Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЖИЗНЬ И ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ



2015-12-08 577 Обсуждений (0)
ЖИЗНЬ И ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Философия искусства А.Шопенгауэра

 

Выполнила: Литвинова

Валентина Викторовна

2 курс, группа Д 21.

Руководитель: Панфилов

Никита Владимирович

 

Санкт-Петербург, 2011г.

 

План работы:

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ЖИЗНЬ И ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ 5

ИСКУССТВО И ЭСТЕТИКА АРТУРА ШОПЕНГАУЭРА 9

КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСТВА ШОПЕНГАУЭРА В СРАВНЕНИИ С 14 ДРУГИМИ ФИЛОСОФСКИМИ ИДЕЯМИ

ВЛИЯНИЕ ШОПЕНГАУЭРА 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 22

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из крупнейших философских фигур, оказавших влияние на эстетические ориентации современников явился Артур Шопенгауэр (1788 - 1860). Его учение завоевывало популярность достаточно медленно - сказывалось большое влияние на современников немецкой классической философии. От Шопенгауэра берет начало особая линия эстетической и философской рефлексии.

Период творчества Шопенгауэра- это время, когда на смену высоким идеалам Средневековья, когда вся культура и человек в ней стремились к Богу - главенствующему идеалу, пришла чувственная культура с общечеловеческими идеалами, которая, исчерпав заложенные потенции, начала деградировать. Всеобъемлющая критика буржуазной культуры впервые была дана в рамках иррациональной философии в Германии XIX века и, прежде всего, в трудах Фридриха Ницше, Рихарда Вагнера, Артура Шопенгауэра. Всех этих философов объединяет заключение о том, что ни наука, ни религия не могут спасти нас, только искусство.

Представленные ценностные системы в ХХ веке были трансформированы и опошлены.Техногенное общество приводит к уничтожению внутренней свободы человека, данной ему от рождения. Оно изменяет структуру общества и порождает массовую культуру. В отличие от предшествующих культур: Средневековья, Возрождения, Просвещения, где доминировала саморазвивающаяся творческая личность, в техногенном обществе всe служит массе, которая функционирует примитивно, по заданному стереотипу. Единые информационные и образовательные системы стандартизируют сознание человека, а, следовательно, деятельность и культуру. Утрачивая свою индивидуальность, он растворяется в массе. Культура, ориентированная на таких людей, и есть массовая. Еe интересует рынок и сбыт, а не самоценность творчества. Продукты массового искусства просты, посредственны и жизнелюбивы. Они служат релаксации, а не облагораживанию душ. Такая культура не хочет замечать трагической сути бытия и через его отражение в искусстве очищаться, как то было в далeкой Греции. Для неe душа и дух есть идеальные образования, существующие в метафизическом, недоступном для неe, мире. Массовая культура живeт здесь, сейчас и верит лишь в наживу, прагму и материальный комфорт. Она не ставит перед собой задачу облагородить человечество.

Исходные идеи учения Шопенгауэра фиксируются названием его главной книги: мир как волями представление. Шопенгауэр пишет: "Мир есть мое представление: вот истина, которая имеет силу для каждого живого и познающего существа, хотя только человек может возводить ее до рефлексивно-абстрактного сознания, и если он действительно это делает, то у него зарождается философский взгляд на вещи. Для него становится тогда ясным и несомненным, что он не знает ни солнца, ни земли, а знает только глаз, который видит солнце, руку, которая осязает землю; что окружающий мир существует лишь как представление, т.е. исключительно по отношению к другому, представляющему, каковым является сам человек... Итак, нет истины более несомненной, более независимой от всех других, менее нуждающейся в доказательстве, чем та, что все существующее для познания, т.е. весь этот мир, является только объектом по отношению к субъекту, созерцанием для созерцающего, короче говоря, представлением... Мир есть представление".

Одной из задач этой работы является возможность разобраться, что представляет собой искусство в контексте философии Шопенгауэра. Какие виды он выделяет и как соотносит со своей главной концепцией «Воли, как основы культуры».

Шопенгауэровская философия искусства является неотъемлемой частью его философской концепции в целом, привлекшей умы столь многочисленной армии творческих личностей в XIX веке и вызывающей вполне оправданный интерес исследователей конца ХХ века. Отметим, что те или иные идеи философии немецкого мыслителя актуализировались в зависимости от субъективных интенций ее интерпретаторов, поэтому можно заметить различие их «жизни» в отдельные периоды культуры. В реферате будут рассмотрены общие черты и отличия между концепцией искусства Шопенгауэра и Платона, Канта, романистов и других философов, а также религиозных практиков.

 

 

ЖИЗНЬ И ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ

Артур Шопенгауэр (Schopenhauer) родился в Данциге (ныне

Гданьск) 22 февраля 1788 г. в семье крупного торговца Генриха

Флориса Шопенгауэра. В 1793 г., когда Данциг утратил автономию,

Шопенгауэры перебрались в вольный город Гамбург: отец будущего

философа отстоял свои республиканские убеждения ценой больших

финансовых потерь. В 1799 г. Артур поступил в частную школу

Рунге, но в 1803 г. оставил ее и отправился с родителями в длитель-

ную поездку по Европе. Это путешествие, как писал Шопенгауэр, с

самого детства приучило его ≪не удовлетворяться одними лишь

именами вещей, но решительно предпочитать словесной оболочке

наблюдение и исследование самих вещей≫. Между тем, уже

в юном возрасте он овладел французским и английским языками, а

затем и целым рядом других, в том числе латынью и древнегрече-

ским.

По окончании путешествия в 1804 г. Шопенгауэр прошел

конфирмацию в Данциге и начал обучение торговому делу (на этом

условии отец взял его в европейский тур). Возвратившись в Гамбург

в начале 1805 г., он продолжил обучение в другой фирме. В том же

году его отец умер в результате несчастного случая (не исключена и

версия самоубийства), и это событие обострило трагизм шопенгау-

эровского восприятия мира, возникший еще в годы путешествий.

≪На 17-м году моей жизни, – вспоминал Артур, – безо всякой

школьной учености я был так же охвачен чувством мировой скорби,

как Будда в своей юности, когда он узрел недуги, старость, страда-

ние, смерть≫. Размышляя о бедствиях мира, Шопенгауэр

≪пришел к выводу, что этот мир не мог быть делом некоего всебла-

гого существа, а несомненно –дело какого-то дьявола, который воз-

звал к бытию твари для того, чтобы насладиться созерцанием муки≫

. Этот крайне пессимистичный взгляд вскоре был модифи-

цирован Шопенгауэром в том плане, что он стал утверждать, что хо-

тя разнообразные бедствия неразрывно связаны с самим существо-

ванием мира, но сам этот мир есть лишь необходимое средство для

достижения ≪высшего блага≫. Перестановка акцентов изменила и

трактовку Шопенгауэром глубинной сущности мира. Из дьявольско-

го начала она превратилась скорее в начало неразумное, но бессоз-

нательно ищущее самопознания. Чувственный же мир утратил само-

стоятельную реальность, представая кошмарным сном, раскрываю-

щим неразумие мировой сущности и подталкивающим к ≪лучшему

сознанию≫. Со временем эти мысли обретали у Шопенгауэра все бо-

лее четкие терминологические очертания. Но это не значит, что от

своих юношеских озарений Шопенгауэр прямиком зашагал к созда-

нию философской системы. Его путь в философию был непростым,

и он далеко не сразу понял, в чем состоит его истинное призва-

ние.

