Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. Структурная модель описания социального конфликта



2015-12-08 490 Обсуждений (0)
Тема 5. Структурная модель описания социального конфликта 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Понятие структуры конфликта. Границы конфликта

2. Причины конфликта.

3. Объект и предмет конфликта.

4. Субъекты конфликта. Ролевое поведение в конфликте. Психология участников конфликта.

5. Цели, мотивы, интересы и позиции сторон

6. Действия участников сторон и их силовой потенциал.

 

Исследовательские задания:

1. Основные ресурсы, используемые для победы в конфликте в молодежной среде (социологическое исследование).

 

Рекомендуемая литература:

 

*Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. С.215-250.

*Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт! – Новосибирск: Наука, 1984. С.10-63.

*Гришина Н.В. Психология конфликта – СПб.: Питер, 2000. – С. 156-159,210-217.

*Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. С.73-100.

*Зайцев А.К. Социальный конфликт. М.: Академия, 2000. С.145-166.

*Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. - СПб: Питер, 1997. С.60-62.

*Шейнов, Виктор Павлович. Конфликты в нашей жизни и их разрешение.-Минск:Амалфея,1996.

 

Методические рекомендации к подготовке вопросов:

Цель темы: рассмотреть необходимые сущностные явления, без наличия которых конфликт не может развиваться как динамически взаимосвязанная целостная система.

В первом вопросе необходимо дать общее представление о структуре конфликта и очертить его границы, к которым можно отнести временные, пространственные и системные.

Второй вопрос темы посвящен изучению причин конфликта, которые исследователи часто делят на объективные причины и восприятие ситуации индивидом выступающее значимым условием возникновения конфликта. И здесь важно выделить два аспекта анализа феномена восприятия: собственно социально-психологический механизм восприятия присущий всем (например, фундаментальная ошибка атрибуции как закономерность восприятия другого индивида), и личностные особенности, присущие собственно индивидам, вступившим в конфликтное взаимодействие.

Во процессе подготовки к третьему вопросу важно уяснить содержание понятий «предмет» и «объект» конфликта, выделение которых часто вызывает наибольшие трудности. Почему возможны безобъектные конфликты, а беспредметные нет? Какие виды объектов конфликта бывают? Что собой представляет манипуляция объектом конфликта?

Четвертый и пятый вопрос рассматривает субъектов конфликта и присущие им цели, мотивы, интересы и позиции.. Здесь необходимо не только усвоить основные роли участников конфликта, выделить их типические и социально-психологические составляющие, но и показать динамику их изменения в процессе самого конфликта. Важно разобраться в содержаниях понятий «цели», «мотивы», «интересы», «позиции» сторон, выяснить как они формируются и как можно их определить. Следует учитывать многоплановость содержания этих понятий, в частности, цели участников конфликтов могут быть рассмотрены в трех измерениях: цели связанные с предметом конфликта, цели связанные со спецификой взаимоотношений оппонентов, цели связанные с психологическими потребностями оппонентов в обосновании совей позиции.

Шестой вопрос Конфликтное взаимодействие и является, в сущности основным содержанием конфликта. Более подробно его специфика будет рассматриваиться с ледующей теме. Здесь хотелось бы остановиться на его важной компоненте, так ком как обмен конфликтогенами. И влияние на протекание взаимодействия силы участников сторон. Силовой потенциал участников конфликта – один из решающих факторов, который может определить направление течения конфликта и способ его разрешения. Каковы источники силы оппонентов? Что такое ресурсы которыми обладают оппоненты? Каким образом расширение ресурсов может усилить конфликт или способствовать его разрешению? Каким образом сила демонстрируется?Что такое группы влияния и силовая динамика?

 

Ñ В “Папку конфликтолога”:Составить схему «Структура социального конфликта».

 

q Прочитайте приведенные ниже определения и опираясь на них выделите в приведенной ниже ситуации объект и предмет конфликта.

ОБЪЕКТ конфликта – ценность, к обладанию которой стремятся оба оппонента.

ПРЕДМЕТ конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема (противоречие), служащая основой конфликта.

Реальные объект и предмет конфликта часто скрыты за многими кажущимися. (Предметом конфликта между мужем и женой может быть не распределение обязанностей в домашнем хозяйстве, как декларируется в конфликте, а большой объем работы, хоть и высокооплачиваемой работы жены на производстве).

 

Помочь определить реальную проблему может помочь метод визуализации проблемы предложенный Ч. Ликсоном:

q Упражнение: «Очищаем шелуху»

1. Визуализируйте свою проблему.

2. Представьте себе, что проблема – большая луковица. Постарайтесь действительно увидеть мысленным взором огромную луковицу.

3. Теперь счистим слой шелухи с проблемы (луковицы) и посмотрим, что скрывается внутри.

4. На минуту задержитесь перед этой новой проблемой, затем снимите следующий слой проблемы (луковицы) и посмотрите, что под ним.

5. Ознакомьтесь с новым слоем проблемы, который вы увидели под только что снятым слоем проблемы (луковицы).

6. Постарайтесь снять новый слой: продолжайте процесс до тех пор, пока слоев не останется и новых проблем видно не будет.

7. Модно, считать, что последняя проблема, открывшаяся под всеми снятыми слоями и есть реальная проблема.

8. Откройте глаза и приступайте, если готовы, к решению реальной проблемы.

Потренируйтесь в использовании данного способа выявления предмета конфликта дома. Для этого:

- вспомните конфликт, который произошел с вами, близкими вам людьми;

- попробуйте выявить предмет конфликта воспользовавшись данным методом.

- опишите, что у вас получилось и ответьте на следующие вопросы: Удалось ли вам, с вашей точки зрения, определить предмет конфликта? Если, да, что в процессе упражнения этому способствовало? Если нет, что вызвало трудности?

 

СУБЪЕКТЫ КОНФЛИКТА

q Обратитесь к героям книги А. Гайдара «Тимур и его команда»: шайке хулиганов возглавляемой Квакиным и команде возглавляемой Тимуром[2]. Опишите эти группировки как субъектов конфликта. Выделите основные роли участников конфликта в группировках. Подтвердите свои выводы цитатами.

 

Часто, в межгрупповых и внутригрупповых конфликтах не очевидны не только организаторы, но даже лидеры конфликта. Н.Н. Вересов предлагает методику по определению лидера в конфликте:



2015-12-08 490 Обсуждений (0)
Тема 5. Структурная модель описания социального конфликта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. Структурная модель описания социального конфликта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (490)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)