ЖИЗНЬ И ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ
Философия искусства А.Шопенгауэра
Выполнила: Литвинова Валентина Викторовна 2 курс, группа Д 21. Руководитель: Панфилов Никита Владимирович
Санкт-Петербург, 2011г.
План работы:
ВВЕДЕНИЕ 3 ЖИЗНЬ И ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ 5 ИСКУССТВО И ЭСТЕТИКА АРТУРА ШОПЕНГАУЭРА 9 КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСТВА ШОПЕНГАУЭРА В СРАВНЕНИИ С 14 ДРУГИМИ ФИЛОСОФСКИМИ ИДЕЯМИ ВЛИЯНИЕ ШОПЕНГАУЭРА 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 22
ВВЕДЕНИЕ
Одной из крупнейших философских фигур, оказавших влияние на эстетические ориентации современников явился Артур Шопенгауэр (1788 - 1860). Его учение завоевывало популярность достаточно медленно - сказывалось большое влияние на современников немецкой классической философии. От Шопенгауэра берет начало особая линия эстетической и философской рефлексии. Период творчества Шопенгауэра- это время, когда на смену высоким идеалам Средневековья, когда вся культура и человек в ней стремились к Богу - главенствующему идеалу, пришла чувственная культура с общечеловеческими идеалами, которая, исчерпав заложенные потенции, начала деградировать. Всеобъемлющая критика буржуазной культуры впервые была дана в рамках иррациональной философии в Германии XIX века и, прежде всего, в трудах Фридриха Ницше, Рихарда Вагнера, Артура Шопенгауэра. Всех этих философов объединяет заключение о том, что ни наука, ни религия не могут спасти нас, только искусство. Представленные ценностные системы в ХХ веке были трансформированы и опошлены.Техногенное общество приводит к уничтожению внутренней свободы человека, данной ему от рождения. Оно изменяет структуру общества и порождает массовую культуру. В отличие от предшествующих культур: Средневековья, Возрождения, Просвещения, где доминировала саморазвивающаяся творческая личность, в техногенном обществе всe служит массе, которая функционирует примитивно, по заданному стереотипу. Единые информационные и образовательные системы стандартизируют сознание человека, а, следовательно, деятельность и культуру. Утрачивая свою индивидуальность, он растворяется в массе. Культура, ориентированная на таких людей, и есть массовая. Еe интересует рынок и сбыт, а не самоценность творчества. Продукты массового искусства просты, посредственны и жизнелюбивы. Они служат релаксации, а не облагораживанию душ. Такая культура не хочет замечать трагической сути бытия и через его отражение в искусстве очищаться, как то было в далeкой Греции. Для неe душа и дух есть идеальные образования, существующие в метафизическом, недоступном для неe, мире. Массовая культура живeт здесь, сейчас и верит лишь в наживу, прагму и материальный комфорт. Она не ставит перед собой задачу облагородить человечество. Исходные идеи учения Шопенгауэра фиксируются названием его главной книги: мир как волями представление. Шопенгауэр пишет: "Мир есть мое представление: вот истина, которая имеет силу для каждого живого и познающего существа, хотя только человек может возводить ее до рефлексивно-абстрактного сознания, и если он действительно это делает, то у него зарождается философский взгляд на вещи. Для него становится тогда ясным и несомненным, что он не знает ни солнца, ни земли, а знает только глаз, который видит солнце, руку, которая осязает землю; что окружающий мир существует лишь как представление, т.е. исключительно по отношению к другому, представляющему, каковым является сам человек... Итак, нет истины более несомненной, более независимой от всех других, менее нуждающейся в доказательстве, чем та, что все существующее для познания, т.е. весь этот мир, является только объектом по отношению к субъекту, созерцанием для созерцающего, короче говоря, представлением... Мир есть представление". Одной из задач этой работы является возможность разобраться, что представляет собой искусство в контексте философии Шопенгауэра. Какие виды он выделяет и как соотносит со своей главной концепцией «Воли, как основы культуры». Шопенгауэровская философия искусства является неотъемлемой частью его философской концепции в целом, привлекшей умы столь многочисленной армии творческих личностей в XIX веке и вызывающей вполне оправданный интерес исследователей конца ХХ века. Отметим, что те или иные идеи философии немецкого мыслителя актуализировались в зависимости от субъективных интенций ее интерпретаторов, поэтому можно заметить различие их «жизни» в отдельные периоды культуры. В реферате будут рассмотрены общие черты и отличия между концепцией искусства Шопенгауэра и Платона, Канта, романистов и других философов, а также религиозных практиков.
ЖИЗНЬ И ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ Артур Шопенгауэр (Schopenhauer) родился в Данциге (ныне Гданьск) 22 февраля 1788 г. в семье крупного торговца Генриха Флориса Шопенгауэра. В 1793 г., когда Данциг утратил автономию, Шопенгауэры перебрались в вольный город Гамбург: отец будущего философа отстоял свои республиканские убеждения ценой больших финансовых потерь. В 1799 г. Артур поступил в частную школу Рунге, но в 1803 г. оставил ее и отправился с родителями в длитель- ную поездку по Европе. Это путешествие, как писал Шопенгауэр, с самого детства приучило его ≪не удовлетворяться одними лишь именами вещей, но решительно предпочитать словесной оболочке наблюдение и исследование самих вещей≫. Между тем, уже в юном возрасте он овладел французским и английским языками, а затем и целым рядом других, в том числе латынью и древнегрече- ским. По окончании путешествия в 1804 г. Шопенгауэр прошел конфирмацию в Данциге и начал обучение торговому делу (на этом условии отец взял его в европейский тур). Возвратившись в Гамбург в начале 1805 г., он продолжил обучение в другой фирме. В том же году его отец умер в результате несчастного случая (не исключена и версия самоубийства), и это событие обострило трагизм шопенгау- эровского восприятия мира, возникший еще в годы путешествий. ≪На 17-м году моей жизни, – вспоминал Артур, – безо всякой школьной учености я был так же охвачен чувством мировой скорби, как Будда в своей юности, когда он узрел недуги, старость, страда- ние, смерть≫. Размышляя о бедствиях мира, Шопенгауэр ≪пришел к выводу, что этот мир не мог быть делом некоего всебла- гого существа, а несомненно –дело какого-то дьявола, который воз- звал к бытию твари для того, чтобы насладиться созерцанием муки≫ . Этот крайне пессимистичный взгляд вскоре был модифи- цирован Шопенгауэром в том плане, что он стал утверждать, что хо- тя разнообразные бедствия неразрывно связаны с самим существо- ванием мира, но сам этот мир есть лишь необходимое средство для достижения ≪высшего блага≫. Перестановка акцентов изменила и трактовку Шопенгауэром глубинной сущности мира. Из дьявольско- го начала она превратилась скорее в начало неразумное, но бессоз- нательно ищущее самопознания. Чувственный же мир утратил само- стоятельную реальность, представая кошмарным сном, раскрываю- щим неразумие мировой сущности и подталкивающим к ≪лучшему сознанию≫. Со временем эти мысли обретали у Шопенгауэра все бо- лее четкие терминологические очертания. Но это не значит, что от своих юношеских озарений Шопенгауэр прямиком зашагал к созда- нию философской системы. Его путь в философию был непростым, и он далеко не сразу понял, в чем состоит его истинное призва- ние. С 1807 г. Шопенгауэр проходит гимназический курс, а в 1809 г., получив по достижении совершеннолетия треть отцовского наследства, позже обеспечившего ему возможность вести жизнь ≪свободного ученого≫, поступает в Геттингенский университет. Начав с ≪медицинских≫ на- ук, в дальнейшем он решительно переориентировался на филосо- фию, во многом под влиянием Г. Э. Шульце, философский курс ко- торого он прослушал в 1810 –1811 гг. Лекции Шульце нацелили Шопенгауэра на творческое развитие кантовского критицизма. Не мог он проигнорировать и Фихте, a priori питая к нему большое уважение. Шопенгауэр говорил, что он также обязан Платону и философии Упанишад (внимание Шопенгауэра к Платону привлек Шульце, а древнеин- дийской мудростью его заинтересовал востоковед Ф. Майер). Еще ближе ему был буддизм, но, по словам самого Шопенгауэра, он не оказал влияния на формирование его системы и был оценен им позже. В 1813 г. Шопенгауэр оставляет Берлин, поднявшийся против Наполеона, и публикует работу ≪О четверояком корне закона доста- точного основания≫, которая принесла ему степень доктора философии (присуждена заочно в Йене). Этот суховатый академический труд рассматривался Шопенгауэром в качестве вве- дения в собственную систему. В 1816 г. Шопенгауэр издал текст ≪О зрении и цветах≫ Впрочем, учение о цвете уже тогда находится на периферии его интересов: в письме Гёте от 11 ноября 1815 г. Шо- пенгауэр сообщает, что ≪за исключением нескольких недель, смот- рел на это занятие, как на нечто второстепенное, и постоянно ношу в уме совсем другие задачи≫. Под ≪другими задачами≫ Шо- пенгауэр имеет в виду создание своего ≪главного труда≫ – трактата ≪Мир как воля и представление≫ 1819). Он работал над ним с 1814 по 1818 г. в Дрездене, куда он переехал из Веймара после ссоры с матерью6. Работа шла на большом эмоциональном подъеме. ≪Под моими руками или, правильнее, в моей душе, – записывал Шопенгауэр еще на ее подготовительном этапе, – вырастает некое творение, некая философия, которая должна этику и метафизику соединить в одно … Передав завершенный трактат издателю, Шопенгауэр ≪пред- принял путешествие в Италию и добрался до Неаполя, а по возвра- щении оттуда, в 1820 г. причислился к Берлинскому университету в звании приват-доцента, но лекции читал только в течение одного семестра. То была пора самого полного расцвета гегельянства≫. С Геге- лем в Берлине конкурировать было почти невозможно. Лекции Шо- пенгауэра по курсу ≪О философии в целом или учение о сущности мира и о человеческом духе≫, раскрывающие идеи ≪Мира как воли и представления≫ и по его просьбе назначенные на те же часы, что и занятия, которые вел Гегель, не пользовались успехом у студентов. Крах академической карьеры обострил неприятие Шопенгау- эром Гегеля и университетской философии вообще. Но вера в свои си- лы у Шопенгауэра не пошатнулась. Он рассматривал неудачи как еще одно подтверждение незаурядности собственных дарований. ≪На высотах, конечно, должно быть одиноко≫, гений, как правило, обречен на непонимание современников, и он творит для будущих поколений. Шопенгауэр не сомневался, что настанет время, когда его труды будут востребованы человечеством. Впрочем, он и сам увидел начало своего влияния. Первым бла- гоприятным знаком стало премирование Норвежским королевским научным обществом в Дронтхайме в 1839 г. конкурсной работы Шопенгауэра ≪О свободе человеческой воли≫. Эта работа, написанная в 1838 г., стала вторым трудом, уточняющим тезисы ≪Мира как воли и представления≫. В 1836 г. Шопенгауэр, выйдя из длительного периода творческой неопределенности (когда он даже переквалифицировался в переводчика), опубликовал небольшой трактат ≪О воле в природе≫ 1854. Одну из его глав – ≪Физическая астрономия≫ он считал лучшим разъяснением ≪ядра своей метафизики≫. В 1839 г. Шопенгауэр пишет еще одну конкурсную работу – ≪Об основе морали≫ для Датского королевского научного общества, которая, однако, не получает премии. Оба конкурсных сочинения, образующих фундамент мо- ральной доктрины Шопенгауэра, были опубликованы автором в 1840 г. (на титуле 1841) под заглавием ≪Две основные проблемы этики≫ 1860. В 1844 г. Шопенгауэр переиздает ≪Мир как волю и представ- ление≫, дополнив трактат вторым томом, содержащим развернутый комментарий к первому (2 изд. 1854, 3 изд. 1859). Жанр автокомментария пришелся по душе Шопенгауэру и он продолжил этот опыт в сборнике ≪Parerga и Paralipomena≫ (≪Дополнения и остат- ки≫, 1851). Правда самым заметным разделом этого издания оказа- лись ≪Афоризмы житейской мудрости≫, замысел которых – указание пути к мирскому счастью – по признанию самого автора вступал в противоречие с важным тезисом его метафизической системы о жизни как страдании. И хотя Шопенгауэр пытался примирить ≪Афоризмы≫ с ≪Миром как волей и представлением≫, акценты в его мировосприятии все же смещались. 50-е годы стали временем роста популярности идей Шопен- гауэра. Иногда это связывают с усилением пессимизма в обществе после поражения революции 1848 - 1849 гг., создавшего условия для восприятия ≪мрачных≫ идей Шопенгауэра (сам он, кстати, мягко го- воря, не поддержал борьбу сограждан за свои права, хотя абстрактно и осуждал угнетение, с гневом, к примеру, отзываясь о рабовладении в Америке), но, несомненно, здесь действовали и собственно фило- софские факторы – его работы больше нельзя было игнорировать. Так или иначе, но в 50-е гг. появляются все новые отклики на его труды, Ю. Фрауэнштедт в 1854 г. издает ≪Письма о философии Шо- пенгауэра≫, в разных городах начинается чтение лекций о его фило- софии, художники и фотографы запечатлевают его образ, путешест- венники мечтают встретиться с ним. Впрочем, Шопенгауэр внешне мало реагировал на изменение настроений публики, по-прежнему ведя замкнутый образ жизни во Франкфурте-на-Майне, где он обос- новался еще в 1833 г. Беседам с людьми он предпочитал общение со своим любимым пуделем, который, кроме ≪профанного≫, имел и тайное ведийское имя –Атма. ≪Я должен откровенно сознаться, – писал Шопенгауэр, –что вид всякого животного дает мне непосред- ственную радость, и у меня при этом становится теплее на сердце … Наоборот, вид людей возбуждает во мне почти всегда решительное отвращение≫. Отметим, правда, что нелюдимость Шопен- гауэра была весьма относительной, и он, к примеру, регулярно по- сещал рестораны, где обменивался репликами с посетителями, и пе- реписывался с учениками, требуя от них собирать отзывы на его фи- лософские произведения. И в любом случае в конце жизни у него появилось больше поводов любить людей: они стали воздавать ему должное. Да и сам он пришел к согласию с собой: он чувствовал, что сделал в жизни то, что должен был сделать. В 1856 г. он записал: ≪Я, утомлен, пришел к своей мете, Под лаврами чело мое устало; Но я свершил, покорствуя мечте, Все то, что мне душа предуказала≫. Шопенгауэр умер 21 сентября 1860 г. от паралича легких. В своем последнем тексте, письме, датированном 1 сентября 1860 г., он призвал к изучению ≪Критики чистого разума≫ Канта и подчерк- нул неразрешимость предельных метафизических вопросов.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (577)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |