Затраты как экономическая категория
I. Теоретические основы учета и анализа затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) Затраты как экономическая категория Прежде всего, необходимо отметить, что в экономической литературе и практической деятельности применяются такие понятия, как «расходы», «затраты», «издержки», причем в практической деятельности нередко не делается различий между этими терминами. Эти понятия применяются в терминологии многих наук: финансовый менеджмент, экономический анализ, финансы, теории бухгалтерского учета и аудита, в законодательстве Российской Федерации, а также в финансово – хозяйственной деятельности предприятий. Строго говоря, значительных различий между этими понятиями нет, и часто одно понятие определяется через другое. Однако все названные понятия следует разграничивать во избежание ряда широко распространенных ошибок в подходе к управлению затратами. Как отмечает Н. П. Кондраков, затраты – это стоимость ресурсов, использованных на конкретные цели [1]. «Современная экономическая энциклопедия» дает следующее определение: Затраты – 1) выраженные в денежной форме расходы (издержки) на что-либо; 2) ресурсы «уничтожаемые» в процессе производства в целях получения определенной продукции (товаров, услуг); 3) включают стоимость сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов, амортизационные отчисления, заработную плату и отчисления на социальное страхование, административно-хозяйственные и прочие накладные расходы и убытки, относимые на общие затраты [2]. Как отмечает В.Т. Чая, затраты – это стоимостная оценка использованных ресурсов. Затраты приводят к уменьшению одних активов и равному увеличению других активов, т.е. не уменьшают капитал субъекта и не оказывают непосредственного влияния на прибыль [3]. Таким образом, можно сказать, что в понятие «затраты» заложено три признака: - затраты связаны с производством продукции; - предполагается целевое использование ресурсов; - существует стоимостная оценка, с помощью которой неоднородные виды производственных ресурсов приводятся к денежному эквиваленту. Теперь рассмотрим понятие «расходы». Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99): расходы – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) [4]. Для целей настоящего Положения не признается расходами организации выбытие следующих активов: - в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов; - вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи); - по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.; - в порядке предварительной оплаты МПЗ и иных ценностей, работ, услуг; - в виде авансов, задатка в счет оплаты МПЗ и иных ценностей, работ, услуг; - в погашение кредита, займа, полученных организацией. Приведенный перечень выбытия активов, не признаваемых расходами, показывает, что понятие «расходы» предусматривает ограничение по цели использования ресурсов. Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на: расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ, оказанием услуг, а также приобретением и продажей товаров [4]. Согласно этому же положению признание расходов в бухгалтерском учете происходит при наличии следующих условий: - расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов; - сумма расхода может быть определена; - имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации [4]. Следовательно, расходы оказывают непосредственное влияние на прибыль и уменьшают капитал хозяйствующего субъекта. Далее, целесообразно рассмотреть понятие «издержки». Как отмечает В. Т. Чая,издержки – обобщающий показатель, который отражает совокупность затрат, связанных с определенным процессом. Так, издержки обращения – затраты, связанные с процессом обращения товаров; издержки производства – совокупность затрат живого и овеществленного труда на изготовление продукта[1]. По мнению М.А. Вахрушиной издержки — денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой-либо целью [5]. Таким образом, термины «затраты» и «издержки» близки по содержанию и взаимозаменяемы, а к употреблению термина «расходы» следует относиться внимательно. В настоящее время учет затрат и калькуляция себестоимости продукции являются важнейшим аспектом бухгалтерского учета. Основными задачами бухгалтерского учета затрат на производство продукции является: своевременное, полное и достоверное отражение в учете, выявление потерь, правильное исчисление себестоимости отдельных видов продукции и многие другие. Затратами для предприятия являются совокупные издержки в течение определенного периода деятельности. Это затраты на приобретение сырья, материалов, на цели производства продукции (выполнение работ, оказание услуг) и их продажи, а также продаже товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств, нематериальных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и другие). Это затраты, связанные с управлением производством, которые традиционно называются административно – управленческие затраты. Затраты подлежат признанию независимо от намерения получить выручку и от формы осуществления затрат. Затраты признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Информация о затратах на производство и себестоимости продукции используется для достижения следующих целей: - планирования деятельности, то есть экономическое обоснование решений о производстве новых изделий и снятии с производства устаревших и другое; - нормирования затрат – определения оптимального размера затрат, необходимых для производства запланированной к выпуску продукции; - сравнения фактически произведенных затрат и планируемых (нормируемых) и в случае их расхождения, выявление причин расхождений; - анализа поведения затрат и оценка неиспользованных резервов возможного снижения затрат, что может быть выражено, например, в следующем: сокращение излишней численности категории персонала, уменьшение отходов, совершение форм и систем оплаты труда, соблюдение норм расхода материальных и трудовых ресурсов, улучшение использования рабочего времени и другое; - оценки результатов деятельности с целью выработки решений по совершенствованию производственного процесса.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1291)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |