Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие садово-паркового искусства от древности



2015-12-08 1388 Обсуждений (0)
Развитие садово-паркового искусства от древности 0.00 из 5.00 0 оценок




Ландшафтный дизайн. Определение, цели и задачи

Облагородить открытую территорию не так просто, как кажется на первый взгляд. Сделать это сможет специалист по ландшафтному дизайну.

Открытые территории – сады, парки, дворы, придомовые участки, выходящие на улицу – требуют ухода.

Для того, чтобы их облагородить, подчас недостаточно просто убрать мусор и подстричь деревья. Нередко требуется целых комплекс работ, которые необходимо проводить согласно проекту ландшафтного дизайна.

Ландшафтный дизайн – относительно новое направление деятельности, завоевавшее популярность и в России, и за рубежом. Он активно используется в целом ряде сфер:

Благоустройство городских территорий (улиц, газонов, площадей и т.д.). Используя услуги специалиста, муниципальные власти готовят город к весне, облагораживают территории зимой, готовят районы к каким-либо праздникам. Нередко требуется и озеленение, и установка малых архитектурных форм, и высадка многолетних растений. Дизайнер разрабатывает проект, который затем используется сотрудниками коммунальных служб или активистами.

Благоустройство дворовых и придомовых территорий. Если в первом случае работой занимаются власти, то за благоустройство открытых площадей рядом с домами ответственны их владельцы или жилищно-коммунальные хозяйства. Наиболее часто в специализированные компании обращаются предприятия и компания, которые нуждаются в ландшафтном дизайне территорий рядом с офисами и заводами.

Благоустройство парков, дендрариев, ботанических и зоосадов. В данном случае речь идет не столько о формировании дизайна с нуля (что, однако, все же иногда требуется), сколько об очистке территорий и приведении дикорастущих деревьев и кустарников в порядок. В парках устанавливаются скамейки лавки, беседки и другие малые архитектурные формы, дендрарии очищаются от мусора и сухих растений. Вся работа ведется только после внимательного изучения площади.

Благоустройство дач и частных садов. Ландшафтный дизайн сада позволяет создать комфортную обстановку рядом с загородным домом и уже пользуется популярностью среди дачников с хорошим уровнем доходов. Особенно популярна такая услуга в Москве и Подмосковье.

Любая студия ландшафтного дизайна ставит перед собой несколько целей и задач. Главной целью разработки проекта является создание комфортной и привлекательной территории, которую будут посещать круглый год. Среди задач специалистов можно назвать как простую уборку и очистку участков в соответствующие сезоны (как правило, речь идет о весне, но возможно проводить работу и осенью), так и благоустройство в летний и зимний период. В обязательном порядке учитываются особенности климата и данной конкретной территории, ее назначение и количество посетителей, подбираются оптимальные варианты озеленения и малые архитектурные формы. Специалисты создают не просто проект, а целый мир со своим микроклиматам, атмосферой и стилем. Дизайнер может работать как с небольшим садовым участком площадью в 5-6 соток, так и с огромными территориями в несколько гектар

Правильная планировка участка - задача не такая уж и простая, как кажется на первый взгляд. Надо соединить художественную сторону сада с хозяйственной функцией. Однако бытует нередко мнение, что красота и полезность - вещи взаимоисключающие друг друга. Но специалисты ландшафтного дизайна своей работой опровергают эти ошибочные представления. Напротив, красоту и пользу нельзя отделять друг от друга, особенно на небольших участках, просто нужно уметь создавать красоту полезного сада. Как нельзя лучше, эта мысль выражена в восточной мудрости: «Нужно все устроить так, чтобы, живя в доме, мы забывали о старости, отправляясь на прогулку, забывали о возвращении, а гуляя по саду, забывали об усталости; чтобы в жару было прохладно, а в зимнюю стужу не мучил холод...»

В течение многих сотен лет садовые архитекторы создавали стили садов, являющиеся отражением эпохи. Не имеет смысла копировать стиль, когда нет понимания самой философии, которая этот стиль породила.

Ландшафтный дизайн сада - это искусство организации окружающего пространства, оказывающее на самочувствие человека существенное воздействие. Создать атмосферу, в которой вы ощутите положительные перемены в вашем здоровье как физическом, так и духовном - главная задача при создании частных садов. Некоторые сады несут в себе то особое ощущение покоя и задумчивости, где каждый может отвлечься от будничных забот и суеты. Такие сады помогают человеку справиться с перенапряжением, беспокойством и стрессами, с которыми он сталкивается в повседневной жизни.

Морфология растений.

Морфология растений, фитоморфология, наука о закономерностях строения и процессах формообразования растений в их индивидуальном и эволюционно-историческом развитии. Один из важнейших разделов ботаники. По мере развития М. р. из неё выделились как самостоятельные науки анатомия растений, изучающая тканевое и клеточное строение их органов, эмбриология растений, изучающая развитие зародыша, и цитология — наука о строении и развитии клетки. Таким образом, М. р. в узком смысле изучает строение и формообразование, главным образом на организменном уровне, однако в её компетенцию входит также рассмотрение закономерностей популяционно-видового уровня, поскольку она имеет дело с эволюцией формы.

Развитие садово-паркового искусства от древности.

Ландшафтный дизайн или садово-парковое искусство насчитывает за своими плечами не одну тысячу лет. Это уникальное направление культуры присуще практически любому народу, вне зависимости от той или иной местности, где он проживает или от временного отрезка. Окружать себя растениями и камнями по своему выбору люди начали еще в далекие времена. Просто все богатство природы не могло удовлетворить стремление человека окружить себя удобной в использовании красотой.

Самые древние примеры ландшафтной архитектуры располагались в Египте и на Ближнем Востоке. На древних изображениях египтян можно найти не только изображения жрецов, гуляющих среди деревьев, но и вполне грамотные проекты обустройства небольших садиков. На Востоке сад был мерилом благосостояния человека. В своем саду они культивировали красивые цветы с сильным ароматом. Египтяне выращивали садовые лилии и ирисы, ландыши и левкои. В прудах росли разнообразные нимфеи, в том числе и знаменитый голубой лотос. В более поздний период, во время царствования Клеопатры, в садах Египта цвело огромное количество роз. Нет сомнений, что основные принципы египетского ландшафтного дизайна сформировались в многочисленных храмовых комплексах. Храмов ые дворы представляли собой систему террас и портиков. Очень часто через все этажи шла сложная система оросительных каналов, и на каждой террасе был разбит цветникЦветник: участок геометрической или свободной формы с высаженными одно-, дву-, или многолетними растениями. , окружающий маленький пруд, или росли деревья и кустарники. В храмовых садах разбивались широкие пальмовые аллеи, которые были весьма удобны для проведения процессий и религиозных обрядов.

Другой тип садового дизайна зародился в Фивах. Это был процветающий торговый город, отличающийся свободой нравов. Каждый уважающий себя древний фиванин имел в своем дворе небольшой бассейн со скромной коллекцией нимфей. Часто в нем селились водоплавающие птицы. Садовая пергола широко используется в дизайне, она тянется через весь двор и густо увита виноградом. БеседкаБеседка: парковое открытое сооружение, покрытие которого покоится на колоннах или столбе. Предназначена для создания тени, для защиты от дождя, а также для отдыха, бесед, чтения и настольных игр. для отдыха увита розами, часто двух или трех сортов.

Современники египтян, древние вавилоняне и ассирийцы, пошли другим путем. Они просто разбивали клумбы на фоне зарослей диких кустарников, строили очень красивые павильоны и портики и проводили довольно совершенные системы оросительных каналов. Древние ассирийские цари взяли за правило коллекционировать в своих садах и парках диковинные растения и животных со всех концов света.

Характерной особенностью архитектуры Двуречья был зиккурат. Он представлял собой массивную сплошную ступенчатую пирамиду. Террасы зиккурата озеленяли и устраивали на них маленькие пруды и беседки. Сад орошали с помощью водоподъемного колеса. Основными обитателями террас были цветы и небольшие кустарники.

Значительно развилось искусство создания ландшафтных парковв Персии. Парки для охоты заселяли львами, кабанами и прочей дичью и называли их парадизами. Охотиться древние персы любили с комфортом, поэтому в парках были живописно разбросаны богато украшенные павильоны, вокруг которых располагались цветники и фонтаны. Именно персы начали практиковать посадку и стрижку живых изгородей. С их помощью они разбивали паркПарк: обширная (обычно больше 10-15 га) озелененная территория, благоустроенная и художественно оформленная для отдыха под открытым небом. Термин проник в русский язык в XVIII в. из Англии и первоначально означал естественную рощу или участок леса с живописными аллеями, полянами, прудами свободных очертаний, беседками, скульптурой и т. п. В настоящее время парки рассматриваются как важнейший элемент общегородской системы озеленения и рекреации; они выполняют оздоровительные, культурно-воспитательные, эстетические, природоохранные функции. Парки подразделяются по назначению на парки культуры и отдыха, детские, спортивные, прогулочные, мемориальные, парки-музеи; по местоположению и использованию населением - общегородские, районные, загородные; по характеру рельефа территории - пойменные, овражные, нагорные и т. д. на несколько зон, где пытались воссоздать участки различных ландшафтов. Именно в Персии начали культивировать сирень, тюльпаны и нарциссы.

Индия. Кроме роскошных дворцов с традиционной системой террас и бассейнами из цветного мрамора, Кашмир славился своими плавучими садами. Это были плоты длиной до 10 м и шириной около 3 м. Ухаживать за такими садами приходилось с лодок. В горных районах Индии и на Тибете издавна процветала культура сада с лекарственными растениями. Лекарственные травы выращивались в основном монахами — теми самыми, что сформировали могучую систему тибетской медицины. В первый период распространения буддизма в Индии началось возведение садов и парков, предназначенных для созерцательного отдыха. В парках были изумительной красоты водоемы с легкими ажурными беседками и разбитыми с учетом принципов дзэн цветниками. Индийские мусульмане строили прямоугольные дворы, обнесенные высокими стенами, вероятно для того, чтобы никто не мог подсматривать за обитательницами гаремов. В центре двора воздвигали четырехугольное или восьмиугольное здание под куполом, строго поделенное на мужскую и женскую части. В саду в геометрическом порядке высаживались плодовые и вечнозеленые деревья. Перед фасадом здания расположен облицованный мрамором узкий канал, вдоль которого стоят стройные ряды кипарисов, а террасы украшали многочисленные роскошные цветники.

Древние китайцы развивали искусство ландшафтной архитектуры параллельно с ассирийцами и вавилонянами. В устройстве садов и парков прослеживается влияние главенствующих духовных учений: буддизма, даосизма и конфуцианства. Древние китайцы глубоко почитали природу своей земли и стремились воспроизвести наиболее характерные пейзажи. Композиция парков основана на воссоздании природных ландшафтов Китая. Сад представлял собой цепь взаимосвязанных символов духовной жизни, хотя на первый взгляд казался просто маленьким уютным уголком без излишней роскоши и затейливости.

Правда, ничего подобного нельзя сказать об императорских садах, как и везде они являлись символом могущества и поражали своей роскошью и грандиозностью построек. В парках знатных вельмож можно увидеть павильоны с пристроенными к ним крытыми галереями, которые связывали их в единый комплекс. Обязательный элемент китайского сада- вода.

Садово-парковое искусство Японии. Япония не может похвастаться обилием огромных ландшафтных парков. Даже императорский парк в древней столице выглядел довольно скромно по сравнению с владениями некоторых китайских царедворцев. Поэтому японцы отточили мастерство создания миниатюрных ландшафтов.

На садовое искусство Японии особое влияние оказала чайная церемония, которая перешла в повседневный обиход японцев из монастырских традиций. Как правило, она происходила в специальном чайном павильоне с удобной низкой мебелью. Чайный павильон освещался традиционными фонарями, часто его украшала композиция из ирисов — икебанаИкебана: в переводе с японского языка означает "сохранение цветов во второй жизни" и является древним оригинальным искусством цветочной аранжировки в Японии. , находящаяся в специальной нише — токонома.

Павильон располагался в укромном уголке сада, желательно поблизости от водоема, к нему вела узкая петляющая тропка, дабы человек, созерцая красоты сада, сумел настроиться на восприятие церемонии.

Устройство миниатюрных садов буквально на пятачке земли отточило искусство выращивания карликовых деревьев — бонсайБонсай: искусство выращивания карликовых деревьев, из которых японцы создавали миниатюрные сады. . Карликовые деревья растут медленно, но японцы тоже никуда не спешат. Для воссоздания храмового сада на блюде они используют карликовые деревья, и миниатюрные модели храмов, и самые настоящие водопады.

В 10 – 8 веках до нашей эры искусство создания парков и садов появляется в Древней Греции. На первых порах основной характеристикой садов была их утилитарность. Позднее прямолинейные дорожки и аллеи в саду, украшенные колоннами, вазами и скульптурой, стали отличительной особенностью древнегреческого стиля.

Об особенностях ландшафтного дизайна Древнего Рима известно из произведений Горация (65 – 8 года до нашей эры). Бассейны, гроты, фонтаны, прямые аллеи, разделяющие сад – присутствие всех этих элементов было характерно для древнеримского ландшафтного дизайна.

В раннем Средневековье все больше людей селилось в городах и сама жизнь города становилась более оживленной. В то же время это привело к упадку традиций обустройства общественных парков. Теперь сад был скрыт от чужих глаз высокой оградой и чаще всего имел утилитарное назначение. Даже обладатели солидных земельных участков ограничивались устройством маленького перистиля по римскому образцу, а о водоемах и фонтанах забыли на несколько веков. Декоративные растения разводили только в монастырских садах, которые разбивались в соответствии со строгими геометрическими расчетами.

Эпоха Возрождения знаменовалась возвращением интереса к садово-парковому искусству. Для этого периода характерно стремление к гармонии ландшафтного и архитектурного ансамблей. К саду было обращено самое пристальное внимание. Сады Эпохи Возрождения изобиловали скульптурными ансамблями, искусственными водоемами и раскидистыми деревьями. Начиная с 1530 года в архитектуре Италии формируются два течения. Одно из них, тесно связанное с идеологией католической церкви, вскоре привело к барочному искусству, другое, называемое маньеризмом, было предтечей классицизма в Европе. БароккоБарокко: художественный стиль, господствовавший в Западной Европе с конца XVI века до середины XVIII. Нашел отражение при создании садов и парков Франции, Италии и других стран, включая Россию. Характерны декоративная пышность, пластичность, а иногда и вычурность композиции, стремление придать природным материалам (растительности, воде, рельефу) архитектурные формы (боскеты, фонтаны, террасы, подпорные стены и т. д.). Барочные композиции частично сохранились в Летнем саду, в Пушкине, Петродворце и др. в садово-парковом строительстве утвердилось в XVI веке и стало искусством разбогатевшей буржуазии. В композиции сада появился новый элемент — радиальные аллеи, тогда как в виллах эпохи Ренессанса применялись только квадратная и ромбовидная разбивки территории. В моду входят круглые и полукруглые посадки цветов й кустарников с сохранением изобилия водных элементов, лестниц, лоджий и скульптур. Характерным было изобилие резного камня, рельефы и горельефы украшали стены, по перилам лестниц шел затейливый фриз.

Во Франции очень сильно ощущалось влияние итальянского Ренессанса, и укрепляющее свои позиции торговое сословие стремилось окружить себя атрибутами достатка и высокого общественного положения. Но более суровые религиозные жители Франции не ставили в своих садах обнаженных скульптур, реже использовали колонны и вазы, предпочитая геометрически правильные клумбы и менее затейливые живые изгороди из местных кустарников. Центром парка считались обширные цветочные партеры. Характерными элементами французских садов были широкая центральная аллеяАллея: транспортная или пешеходная дорога, обсаженная с двух сторон деревьями, кустарниками, вьющимися растениями. , обсаженная двумя-тремя рядами лип или кипарисов, водные каналы регулярной формы, стриженые боскеты и аллеи, оформленные на пересечении скульптурами и фонтанами.

С расцветом капитализма в Англии появляется новое направление — пейзажные парки. Деревья и кустарники росли группами без какого-то геометрического порядка, а украшением этих печальных парков служили стилизованные античные руины, надгробья и урны. Предпочтение отдавалось деревьям с плакучими кронами и высоким пирамидальным деревьям. Неширокие аллеи извивались без всякой системы, огибая группы кустарников и большие овальные клумбы. Медленно журчащая вода стекала в окруженный плакучими ивами пруд с простой беседкой на берегу.

Пиком развития науки и искусства ландшафтного дизайна считаются 19 – 20 века нашей эры. В этот период все внимание устремлено на растительность, поиск и внедрение новых элементов композиции и стремлению к унисону стилей - ландшафтного дизайна и архитектурного.

История возникновения и становления профессии ландшафтного архитектора также насыщена. В России 17 – 19 веков не существовало понятия “дизайнер” или “архитектор”, и эта профессия называлась “устроитель садов и парков”.

Сады в основном носили утилитарный характер: в основном место отводят огородам, плодовым деревьям, но со временем стали появляться декоративные деревья. В качестве ограды используется живая изгородьЖивая изгородь: посадки из формируемых или свободно растущих деревьев или кустарников (или их сочетание) с целью получения сомкнутых непроницаемых насаждений. Обычно стрижкой им придается форма зеленой стены. Исходя из назначения живые изгороди бывают одно-, двух-, трехрядные и различной высоты. Используются растения, хорошо поддающиеся стрижке, вьющиеся (боярышник, гледичия, биота восточная, бирючина, кизильник блестящий и др.). или деревянная ограда. Пруды устраивались для разведения рыбы, купания, полива.

В 17 веке в России уже создают увеселительные, или «красные» сады (Коломенское, Измайлово). В Кремле – это Нижний и Верхний Набережные сады, «висячие» сады. Знаменитым является Измайловский сад в Москве. В нем есть все: и зверинец, и ботанический садБотанический сад : зеленый массив, предназначенный для научно-исследовательской и культурно-просветительской работы в области ботаники, растениеводства и озеленения населенных мест. , и лабиринтЛабиринт: запутанные проходы, появились в садах эпохи Возрождения, широкое распространение получили и русских парках XVIII-XIX вв. Л. в парках устраиваются обычно из высоких стриженых живых изгородей (с использованием граба, липы, лавра). До XVIII в. имели символический религиозный смысл (затруднения на пути паломника), позже приобрели просветительское или развлекательное значения (например, лабиринты Летнего сада со скульптурами на темы басен Эзопа, устроенные при Петре I). , устроено большое количество водоемов, виноградники.

При Петре I русское садово-парковое строительство переходит на создание классического регулярного сада в ландшафтном дизайне. Это Петродворец, Стрельня, Ориенбаум, Царское село. Регулярные сады в Петербурге строят иностранцы. А в 1710г. в России создается Садовая контора. Она занимается закупкой различных растений за границей для строительства парков Москвы и Петербурга.



2015-12-08 1388 Обсуждений (0)
Развитие садово-паркового искусства от древности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие садово-паркового искусства от древности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1388)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.035 сек.)