Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Причины социальных конфликтов



2015-12-08 683 Обсуждений (0)
Причины социальных конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок




При выявление того или иного конфликта необходимо учитывать целый комплекс обстоятельств (экономические, политические интересы. Религиозные, эмоциональные факторы, социальный престиж). Основными источниками конфликта в обществе является расслоение общества, ей основными силаси между ПО и ПС которые проявляются в борьбе между группами и классми, в противостояние между поколениями, в борьбе между этническими группами в обществе, в борьбе носителей традиционных ценностей с вновь возникающими обычаями и ценностями. Для описание того или иного конфликта нам необходимо знать:

· Характеристики конфликтующих сторон (их ценности, мотивации, стремления и цели, интеллектуальные, материальные, социальные ресурсы, их представления о конфликте).

· Необходимо знать пред историю конфликта ( отношение друг к другу, взаимные стереотипы и ожидания, включая их представления об отношение к себе противоположной стороны, а главное степень полярности их взглядов).

· Природа того, что привело к конфликту (границы, жестокость, мативационная ценность, определения, Периодичность).

· Знать социальную среду (учреждения, ограничители, уровень пощьрения и сдерженности, в обязательном порядке включая природу социальных норм).

 

· Заинтересованные стороны (их отнашение к конфликтующим сторона и друг к другу, их степень раинтересованности в результате конфликта, их характеристики).

· Применяемые конфликтующими сторонами стратегии и тактики (оценивание преимуществ, недостатков, попытки одной из сторон оказать влияния на представления одной из сторон, о преимуществах и недостатках первой стороны).

· Результаты конфликта для его участников и заинтересованных сторон (долгосрочные перспективы взаимоотношений, репутация участников в ходе конфликта).

 

 

3. .Функциональная теория К.Социология К. Зиммеля

Функциональная теория конфликта. Заметным шагом в изучении конфликта западной социологией стали работы немецкого социолога Георга Зиммеля. Его по праву считают основоположником функциональной теории. Согласно Зиммелю, конфликт — универсальное явление, более того, полностью единая и гармоничная группа или общество вообще немыслимы. Даже если бы они существовали, то, не обладая механизмом саморазвития и не подвергаясь воздействию импульсов, стимулирующих изменения, они оказались бы нежизнеспособными.

Важное значение имеют выводы Зиммеля о воздействии конфликта на внутреннюю структуру группы. В экстремальных ситуациях усиливается тенденция к централизации, вплоть до установления деспотического режима. Возникнув, централизованная структура стремится к самосохранению, и с этой целью склонна выискивать нового противника для создания новых внешних конфликтов. Вкладом Зиммеля в теорию конфликта является включение третьей стороны. Отношения в диаде допускают возможность лишь прямолинейного конфликта. С появлением третьего открывается возможность для многоплановых отношений, осознания различий, формирования коалиций, становления групповой солидарности, т.е. возможность сложного социального взаимодействия.

Таким образом, в период со второй половины XIX в. и до начала XX в. функциональные концепции признавали социальный конфликт нормальным явлением общественного бытия, неотъемлемым свойством социальных отношений. Конфликтам отводилась важная позитивная роль в общественном процессе. Общим для рассмотренных концепций было то, что конфликт анализируется на макроуровне (класс, народ, государство).

Основные положения Зиммеля:
1.Чем сильнее внутригрупповые раздоры и чаще межгрупповые К. тем менее вероятно что границы между группами должны исчезнуть.
2.Чем сильнее острота К.,тем меньше интегрированы группы,тем больше вероятность деспотичной централизации кофликтующих групп.
3.Чем осрее межгрупповой К.,тем сильнеевнутренняя сплоченность конфликтующих групп.
4.Чем меньше острота межгрупп. К.,тем больше базируется на функциональной взаимозависимости тем более вероятно что К. имеет последствия для соц. целого.
5.Чем чаще К. и чем меньше их острота, тем лучше члены подчиненных групп могут избавиться от их враждебности,почувствовать себя хозяевами своей судьбы и поддержать интегрирующуюся систему в целом.
6.Чем менеее остры К. и чем они чаще тем больше вероятность того,что будут созданы нормы их урегулеровки.
7.Чем продолжительней и менеее остры К. в различной степени обладающ. властью тем более вероятно что они отрегулируют своё отноение к власти

Зиммель:интенсивность конфликтного взаимодействия влияет на группы принадлежность кот.защищает личность,острота конфликтного взаимодействия ведет к сплочению внутри группы -> межгрупповое единство->создание норм регул.взаимод.

 

13. Политический конфликт – столкновение противоположных полит сил, обусловленное разнонаправленными полит целями и интересами.
Особенность: борьба за политическое влияние в обществе или на международной арене.
2 группы:
- внешнеполитические: возникающие между различными странами или государствами по поводу несовпадения интересов в эконом, полит и соц областях.
- внутриполитические: конфликты в рамках одной страны.

Сущность полит конфликтов: содержание политической жизни государства и общества составляет особую форму реализации полит интересов людей, классов, соц групп, партий и т.д.
Полит жизнь общества находит отражение во властных отношениях, направленных на защиту, закрепление, развитие достигнутых завоеваний. А также создание предпосылок для улучшения положения определённых полит сил общества, достижение баланса между ними.
Особенности внутриполит конфликтов:
1) борьба того или иного слоя общества за политические интересы
2) борьба за полит господство, которое по форме может проходить как парламентская борьба, а может, как гражданская война.
Виды внутриполит конфликтов:
1) классовые: между общими классами, носят антагонистический характер, рассматривается как конфликт с нулевой суммой. Начинаясь с соц-демографического или корпоративного уровня, становятся общегражданскими.
2) Конфликты между двумя полит партиями, общественно-политическими движениями. Существуют во многих странах, т.к. есть правящая и оппозиционная.
3) Конфликты между группировками за лидерство в государстве, партии, движении: группировки официально не оформлены, однако их цели и интересы связаны с борьбой за власть.
4) Межэтнические конфликты, еси имеют ярко-выраженную полит окраску.

Пути предотвращения:
- соц маневрирование – перераспределение части общественного продукта в интересах оппозиции.
- полит маневрирование – широкий спектор мероприятий, призванных обеспечить преобразование разнонаправленных интересов в устойчивый полит альянс, способствующий полит власти.
Способы реализации метода: выявление возможного полит компромисса между сторонами, подмена средств достижения цели, смена полит лидера.
- полит манипулирование – Дей-е полит власти, предпринимаемое ей для своего собственного функционирования
- интеграция Конт-элиты – дестабилизация общественной системы, способствует образованию Конт-элит, которые играют роль интегратора общественного недовольства.
- ослабление системной оппозиции. В отличие от Конт-элиты, системная оппозиция ставит целью полную дестабилизацию существующей системы и создание своей системы. Таким образом, для полит руководства важно максимально ослабить её действия.

 

34. В России наибольшее внимание властей и общества направлено на поддержание внутренней стабильности, урегулирование внутренних конфликтов.
Внутренние этно-территориальные конфликты по степени вызова, предъявляемого российским властям, могут быть ранжированы как:
1) конфликты, возникшие в результате существовавших ранее национально-территориальных автономий на полный гос суверенитет.
2) Конфликты, развившиеся как следствие провозглашения этническими общинами новыми национально-территориальными автономиями (т.е. одностороннего повышения ими статуса существующих, но без формального притязания на создание на базе этих автономий независимых государств).
3) Конфликты между соседними этническими группами/ несуверенными республиками, претендующими на контроль над спорными пограничными территориями.
Особенности конфликтов России и СНГ.
Современное состояние российского общества способствует распространению катастрофического массового сознания как реакции на непереносимые тяготы бытия и полную потерю ориентиров.
Распространение идеологии катастрофицизма определяется позицией существующего режима. Существует реальная возможность взрыва соц возмущения. Это связано с распадом соц ткани и атомизацией российского общества + неоформленность интересов многих входящих в него соц групп.
Эти группы не связаны чувством соц солидарности, поэтому происходит массовое отчуждение населения от политики уход в частную жизнь, неверие в то, что можно что-то изменить.
Сценарии развития этих конфликтов:
1) развитие протестного движения, т.е. локальые скоордининованные в региональном, отраслевом масштабе (забастовки, выступления)
Возможен массовый выброс протестного голосования на выборах.
2) массовые социальные взрывы общенационального характера, падение существующего режима.
3) снижение остроты общественного противостояния в результате проведения более или менее эффективной соц политики взамен обещаний увеличить макроэкономические показатели.

 

5. .Причины возникновения конфликтовПричины конфликтов — важный компонент в вопросе урегулирования любого конфликта. Причины возникновения конфликта являются движущей силой развития и эскалации конфликта. Природа причин может иметь объективный или субъективный характер. Сами причины могут иметь структуру, поэтому необходимо уметь отделять изменения параметров внутри причин от причины конфликта в целом.
Определяют четыре основных группы причин.
1. Объективные причины.
2. Структурно-управленческие, или организационные.3. Социально-психологические факторы.4. Субъективные причины.
Внешние обстоятельства, стереотипы поведения, социальное положение индивида, образ жизни — примеры объективных факторов возникновения конфликта. Существующая в обществе договоренность или нормативно-правовая база способна стать причиной конфликтов в обществе, если она недостаточно разработана, не учитывает всего многообразия возможных ситуаций в межличностных взаимодействиях, имеет слабую регулирующую функцию.
Вторая группа причин включает структурные, функциональные, ситуативные причины конфликтов. В этом случае конфликты возникают в связи с плохо организованной деятельностью индивидов. Структура организации не соответствует предъявляемым требованиям, влияет на слабую функциональность, поэтому провоцирует конфликты внутри коллектива и между трудовыми группами. Управленческие ошибки вызывают ситуации возникновения конфликтов. Наслоение управленческих промахов усугубляет напряженность в организации и приводит к конфликтам.
Все отношения индивида в обществе обусловлены его психологическими и социальными установками, которые иногда способны вызвать противоречия и конфликты вмежличностных взаимодействиях, — социально-психологические факторы.
Например, психологическая система человека устроена таким образом, чтобы оптимальным образом регулировать всю поступающую к индивиду информацию. Поэтому в межличностных отношениях люди теряют или искажают информацию, поступающую в коммуникации. Этот естественный процесс не зависит от человека, но может спровоцировать конфликты. Несоответствие занимаемых индивидом ролей в процессе взаимодействия относится к третьей группе причин.
Субъективные (или личностные) причины зависят от человека, его восприятия и формы поведения, психики. От того, как индивид оценивает поведение другого индивида, насколько сам проецирует бесконфликтное или конфликтное поведение, зависит личностная конфликтоустойчивость.
Разделение причин конфликтов на субъективную и объективную составляющие важно при реальном конфликте.

 

