Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УЭ 6. Анализ рентабельности предприятия



2015-12-08 592 Обсуждений (0)
УЭ 6. Анализ рентабельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффектив­ность деятельности предприятия. Они оценивают доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического про­цесса, рыночного обмена. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

При проведении анализа используются следующие показатели рентабельности:

• общая рентабельность предприятия (рентабельность капитала (активов) пред­приятия);

• рентабельность собственного капитала;

• рентабельность основных производственных фондов;

• рентабельность продаж;

• рентабельность издержек.

Первые три показателя рентабельности отражают отношение прибыли к различ­ным показателям авансированных средств: всем активам предприятия, собственному капиталу, основным производственным фондам.

Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зави­симостям. Например, рентабельность всего капитала предприятия (Рк) может быть представлена как произведение рентабельности продаж (Рп) и коэффициента оборачи­ваемости всего капитала (Кк):

Рк = Рп* KK = П / ВР *ВР / К,

где П - прибыль; ВР - выручка от реализации продукции; К - среднегодовая стоимость капитала предприятия.

Для анализа рентабельности капитала можно также использовать трехфакторную модель, включающую такие факторы, как рентабельность продаж, фондоемкость продукции по внеоборотным активам и скорость оборота оборотных средств. Модель имеет следующий вид:

Рк = П / К = П / (ВА+ОА) = (П / ВР) / ((ВА / ВР) + (ОА / ВР)),

где ВА - среднегодовая стоимость внеоборотных активов; ОА - среднегодовая стои­мость оборотных активов; П / ВР - рентабельность продаж; ВА / ВР - фондоемкость продукции по внеоборотным активам; ОА / ВР - обратный показатель коэффициента оборачиваемости оборотных активов.

Проведем факторный анализ рентабельности капитала на примере данных таб­лицы 7.

Используем для анализа способ цепных подстановок.

1. Рассчитаем изменение рентабельности капитала за анализируемый период (DРк общ.):

DРк общ.= Рк о - Ркб = 0,20 - 0,11 = 0,09

2. Рассчитаем условную рентабельность капитала (Рк усл.1) при условии, что из­менилась только рентабельность продаж, а остальные факторы остались на уровне ба­зисных:

Рк усл.1 = Рп / ((ВА0 / ВР0) + (ОА0 / ВР0)) = 0,2440 / (0,9821 + 0,2679) = 0,1952

Таблица 7

Исходные данные для факторного анализа рентабельности капитала, тыс. руб.

 

Показатели Условные обозначения Базисный год Отчетный год
Выручка в ценах базисного периода ВР
Внеоборотные активы ВА
Оборотные активы ОА
Капитал К
Себестоимость продукции С
Прибыль П
Рентабельность капитала Рк 0,1100 0,2000
Рентабельность продаж Рп 0,1513 0,2440
Фондоемкость продукции по внеобо­ротным активам ВА/ ВР 0,9821 0,9397
Обратный показатель оборачиваемо­сти оборотных средств ОА/ВР 0,2679 0,2805

 

 

3. Определим влияние фактора рентабельности продаж на изменение рента­бельности капитала:

DРк 1 = Рк усл.1 – Рк б = 0,1952 - 0,1100 = +0,0852

 

4. Рассчитаем условную рентабельность капитала (Рк усл.2) при условии, что из­менились два фактора - рентабельность продаж и фондоемкость продукции по внеобо­ротным активам, а значение оставшегося третьего фактора осталось на уровне базиса:

Рк усл.2 = Рп о / ((BAо / ВРо) + (ОАб / ВРб)) = 0,2440 / (0,9397 + 0,2679) =0,2021

 

5. Определим влияние фактора фондоемкости продукции по внеоборотным ак­тивам на изменение рентабельности капитала:

DРк 2= Рк усл.2 – Рк усл.1 = 0,2021 - 0,1952 = +0,0069

 

6. Рассчитаем влияние фактора оборачиваемости оборотных средств на измене­ние рентабельности капитала:

DРк3 = Рк о – Рк усл.2 = 0,2000 - 0,2021 = - 0,0021

 

7. Проверим правильность расчетов:

DРк общ.= DРк 1 +DРк 2 + DРк 3 = +0,0852 + 0,0069 - 0,0021 = 0,090

 

Таким образом, повышение рентабельности продаж способствовало росту рен­табельности капитала на 0,0852, рост фондоемкости продукции по внеоборотным сред­ствам снизился на 0,0069, а замедление оборачиваемости оборотных средств снизило рента­бельность капитала на 0,0021.

Рентабельность собственного капитала (Рск) зависит от уровня рентабель­ности продаж, скорости оборота всего капитала предприятия и соотношения собствен­ного и заемного капитала. Факторная модель рентабельности собственного капитала выглядит следующим образом:

Рск = П / СК = (П / ВР) * (ВР / К) * (К / СК),

где СК - среднегодовая стоимость собственного капитала.

Более углубленный анализ рентабельности собственного капитала можно про­вести с помощью известной факторной модели фирмы «Du Pont»

(схема № 2).

Рентабельность продаж зависит от факторов размер выручки от реализации и полная себестоимости продукции. Факторная модель имеет вид:

Рп = (ВР - С) / ВР,

где ВР - выручка от реализации продукции;

С - полная себестоимость продукции.

В свою очередь размер выручки зависит от количества реализованной продук­ции и уровня среднереализационных цен, а себестоимость - от объема использованных ресурсов и цен на единицу ресурсов, т.е. данную модель можно расширить и проанализировать влияние на рентабельность продаж также и этих факторов.

 

Схема № 2

Факторная модель собственного капитала фирмы «Du Pont»

1часть 2 часть
ЧП/ВР = Рп Рп*Рот = Рса
ВР/А = Рот КС/СК = Кфз
ПС+СК = КС Рса*Кфз = Рск

где ЧП – чистая прибыль;

ВР – выручка от реализации;

А – активы предприятия;

ПС – привлеченные средства;

СК – собственный капитал;

КС – капитал совокупный;

Рп – рентабельность продаж;

Рот – ресурсоотдача;

Рса – рентабельность средств в активах;

Кфз – коэффициент финансовой зависимости;

Рск – рентабельность собственного капитала.

Аналогичным образом можно провести факторный анализ и других показателей рентабельности: фондов, издержек, авансированного капитала и т.д.

 



2015-12-08 592 Обсуждений (0)
УЭ 6. Анализ рентабельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УЭ 6. Анализ рентабельности предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (592)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)