Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика узловых мероприятий дорожной карты



2015-12-08 375 Обсуждений (0)
Характеристика узловых мероприятий дорожной карты 0.00 из 5.00 0 оценок




Среди всех мероприятий дорожной карты «500+» можно выделить узловые, которые формируют каркас новой системы господдержки монопрофильных городов. Именно на них в существенной степени опираются, замыкаются многие другие меры поддержки.

Новое Положение о Департаменте региональной промышленной политики, безусловно, относится к числу узловых мероприятий. Речь идет о необходимости включения в функционал Департамента правомочий проводить экспертизу муниципальных программ поддержки предпринимательства, муниципальной нормативной правовой базы, генеральных планов развития моногородов, инвестиционной программы градообразующего предприятий, заключать от имени и по поручению Минпромторга России соглашения с муниципальными органами власти моногородов России, ведущими российскими институтами развития, федеральными органами исполнительной власти, которые участвуют в социально-экономическом развитии монопрофильных городов. Общая направленность корректировки действующего положения очевидна: речь идет о существенном расширении функционала в духе нового понимания промышленной политики как инновационной по сути, децентрализованной, тесно связанной с местным сообществом моногородов, плотно интегрированной с социальной и градостроительной политикой. Естественно, что более широкая и гибкая трактовка новой промышленной политики должна быть воплощена в новой редакции Положения о Департаменте региональной промышленной политики.

Другое узловое мероприятие – это разработка и принятие новой Федеральной целевой программы «Развитие монопрофильных городов России до 2020 года». Ее идеология, структура, приоритетные направления подробно охарактеризованы нами в других разделах данного отчета.

Дорожная карта предусматривает создание Агентства по развитию моногородов России. Зарубежная и отечественная практика подтверждает, что значимость проблемы для государства всегда подчеркивается созданием специальной структуры, прямо сориентированной на ее решение. Таким образом, готовность власти к созданию проблемно-ориентированной структуры является реальным подтверждением неконъюнктурности, долгосрочности ее намерений решать обозначенную проблему. Поэтому сам факт создания такого Агентства уже будет сигналом для общества, отечественных и иностранных инвесторов серьезности намерений федеральной власти переломить ситуацию в моногородах России.

Дорожная карта предусматривает осуществление диверсификации моногородов институтом якорных проектов, которые будут иметь программный статус мероприятия ФЦП «Развитие моногородов России». Предполагается, что большинство крупных и средних по размеру моногородов, подведомственных Минпромторгу России, будут иметь такие проекты. Их особенность в том, что они вносят в местную экономику новшество специализации, экспериментальный, пилотный характер, т.е. не дублируют уже состоявшуюся специализацию градообразующего предприятия, но «развивают», углубляют, диверсифицируют ее. Это может быть новое предприятие экологической промышленности, центр контроля качества отраслевой продукции, которую производит в том числе и градообразующее предприятие, демонстрационный центр (квартал) энергоэффективности, новый завод индивидуального домостроения или предприятие по производству новых строительных материалов и т.д.

Для крупных и средних моногородов различных типов дорожная карта предусматривает создание индустриальных парков как действенного, апробированного в мире инструмента диверсификации местной экономики. В зависимости от конкретных условий формат индустриального парка – размер, количество очередей ввода и набор производственных специализаций (дублируя профиль градообразующего предприятия и/или дополняя его) будет существенно варьировать.

Ряд узловых мероприятий не прописан в нашей дорожной карте, но можно предвидеть, что необходимость в них возникнет уже за горизонтом 500 дней. Речь идет о муниципальном фонде земельных участков/участков недвижимости, который будет аккумулировать жилье и участки, которые продают уезжающие из города жители, для инициирования нового цикла их использования после продажи новому собственнику. Другое узловое мероприятие связано с созданием в крупных и средних моногородах объектов инновационной инфраструктуры для активизации инновационного поиска новой специализации моногорода. Зарубежная практика подтверждает конструктивность таких усилий для диверсификации городской экономики. Считаем, что полноценное развертывание центров переобучения, трансфера технологий, филиалов университетов в моногородах обязательно будет происходить, но за горизонтом 500 дней дорожной карты.

