Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 17. ОСВЕЩЕННОСТЬ (СВЕТОТЕНЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ)



2015-12-08 1532 Обсуждений (0)
Лекция 17. ОСВЕЩЕННОСТЬ (СВЕТОТЕНЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ) 0.00 из 5.00 0 оценок




Освещенность в ландшафтном искусстве тесно связана с климатом, ее необходимо учитывать при формировании экологически благоприят­ной среды для человека и растений. В этом смысле освещенность можно рассматривать как составную часть климата, который, в свою очередь, входит в состав отмеченных раньше 5 компонентов, формирующих при­родный ландшафт.

Различные географические зоны имеют свой световой (и соответст­венно тепловой) режим, особенно­сти которого определяют характер ландшафтов этих зон. Так, рассеян­ный мягкий свет северных районов страны, где часты облачные дни и туманы, углубляет перспективы пей­зажей, смягчает яркость цветников и четкость контуров деревьев и ку­старников. В южных широтах, нао­борот, полуденное солнце резко очер­чивает предметы и их тени, усили­вает яркость красок, визуально со­кращает глубину перспективы. Осве­щенность является одним из важней­ших факторов, формирующих пла­стику объемно-пространственной парковой композиции. Характер ос­вещения непосредственно влияет на настроение человека, выбор им места для отдыха, маршрутов движения. Визуально воспринимаемые града­ции освещенности называют свето­тенью.

Светотень выявляет объемы прост­ранственных форм, определяет цре-товое восприятие окружения, созда­ет контраст освещенных солнцем по­лян и тенистых насаждений, обра­зует орнамент мозаики теней на до­рогах, площадках и стенах зданий, ритм чередования теней в аллеях на полосах дорог. Массивы, боскеты, аллеи образуют закрытые простран­ства, тенистые участки для отдыха, привлекательность которых усили­вается контрастом открытых и полу­открытых пространств. Как отмеча­лось выше, соотношения этих прост­ранств определяются географиче­ским местоположением парка.

Художественная выразительность пейзажа в значительной степени за­висит от ориентации всей компози-ции и ее элементов по сторонам све­та. Так, южная ориентация ручьев и водопадов позволит получить более богатые световые эффекты — игру солнца в воде, ее блеск, яркие сол­нечные блики; ориентация на юг об­ширного водного зеркала (озера, водохранилища, моря и др.) позво­ляет получить эффект отражения луны — «лунной дорожки» (эф­фекты лунного освещения на Чер­ном море и их отсутствие на Бал­тийском).

В северных географических широ­тах предпочтительнее размещать парки на склонах южной ориентации, а в южных широтах на склонах се­верной ориентации, где падающие тени удлиняются, а затененные тер­ритории увеличиваются. Однако практика создания парков часто обу­словлена реальными возможностями местности. Так, дворцово-парковые комплексы, расположенные на скло­нах южного берега Финского залива, ориентированы на север, а парки Черноморского побережья Крыма и Кавказа имеют преимущественно южную ориентацию. Это обстоятель­ство требует своих композиций, уси­ливающих достоинства местности. Например, удачно решены каскады Петергофского ансамбля, пред­ставляющие собой сложные компози­ции водных устройств, позолоченных и белоснежных скульптур и лестниц, обрамленных темнохвойными елями (а в прошлом и пихтами). Нейтраль­ное освещение откосов северной эк­спозиции, на которых расположены каскады, а также мягкий северный цвет балтийского неба усиливают и оттеняют эффекты богатой цветовой гаммы этих композиций.

С изменением углов падения сол­нечных лучей значительно видоиз­меняется объемно-пространственная характеристика пейзажей и его эле­ментов.

Лучи света, падая на различные поверхности предметов, распределя­ются на них неравномерно и по-раз­ному освещают отдельные участки этих поверхностей. Освещенность поверхности зависит от трех факто­ров: угла падения световых лучей, силы источника света и расстояния от источника света до освещаемой им поверхности. Те части поверхно­сти, на которые совсем не попадают прямые лучи от источника света, бу­дут находиться в тени. Различают тени собственные и падающие.

Часть поверхности тела, на кото­рую не падают световые лучи основ­ного источника света вследствие рельефа поверхности этого тела, на­зывается теневой поверхностью, или собственной тенью тела.

Освещенная поверхность предме­та отражает падающие на нее лучи света, и они не попадают на другие поверхности. Таким образом, на скрытой от источника света поверх­ности образуется неосвещенный уча­сток, называемый падающей тенью.

