Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация конфликтов



2015-12-08 500 Обсуждений (0)
Классификация конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок




Г. Лекция

 

Гоббс не видел другого способа преодоления человеческого насилия, как применение государственного насилия.

Жан-жак Руссо же считал демократическое – источник мира и согласия, которое опирается на отсутствие насилия.

Карл Маркс – считал, что насилие порождается борьбой за частную собственность. Однако, отмечал, что конфликты неизбежны.

Подобно Марксу Георг Зиммель считал, что конфликт в обществе неизбежен и неотвратим.

 

Недостатки осмысления конфликтов до 20 века:

- социальные конфликты не исследовались;

- общие черты конфликта не исследовались.

 

В 20 веке:

- конфликтология выделилась в отдельную науку;

- вышла она из социологии (Вебер, Дарендорф, Козер) и психологии (Фрейд, Юнг, Берн).

 

Макс Вебер – мнения людей не только расходятся, но и совпадают, это есть возможность для достижения консенсуса. Достижения решений иллюзорны и не могут быть разрешены в принципе. Этим Вебер критиковал арксизм. Это положение стало основой науки.

Ральф Дорендорф – это естественное состояние общества. И конфликт иногда бывает конструктивным (движущим), так и неконструктивным (разрушающим).

Льюис Козер – причины конфликтов дефицит ресурсов (материальных, власти, лидерства и т.д.), демократическое общество порождает движущие конфликты, цель конфликтологии ограничить негативные последствия конфликта и добиться оптимальных позитивных результатов.

 

Для жизни нужны конфликты! Но они должны быть конструктивными. Однако деконструктивные конфликты – приносят неоценимый опыт.

 

Фрейд считал, что любые расстройства являются результатом конфликта между сознательным и бессознательным.

Карл Густав Юнг – предложил новую классификацию людей по способу разрешения конфликтов: интроверты и экстраверты.

Эрик Берн – теория трансактного анализа межличностных отношений. Людей разделил на три типа: ребенок, родитель (стереотипное мышление), взрослый (рациональное мышление). Конфликты возникают, когда взаимодействуют два типа: ребенок- ребенок, взрослый – взрослый, родитель – родитель.

 

Двадцать первый век:

- конфликтология идет как самостоятльная наука

- конфликтология сконцетрирована на трех основных проблема:

- выявление сущности конфликтов (причины, этапы, участники);

- определение методов, формулирование способов регулирования конфликтных ситуаций, предотвращение;

- установление основных форм конфликтов, а также их типологии.

 

Понятие конфликта

Конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборствии сторон.

Два признака конфликта:

- конфликт всегда возникает на основе противоположно правленых мотивов и суждений;

- конфликт – всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, характеризующегося нанесением взаимного ущерба (моральный, физический, материальный).

 

Границы конфликта

Есть 1. пространственные, 2. временные и 3. внутрисистемные.

1. определяется территорией, где происходит конфликт. Это важно в международных отношениях.

2. продолжительность конфликта (начало и конец). Важно: оценка присоединения новых лиц в конфликте. Конфликт можно назвать начавшимся, если один участник (оппонент) сознательно действует в ущерб другого, а другой осознает это и принимает активные действия. Окончание конфликта – прекращение действий обеих сторон (по разным причинам, вплоть до вмешательства третьих лиц).

3. Любой конфликт происходит в любой системе (государство, международное сообщество, коллег по работе, семьи). Конфликт между сторонами, входящими в одну систему бывает: обширным, частным, ограниченным. Круг участников системного конфликта должен быть определен до конца (сочувствующий, подстрекатель).

 

Структура конфликта

Это совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность.

 

Участники конфликта – основные участники, оппоненты, группа поддержки и др. участники.

Основные участники конфликта – субъекты, которые непосредственно совершают активные (наступательные, защитные) действия друг против друга.

Основные участники – инициатор конфликта (первый начинает действия), ранг оппонента – уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте.

Группа поддержки – представлены отдельными индивидами, группами и т.д. Они активны или посивны. Это могут быть друзья (связанные обязательствами), руководители, подчиненные, государства, межгосударственные объединения, общественные организации и др.

Другие участники – влияют на конфликт эпизодически, могут изменить его ход и результат. Подстрекатель – организация, государство подталкивающее к конфликту. Организатор – организующий причину конфликта.

 

Предмет конфликта

Объективно существующее или воображаемая проблема, служащая конфликтом, из-за которого, либо ради которого стороны вступают в конфликт.

 

Объект конфликта

Ядро проблемы. Центрально звено конфликтной ситуации. Это может быть что угодно (духовная власть, социальное лидерство, материальные блага и т.д.). К обладанию которого будут стремиться оба оппонента.

 

Мотивы в конфликте

Побуждение вступления в конфликт, связанный с удовлетворением потребностей (совокупность внешних и внутренних условий).

 

Позиция сторон

Это система отношения оппонента к элементам конфликтной ситуации, которая проявляется в соответствующем поведении и поступках.

 

Особенности определения функции конфликтов

- отсутствие четких критериев различения конструктивных и неконструктивных конфликтов;

- трудно дать обобщенную оценку положительных и отрицательных ролей конфликта;

- степень конструктивных и деконструктивность данного конфликта может меняться по ходу конфликта;

- важно, для кого конфликт считается конструктивным, а для кого неконструктивным.

 

Конструктивное влияние конфликта на основных участников:

- конфликт устраняет полностью или частично противоречие;

- помогает оценить индивидуальные психологические особенности людей;

- ослабляет психическую напряженность.

 

- конфликт служит источником развития личности;

- конфликт улучшает качество индивидуальной деятельности;

- при отстаивании справедливых целей поднимает авторитет;

- межличностные конфликты служат для самоутверждения формирования активной позиции.

 

Конструктивные конфликты, влияние на социальное окружение

- конфликт выступает активизирует социальную жизнь группы

- высвечивает не решенные проблемы

- зондирует общественное мнение

- способствует созданию новых благоприятных условий к которым легче адаптируются члены группы

- может выполнять функцию сплочения группы перед внешними трудностями

- создает интеллектуальную напряженность

- оптимизирует межличностные отношения

 

Неконструктивные конфликты:

- большинство оказывает негативное воздействие на психику участников;

- неблагополучные конфликты могут сопровождаться психическим или физическим насилием;

- всегда сопровождается стрессом;

- отрицательно влияет на развитие личности;

- конфликт – это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами;

- формирует образ враг;

- снижается индивидуальная деятельность;

- конфликт закрепляется опыт (дал в глаз – проблема решена, в следующий ра он даст еще).

 

Неконструктивные конфликты. Влияние на социальное окружение

- неизбежно сопровождается нарушением системы коммуникации;

- ослабление ценностное единство группы;

- ухудшение качества совместной деятельности коллектива.

 

Классификация конфликтов

Конфликты:

- с участием человека

- зооконфликты

Конфликты
С участием человека Зооконфликты
Социальные Внутриличностные. Между: Зоопсихические
Межгосударственные (между отдельными государствами и коалицией государств «Хочу» и «Нужно»   Между группами животных
Межличностные «Хочу» и «Хочу» Между двумя животными
Между личностью и группой «могу» и «не могу» Между животным и группой
Между малыми, средними и большими социальными группами «Хочу» и «не могу»  
  «Нужно» и «Нужно»  
  «Нужно» и «Не могу»  

 

Сферы проявления конфликта:

- экономические;

- идеологические;

- социально-бытовые;

- семейно-бытовые.

 

Степень длительности и напряженности конфликтов:

- бурные и быстро текущие;

- острые и длительные;

- слабовыраженные и вялотекущие;

- слабовыраженные и быстротекущие.

 

По субъектам конфликтного взаимодействия:

- внутриличностные (сам с собой);

- межличностные;

- личность-группа;

- межгрупповые.

 

Социальные последствия:

- конструктивные конфликты

- деконструктивные.

 

Предмет конфликта:

- реалистичные (предметные)

- не реалистические (без предметные)

 

Причины возникновения конфликтов:

- объективные факторы;

- организационно-управленческие;

- социально-психологические;

- личностные.

Объективные факторы:

- естественные столкновения значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности;

- слабая разработанность правовых и др нормативных процедур;

- образ жизни многих россиян;

- устойчивые стереотипы;

- недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ.

 



2015-12-08 500 Обсуждений (0)
Классификация конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация конфликтов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (500)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)