Недостатки парламентской республики
По мнению Морозова Л.А., основной недостаток парламентарной республики состоит в том, что при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы. Примером может служить Италия, где вплоть до 90-х г., правительство менялось почти ежегодно. Смешанная республика –форма правления, при которой сочетаются признаки и парламентской и президентской республики. Признаки: - президент избирается внепарламентским путем - правительство формируется президентом из лидеров, победивших на выборах в парламент - двойственная ответственность правительства: перед парламентом и президентом. Соответственно правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка). - президент имеет право роспуска парламента - существует пост премьер-министра 53) Демократия – это способ функционирования политической системы, организации общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Характерными чертами демократического политического режима являются: избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании; наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы; разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, наличие механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними; многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках Конституции; принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства; отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений; 54)Антидемократический режим - это такой порядок (состояние) государственной (политической) жизни общества, при котором: · · не реализуется (зачастую юридически не закреплён) принцип «разделения властей»; · сужается или прекращается влияние граждан и их объединений на управление государством; · отсутствует либо становится формальной выборность; · запрещается деятельность оппозиционных партий и организаций; · применяются политические репрессии; · сужаются или нарушаются политические права граждан и меньшинств; · реальная власть сосредоточивается в руках группы лицлибо одного лица, неконтролируемых народом. Виды антидемократических режимов: 1. 1. тоталитарный; 2. авторитарный. 55)легко Авторитарный режим Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он (авторитарный режим), с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой - жестче, антинароднее, чем демократический. Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета). Отличие авторитарных режимов от тоталитарных: 1. 1. если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю; 2. если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика "выборочного" террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции. Основные характеристики авторитарного политического режима: · · в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти; · игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями); · роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать; · суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы; · сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению; · в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор; · сохраняется ограниченная цензура, "полугласность"; · существует частичный плюрализм; · права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте; · силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п. Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют 1. 1. деспотический, 2. тиранический, 3. военный и иные разновидности авторитарного режима. 57) Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой. · Простая форма (унитарное государство); · Сложная форма (федерация, конфедерация). Итд.. 58)Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета. Отличительные признаки унитарного государства[править | править вики-текст] 1. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности; 2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру); 3. Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны); 4. Наличие единого гражданства. Виды унитарных государств[править | править вики-текст]
Унитарные государства на карте мира · Простое унитарное государство — в составе нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир). · Сложное унитарное государство — имеет в составе одно или несколько автономных образований, которые различаются на: · Территориальная автономия — определённая часть унитарного государства в месте компактного проживания какой-либо народности, сложившаяся в силу исторических, географических или иных особенностей, которой передано право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным (Дания,Азербайджан, Франция, Китай). · Экстерриториальная автономия — право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности предоставлено этническим меньшинствам (например, в Словении таким правом пользуются итальянское и венгерское меньшинства, в Македонии — албанское). Также в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют: · Централизованное унитарное государство — строгая субординация органов местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна (Монголия, Таиланд, Индонезия). · Децентрализованное унитарное государство — органы местного самоуправления самостоятельно формируются и управляются населением, органам центральной власти они прямо не подчинены, но подотчётны (Великобритания, Швеция, Япония). Регионалистское государство[править | править вики-текст] Основная статья: Регионалистское государство Регионалистское государство (также региональное[4]) — сильно децентрализованное унитарное государство, в котором все административно-территориальные единицы являются автономными образованиями и наделены довольно широкими полномочиями. Они имеют больше самостоятельности в решении государственных вопросов, в чём прослеживается некоторое их сходство с субъектами федерации. Такая форма в настоящее время встречается только в четырёх странах: Италия[5], Испания[6], Шри-Ланка[7], ЮАР[8]. Регионалистское государство имеет некоторые характерные черты федерации, поэтому его можно рассматривать как специфическую переходную форму от унитаризма к федерализму[9], происходящего в рамках одного государства. Все территориальные части в таких государствах имеют характер территориальной автономии и наделены правом создавать свои администрации, избирать региональные парламенты (местные законодательные собрания и ассамблеи), издавать законодательные акты по отдельным вопросам. В ЮАР, например, все 9 провинций наделены правом принимать свои собственные конституции[4][10]. Центральная власть государства обычно назначает своего представителя в регионе — губернатора или комиссара. Однако их полномочия в различных странах неодинаковы: в Италии и ЮАР они не значительны и имеют скорее номинальный характер; в Шри-Ланка, напротив, очень широки и могут включать даже наложение права вето на некоторые принимаемые регионом законы[9]. В Испании контроль за регионами в большей степени осуществляется конституционным судом[11]. 58-61) Федерация[править | править вики-текст] Основная статья: Федерация Федерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации. Отличительные признаки федеративного государства[править | править вики-текст] 1. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам; 2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты); 3. Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта); 4. Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство. Виды федераций[править | править вики-текст] Федерации на карте мира По способу образования субъектов федерации выделяют: · Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика). · Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия). · Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия). По способу образования самой федерации выделяют: · Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия). · Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР). · Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия). В зависимости от правового статуса субъектов федерации выделяют: · Симметричная федерация — субъекты обладают равным объёмом полномочий и у них у всех одинаковое правовое положение в рамках федерации. · Асимметричная федерация — федерация, в которой одни субъекты имеют более высокий статус, чем другие и, как следствие, обладают большим объёмом полномочий. · Симметричная федерация с элементами асимметрии — связано с наличием в составе федерации различных автономных образований. В зависимости от соотношения объёма полномочий федерации и её субъектов: · Централизованные — федерация обладает большим объёмом полномочий, определённых достаточно подробно, чем субъекты. · Децентрализованные — определён достаточно подробно круг полномочий субъектов, все иные полномочия по остаточному принципу являются федеральными. В зависимости от характера связи федерации и её субъектов: · Дуалистические — в конституциях определяются только вопросы исключительного ведения отдельно федерации и субъектов. · Кооперативные — кроме вопросов исключительного ведения федерации и субъектов, также определяются вопросы их совместного ведения. 62-63)Механизм государства — целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства [1]. Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства [2]. Содержание [убрать] · 1 Признаки · 2 Понятие «механизм государства» и «государственный аппарат» · 3 Принципы работы · 4 Структура государственного аппарата · 5 Особенности построения государственного аппарата в различных странах · 6 См. также · 7 Примечания · 8 Литература Признаки[править | править вики-текст] · Целостность — механизм государства представляет из себя целостную структуру, на территории и в рамках одного государства не может существовать несколько государственных аппаратов[1]; · Иерархичность — механизм государства строится на началах координации и подчинения, представляя из себя сложную властную пирамидальную структуру[1]; · Особый состав — государственные органы и учреждения, входящие в структуру механизма государства состоят из специально подготовленных людей[3]; · Специальные цели деятельности — фактическое осуществление государственной власти, задач и функций государства[3]; · Материально-техническая обеспеченность[4]. Понятие «механизм государства» и «государственный аппарат»[править | править вики-текст] Существует несколько точек зрения на соотношение понятий «механизм государства» и «государственный аппарат»: · Данные понятия полностью совпадают по объёму, используются как синонимы. Термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность[1]. · Под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом ещё и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения и т. д.), опираясь на которые государственный аппарат действует[5]. · Под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства — те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства[6]. · Механизм государства является более обширной категорией, включающей в себя всю совокупность не только лиц-служащих, но и материально-технических объектов, служащих для реализации государственных функций и задач. В отличие от механизма государства, под аппаратом государства понимается только совокупность государственных служащих. Тем самым, государственный аппарат не является синонимом механизму государства, поскольку механизм государства помимо государственных органов включает в себя также государственные учреждения и предприятия[4][7]. Принципы работы[править | править вики-текст] Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата[8]: · Представительство интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. · Гласность и открытость в деятельности государственного аппарата. · Высокий профессионализм и компетентность. · Законность. · Субординация и четкое взаимодействие между центром и государственной властью членов федерации (в федеративных государствах). Структура государственного аппарата[править | править вики-текст] В структуре государственного аппарата выделяется четыре уровня: · Государственные органы — есть властные полномочия. · Государственные учреждения — нет властных полномочий. · Государственные служащие. · Служащие — лица, работающие в государственных органах или учреждениях, но компетенцией не обладающие (в отличии от государственных служащих). 64Понятие органа государства и его признаки Государство - как одна из форм политической организации общества - призвано осуществлять управление обществом на основе права с помощью специальных органов государственной власти. Система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляются задачи и функции государства, именуется государственным аппаратом. Для выполнения своих функций и задач органы государственной власти наделены властными полномочиями. На структуру государственного аппарата и принципы его формирования оказывают влияние различные факторы исторического, культурного, экономического, политического и иного характера. На каждом этапе исторического развития общества в зависимости от тех конкретных задач и функций, которые выполняет государственная власть, могут меняться характер и структура государственного аппарата, его органов. В демократическом правовом обществе сущность государства, его органов выражается в обеспечении прав и свобод личности, безопасности граждан и общества в целом. Основным структурным элементом государственного аппарата является государственный орган. Каждый орган государственной власти представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее строго определенные функции, регламентируемые законодательством. [6, с. 92-94] Государственный аппарат включает систему органов государственной власти, посредством которых осуществляется государственное управление обществом. Органы государственной власти выступают от имени государства, представляя государство в целом, как в международных, так и во внутригосударственных отношениях. Решая конкретные задачи в определенных областях общественной жизни, органы государственной власти таким образом выполняют функции государства по решению более общих проблем. Государственный орган -- это юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного аппарата, состоящая из государственных служащих, наделенная властными полномочиями, материальными средствами для их осуществления, действующая в пределах своей компетенции с целью реализации задач и функций государства. Государственные органы так же можно определить, как структурные звенья государственного аппарата, посредством которых функционирует государство. Понятие «государственный орган» можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, орган государства представляет собой орган власти, с другой же, - это орган, выполняющий определенные задачи и функции. Орган государства имеет собственную структуру, устанавливаемую законом, а так же определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Причем все органы государства должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими частями государственного механизма [19, с. 190- 195]. Каждый орган государства имеет свой предмет ведения, т.е. осуществляет какую-то определенную деятельность, а так же обладает своей компетенцией, т.е. наделен определенными полномочиями. Полномочия государственного органа - это его властные возможности. Компетенции государственного органа - это совокупность прав и обязанностей, возложенных на данный орган законом. Свою компетенцию государственные органы могут реализовывать в трех формах: - путем издания предписаний общего характера (издание нормативных актов); - путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения); - путем осуществления организационной деятельности. Все государственные органы образованы и действуют на основе правовых актов: Конституции и соответствующих законов. Государственные органы, как и все структурные элементы государства, обладают рядом признаков: - орган государства, обладая определенной самостоятельностью, служит частью единого механизма государства, занимает в нем свое место и прочно связан с другими ее частями. Он осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области; - органы государства имеют определенную структуру, они объединены в подразделения, скреплены едиными целями, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать. Государственные служащие, находятся в особых правоотношениях между собой и органом и являются официальными. Права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус; - орган государства обладает определенной компетенцией, за ним закреплены некоторые задачи, функции, права и обязанности (правомочия). Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена. Реализация органом государства своей компетенции - это не только его право, но и обязанность, поэтому иногда трудно понять, где есть право, а где - обязанность; - орган государства обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий. Государственные органы вправе издавать обязательные для исполнения правовые акты. Причем обеспечение выполнения своих правовых актов так же относится к полномочиям государственных органов. Для обеспечения требований этих актов органы могут применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения, а так же осуществлять надзор за их реализацией; - для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из государственного бюджета); - орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы; - органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства; 65) Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом данного механизма является орган государства. Государственный орган -- это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями. Государственные органы так же можно определить, как структурные звенья государственного аппарата, посредством которых функционирует государство. Понятие «государственный орган» можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, орган государства представляет собой орган власти, с другой же, -- это орган, выполняющий определенные задачи и функции. Орган государства имеет собственную структуру, устанавливаемую законом, а так же определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Причем все органы государства должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими частями государственного механизма. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. Москва, 2006, стр 92 Каждый орган государства имеет свой предмет ведения, т.е. осуществляет какую-то определенную деятельность, а так же обладает своей компетенцией, т.е. наделен определенными полномочиями. Компетенции государственного органа - это совокупность прав и обязанностей, возложенных на данный орган законом. Свою компетенцию государственные органы могут реализовывать в трех формах: · путем издания предписаний общего характера (издание нормативный актов); · путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения); · путем осуществления организационной деятельности. Все государственные органы образованы и действуют на основе правовых актов: Конституции и соответствующих законов. Государственные органы, как и все структурные элементы государства, обладают рядом признаков: · Орган государства, обладая определенной самостоятельностью, служит частью единого механизма государства, занимает в нем свое место и прочно связан с другими ее частями. Он осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области; · Органы государства имеют определенную структуру, они объединены в подразделения, скреплены едиными целями, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать. Государственные служащие, находятся в особых правоотношениях между собой и органом и являются официальными. Права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус; · Орган государства обладает определенной компетенцией, за ним закреплены некоторые задачи, функции, права и обязанности (правомочия). Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена. Реализация органом государства своей компетенции -- это не только его право, но и обязанность., поэтому иногда трудно понять, где есть право, а где - обязанность; · Орган государства обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий. Государственные органы вправе издавать обязательные для исполнения правовые акты. Причем обеспечение выполнения своих правовых актов так же относится к полномочиям государственных органов. Для обеспечения требований этих актов органы могут применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения, а так же осуществлять надзор за их реализацией; · Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из государственного бюджета); · Орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы; · Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства; · Орган государства имеет территориальный масштаб деятельности; · Органы государства тесно взаимодействуют между собой и устанавливают правовые связи личного состава. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства. 66) Общая характеристика органов государственной власти. Деятельность любого государства реализуется прежде всего через систему его государственных органов. Орган государства — это обособленное звено механизма государства, которое имеет собственную структуру, строго определенные функции и необходимые для этого государственно-властные полномочия. Структура государственных органов может быть различна. Чем выше место органа в вертикальной иерархии, тем, как правило, сложнее его структура. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с конституцией, законами или другими нормативно-правовыми актами. Орган государственной власти наделен властными полномочиями. Его решения обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и организациями, на которых распространяется компетенция данного органа государства. Согласно Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Эти ветви власти самостоятельны и не вмешиваются в оперативную деятельность друг друга. Реализация принципа разделения их взаимоотношений гарантирует общество от опасной концентрации власти в руках какого-либо одного органа или должностного лица, способного привести к диктатуре и установлению тоталитарного режима. Органы законодательной властиРоссии включают Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу) и законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Главная задача этих органов состоит в принятии законов, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Все органы законодательной власти являются выборными, т. е. избираются непосредственно населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Органы исполнительной властиРоссии осуществляют государственную власть в форме организации исполнения законов. К ним относятся Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные комиссий, российские агентства, главы администраций субъектов РФ.
Органы судебной властиРоссии - это Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и суды в субъектах РФ. Судебная власть является независимой и самостоятельной ветвью и действует посредством конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства. Существуют еще и органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех ветвей власти. К ним следует отнести Прокуратуру РФ, Центральный банк РФ, Счетную палату РФ, Центральную избирательную комиссию РФ.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (950)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |