Тема родины в творчестве С. Есенина
«Творчество Сергея Есенина – это песня о Родине».⁴ Сам поэт говорил, что «нет поэта без родины». Именно для неё он берёт свои заветные слова.
Верный патриот России, С. Есенин был поэтом, кровно связанным с родной землей, с народом, с его поэтическим творчеством, что и определило весь характер поэзии Есенина. Он был «сыном своей земли» — России. Творчество Есенина отражало существенные стороны русской жизни и национального духа и поэтому обрело художественную неповторимость и своеобразие.
Родившийся в Рязани он впервые увидел «костёр зари», «шелест тростника», «серебристую луну», «необыкновенную небесную синь» и «голубую гладь озёр». Природа русской земли – это всеобъемлющая и главная «стихия» творчества поэта. С ней поэт связан с рождения и навсегда:
Родился я с песнями в травном одеяле. ⁴ - Юдкевич Л.Г. Певец и гражданин. Изд-во Казанского ун-та, 1976 г., с. 11. Зори меня вешние в радугу свивали («Матушка в купальницу по лесу ходила...», 1912 г.);
Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть («Не жалею, не зову, не плачу...», 1921 г.)
Поэзия С. Есенина, после Н.Некрасова и А.Блока, внесла значительный вклад в формировании национального пейзажа, который наряду с традиционными мотивами грусти и нищеты включает в себя особую яркость и контраст:
Синее небо, цветная дуга,<...> Край мой! Любимая Русь и Мордва! («Синее небо, цветная дуга...», 1916 г.) Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Взвенивает лес. («Топи да болота», 1914 г.) О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку... («О Русь – малиновое поле», 1916 г.)
«Синь сосет глаза», «пахнет яблоком и мёдом», «Звени, звени златая Русь...», «Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей». Именно С. Есениным был внесён в сознание русского народа образ яркой и звонкой России, со сладкими запахами, голубой прохладой и шелковистыми травами. Довольно-таки часто в своих стихотворениях С. Есенин использует понятия «край», «родина», «Русь» (примеры: «Гой ты, Русь, моя родная...», 1914 г.; «Русь», 1914 г.; «Край любимый! Сердцу снятся...», 1914 г.; «О край дождей и непогоды...», 1917 г. .; «Запели тесаные дроги...», 1916 г.; «О верю, верю, счастье есть...», 1917 г.;). Первый сборник С. Есенина «Радуница» включает в себя стихотворения о крестьянской русской жизни, о русской природе, отображает любовь поэта к своей Родине. «Радуница» вышла в ноябре 1915 года (дата на обложке – 1916 г.). Большая часть сборника – это стихи, которые исходят из знания жизни поэтом, крестьянского быта. Главное место в них – реалистическое изображение деревенской жизни. Из первой части сборника можно выделить следующие стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Черная, потом пропахшая выть!..» и «В хате». Центральная тема – тема родины. Именно ей автор признается в своём чувстве. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» внимание автора сосредоточено на «избяной России», которую он метафорично изображает: «хаты – в ризах образа…». Благодаря сильной эмоциональной составляющей, заложенной основе стихотворения, поэту удаётся создать необыкновенно красивую картину:
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосет глаза. («Гой ты, Русь, моя родная», 1914 г.) С детства С. Есенин был знаком с пейзажами родной природы, среди которых провёл юные годы, вдохновляясь красотой:
Край любимый! Сердцу снятся. Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. («Край любимый! Сердцу снятся», 1914 г.)
Сильная и заметная сторона сборника «Радуница» заключается в лирическом изображении русской природы, которую так глубоко чувствовал поэт. Сила есенинской лирики выражается в том, что любовь поэта к родине не отвлеченная и риторичная, а конкретная, весьма определённая; отражается в зримых образах родной природы. Иногда пейзаж не вдохновляет поэта, и он с болью восклицает:
Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь. Сенокос нескошенный, Лес да монастырь. («Край ты мой заброшенный», 1914 г.)
Немало печальных и нерадостных картин в стихотворениях поэта. Они правдиво отражали состояние деревни в ту пору и этим вызывало у Есенина сильное чувство любви к бедному краю:
Черная, потом пропахшая выть, Как мне тебя не ласкать, не любить? Или: Оловом светится лужная голь... Грустная песня, ты - русская боль. («Черная, потом пропахшая выть!..», 1914 г.)
Но любовь Есенина к родине порождалась не только грустными картинами нищей крестьянской России. Он видел её и другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, с веселыми рощами, малиновыми закатами и звездными ночами. С. Есенин ярко, красочно передал богатство и красоту русской природы:
Опять раскинулся узорно Над белый полем багрянец... («Опять раскинулся узорно», 1916 г.)
Пейзаж Есенина – это ожившие, живущие и одушевлённые образы природы. Пользуясь словами Горького, можно сказать, что в них всегда «вкраплён человек». И этот человек – поэт, влюбленный в родной край. В своей поэзии Есенин приближает природу к человеку, олицетворяя её: «Черемуха машет рукавом», а в зимнюю стужу «словно белой косынкой подвязалась сосна». Поэт также пишет:
Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан, И ее золотистые косы, И холщевый ее сарафан. («Сестре Шуре», 1925 г.)
В то же время, С. Есенин использует явления природы для описания образа человека и создания его характеристики: С алым соком ягоды на коже, Нежная, красивая, была На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла. («Не бродить, не мять в кустах багряных», 1915–1916 гг.)
Природа в стихах Есенина изображена многокрасочнее и живее, чем настоящая. Поэт не живописует природу, глядя на неё со стороны, на расстоянии, а «растворяется» в её красках и звуках: «Несказанное, синее, нежное», «Сад полышет, как пенный пожар», «Отговорила роща золотая», «Рыдалистая дрожь неотлетевших журавлей» и т.д. С. Есенин любит не статичные образы, а живую природную динамику, выражая через неё этапы человеческой жизни. Стоит заметить, что С. Есенин считал своим поэтическим долгом разбудить в соотечественниках «чувство родины во всём широком смысле этого слова», убедив их, что нищую, серую, убогую Россию можно любить не только лермонтовской «странною любовью» и для этого надо «возвращать в общество того, что есть истинно прекрасного и что изгнано из него нынешней бессмысленной жизнью».⁵ «Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь»⁶, – говорил поэт. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве».
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1074)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |