Анализ показателей эффективности использования материальных ресурсов: материалоемкости и материалоотдачи
Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов принимают систему обобщающих и частных показателей. Обобщающие показатели: Материалоотдача – характеризует выпуск продукции на один рубль потребленных материальных ресурсов и определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат, (руб.). Материалоемкость – характеризует сколько материальных затрат фактически приходится на производство единицы продукции и определяется как отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции, (коп.). Удельный вес материальных затрат в себестоимости – характеризует отношение материальных затрат к полной себестоимости, %. Коэффициент использования материальных затрат – это отношение фактической суммы материальных затрат к плановой, пересчитанной на фактический объем выпущенной продукции. Он показывает насколько экономно используются материалы в процессе производства. Если К>1, то это перерасход материальных ресурсов на производство продукции, если К<1, то – экономия материальных ресурсов. Частные показатели: Они используются для характеристики эффективности потребления отдельных элементов материальных ресурсов и для установления снижения материалоемкости отдельных изделий. В зависимости от специфики производства частных показателей могут быть: 1)сыръеемкость – в перерабатывающей отрасли; 2)металлоемкость – в машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности; 3)топливоемкость, энергоемкость – на предприятиях ТЭЦ; 4)полуфабрикатоемкость – в сборных производствах.
16. Задачи и источники анализа производства и реализации продукции, работ и услуг. Общая характеристика динамики и выполнения плана производства продукции. Основной задачей промышленного предприятия является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Поэтому анализ работы промышленного предприятия начинают с изучения показателей выпуска продукции. Объекты анализа: 1. Объем производства и реализации продукции в целом по ассортименту 2. Качество 3. Структура 4. Ритмичность производства и реализации продукции Задачи анализа: 1) Оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции. 2) Определение влияния факторов на изменение этих показателей. 3) Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции. 4) Разработка мероприятий по освоению выявленных резервов. Система измерителей: Объем производства промышленной продукции может выражаться в следующих измерителях:
Основные показатели объема производства: валовая и (чистая) продукция: Валовая продукция – стоимость всей произведенной и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах и действующих ценах. Основные показатели объема производства: (товарная и) готовая продукция: Готовая продукция – это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком. Основные показатели объема производства: отгруженной и реализованной продукции: Объем реализованной продукции – определяется в действующих ценах (оптовых, договорных). Включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной. Может также выражаться в плановых, сопоставимых ценах. Определяется либо по отгрузке, либо по оплате. Источники информации. планы экономического развития предприятия, оперативные планы – графики, отчетность Ф – 1 – П «Отчет предприятия по продукции», Ф – 1 – П(Госзаказ) «Поставка продукции производственно – технического назначения и товаров народного потребления для государственных нужд», ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и другие данные текущего бухгалтерского учета и статистического учета. Оценка динамики и степени выполнения плана производства и реализации ПРУ Порядок анализа: 1) Изучают динамику валовой и реализованной продукции, рассчитывая базисные и цепные темпы роста и прироста (%), 2) Оценивают уровень выполнения планового задания по выпуску продукции за отчетный период (месяц, квартал и нарастающим итогом с начала года). Для этого сравнивают фактические данные и плановые (прошлых лет), по ним получают отклонение от плана (+-). A. Анализ выполнения плана по составляющим элементам, т.е. рассматривается выпуск каждого вида продукции (специализации) При необходимости делается анализ сдвигов в структуре и реализации продукции. Структура продукции – соотношение отдельных изделий в общем их выпуске. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям влияет на следующие экономические показатели: объем выпуска в стоимостном выражении; Материалоемкость Себестоимость реализованной продукции Прибыль Рентабельность. Влияние структуры производства на изменение стоимости выпущенной продукции рассчитывается разными способами: методом цепных подставок, способом абсолютных разниц, средневзвешенных цен, процентных разностей. Б. Определяется за счет каких факторов произошли изменения объеме производства: Изменение производительности труда Изменение численности рабочих Прирост ОПФ против плана Фондоотдач на 1 рубль (т.р.) ОПФ 3) На основе анализа выявляются резервы дальнейшего роста объема производства продукции, разрабатываются мероприятия по вводу в действие выявленных резервов.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (732)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |