Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Последователей Франкла




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

“Самопознание в своей обычной форме, очевидно, несовместимо с некоторыми положениями логотерапии”,– считает Е.Лукас, самая известная ученица Франкла (Lukas, 1992, с.8). Поэтому в Южно-Немецком Институте логотерапии (и в институтах, которые с ним сотрудничали) оно не рассматривалось в качестве обязательного условия и психотерапии, и обучения в этой сфере. Тем не менее, после окончания трехгодичного курса подготовки специалистов в области логотерапии стало возможным добровольно пройти “базовый” годичный курс по самопознанию в виде дополнительного образования. “Он представляет собой аналог обычной традиции самопознания, однако отличается от нее по методике. ... Целью базового года является ... познать единственный в своем роде жизненный путь и утвердить его. Методически самопознание осуществляется путем написания “ведoмой автобиографии” и рассчитано на 200 часов, в число которых входят 30 часов бесед в группах” (Куррикулум Южно-Немецкого Института логотерапии, без указания года, с.3). После базового года “выпускник высшего учебного заведения с большим практическим опытом в “служении человеку” ... получает профессиональную квалификацию для осуществления самостоятельной психотерапевтической деятельности” (там же, с.4).



Поскольку в соответствии с учебным предписанием самопознание не является обязательной “дисциплиной”, курс проводится по выбору в дополнение к основному образованию. Важным основанием для “надстройки дополнительного образования” стали законодательные требования некоторых стран (Lukas, 1990, s.9).

Лукас пыталась “развить метод, который будет препятствовать эгоцентрическому самонаблюдению и самоотражению” (там же). В годовом отчете за 1992 год она сначала цитирует Франкла, предостерегающего от “переоценки так называемого самопознания”, которое он хотел бы назвать, “злобно преувеличивая, “взаимным эксгибиционизмом”, когда все утопает в разговорах”, и делающего вывод: “… этого мы более не можем себе позволить в поступательном развитии психотерапии” (там же, с.12). Но заканчивает свой отчет Лукас такими словами: “...преподаватели института счастливы, что смогли найти способ для того, чтобы предложить предписанный во многих странах в рамках психотерапевтического образования объем самопознания в соединении его с принципами логотерапии” (там же). В 1994г. Лукас следующим образом описывает разработанную форму самопознания, названную “проживаемой логотерапией”: “Самопознание осуществляется уникальным в психотерапии способом, который приветствуется Виктором Е.Франклом, чей оправданный скепсис в отношении традиционных методов самопознания прозвучал в его речи. При нашем способе самопознания участнику образовательной программы предлагается создать “ведoмую автобиографию”, при написании которой он должен в покое, но, таким образом, с еще большей интенсивностью, заниматься собой и своей жизнью, запрашивая ее на предмет реализуемого смысла” (Lukas, 1994, s.6).*

“Медитативное одиночество”, в котором осуществляется “проживаемая логотерапия” (Vesely в: {Lukas, 1992, s.12}; Lukas, 1993b, s.209), обосновывается понятием “совести” в концепции Франкла: “…Действительно ли мы зависим от других в том, чтобы понять, что внушает нам и что вкладывает в наше сердце “внечеловеческая инстанция”? ... Мы придерживаемся следующего мнения: именно тогда, когда нет никого, с кем человек ведет диалог, ... тогда он говорит с вечным Ты. Это и ничто другое означает для нас “проживаемая логотерапия”: “разговор с вечным Ты”.

Как истинная последовательница Франкла, Лукас считает концепцию самопознания “полной противоположностью концепции любой социальной профессии”, поскольку самопознание “ослабляет способность воспринимать другого” (Lukas, 1981, s.73-74). “Ложным является представление о том, что по себе можно судить о других, и что можно лучше понять других, если сначала поймешь самого себя” (там же). Со ссылкой на Франкла, Лукас делает вывод: “Это является однозначной точкой зрения (Прим. авт.: здесь – Франкла), которая ставит на место самопознания – самоотрицание, а на место самонаблюдения – обращенность во внешний мир. ... Чем меньше я знаю о себе, тем интенсивней я существую в отношении чего-то, чем меньше я обращаю внимания на себя, тем скорее буду смотреть за пределы себя” (Lukas, 1993, s.206).

Подобным же образом предостерегает от одностороннего внутреннего ориентирования и В.Курц. Правда, он считает положительным качеством “чувствительность как таковую”. “Однако чувствительность, не дающая человеку возможности ответственно решать конкретные задачи, которые ставит перед ним жизнь, такая чувствительность – от лукавого” (Kurz, 1992, s.7).

Ф.Седлак предпринял попытку теоретически обосновать стремление Е.Лукас все же найти место самопознанию в логотерапии (Sedlak,1992). С этой целью он обратился к творчеству самого Франкла, в надежде отыскать там соответствующие цитаты, что, однако, в действительности не получилось. В итоге он пришел к выводу, что логотерапевтическое самопознание должно серьезно отнестись к “10 тезисам личности” (Frankl, 1982b, s.108-118), расширив их категориями смысла и самотрансценденции (Sedlak, 1992, s.47). Его вывод: “Логотерапевтическое самопознание… есть освобождение для ответственности” (там же, стр.59).




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1040)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7