Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типология социальных конфликтов



2015-12-08 1487 Обсуждений (0)
Типология социальных конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок




Для этой типологии не существует однозначной классификации, поэтому мы рассмотрим несколько из них:

1. Л. Козер выделяет реалистические и нереалистические, разница между которыми в том, что первые возникают из-за объективных обстоятельств, а последние затрагивают эмоциональную сферу групп людей.

2. А. Рапопорт выделяет три вида социальных конфликтов: схватка, дебаты и игры.

3. Перечисленные типы конфликтов, в свою очередь, подразделяются на конструктивные и деструктивные, а также антагонические и компромиссные.

Типология политических конфликтов

Причиной политических конфликтов всегда выступает жажда власти. Типология этой категории состоит из трех параметров:

1. Область распространения. Это могут быть внутриполитические и межгосударственные конфликты.

2. Тип политического строя. Например, конфликт тоталитарного и демократического режимов.

3. Типология по предмету. Здесь может иметь место статусно-ролевой, конфликт интересов и ценностей.

 

1) объективные целенаправленные (чаще на работе)

2) Объективные, нецеленаправленные (есть объект, но не через цели)

3) Субъективные целенаправленные

4) Субъективные нецеленаправленные (семейные, хуже всего разрешаются)

Классификация конфликтов может быть расширена посредством выделения и других типов конфликтов по самым разным основаниям:

1. По сферам жизнедеятельности людей: бытовые; семейные; трудовые; воинские; учебно-педагогические и др.

2. По характеру объектов, по поводу которых возникают конф­ликты: ресурсные; статусно – ролевые; социокультурные; идеологические и др.

3. По направленности воздействия и распределения полномочий: конфликты «по вертикали» (начальник — подчиненный, вы­шестоящая организация — нижестоящая организация); конфликты «по горизонтали» (между руководителями одного ранга, между коллегами).

Помимо этого, различают также конфликты: явные и латентные; конструктивные и деструктивные; реалистические и нереалистические; локальные, региональные и международные и т.д.

Классификация конфликтов:

1) подинамике

-на латентной стадии(на лицо основная база всех предпосылок для конфликтных действий и при отсутствии разрешения противоречия конфликт переходит в открытую стадию

-находится на стадии открытой (блокировка, достижением противником его целей и активизация достижения собственных целей)

-на стадии завершения (т.е. конфликт входит в стадию снятия конфликтного напряжения между сторонами) эта стадия возникает при трансформации объективных факторов. Которые породили конфликт или при преобразовании психологических и субъективных образов конфликтной ситуации.

Конфликт не всегда проходит все 3 стадии.

Конфликты по классификации Смирнова:

1)Конфликт, в котором сталкивается новаторство и консерватизм;

2)Люди отстаивают интересы только своей группы и игнорируют общие;

3)Конфликты связанны с личными эгоистическими побуждениями: корысть, карьеризм.

4)Конфликты несостоявшихся ожиданий

5)Конфликты политического порядка, митинги, шествия (анти социальные), пикетирования .

 

Конфликты по классификации Гришиной:

1)конфликты основаны на различиях в целях совместной трудовой деятельности;

2)конфликты связанные со стремлением к проф. Росту;

3)Конфликты отдельных личностей на действие и решение руководителя влияют;

4)Конфликты в трудовой сфере. Имеющие личную основу: отсутствиевзаимопонимания и совместимость на трудовом месте;

5)Конфликты подразделяются на целесообразные и нецелесообразные;

6)Конструктивные(муж) и деструктивные (жен);

7)По динамике разделяются на: динамические, управляемые, плохо- и не управляемые .

Конфликт «руководитель-подчиненный»- мотивы, характеристика.

Ответ:

Причины(мотивы) конструктивных конфликтов в трудовом коллективе:

1) неблагоприятные условия труда;

2) несовершенная система оплаты труда;

3) недостатки в организации труда;

4) нерешительность;

5) сверхурочные работы не более 120 ч в год;

6) упущение в технологии (снижение заработка не по вине работника)

7) стиль руководства

8) необеспеченность инвентарем

9) несоответствие прав и обязанностей

10) устарение должностных инструментов

11) низкий уровень трудовой дисциплины

 

Деструктивные причины трудовых конфликтов:

1) неправильные действия руководителей подчиненного;

2) физическая несовместимость

3) интеллектуальная несовместимость

4) эмоциональная совместимость

5) семейная обстановка

6) бытовые условия

7) состояние здоровья

8) нарушение служебной этики

9) нарушение трудового законодательства

10) несправедливая оценка труда

 

Структура конфликта

Ответ:

Структура конфликта может быть представлена как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других социальных явлений.

Кроме понятия "конфликт" часто используется и понятие "конфликтная ситуация", которое является частным понятием по отношению к конфликту. Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации.

конфликт психологический конструктивный

2. Каждая конфликтная ситуация имеет объективную и субъективную стороны.

К объективной стороне относятся:

· участники (стороны) конфликта;

· предмет конфликта;

· объект конфликта;

· микросреда;

· макросреда.

Субъективное содержание составляют такие элементы, как:

· мотивы сторон;

· конфликтное поведение;

· информационные модели конфликтной ситуации.

Рассмотрим данные элементы более подробно.

3. В любом конфликте основными участниками являются люди. Они могут действовать как частные, официальные или юридические лица, а также объединяться в группы. В зависимости от основных участников выделяются следующие виды конфликтов:

· внутриличностный -- острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения;

· межличностный -- возникает между двумя (или больше) отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок различных людей;

· личностно-групповой -- зачастую происходит в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям;

· межгрупповой. В этом случае может возникнуть столкновение стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп.

По степени участия в конфликте (от непосредственно противодействия до опосредованного влияния на его ход) выделяются:

· основные участники конфликта (или противоборствующие стороны) - субъекты, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против Друга;

· группы поддержки -- силы, которые активными действиями или своим присутствием могут коренным образом воздействовать на ход и исход конфликта;

· другие участники -- субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта (например, подстрекатели, медиаторы, т. е. посредники и судьи, организаторы конфликта).

 

Стратегии в конфликте реализуются через различные тактики.

· Тактика захвата и удержания объекта конфликта. Применяется в конфликтах, где объект материален.

· Тактика физического насилия (ущерба). Применяются такие приемы, как уничтожение материальных ценностей, физическое воздействие, нанесение телесных повреждений, блокирование чужой деятельности, причинение боли и т.п.

· Тактика психологического насилия (ущерба) вызывает у оппонента обиду, задевает самолюбие, достоинство и честь. Ее проявления: оскорбление, грубость, оскорбительные жесты, негативная личностная оценка, дискриминационные меры, клевета, дезинформация, обман, унижение, жесткий контроль за поведением и деятельностью, диктат в межличностных отношениях. Часто (более 40%) применяется в межличностных конфликтах.

· Тактика давления. Спектр приемов включает предъявление требований, указаний, приказов, угрозы, вплоть до ультиматума, предъявление компромата, шантаж. В конфликтах по вертикали применяется в двух из трех случаев.

· Тактика демонстративных действий. Применяется с целью привлечения внимания окружающих к своей персоне. Это могут быть публичные высказывания и жалобы на состояние здоровья, невыход на работу, заведомо неудавшаяся попытка самоубийства, неотменяемые обязательства (бессрочные голодовки, перекрытие железнодорожных путей, автомагистралей, использование транспарантов, плакатов, лозунгов и т.п.).

· Санкционирование- воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения рабочей нагрузки, наложение запрета, установление блокад, невыполнение распоряжений под каким-либо предлогом, открытый отказ от выполнения.

· Тактика коалиций. Цель - усиление своего ранга конфликте. Выражается в образовании союзов, увеличение группы поддержки за счет руководителей, общественности, друзей, родственников, обращении в СМИ, различные органы власти. Используется в более чем одной трети конфликтов.

· Тактика фиксации своей позиции - наиболее часто применяемая тактика (80% конфликтов). Основана на использовании фактов, логики для подтверждения своей позиции. Это убеждение, просьбы, критика, выдвижение предложений и т.д.

· Тактика дружелюбия. Включает корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи, оказание услуги, извинение, поощрение.

· Тактика сделок предусматривает взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями.

· Тактики бывают жесткими, нейтральными и мягкими. в конфликтах перемены тактик идут обычно от мягких к жестким.

Помимо объективных составляющих конфликта существуют также субъективные составляющие - устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т.е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте.

· 1. Мотивы сторон - это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев их скрывают, предъявляя открыто мотивировку, которая отличается от истинных мотивов.

· 2.Конфликтное поведение состоит из противоположно направленных действий оппонентов. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта.

· Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегию и тактики. Среди основных принципов выделяются: концентрация сил, координация сил, нанесение удара по наиболее уязвимому пункту в расположении противника, экономия сил и времени.

· Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. В основе выделения стратегий лежит концепция о "силовом поле" мотивации руководителя, ориентированного либо на производство, либо на человека, производителя. Первая "силовая линия" ведет к максимально высоким объемам прибыли и рассматривается как напористость. Вторая направлена на человека, на то, чтобы условия труда в наибольшей степени отвечали его потребностям и запросам. Она рассматривается как кооперативность. Выделяются 5 стратегий.

· Соперничество - заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения.

· Сотрудничество - позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны.

· Компромисс - предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой стороны.

· Приспособление - основывается на понижении своих стремлений и принятии позиций оппонента.

· При избегании - участник находится ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению.

· Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них. Например, в значительной части конфликтов по вертикали в зависимости от изменения обстановки оппоненты меняют стратегию поведения, причем подчиненные идут на это в полтора раза чаще, чем руководители - 71% и 46% соответственно.

· Соперничество - наиболее часто применяемая стратегия: оппоненты пытаются реализовать данный способ достижения своей цели в более чем 90% конфликтов, а сотрудничество - только в 2-3% ситуаций.

 



2015-12-08 1487 Обсуждений (0)
Типология социальных конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типология социальных конфликтов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1487)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)