Классификация конфликтов
Г. Лекция
Гоббс не видел другого способа преодоления человеческого насилия, как применение государственного насилия. Жан-жак Руссо же считал демократическое – источник мира и согласия, которое опирается на отсутствие насилия. Карл Маркс – считал, что насилие порождается борьбой за частную собственность. Однако, отмечал, что конфликты неизбежны. Подобно Марксу Георг Зиммель считал, что конфликт в обществе неизбежен и неотвратим.
Недостатки осмысления конфликтов до 20 века: - социальные конфликты не исследовались; - общие черты конфликта не исследовались.
В 20 веке: - конфликтология выделилась в отдельную науку; - вышла она из социологии (Вебер, Дарендорф, Козер) и психологии (Фрейд, Юнг, Берн).
Макс Вебер – мнения людей не только расходятся, но и совпадают, это есть возможность для достижения консенсуса. Достижения решений иллюзорны и не могут быть разрешены в принципе. Этим Вебер критиковал арксизм. Это положение стало основой науки. Ральф Дорендорф – это естественное состояние общества. И конфликт иногда бывает конструктивным (движущим), так и неконструктивным (разрушающим). Льюис Козер – причины конфликтов дефицит ресурсов (материальных, власти, лидерства и т.д.), демократическое общество порождает движущие конфликты, цель конфликтологии ограничить негативные последствия конфликта и добиться оптимальных позитивных результатов.
Для жизни нужны конфликты! Но они должны быть конструктивными. Однако деконструктивные конфликты – приносят неоценимый опыт.
Фрейд считал, что любые расстройства являются результатом конфликта между сознательным и бессознательным. Карл Густав Юнг – предложил новую классификацию людей по способу разрешения конфликтов: интроверты и экстраверты. Эрик Берн – теория трансактного анализа межличностных отношений. Людей разделил на три типа: ребенок, родитель (стереотипное мышление), взрослый (рациональное мышление). Конфликты возникают, когда взаимодействуют два типа: ребенок- ребенок, взрослый – взрослый, родитель – родитель.
Двадцать первый век: - конфликтология идет как самостоятльная наука - конфликтология сконцетрирована на трех основных проблема: - выявление сущности конфликтов (причины, этапы, участники); - определение методов, формулирование способов регулирования конфликтных ситуаций, предотвращение; - установление основных форм конфликтов, а также их типологии.
Понятие конфликта Конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборствии сторон. Два признака конфликта: - конфликт всегда возникает на основе противоположно правленых мотивов и суждений; - конфликт – всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, характеризующегося нанесением взаимного ущерба (моральный, физический, материальный).
Границы конфликта Есть 1. пространственные, 2. временные и 3. внутрисистемные. 1. определяется территорией, где происходит конфликт. Это важно в международных отношениях. 2. продолжительность конфликта (начало и конец). Важно: оценка присоединения новых лиц в конфликте. Конфликт можно назвать начавшимся, если один участник (оппонент) сознательно действует в ущерб другого, а другой осознает это и принимает активные действия. Окончание конфликта – прекращение действий обеих сторон (по разным причинам, вплоть до вмешательства третьих лиц). 3. Любой конфликт происходит в любой системе (государство, международное сообщество, коллег по работе, семьи). Конфликт между сторонами, входящими в одну систему бывает: обширным, частным, ограниченным. Круг участников системного конфликта должен быть определен до конца (сочувствующий, подстрекатель).
Структура конфликта Это совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность.
Участники конфликта – основные участники, оппоненты, группа поддержки и др. участники. Основные участники конфликта – субъекты, которые непосредственно совершают активные (наступательные, защитные) действия друг против друга. Основные участники – инициатор конфликта (первый начинает действия), ранг оппонента – уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте. Группа поддержки – представлены отдельными индивидами, группами и т.д. Они активны или посивны. Это могут быть друзья (связанные обязательствами), руководители, подчиненные, государства, межгосударственные объединения, общественные организации и др. Другие участники – влияют на конфликт эпизодически, могут изменить его ход и результат. Подстрекатель – организация, государство подталкивающее к конфликту. Организатор – организующий причину конфликта.
Предмет конфликта Объективно существующее или воображаемая проблема, служащая конфликтом, из-за которого, либо ради которого стороны вступают в конфликт.
Объект конфликта Ядро проблемы. Центрально звено конфликтной ситуации. Это может быть что угодно (духовная власть, социальное лидерство, материальные блага и т.д.). К обладанию которого будут стремиться оба оппонента.
Мотивы в конфликте Побуждение вступления в конфликт, связанный с удовлетворением потребностей (совокупность внешних и внутренних условий).
Позиция сторон Это система отношения оппонента к элементам конфликтной ситуации, которая проявляется в соответствующем поведении и поступках.
Особенности определения функции конфликтов - отсутствие четких критериев различения конструктивных и неконструктивных конфликтов; - трудно дать обобщенную оценку положительных и отрицательных ролей конфликта; - степень конструктивных и деконструктивность данного конфликта может меняться по ходу конфликта; - важно, для кого конфликт считается конструктивным, а для кого неконструктивным.
Конструктивное влияние конфликта на основных участников: - конфликт устраняет полностью или частично противоречие; - помогает оценить индивидуальные психологические особенности людей; - ослабляет психическую напряженность.
- конфликт служит источником развития личности; - конфликт улучшает качество индивидуальной деятельности; - при отстаивании справедливых целей поднимает авторитет; - межличностные конфликты служат для самоутверждения формирования активной позиции.
Конструктивные конфликты, влияние на социальное окружение - конфликт выступает активизирует социальную жизнь группы - высвечивает не решенные проблемы - зондирует общественное мнение - способствует созданию новых благоприятных условий к которым легче адаптируются члены группы - может выполнять функцию сплочения группы перед внешними трудностями - создает интеллектуальную напряженность - оптимизирует межличностные отношения
Неконструктивные конфликты: - большинство оказывает негативное воздействие на психику участников; - неблагополучные конфликты могут сопровождаться психическим или физическим насилием; - всегда сопровождается стрессом; - отрицательно влияет на развитие личности; - конфликт – это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами; - формирует образ враг; - снижается индивидуальная деятельность; - конфликт закрепляется опыт (дал в глаз – проблема решена, в следующий ра он даст еще).
Неконструктивные конфликты. Влияние на социальное окружение - неизбежно сопровождается нарушением системы коммуникации; - ослабление ценностное единство группы; - ухудшение качества совместной деятельности коллектива.
Классификация конфликтов Конфликты: - с участием человека - зооконфликты
Сферы проявления конфликта: - экономические; - идеологические; - социально-бытовые; - семейно-бытовые.
Степень длительности и напряженности конфликтов: - бурные и быстро текущие; - острые и длительные; - слабовыраженные и вялотекущие; - слабовыраженные и быстротекущие.
По субъектам конфликтного взаимодействия: - внутриличностные (сам с собой); - межличностные; - личность-группа; - межгрупповые.
Социальные последствия: - конструктивные конфликты - деконструктивные.
Предмет конфликта: - реалистичные (предметные) - не реалистические (без предметные)
Причины возникновения конфликтов: - объективные факторы; - организационно-управленческие; - социально-психологические; - личностные. Объективные факторы: - естественные столкновения значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности; - слабая разработанность правовых и др нормативных процедур; - образ жизни многих россиян; - устойчивые стереотипы; - недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (500)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |