Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимодействие спроса и предложения



2015-12-08 816 Обсуждений (0)
Взаимодействие спроса и предложения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Закон спроса и предложения - фундамент рыночной экономики. Совмещение на одном графике спроса и предложения показывает:

1) Точка пересечения кривых М называется точкой равновесия. Она характеризует такое состояние рыночных цен, когда объем спроса равен объему предложения. Если предложение превысит спрос, то товар перестанут покупать, поэтому продавцы вынуждены будут снижать цены. Когда же спрос превысит предложение, то цена повысится. Рыночное равновесие, определяемое через равенство объемов продаж и покупок, предполагает соблюдение следующих условий:

а) рассматривается один товар, а от изменения цен других - абстрагируются, считая их цены неизменными;

б) не происходит увеличение цен других товаров, конкурирующих с данным товаром и доходов покупателей, иных факторов.

Это и есть соблюдение “прочих равных условий”. Поэтому такое равновесие называют частичным, поскольку оно касается одного товара и не рассматривается изменением цены с течением времени.

2) Проблемы изменения равновесной цены во времени - исследовал Альфред Маршалл: При мгновенном равновесии - предложение товара не меняется, а спрос растет и цена - то же, т.е. цена зависит от спроса.

Краткосрочное равновесие происходит в более длительный срок, когда цена зависит уже от предложения, которое растет, но в рамках одного (одних) и того же предприятия. Равновесная цена в данном случае будет ниже, чем при мгновенном равновесии.

Долгосрочное (нормальное) равновесие устанавливается, когда и число предприятий и объем потребляемых ресурсов растет, а цена полностью зависит от предложения. Устанавливается длительное равновесие между спросом и предложением, возникает типичная ситуация конкуренции (ценовой) между предприятиями (при одинаковости издержек и качества товаров). Цена в данном случае снижается по сравнению с мгновенным и краткосрочным равновесиями.

Увеличение спроса, при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества продукта.

Возможны случаи, когда предложение и спрос изменяются в противоположных направлениях.

Предположим, что предложение увеличивается, а спрос сокращается. В этом примере совмещаются два эффекта снижения цены, которые дают большее снижение цены, чем при действии одного из эффектов. Направление изменения количества продукта зависит от относительных параметров изменения предложения и спроса (если предложение больше спроса, то равновесное количество увеличивается).

Предположим теперь, что предложение сокращается, а спрос возрастает. Наблюдаются два эффекта повышения цены. Если уменьшение предложения больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально.

Возможны также случаи, когда предложение и спрос изменяются в одном и том же направлении.

Сначала предположим, что и спрос и предложения увеличиваются. Чтобы определить изменение равновесной цены, нужно сравнить два эффекта: эффект понижения цены в результате увеличения предложения и эффект повышения цены в результате увеличения спроса. Если масштаб первого эффекта больше масштаба второго, то цена снизится. Равновесное количество однозначно увеличится.

Рассмотрим одновременное уменьшение предложения и спроса. Когда масштабы уменьшения предложения больше масштабов сокращения спроса, равновесная цена возрастает. Когда ситуация противоположная, равновесная цена снижается. Равновесное количество продукта однозначно уменьшается.

Могут возникать особые случаи, когда уменьшение спроса и предложения с одной стороны, и увеличение спроса и предложения - с другой, полностью нейтрализуют друг друга. В обоих этих случаях конечное воздействие на равновесную цену оказывается нулевым, спрос не изменяется.

3) Эластичность характеризует степень изменения спроса и предложения в зависимости от изменения цены:

а) если произведение уровня падения цены на прирост количество проданного товара растет (выручка растет), то спрос - эластичен, т.е. выражение всегда больше единицы;

б) если снижение цены (Р) приводит к незначительному увеличению объема продаж (Q), а их произведение (выручка) меньше единицы, то спрос - не эластичный, т.е. выражение;

Спрос - единично эластичный при:

 

РQ = 1

 

Это всё относится к рынку, насыщенному товарами при совершенной конкуренции.

Коэффициент эластичности спроса равен:

при К.Э.С. > 1, спрос эластичен,

при К.Э.С. < 1, спрос неэластичен,

при К.Э.С. = 1, спрос единично эластичен.

Понятие эластичности предложения используется реже и характеризует относительное увеличение количества товара в зависимости от изменения цены. По аналогии с эластичностью спроса можно вывести коэффициент эластичности предложения (К.Э. П.):

 

 

при К. Э.П. >1 предложение эластично, при К. Э.П. <1 неэластично. Мы абстрагировались (пока) от изменения цен на другие виды товаров, увеличения (снижения) доходов потребителей, влияния на рынок монополий и государства.


Заключение

 

Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными - на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга,

Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения

Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Эластичность спроса - изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

При введении в производство замещающих ресурсов фирмы получают эффект двух видов. Первый - эффект замещения, связанный с тем, что замена одного ресурса другим изменяет цену и спрос (замещение труда капиталом ведет к падению спроса на труд и увеличению спроса на капитал). Второй - эффект объема производства; он выражается в увеличении издержек на капитал, вызывающем падение объема производства и, соответственно, сокращение спроса на ресурсы (на капитал). Эффект замещения и эффект объема производства противоположны по направленности.

Эластичность спроса на ресурсы определяют три фактора. Первый - эластичность спроса на готовую продукцию: чем она выше, тем более эластичным будет и спрос на ресурс. Когда повышение цены на товар вызывает значительное падение спроса на него, потребность в ресурсах уменьшается. В случае, когда, напротив, спрос на изготовляемую с помощью данных ресурсов продукцию неэластичен, неэластичен и спрос на ресурсы. Второй фактор - замещаемость ресурсов. Эластичность спроса на них высока, если в случае повышения цены существует возможность их замены другими ресурсами (например. бензина - дизельным топливом) или внедрения более совершенной технологии (благодаря которой, к примеру, уменьшается потребность в бензине). Третий фактор, определяющий эластичность спроса на ресурс

Экономический кругооборот - это циркуляция реальных экономических благ, сопровождающаяся встречным потоком доходов и расходов. Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства и фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, выступая одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая, в свою очередь, потребительские товары и услуги. Поведение основных экономических агентов может быть выражено кругооборотом спроса и предложения. При всей, условности схемы кругооборота она отражает главное - в развитой рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос.




2015-12-08 816 Обсуждений (0)
Взаимодействие спроса и предложения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимодействие спроса и предложения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (816)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)