сам факт осуждения, причем не только государством в лице судебных органов, но и обществом. Следующий признак — это применение к личности уголовно-правовых санкций в виде лишения свободы, что ведет к изменению социального статуса, социальных ролей. Именно эти внешние по отношению к личности факторы, а также ее криминальная зараженность и педагогическая запущенность определяют особенности осужденного как объекта воспитательных воздействий. Большинство исследователей личности осужденного (причем не только педагоги и психологи, но и юристы) отмечают узкоэгоистичные мотивы их поведения, недостаточно развитые духовные потребности, неспособность к сопереживанию и др. Им, особенно рецидивистам, свойственны злобность, мстительность, лживость, влечение к аморальным, порочным страстям: алкоголизму, наркомании, половой распущенности.

 

Для характеристики осужденных как личности большое значение имеют ее социально-демографические признаки: пол, возраст, образование, социальное положение, состояние здоровья, трудоспособность и др.

Удельный вес женщин в общей численности осужденных на протяжении многих лет гораздо ниже мужчин, однако изменение социальных условий, рост алкоголизма, наркомании, проституции ведут к росту женской преступности, которая в последние годы имеет стабильную тенденцию к увеличению (до 10%).

Среди осужденных представлены все возрастные группы начиная с 14 лет. Самые представительные из них располагаются в интервале от 18 до 39 лет. За последние десятилетия преступность, образно говоря, помолодела. Особенно тревожен факт, что растет преступность среди несовершеннолетних, даже не достигших возраста судимости (10—13 лет), что во многом порождено условиями настоящего периода в жизни нашего государства, разрушением социально значимых нравственных идеалов, культом насилия и разврата.

Сравнивая уровень образования осужденных и всего населения, можно проследить довольно устойчивую тенденцию: снижение образовательного уровня населения в целом ведет и к снижению образовательного уровня осужденных. Так, если в 70—80-е годы осужденные имели в основном незаконченное среднее, среднее и даже высшее образование, то в настоящее время значительное число осужденных малограмотны или неграмотны вообще.

В местах лишения свободы растет представительство категории лиц без определенного рода занятий и места жительства. В период отбывания наказания практически распадается каждый третий брак, появляется все больше лиц, которые утрачивают всякие социально полезные связи и отношения.

Осужденные, как и все люди, наделены в той или иной степени памятью, воображением, им свойственны проявления эмоций, чувств, воли. Однако как прежний образ жизни, так и пребывание в местах лишения свободы отрицательно отражаются на проявлении этих качеств. Для психических состояний осужденных характерными являются апатия, тоска, обреченность, повышенная напряженность, озлобленность, страх и др.

Весьма важной характеристикой личности является ее направленность, основным ядром которой является «смысл жизни» (А. Ратинов, В. Франкл). Многие исследователи отмечают у осужденных узко эгоистичные мотивы их поведения, слабо развитые духовные потребности, завышенная или, напротив, заниженная самооценка своей личности, преклонение перед культом насилия, жестокости, материальными благами.

В то же время наиболее значимые человеческие ценности присущи и осужденным (табл. 17.1).

 



2015-12-08 1221 Обсуждений (0)
Связь пенитенциарной педагогики с УИП 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Связь пенитенциарной педагогики с УИП

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)