В действительности никогда не бывает такой тени, куда бы совсем не проникали световые лучи. Это происходит потому, что каждый пред­мет освещается не только основным источником света, но и светом, от­раженным от окружающих его пред­метов.

Свет, отраженный от других пред­метов, называется рефлексом. Реф­лексы в тенях предметов, имеющих матовую поверхность, малозаметны, тогда как на поверхности блестящих предметов рефлексы отчетливо вид­ны. Свет, отражаясь от гладкой бле­стящей поверхности, образует на ней сверкающие пятна-блики.

Полутени образуются на освещен­ной части изогнутой поверхности от границы собственной тени в сторону света. На цилиндрических поверхно­стях обычно нет резкого перехода от света к тени. Таким образом, све­тотень составляют следующие эле­менты: собственные и падающие те­ни, рефлекс, свет, блики и полутень.

Цветовые градации светотени за­висят от 3 причин: а) общей силы освещения, б) окраски предметов, в) густоты тени. Для определения длины падающей тени от предметов и ее направления необходимо располагать сведениями о географической широте располо­жения проектируемого паркового объекта, высоте предмета (дерева, здания), угле падения солнечных лучей в определенный месяц года, времени дня. Например, на 60° с. ш. дерево высотой 20 м в 8 ч утра имеет тень длиной 40 м, в 12 ч дня — 20 м, в 17 — 68, а в 18 — 94 м.

В практике проектирования длина тени определяется по специальным номограммам (наиболее простой из них является так называемая инсоляционная линейка, составленная для условий Москвы и позволяющая определить изменение длины тени в течение дня на период весеннего и осеннего равноденствия). С по­мощью номограммы составляются планы расположения падающих те­ней от существующих и проектируе­мых зданий и насаждений (так на­зываемые эпюры теней). Они позво­ляют определить размеры, контур и местоположение освещенных и зате­ненных участков и их изменения в течение дня. На этой основе опреде­ляется функциональное назначение участков, подбирается соответст­вующий ассортимент, решаются све­товые эффекты.

Светотень активно участвует в формировании парковых картин. Так, тени могут их обрамлять, включаться в композицию, создавая определенный ритмический строй, освещенные солнцем участки могут быть центра­ми картин, и, наоборот, неудачное использование светотени может на­рушить композицию, внести беспо­койство и хаотичность в пейзаж. Ча­сто приходится наблюдать нежела­тельное затенение архитектурных со­оружений, скульптуры, раститель­ных композиций.

При формировании пейзажей не­обходимо учитывать различия в ха­рактере освещения, дающие опреде­ленные световые эффекты и подска­зывающие приемы их использования.

В зависимости от взаимного рас­положения источника света (солнца) и освещенного объекта, восприни­маемого человеком, можно выделить следующие типы освещения: фрон­тальное, боковое и контражурное. (В качестве объекта принимаем лю­бой объемно-пространственный эле­мент парка — дерево, группа, опуш­ка массива, скульптура, цветник и др.)

При фронтальном освеще­нии источник света находится пря­мо перед объектом. В этом случае светотеневые переходы выражены слабо.

При боковом освещении ис­точник находится сбоку от объекта. В. Артамонов, изучая освещенность монументальной скульптуры, выде­ляет также диагональное ос­вещение, при котором источник све­та занимает промежуточное положе­ние между фронтальным и боковым.

В случае бокового и диагональ­ного освещения переходы светотени выражены ярче, поверхность объ­екта становится богаче, рельефнее. При этом наиболее эффектными яв­ляются утренние и вечерние (косые) лучи солнца, падающие на землю под небольшим углом. Они как бы «лепят» рельеф опушки, высвечи­вают фактуру деревьев, обогащая их своими красками.

При контражурном осве­щении объект находится между ис­точником света и наблюдателем. В проходящих лучах света усилива­ется окраска листьев и цветов, уг­лубляется пространство редин с от­дельно стоящими деревьями, очер­чиваются силуэты плотных групп и деревьев.

Процесс смены освещения проис­ходит непрерывно, продолжитель­ность фиксации светового эффекта составляет 20—45 мин и зависит от месяца года: чем больше долгота дня, тем длиннее световые эффекты.