6. Конструктивные функции конфликта (существуют в конкретных случаях и в определенных отношениях) можно разделить на общие (проявляющиеся на различных уровнях социальной системы) и функции на личностном уровне.
Общие конструктивные функции конфликта:
а)устранение противоречия в функционировании коллектива;
б)создание и поддержание баланса сил (в том числе власти);
в)социальный контроль за соблюдением правил, общепринятых норм и ценностей;
г)создание новых социальных норм и институтов, обновление существующих;
д)установление неформальной иерархии в группе или обществе;
е)более глубокое познание участниками конфликта друг друга;
ж)снятие синдрома покорности у подчиненных.
Диагностика возможных оппонентов (парадокс Зиммеля). Наиболее эффективным средством предотвращения борьбы является точное знание сравнительной силы обеих сторон, которое очень часто может быть получено только в результате самого конфликта:
1)улучшение качества деятельности;
2)повышение авторитета участника в случае его победы;
3)активизация социальной жизни;
4)обозначение нерешенных проблем;
5)актуализация гуманистических ценностей;
6)способствование сплочению группы перед внешней опасностью.
В каждом конфликте заложен стимул для появления институтов для поддержания системы в устойчивом состоянии (законодательная деятельность, принятые процедуры для решения споров, политические собрания для решения споров в войне слов, рынок для решения соперничающих интересов посредством сделок).
Конструктивные функции конфликта на личностном уровне:
1.познавательная функция по отношению к тем людям, которые принимают в нем участие;
2.самопознание и коррекция самооценки;
3.ослабление психической напряженности;
4.способствование развитию личности;
5.адаптация и социализация индивидов в группе;
6.способ самоутверждения и самореализации;
7.возможность избавиться от проблем, развитие личности.
Деструктивные функции конфликта на общем уровне:
а)большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте;
б)значительное ухудшение настроения участников, возможно, болезни;
в)насилие и гибель людей;
г)разрушение межличностных отношений;
д)нарушение системы отношений;
е)увольнение сотрудников, ухудшение социально-психологического климата;
ж)ухудшение качества совместной деятельности, снижение дисциплины;
з)представление о побежденных группах и людях как о врагах;
е)снижение сплоченности группы.

Деструктивные функции конфликта на личностном уровне:
1)ухудшение качества индивидуальной деятельности;
2)разочарование в своих способностях, снижение самооценки;
3)способствование социальной пассивности личности;
4)потеря прежней мотивации, разрушение ценностных ориентаций и т.д.;
разрушение целостности личности.

 

8. Различные подходы к типологии конфликтовЕще одной группой понятий в категориальном аппарате конфликтологии являются понятия, определяющие основные разновиднос­ти конфликтов, их типологию. Необходимость классификации кон­фликтов диктуется исследовательскими интересами более глубокого проникновения в их сущность, а также практическими потребнос­тями наиболее эффективного регулирования их различных видов. Классификация зависит от тех критериев, которые берутся за ее основу. Наиболее распространенные классификации конфликтов основаны на таких критериях, как:
1) стороны конфликтов,
2) характер потребностей, ущемление которых вызвало конфликт,
3) направленность конфликта,
4) временные параметры конфликта,
5) результативность конфликтов.
В зависимости от сторон конфликты делятся:
• на внутриличностные,
• межличностные,
• между личностью и группой,
• межгрупповые,
• международные.
В аспекте потребностей, блокирование которых послужило предпосылкой конфликта, они могут делиться на:
• материальные,
• статусно – ролевые,
• духовные.
По направленности конфликты подразделяются на:
• горизонтальные, возникающие между деловыми партнерами, коллегами по работе;
• вертикальные — между подчиненными и начальством.
Смешанными в данной классификации именуются те конфлик­ты в которых представлены и коллеги, и руководители разных уров­ней. Как показывает практика, до четырех пятых всех конфликтов в организациях относятся к конфликтам второй и третьей групп по этой типологии.
По временным параметрам конфликты подразделяются на:
• кратковременные,
• быстротечные,
• длительные, продолжающиеся иногда годами и десятилетия­ми, какими нередко бывают государственные, национальные и рели­гиозные конфликты.
И наконец, по критерию результативности конфликты делятся
на два типа:
• конструктивные, нормальные, позитивные, при которых группы, где они происходят, сохраняют свою целостность, а от­ношения между членами группы — характер сотрудничества, ко­операции;
• деструктивные, патологические, негативные, когда взаимоот­ношения между людьми приобретают нецивилизованные формы, характер противостояний, борьбы, ведущей даже к разрушению и распаду организации.
+делятся на
-когнитивны
-мотивационны
Война-борьба до победного конца и применение любых втом числе насильственных средств
Игра- разрешение конфликта на основе действий по заранее установленным правилам,получение нежизненноважных бонусовСпор-только мирные средства убеждения другой стороны

 

16. Влияние чел. фактора на конфликт определяется посредством общения.
Общение-процесс обмена между людьми определенными результатами психической и духовной деятельности,усвоенной информации,мылями ,чувствами и т.д.
Человеческий фактор в К.-процесс когда чувтства индивида,особенности характера влияют на совершаемые ими действия и принимаемые решения (эмоциональный фактор в К.)
Рациональный фактор в К. когда чувства не играют главную роль когда принятие решения происходит не под влиянием эмоции а путе анализа и конструктивного подхода к конкретной конструктивной деятельности.

типы личностей:
1.тревожно-боязливый (пассивная роль в конфликте)
2.циклотемический (меняется настроение,непредсказуем)
3.гиперактивный(утрируют,частая смена настроения,непостоянны)
4.Эмотивный тип(переживают много,чувство долга и исполнительности)
5.экзальтарованный(сострадание,худ.вкус,артистизм,подвержен отчаянию)
6.конфорный тип(нет своего мнения,общительный)
7.демонстративный(агрессивностьхваставство,ложь,легко забывают поступки)
8.педантичный(доюросовестный,формализм,принятие сложного решения на плечи других)
9.застревающий(стойкость сильных эмоций,не прощают обид,очень конфликтны)
10.возбудимый(импульсивность,ослабленный контроль над эмоциями,раздражителен,угрюмый,избегает ссор с начальством)
11.интроверты(молчаливы,замкнуты,одиночки,принципиальность,своя точка зрения)
12.дистимичный(меланхолия,пессимизм,замедленность,высокая нравственность)

 

17. Стили поведения в клнфликте
1.Уступчивость,приспособление-действие индивида на сохранение восстановление благоприятных отношекний оппонента путем сглаживания разногласий с помощью собственных интересов.
Используется когда отношения дороже спора,если у индивидов меньше шансов на победу.
2.Уклонение (уход от Конфликта)Индивид не хочет отстаивать свои права.Уход от ответственности за решение.
Либо исход конфликта не так важен ,либо у индивида не хватает власти.
3.Противоборство,соперничество-активная борьба,применяет все доступные средства,вплоть до давления на других участников.Ситуация воспринимается как крайне значимая для него.Жесткая позиция к оппонентам,антогонизм в случае сопротивления.
4.Компромисс.Взаимные уступки,выработка промежуточного решения ,которое устраивает обе стороны.Никто ничего не выигрывает но и никто ничего не теряет
5.Сотрудничество-индивиды активно ищут удовлеворение запросов всех участников конфликта.Открытый обмен мнениями заинтересованность в общем решении.

 

7. Прямые и косвенные участники конфликта.
Участники конфликта
Основной элемент социального конфликта — его участники. В конечном счете конфликта ими всегда выступают индивиды со своими интересами, целями и ценностями. Однако общественная жизнь не сводится к взаимодействию отдельных индивидов. В обществе действуют различные социальные группы, общности, народы, политические образования, юридические лица и т.д., которые также могут выступать участниками противоборства. Таким образом, участников конфликта, как и самих конфликтов, может быть великое множество.
Современная конфликтология подразделяют всех участников конфликта на основных (прямых) и неосновных (косвенных).
1 Основные участники конфликта ~ это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее активная роль в его возникновении и развитии. Основные участники конфликта являются его главными действующими лицами, и противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства. Поэтому основных участников именуют субъектами, или оппонентами (от лат. opponents — возражающий) конфликта.
В связи с тем потенциалом или мощью, которым обладают стороны, участвующие в конфликте, выделяют такое понятие, как ранг оппонента. Чем больше у участника конфликта имеется возможностей влиять на ход противоборства, тем выше его ранг. При этом ранжирование можно производить по разным основаниям: физической силе, политической и экономической мощи, ресурсному, административному или информационному потенциалу и т.д. Ранг участников конфликта непосредственно связан с их социальным статусом — положением, занимаемым в обществе в соответствии с профессией, возрастом, семейным положением и социальной ролью участника конфликта. В различных конфликтных ситуациях бывает востребован и различный потенциал участников конфликта. Так, если имеет место физическая борьба, ранг оппонентов будет определяться их мускульной силой, в экономических схватках он будет зависеть от экономического потенциала.
2. К неосновным участникам конфликта относятся все остальные участники конфликта. Их часто именуют также косвенными участниками конфликта. По определению им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии конфликта. Часто неосновных участников конфликта называют еще третьей стороной. В реальной динамике конфликта грань между основными и неосновными участниками часто оказывается подвижной и относительной. Диалектика состоит в том, что в процессе развития конфликта основные и неосновные действующие лица могут меняться местами. Конфликт, возникший на бытовом уровне между двумя соседями, может со временем перерасти в межгрупповой конфликт между этническими общностями, в котором уже мало кто вспомнит о первоначальных субъектах. В свою очередь межгрупповой конфликт может перерасти в международный и тогда на авансцену выдвинутся уже другие его субъекты. Например, конфликт, возникший в 90-е годы в Югославии между косовскими албанцами и сербами, в последующем перерос в международный конфликт между Югославией и странами, входящими в НАТО, а также в войну НАТО против Югославии.
Роль неосновных участников конфликта может быть как конструктивной (положительной), так и деструктивной (отрицательной) — они могут способствовать не только разрешению или предупреждению конфликта, но и его обострению и дальнейшему развитию. При этом результат вмешательства неосновного участника в конфликт может и не совпадать с его целями. Про такой случай говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад, или современный вариант — «хотели как лучше, а получилось как всегда». Так, любая (пресловутая) теща, конечно, имеет самые доброжелательные устремления, вмешиваясь в конфликт дочери с ее мужем. Однако именно из-за этого порой и происходят раздоры и разводы.
Среди косвенных участников конфликта следует выделить такие группы, которые специально создаются для поддержки того или иного субъекта конфликта. Они называются группами поддержки. Наглядным примером таких групп и их роли могут служить различные объединения, организации, дви

Среди косвенных участников конфликта следует выделить такие группы, которые специально создаются для поддержки того или иного субъекта конфликта. Они называются группами поддержки. Наглядным примером таких групп и их роли могут служить различные объединения, организации, движения, СМИ и т.д., поддерживающие того или иного кандидата в депутаты (президенты) в его предвыборной борьбе.
Важную роль в возникновении и развитии конфликта имеют и другие его участники:
• инициаторы (зачинщики);
• организаторы;
• пособники;
• посредники (медиаторы).
1) Инициаторы (зачинщики) — те участники конфликта, которые берут на себя инициативу в развязывании конфликта между другими лицами, группами или государствами. Ими могут быть как отдельные лица, так и различные объединения и даже государства. Это могут быть как основные, так и неосновные участники. После того как конфликт возник, инициатор конфликта может и не участвовать в нем. Человек, затеявший склоку в коллективе, может затем уйти в тень или вообще уволиться с работы, а конфликт будет продолжаться и без него.
2) Организаторы — группа лиц (или отдельное лицо), разрабатывающая общий план противоборства с оппонентом с целью разрешения противоречия в свою пользу. Организовать конфликт — значит продумать всю его динамику таким образом, чтобы предполагаемые выгоды в результате его окончания были больше, нежели потери. Организаторами могут выступать как основные, так и неосновные участники конфликта.
3) Пособники — лица, которые помогают участникам конфликта в его развязывании, организации и развитии. Пособниками могут выступать как спонтанные группы лиц, так и специально созданные, а также отдельные личности. Помощь, оказываемая пособниками, может носить самый разный характер: материальная, идеологическая, нравственная, ресурсная, информационная, административная и т.д. Пособниками были страны, которые оказывали ту или иную помощь гитлеровской Германии во Второй мировой войне.
4) Посредники (медиаторы) — третья сторона в конфликте и его косвенные участники. Роль посредника — это роль авторитетного помощника, призываемого субъектами конфликта для разрешения проблемы. В этой роли могут выступать как отдельные лица, так и организации и государства. Важная черта посредника — это его авторитет, признанный обеими сторонами конфликта. Поэтому в качестве медиатора могут выступать только люди или организации, которые выбираются обоими субъектами конфликта. При этом в качестве посредника могут выступать как официальные лица и организации, так и неофициальные. Такими посредниками на самых разных уровнях и в самом разном качестве могут быть: маги, колдуны, старейшины, «воры в законе», священнослужители, видные деятели культуры, государственные деятели, международные организации типа ООН и т.д.
Цель посредничества — добиться прекращения конфликта путем нахождения компромисса между его оппонентами. Поэтому посредник должен обладать для этого соответствующими качествами: умением вести переговоры, мудростью, специальными знаниями, культурой общения, высокими нравственными принципами. Он должен занимать также нейтральную позицию по отношению к его участникам даже в том случае, когда его личные симпатии или убеждения идут вразрез с позицией какой-либо из сторон. В противном случае одна из сторон откажется от такого посредника.
В отличие от третейского судьи, которому принадлежит право вынесения окончательного решения (вспомним царя Соломона или Санчо Пансу в бытность его губернатором), посредник таким правом не обладает. Его задача — организация и обеспечение переговоров, помощь сторонам конфликта в достижении согласия. В этом посредник также отличается от арбитра, который выносит вердикт и обладает большой властью, хотя его решение и не является окончательным, как у третейского судьи, а может быть обжаловано в вышестоящих инстанциях.

 

9. Общая характеристика внутриличностных конфликтов

Я думаю, совершенно легко объясним тот факт, что исследование внутренних конфликтов у нас, да и за рубежом. Ведется в основном в рамках психологического направления. Мы подробно рассмотрим этот тип конфликтов, поскольку они сопровождают нас на протяжении всей жизни, а журналистам приходится не только переживать их, но еще и отражать, информировать о них население и формировать аттитьюды человека по поводу происходящего.
В рамках психоаналитического направления акцент делается на биопсихологической трактовке внутриличностного конфликта. У человека в состоянии конфликта происходит столкновение желаний (З.Фрейд). Часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их. Постоянно спорят друг с другом такие структуры психики как Оно, Я и Сверх-я.
Оно – это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые реализуются в бессознательных импульсах и реакциях.
Я – разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно Я приводит в соответствие с требованиями реальной действительности.
Сверх-Я – «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями. Которые общество предъявляет к личности.
Основные внутриличностные конфликты проистекают из-за расхождения интересов Оно и Сверх-Я. Преодолеть их помогают механизмы сублимации, проекции, рационализации, вытеснения, регрессии и др. однако такие процессы протекают не всегда успешно.
В теории К.Г.Юнга внутриличностный конфликт - это регресс в сферу бессознательного, проигрывание так называемого «родительского сценария». У К.Хорни внутриличностный конфликт рассматривается с двух позиций - как столкновение стремления к удовлетворению желаний и к безопасности и как противоречие «невротических потребностей», удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других.
В рамках гуманистической психологии предлагается другая теория внутриличностного конфликта. По К.Роджерсу в основе конфликта лежит противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками. Которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне. А.Маслоу сущность внутриличностного конфликта рассматривает как нереализованную потребность человека в самоактуализации.
Основатель логотерапии В.Франкл описывает сущность внутриличностного конфликта как потерю смысла жизни.
Когнитивная психология рассматривает конфликт как несовпадение знания и поведения или несовпадение двух знаний.
Интеракционизм понимает внутриличностный конфликт как диссонанс ролей и т.д.
Подведя итог, внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающие принятие решения.
Существуют определенные показатели внутриличностного конфликта:
1. когнитивная сфера:
• снижение самооценки,
• осознание своего состояния как психологического тупика,
• задержка принятия решения,
• глубокие сомнения в истинности принципов. Которыми вы раньше руководствовались;
2. эмоциональная сфера:
• психоэмоциональное напряжение,
• частые и значительные отрицательные переживания;
3. поведенческая сфера:
• снижение качества и интенсивности деятельности,
• снижение удовлетворенности деятельностью,
• негативный эмоциональный фон общения;
4. интегральные показатели:
• ухудшение механизма адаптации, усиление стресса.
Наш с вами внутренний мир включает: мотивы, ценности, самооценку.
Мотивы - «хочу» (потребности, интересы, желания),
ценности - «надо»,
самооценка - «могу»
Безусловно, говоря о внутриличностных конфликтах. Мы должны понимать, что в «чистом виде» внутриличностный конфликт не существует. Они всегда Безусловно, говоря о внутриличностных конфликтах. Мы должны понимать, что в «чистом виде» внутриличностный конфликт не существует. Они всегда - результат воздействия на личность социальной среды. В общей группе внутриличностных конфликтов можно выделить две подгруппы:
n конфликты. Возникающие как результат перехода объективных противоречий во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные)
n конфликты, возникающие из противоречий внутреннего мира личности (мотивационные, неадекватной самооценки). Они отражают отношение личности к окружающей среде.
Выделяют следующие виды внутриличностных конфликтов:
Истерический - характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих
Обессивно-психастенический - характеризуется противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личным поведением
Неврастенический - характеризуется противоречием между возможностями личности и ее завышенными требованиями к себе.
В основе внутриличностного конфликта лежит переживание. Что это такое? Переживание - форма активности личности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне.

 

29. Особенности прогнозирования и профилактики.
Управление конфликтом – сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития, завершения конфликта участниками или 3й стороной.
Главный принцип – компетентность. Люди, вмешивающиеся в конфликт должны обладать общими знаниями о конфликте и его разрешении (Сбор разносторонней содержательной информации о конфликтной ситуации).

Управление конфликтами включает:
Симптоматику, диагностику, профилактику, предупреждение, ослабление, разрешение.
К управляющим действиям относят: отсечение, присечение, гашение, преодоление и устранение.

Прогнозирование – обоснованное предположение об их возможном возникновении/развитии. Прогнозирование заключается и обосновывается на научных исследованиях и на практической деятельности по симптоматике и диагностике социальных противоречий.
Для прогнозирования характерно 2 этапа:
1. Разработка описательных моделей различных видов конфликтов:
- определение сущности конфликта
- классификацию
- определение функций
- описание эволюции и динамики
2. Разработка объяснительных моделей конфликтов, которые позволяют вскрыть их движущие силы и причины. Модели создаются путём системно-генетического анализа конфликта.

Профилактика – организация жизнедеятельности субъектов соц взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов. Конфликт предупредить намного легче, чем потом его разрешить. Профилактика требует меньшей затраты сил, средств, времени и предупреждает деструктивные последствия.

Объективные условия предупреждения конфликтов и организационно-управленческие факторы.
Деятельность по предупреждению конфликтов ведётся по 4м основным направлениям:
1) Создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций.
2) Оптимизация организационно-управленческих условий, создание и функционирование организаций, устранение социально-психологических причин конфликтов.
3) Блокирование личностных причин возникновения конфликта.
Основные объективные условия:
1.создание благоприятных условий для жизнедеятельности сотрудников организации:
- материальные условия
- возможность самореализации
- условия работы
- взаимоотношения с руководством, коллегами
- здоровье
- отношения в семье
- наличие времени для отдыха
2.справедливое и гласное распределение мате<



2015-12-08 683 Обсуждений (0)
Причины социальных конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Причины социальных конфликтов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (683)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)