 

3.3.4. Этапность мероприятий дорожной карты «500+»

Реализация мероприятий дорожной карты по реструктуризации монопрофильных городов, подведомственных Минпромторгу России, предусматривается в течение 500 дней. Это предполагает полное развертывание всего перечня необходимых мер в течение данного срока (см. таблицу 22). Дальнейшее осуществление «посеянных» в этот период проектов, заключенных соглашений и договоров, созданных новых структур, естественно, будет происходить и после окончания этого периода.

Первые сто дней работы по дорожной картебудут преимущественно сконцентрированы на мероприятиях федерального уровня. Главная задача этого этапа – создать институциональные условия для успешного решения ключевых проблем градообразующих предприятий и монопрофильных городов. Основной пакет мер – это новые нормы и правила, новые структуры, которые создают каркас новой системы государственной поддержки монопрофильных городов России, формируют основы для постепенного формирования элементов новой промышленной политики в отношении монопрофильных городов.

Поскольку Департамент региональной промышленной политики Минпромторга России является ядром этой системы, естественно, что необходимо существенно расширить его функционал для полнокровного руководства процессом реструктуризации монопрофильных городов. Это означает, что должно быть скорректировано действующее Положение о Департаменте.

Очевидно, что Департамент региональной промышленной политики, вовлеченный в оперативное взаимодействие с федеральными и региональными властями для «координации разработки и реализации государственных программ развития промышленности субъектов Российской Федерации и/или федеральных округов»[1], не в состоянии на постоянной основе искать инвесторов в монопрофильные города, вести отбор «якорных» проектов диверсификации экономики моногородов, предлагать конкретные пакеты поддержки для моногородов разных типов и разной степени проблемности.

Обычно, как можно судить по зарубежному опыту, такие функции возлагаются на специальное государственное агентство (госкорпорацию), которая отвечает за реализацию конкретных мер и проектов диверсификации монопрофильных городов. Все необходимые нормативные правовые документы по ее созданию будут проработаны на первом этапе реализации мероприятий дорожной карты «500+».

Именно Агентство (госкорпорация) по развитию монопрофильных городов станет мотором реализации мероприятий новой Федеральной целевой программы развития монопрофильных городов России на 2015-2020 годы, разработка и принятие которой будут проведены в январе-марте 2015 года. Программа будет иметь «зонтичный» характер в том смысле, что она будет дополняться, детализироваться и софинансироваться мероприятиями аналогичных программ регионального уровня.

Специальные меры будут направлены на то, чтобы выйти за рамки существующих бюджетных ограничений в деле поддержки российских монопрофильных городов: нельзя полагаться в этом процессе только на финансовые, информационные и человеческие ресурсы Минпромторга России, на которого Правительство Российской Федерации функционально возложило ответственность за текущее состояние и развитие почти двух сотен моногородов. Для этого Департамент региональной промышленной политики подготовит Типовой макет соглашения Минпромторга России с основными российскими Институтами развития (Внешэкономбанк, Сбербанк, Венчурная корпорация, Роснано и др.). Другой Типовой макет будет подготовлен для соглашений Минпромторга России с федеральными органами исполнительной власти, которые уже вовлечены в процессы экономического и социального развития монопрофильных городов России, хотя это в явном виде и не прописано в их положениях (Минэкономразвития, Минобрнауки, Минстрой, Минвостокразвития, Минкрым, Минкавказ, Федеральная служба занятости России и др.).

На основании типовых макетов соглашений будут заключены соглашения о партнерстве Минпромторга России с федеральными органами исполнительной власти и институтами развития в деле реструктуризации монопрофильных городов. Эти рамочные соглашения предусмотрят возможность впоследствии, на втором и третьем этапах, конкретизировать их положения реальными проектами, институциональными и организационными экспериментами, совместными мероприятиями, реализуемыми в моногородах России, в интересах местных сообществ, градообразующих предприятий и местной производственной системы монопрофильных городов. Соглашения обеспечат качественный переход от современных, нередко политически конъюнктурных, разрозненных усилий различных акторов в деле лечения монопрофильности к системной и целостной, устойчивой работе единой партнерской сети.

Экстренные, неотложные меры в отношении 10-15 кризисных монопрофильных городов, признанных таковыми по итогам текущего (ежеквартального) социально-экономического мониторинга Минэкономразвития России и Минпромторга России («залповая» безработица, «обвальное» снижение уровня промышленного производства и др.) будут осуществляться на всех этапах реализации мероприятий дорожной карты «500+». Однако их конкретное наполнение будет варьировать в зависимости от типа моногорода и стадии формирования нового каркаса федеральной поддержки моногородов России.

Дорожная карта «500+» предусматривает активное и многоаспектное вовлечение местного сообщества монопрофильных городов России в процесс модернизации градообразующего предприятия, реконструкции местной производственной системы и реструктуризации (диверсификации) городской экономики. Соучастие местного сообщества в мероприятиях дорожной карты не ограничивается конкретным этапом, но предполагается непрерывным и растущим. Предполагается, что оно включит важнейший для самокоррекции курса и приоритетов новой промышленной политики в моногородах механизм обратной связи, будет способствовать жизненно необходимой децентрализации современной российской региональной промышленной политики. Для активизации этого процесса уже на первом этапе будет подготовлен Типовой макет соглашения Минпромторга России с местным сообществом монопрофильного города в лице представителей муниципальной власти, ассоциаций малого и среднего бизнеса, градообразующего предприятия и ведущих авторитетных некоммерческих организаций-структур гражданского общества.

Второй этап работы по дорожной карте (150 дней)будет преимущественно сконцентрирован на мероприятиях в местной производственной системе монопрофильного города – модернизации градообразующего предприятия и активизации местного производственного бизнеса. Главная задача этого этапа – обеспечить системное единство и плотное взаимодействие всех, крупных и малых, субъектов местной производственной системы моногорода.

Пакеты мер поддержки градообразующих предприятий будут дифференцированы в зависимости от финансово-экономического состояния (кризисное, неустойчивое, стабильное) и принадлежности (структуры собственности) предприятия. В случае вхождения предприятия в крупный федеральный холдинг главные усилия будут направлены на создание элементов инновационной инфраструктуры и очагов инновационной промышленности в рамках соглашений по корпоративной социальной ответственности. В случае принадлежности якорного предприятия местному или региональному собственнику будет осуществлен комплекс мероприятий, стимулирующий его поверхностную или глубокую, с обособлением новых продуктовых линий в организационной оболочке дочернего старт-апа, инновационную модернизацию. В обоих случаях Департамент региональной промышленной политики проведет экспертизу инвестиционной программы градообразующего предприятия для определения степени ее адекватности приоритетам новой промышленной политики и императиву экономической диверсификации.

Будет проведена инвентаризация (экспертиза) муниципальных программ развития малого и среднего бизнеса монопрофильных городов для определения степени ее соответствия приоритетам политики диверсификации городской экономики, развития инновационного предпринимательства в промышленности и деловых услугах. Важнейшими критериями оценки эффективности действующих программ станут доля малого производственного бизнеса (в промышленности и деловых услугах) в общем числе малых предприятий; доля оборота малого и среднего бизнеса, занятых в неторговой сфере (в том числе ЖКХ, промышленность и строительство в общегородском обороте; доля субъектов малого и среднего предпринимательства, считающих недвижимость доступной (опросный показатель); количество земельных участков в границах муниципального образования, предоставленных субъектам предпринимательства. Типовой макет соглашения Минпромторга России с местным сообществом предусматривает рекомендацию власти моногорода разработать новую муниципальную программу развития предпринимательства, которая содержит конкретный план создания предприятий малого бизнеса моногорода в промышленности и деловых услугах, в случае отрицательного заключения Департамента региональной промышленной политики по действующему документу.

Выборочно, для 15-20 кризисных и проблемных монопрофильных городов будет проведена экспертиза муниципального законодательства на предмет наличия местных льгот для малого производственного (машиностроение, ЖКХ, деловые услуги и др.) бизнеса. По итогам проведенной диагностики для всех моногородов России будут предложен Типовой набор нормативных правовых мер поддержки малого производственного бизнеса местного уровня.

Акцент в поддержке производственного бизнеса моногородов будет сделан на укрепление не атомарного предпринимателя, а единой предпринимательской городской сети, с высокой долей производственного бизнеса, на компактных площадках бизнес-инкубаторов, технопарков, муниципальных особых экономических зон. Для этих форм предпринимательской активности в моногородах объемы поддержки будут щедрее, чем стандартные, а условия их получения легче.

В целях стимулирования инновационного процесса в бизнес-сообществе моногородов России Департамент региональной промышленной политики организует и будет на регулярной основе (ежегодно) проводить конкурс «Лучший инновационный предприниматель моногородов России» в различных номинациях (крупный, средний, малый город и так далее). Для продвижения продукции малых предпринимателей в промышленности и деловых услугах моногородов на внешние рынки региона и страны, а также на рынки других моногородов, Минпромторг России будет оказывать содействие (софинансировать вместе с региональной и муниципальной властью) организацию ежегодных выставок внутри единой сети моногородов России. В результате обобщения опыта малого производственного предпринимательства в десятках моногородов России будет подготовлено методическое пособие «Предприниматель в моногороде: ключи к успеху».

Отдельные меры поддержки и стимулирования будут направлены на укрепление взаимодействия крупного и малого бизнеса монопрофильного города – как инструментами федеральной целевой программы развития монопрофильных городов России, так и через непрограммные мероприятия. Финансовая, кредитная, грантовая поддержка Минпромторга России и его федеральных партнеров в лице институтов развития будет оказываться приоритетно не атомарному малому предпринимателю, а предпринимательским партнерствам – крупного и малого бизнеса, малого бизнеса с другим малым бизнесом, малого бизнеса и научно-образовательным структурам.

В результате ежеквартальной актуализации перечня кризисных моногородов России на этом этапе право приоритетной поддержки получат новые (частично прежние) 10-15 городов России.

На данном этапе продолжится заключение пилотных соглашений между Минпромторгом России и местным сообществом монопрофильных городов России, которое будет практиковаться для наиболее сложных случаев реструктуризации экономики моногорода, в которых потребность в децентрализации решений в сфере новой промышленной политики является просто безальтернативной. Мероприятия соглашений будут состыкованы с мерами Федеральной целевой программы и будут опираться на бюджетные ресурсы федерального, регионального, муниципального уровней и ресурсы институтов развития.

Третий этап работы по дорожной карте будет продолжаться 250 дней. Приоритетная задача этапа - реализация якорных проектов диверсификации производственного сектора моногорода и формирование элементов инфраструктуры новой промышленной политики в российских моногородах. На предшествующих этапах были созданы необходимые институциональные условия для создания в местной экономике моногорода новых очагов и полюсов роста, новых видов экономической специализации. К этому процессу подключены партнеры федерального, регионального, корпоративного уровня, местное сообщество в лице местной власти, градообразующего предприятия, малого и среднего бизнеса, некоммерческих организаций. Роль ядра кристаллизации всех элементов партнерской сети поддержки реструктуризации монопрофильных городов призваны сыграть пилотные якорные проекты.

Эти проекты будут иметь программный статус мероприятий федеральной целевой программы развития моногородов России. Они будут отобраны оператором программы совместно с региональными и местными органами власти, представителями местного сообщества моногородов. Непременный атрибут проекта – черты новшества – производство нового для местной и региональной экономики средства производства, товара или деловой услуги. Это проекты новой экологической промышленности (утилизация промышленных отходов, создание мусороперерабатывающих производств, прозводство чистой воды и др.), производства строительных материалов, производства средств производства для потребителей других монопрофильных городов, в сфере энергоэффективности, индивидуального домостроения, мелкого сборочного производства и др.

В результате корректировки положений о региональных представительствах Минпромторга России на них будет возложена обязанность взаимодействовать с находящимися на их подведомственной территории моногородами и обеспечивать сопровождение якорных проектов. Для оперативного развертывания новых якорных проектов и подготовки городского пространства к другим инициативам по экономической диверсификации будет проведены экспертиза Генеральных планов монопрофильных городов и, в случае необходимости, внесены необходимые изменения и дополнения с учетом приоритетов новой промышленной политики (конкретно, трансформации промышленной зоны для поддержки инновационного предпринимательства в промышленном секторе и производственных услугах, также создания индустриальных парков).

В нескольких пилотных моногородах, в которых совокупность местных и региональных условий наиболее благоприятна, будут подготовлены площадки под первые очереди индустриальных парков для местных и внешних резидентов. Институциональную и информационную поддержку Минпромторга получат и другие инициативы местных сообществ моногородов (власти, бизнеса, градообразующего предприятия) по созданию новых элементов инновационной инфраструктуры в городе. Речь идет о бизнес-инкубаторах, центрах переподготовки кадров, центрах трансфера, технологий и др. В нескольких пилотных моногородах будет заключено трехстороннее соглашение Минпромторга России с градообразующим предприятием и муниципальной властью для совместных усилий по созданию элементов инновационной инфраструктуры «коллективного доступа» - совместно используемых градообразующим предприятием и местным малым бизнесом.

Для формирования заделов для дальнейшего динамичного движения на пути диверсификации будут осуществлены новые институциональные мероприятия. Речь идет о создании Интернет-портала передовой практики в сфере производственного предпринимательства и экономической диверсификации моногородов; подготовке проекта положения Минпромторга о поддержке создания муниципальных особых экономических зон в моногородах России; о разработке методических рекомендаций по

использованию кластерного подхода в моногородах.

В результате актуализации перечня кризисных моногородов, определяемых по итогам экспресс-диагностики, экстренную поддержку получат 10-15 моногородов России.

Итогом 500 дней работы по дорожной карте станет формирование полноценной системы государственной поддержки монопрофильных городов России, разработанной и координируемой Минпромторгом России. Четко определенные функциональные полномочия Департамента региональной промышленной политики, сформированная сеть влиятельных партнеров, новая ФЦП «Развитие моногородов России до 2020 года», госкорпорация по развитию монопрофильных городов России обеспечат устойчивость системе господдержки и после завершения нормативно определенного 500-дневного периода работы дорожной карты.

 

 

Таблица 22 – Характеристика этапов дорожной карты «500+»

 

Первый (100 дней) Второй (150 дней) Третий (250 дней)
Название Институциональный Производственный Проектный
Главная задача Создание институциональных условий реструктуризации производственного сектора моногорода Обеспечение плотного взаимодействия ГРОП и малого производственного бизнеса Реализация якорных проектов диверсификации экономики моногорода
Результат Каркас новой системы господдержки монопрофильных городов Формирование целостной местной производственной системы Экономическая диверсификация производственного сектора моногорода
Пакет мер · Новое положение о Департаменте региональной промышленной политики · Подготовка Типового макета о партнерстве Минпромторга России с местным сообществом моногорода · Создание Агентства по развитию монопрофильных городов · Разработка новой ФЦП «Развитие монопрофильных городов России на 2015-2020 гг.» · Подготовка Типового макета соглашения Минпромторга с основными российскими институтами развития; федеральными органами исполнительной власти, вовлеченными в процесс социально-экономического · Поддержка модернизации ГРОП с учетом его разной принадлежности и финансово-экономического состояния · Заключение первых соглашений в моногородах России Минпромторга с местным сообществом моногорода · Выборочная экспертиза муниципального законодательства для малого производственного бизнеса. Выработка Типового набора нормативных правовых мер поддержки малого производственного бизнеса · Экспертиза инвестиционной программы ГРОП · Организация регулярного конкурса «Лучший инновационный предприниматель моногородов · Корректировка положений о региональных представительствах Минпромторга России для сопровождения якорных проектов в моногородах · Разработка Методических рекомендаций по использованию кластерного подхода в моногородах · Экспертиза Генпланов монопрофильных городов, внесение изменений и дополнений под задачи инновационной диверсификации производственного сектора · Создание индустриальных парков (первые очереди) в пилотных моногородах · Заключение трехсторонних соглашений Минпромторга России с градообразующим

 

Продолжение таблицы 22

 

Пакет мер развития моногородов · Заключение соглашений о партнерстве с институтами развития и федеральными органами исполнительной власти России» · Организация ежегодных выставок продукции малых предприятий промышленности внутри единой национальной сети моногородов · Подготовка методического пособия «Предприниматель в моногороде: ключи к успеху» · Укрепление взаимодействия крупного и малого бизнеса программными и непрограммными мероприятиями и стимулирующими мерами · Инвентаризация муниципальных программ развития малого и среднего бизнеса. В отдельных случаях разработка новой версии программы с планом создания предприятий малого производственного бизнеса предприятием и муниципальной властью в пилотных монопрофильных городах для совместных действий по созданию элементов инновационной инфраструктуры коллективного доступа · Создание Интернет-портала передовой практики в сфере производственного предпринимательства · Подготовка проекта положения Минпромторга о поддержке создания муниципальных особых экономических зон в моногородах России  
   
   
  Неотложные экстренные меры в отношении кризисных моногородов России (не более 10-15) (пакеты B-F)

 


[1] Положение о Департаменте региональной промышленной политики Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Утверждено Приказом Минпромторга России № 1096 от 9 июня 2014 года.



2015-12-08 375 Обсуждений (0)
Характеристика узловых мероприятий дорожной карты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика узловых мероприятий дорожной карты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (375)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)