Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нейрофизиологический субстрат эмоций



2015-12-07 2098 Обсуждений (0)
Нейрофизиологический субстрат эмоций 0.00 из 5.00 0 оценок




Физиологической основой эмоций является прежде всего деятельность подкорковых отделов мозга – таламуса, гипоталамуса, лимбической системы.

Кора головного мозга оказывает сдерживающее, регулирующее влияние на проявления эмоций. Экспериментально показано, что у лишённого коры животного парадоксально более сильные «эмоциональные реакции» даже на более слабые импульсы, чем до декортикации.

Аналогичное явление наблюдается в клинике там, где интенсивность корковой деятельности ослаблена в силу некоторых заболеваний: у больных появляется чрезмерная вспыльчивость, гневливость и прочие подобные явления.

В начале 50-х годов было доказано существование «центров страдания» и «центров удовольствия» в гипоталамусе (путём вживления электородов).

Сложные эмоциональные переживания, чувства невозможны без участия коры головного мозга. И.П.Павловым было показано, что именно кора регулирует протекание и выражение эмоций.

Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система: переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии внешней среды, но могут быть вызваны словами, мыслями.

 

Теории эмоций.

 

«Периферическая» теория эмоций Джеймса-Ланге. Американец В.Джеймс (1884) и независимо от него датчанин Г.Ланге (1885) сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими к физиологическим сдвигам в организме. Ощущение этих изменений в организме и переживается человеком как эмоция. По Джеймсу, «мы печалимся потому, что плачем; боимся потому, что дрожим, радуемся потому, что смеёмся, сердимся потому, что наносим удар». Таким образом, те изменения, которые обычно рассматриваются как результат эмоций, стали их причиной.

«Таламическая» теория эмоций Кэннона-Барда. Согласно этой теории, нет причины и следствия – психологическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно в одном и том же центре – таламусе.

Теория эмоций Папеса. Эмоция – это функция не отдельных центров, а результат активности сложной сети мозга, названной позднее «кругом Папеса». Структуры, объединённые в этот круг, составляют в основном образования лимбической системы – передняя область таламуса, гипоталамус, миндалина, гиппокамп, поясная извилина, свод и перегородка.

Кроме того, было установлено, что важную роль в регуляции эмоций играет также ретикулярная формация, активность которой определяет многие динамические параметры эмоций – силу, продолжительность, изменчивость. Внешние или внутренние стимулы порождают импульсы, активирующие ствол мозга. Ретикулярная формация, в свою очередь, активирует гипоталамус и кору мозга. В конечном итоге происходит трансформация первичного стимула в поведение, сопровождающееся эмоциональным возбуждением.

Когнитивные теории эмоций.

Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Положительная эмоция возникает тогда, когда ожидания человека подтверждаются, т.е. когда реальные результаты деятельности согласуются с ранее намеченным планом (находятся в консонансе).

Отрицательные эмоции возникают в противоположной ситуации, когда ожидаемые и действительные результаты расходятся (находятся в диссонансе).

Информационная теория П.В.Симонова. Степень эмоционального напряжения определяется потребностью и дефицитом информации, необходимой для удовлетворения этой потребности.

 

 

Воля.

Воля – это психический процесс сознательного управления и регулирования своего поведения, обеспечивающий преодоление трудностей и препятствий на пути к поставленной цели.

Низшие уровни воли, такие как произвольное движение или задержка импульсивного действия, выделяются уже у животных, однако развитая воля является специфической человеческой функцией.

Воля является социальным новообразованием психики, возникла и формируется в процессе трудовой деятельности человека.

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций: побудительной и тормозной.

Побудительная функция воли обеспечивает активизацию действий человека, преодоление препятствий на пути к достижению цели.

Тормозная функция воли заключается в возможностях человека удержаться от совершения каких-либо действий, а если они начались, то замедлить или остановить их. Человек способен затормозить побуждения и выполнение действий, которые не соответствуют его убеждениям, идеалам, мировоззрению. По мнению И.П.Павлова, волевое торможение человеком своей деятельности не менее, а часто более сложное волевое усилие, чем активизация.

В своём единстве тормозная и побудительная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели, т.е. обеспечивают волевую регуляцию поведения человека.

Говоря о волевой регуляции поведения, обычно упоминают о том, как человек решает вопрос контроля над происходящими в его жизни событиями. Локализация контроля (или локус контроля) - это склонность человека приписывать ответственность за происходящее внешним или внутренним силам.

По этому принципу люди делятся на интерналов и экстерналов.

Интерналы чаще всего чувствуют личную ответственность за свои действия, объясняя их своими личностными особенностями, поэтому они стремятся работать над собой, самосовершенствоваться, в том числе и развивать свою волю.

Экстерналы же всё стараются объяснить внешними обстоятельствами, снимая с себя всяческую ответственность и тем самым снижая актуальность волевой активности и волевой тренировки.

 



2015-12-07 2098 Обсуждений (0)
Нейрофизиологический субстрат эмоций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нейрофизиологический субстрат эмоций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2098)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)