С 1807 г. Шопенгауэр проходит гимназический курс, а в 1809 г., получив по достижении совершеннолетия треть отцовского наследства, позже

обеспечившего ему возможность вести жизнь ≪свободного ученого≫,

поступает в Геттингенский университет. Начав с ≪медицинских≫ на-

ук, в дальнейшем он решительно переориентировался на филосо-

фию, во многом под влиянием Г. Э. Шульце, философский курс ко-

торого он прослушал в 1810 –1811 гг. Лекции

Шульце нацелили Шопенгауэра на творческое развитие кантовского

критицизма. Не мог он проигнорировать и Фихте, a priori питая к

нему большое уважение.

Шопенгауэр говорил, что он также обязан Платону и философии Упанишад

(внимание Шопенгауэра к Платону привлек Шульце, а древнеин-

дийской мудростью его заинтересовал востоковед Ф. Майер). Еще

ближе ему был буддизм, но, по словам самого Шопенгауэра, он не

оказал влияния на формирование его системы и был оценен им позже.

В 1813 г. Шопенгауэр оставляет Берлин, поднявшийся против

Наполеона, и публикует работу ≪О четверояком корне закона доста-

точного основания≫, которая принесла ему степень

доктора философии (присуждена заочно в Йене). Этот суховатый

академический труд рассматривался Шопенгауэром в качестве вве-

дения в собственную систему. В 1816 г. Шопенгауэр издал текст ≪О зрении и цветах≫ Впрочем, учение о цвете уже тогда находится на

периферии его интересов: в письме Гёте от 11 ноября 1815 г. Шо-

пенгауэр сообщает, что ≪за исключением нескольких недель, смот-

рел на это занятие, как на нечто второстепенное, и постоянно ношу в

уме совсем другие задачи≫. Под ≪другими задачами≫ Шо-

пенгауэр имеет в виду создание своего ≪главного труда≫ – трактата

≪Мир как воля и представление≫ 1819). Он работал над ним с 1814 по 1818 г. в Дрездене, куда он переехал из Веймара после ссоры с матерью6. Работа шла на большом эмоциональном подъеме. ≪Под моими руками или, правильнее, в моей душе, – записывал Шопенгауэр еще на ее подготовительном этапе, – вырастает некое творение, некая философия, которая должна этику и метафизику соединить в одно …

Передав завершенный трактат издателю, Шопенгауэр ≪пред-

принял путешествие в Италию и добрался до Неаполя, а по возвра-

щении оттуда, в 1820 г. причислился к Берлинскому университету в

звании приват-доцента, но лекции читал только в течение одного

семестра. То была

пора самого полного расцвета гегельянства≫. С Геге-

лем в Берлине конкурировать было почти невозможно. Лекции Шо-

пенгауэра по курсу ≪О философии в целом или учение о сущности

мира и о человеческом духе≫, раскрывающие идеи ≪Мира как воли и

представления≫ и по его просьбе назначенные на те же часы, что и

занятия, которые вел Гегель, не пользовались успехом у студентов.

Крах академической карьеры обострил неприятие Шопенгау-

эром Гегеля и университетской философии вообще. Но вера в свои си-

лы у Шопенгауэра не пошатнулась. Он рассматривал неудачи как

еще одно подтверждение незаурядности собственных дарований.

≪На высотах, конечно, должно быть одиноко≫, гений, как

правило, обречен на непонимание современников, и он творит

для будущих поколений. Шопенгауэр не сомневался, что настанет

время, когда его труды будут востребованы человечеством.

Впрочем, он и сам увидел начало своего влияния. Первым бла-

гоприятным знаком стало премирование Норвежским королевским

научным обществом в Дронтхайме в 1839 г. конкурсной работы

Шопенгауэра ≪О свободе человеческой воли≫. Эта работа, написанная в 1838 г., стала вторым трудом, уточняющим тезисы ≪Мира как воли и представления≫. В 1836 г. Шопенгауэр, выйдя из длительного периода творческой неопределенности (когда он даже переквалифицировался в переводчика), опубликовал небольшой трактат ≪О воле в природе≫ 1854. Одну из его глав – ≪Физическая астрономия≫ он считал лучшим разъяснением ≪ядра своей метафизики≫. В 1839 г. Шопенгауэр пишет еще одну конкурсную работу – ≪Об основе морали≫ для Датского королевского научного общества, которая, однако, не получает

премии. Оба конкурсных сочинения, образующих фундамент мо-

ральной доктрины Шопенгауэра, были опубликованы автором в

1840 г. (на титуле 1841) под заглавием ≪Две основные проблемы

этики≫ 1860.

В 1844 г. Шопенгауэр переиздает ≪Мир как волю и представ-

ление≫, дополнив трактат вторым томом, содержащим развернутый

комментарий к первому (2 изд. 1854, 3 изд. 1859). Жанр автокомментария пришелся по душе Шопенгауэру и он продолжил этот

опыт в сборнике ≪Parerga и Paralipomena≫ (≪Дополнения и остат-

ки≫, 1851). Правда самым заметным разделом этого издания оказа-

лись ≪Афоризмы житейской мудрости≫, замысел которых – указание пути к мирскому счастью – по признанию самого автора вступал в противоречие с важным тезисом его метафизической системы о жизни как страдании. И хотя Шопенгауэр пытался примирить ≪Афоризмы≫ с ≪Миром как волей и представлением≫, акценты в его мировосприятии все же смещались.

50-е годы стали временем роста популярности идей Шопен-

гауэра. Иногда это связывают с усилением пессимизма в обществе

после поражения революции 1848 - 1849 гг., создавшего условия для

восприятия ≪мрачных≫ идей Шопенгауэра (сам он, кстати, мягко го-

воря, не поддержал борьбу сограждан за свои права, хотя абстрактно

и осуждал угнетение, с гневом, к примеру, отзываясь о рабовладении

в Америке), но, несомненно, здесь действовали и собственно фило-

софские факторы – его работы больше нельзя было игнорировать.

Так или иначе, но в 50-е гг. появляются все новые отклики на его

труды, Ю. Фрауэнштедт в 1854 г. издает ≪Письма о философии Шо-

пенгауэра≫, в разных городах начинается чтение лекций о его фило-

софии, художники и фотографы запечатлевают его образ, путешест-

венники мечтают встретиться с ним. Впрочем, Шопенгауэр внешне

мало реагировал на изменение настроений публики, по-прежнему

ведя замкнутый образ жизни во Франкфурте-на-Майне, где он обос-

новался еще в 1833 г. Беседам с людьми он предпочитал общение со

своим любимым пуделем, который, кроме ≪профанного≫, имел и

тайное ведийское имя –Атма. ≪Я должен откровенно сознаться, – писал Шопенгауэр, –что вид всякого животного дает мне непосред-

ственную радость, и у меня при этом становится теплее на сердце …

Наоборот, вид людей возбуждает во мне почти всегда решительное

отвращение≫. Отметим, правда, что нелюдимость Шопен-

гауэра была весьма относительной, и он, к примеру, регулярно по-

сещал рестораны, где обменивался репликами с посетителями, и пе-

реписывался с учениками, требуя от них собирать отзывы на его фи-

лософские произведения. И в любом случае в конце жизни у него

появилось больше поводов любить людей: они стали воздавать ему

должное. Да и сам он пришел к согласию с собой: он чувствовал, что

сделал в жизни то, что должен был сделать. В 1856 г. он записал: ≪Я,

утомлен, пришел к своей мете, Под лаврами чело мое устало; Но я

свершил, покорствуя мечте, Все то, что мне душа предуказала≫.

Шопенгауэр умер 21 сентября 1860 г. от паралича легких. В

своем последнем тексте, письме, датированном 1 сентября 1860 г.,

он призвал к изучению ≪Критики чистого разума≫ Канта и подчерк-

нул неразрешимость предельных метафизических вопросов.

 



2015-12-08 577 Обсуждений (0)
ЖИЗНЬ И ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЖИЗНЬ И ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (577)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)