Выразительность пейзажей в зна­чительной степени зависит от их ори­ентации по сторонам света. При проектировании парковых композиций и их элементов с учетом ориентации следует определить точку восприятия композиции, тип освещения, время дня и продолжительность светового эффекта, его характер. Так, опушки полян северной экспозиции большую часть дня затенены. В случае необ­ходимости их выразительность мож­но повысить введением светлокронных пород и видов с белыми цвет­ками (калина, черемуха, чубушник); это усилит объемную пластику опуш­ки и создаст цветовые контрасты. Опушка южной экспозиции в пол­день имеет фронтальное освещение, снижающее выразительность ее объ­емной пластики. Для опушек наибо­лее интересно освещение западной и восточной экспозиции. Это свойство использовалось мастерами прошло­го, создававшими эффектные све­товые композиции и использовав­шими прием чередования световых акцентов в течение дня. Например, в утренних лучах выделяются опре­деленные композиции (сооружения, группы, лужайки, цветники, перспек­тивы), которые как бы стушевыва­ются к концу дня, а вместо них в ве­черних лучах высвечиваются другие. Этот прием широко использовал X. Рептон в Англии. В нашей стране смену эффектов в течение дня мож­но наблюдать в районе долины р. Славянки, имеющем ориентацию с северо-востока на юго-запад. С уче­том ориентации создаются утрен­ние и вечерние дороги в парках, имеющие наилучшие световые эф­фекты в определенные часы дня (на­пример, Утренняя дорожка в Цари­цыно) . Ориентация аллей по сторонам света также имеет свои особенности: при широтном направлении аллея бу­дет пересекаться полосами теней от деревьев, а при долготном — осве­щена солнцем.

При проектировании открытых пространств обычно избегают их ори­ентации в сторону освещения. Од­нако умелое использование встреч­ных солнечных лучей может дать интересные эффекты (светящаяся ось Большого канала в Версале, ориен­тированного на запад; залитые солн­цем зеленые террасы Архангельско­го, ориентированные на юг; обшир­ный партер Кускова, также имеющий южную ориентацию, и др.).

М. Тваровский в своей книге «Солнце в архитектуре» рассматри­вает вопросы солнечной пластики скульптурных, архитектурных компо­зиций и озеленения. Он обращает внимание на красоту контраста ос­вещенных и покрытых тенью участ­ков, эффект теней от древесных ра­стений, обрамляющих скульптуру, сооружения, возможности повыше­ния пластических достоинств ком­позиции, учет изменения направле­ния теней в течение дня через каждые 45 мин.

Особое место занимает искус­ственная подсветка пейзажей и их элементов в вечернее и ночное вре­мя. По своему характеру она близка к приемам театрального освещения. С помощью подсветки создается осо­бое сказочное очарование ночного пейзажа. Убедительным примером является ночное декоративное осве­щение в парке Паланга, а также ос­вещение городских площадей, улиц, памятников.

Продумывая систему освещения парковых территорий, следует выя­влять новые видовые точки, мало­интересные в дневное время,— си­луэты деревьев, группы растений. В ночном освещении создается эф­фектное чередование света и тени, высвечивается мозаика листьев, ри­сунок ветвей, преобразуется цвет листвы, газонов, цветников, кроме того, имеются большие возможности получения цветовых контрастов.

Источники света (лампы, прожек­торы) маскируются в насаждениях парка. Также применяются декора­тивные светильники. При освещении деревьев необходимо учитывать их форму, направление ветвей, харак­тер листвы.

Различные типы источников света дают определенную цветовую гамму направленного светового пучка. Ртутные светильники дают голубова­то-зеленое освещение, их используют для подсветки хвойных пород (ель, туя, кедр); натриевые — золотистый свет, при таком освещении выигры­вает осенняя листва деревьев и ку­старников; неоновые — красный. Для получения цветового эффекта используют оптические зеркала, цве­товые фильтры. Для смягчения рез­кого перехода от света к тени приме­няют дополнительные прожекторы меньшей мощности, освещающие предметы под углом 45°.

Водные струи фонтанов подсвечи­ваются водонепроницаемыми подвод­ными прожекторами.

В последнее время во многих пар­ках стали популярны светозвуко­вые эффекты, сочетающие декоратив­ную подсветку водной поверхности и музыкальное сопровождение.

Современная светотехника позво­ляет освещать отдельные сооруже­ния и ландшафт в целом согласно задуманному сценарию, в расчете на различный режим работы парка. Достижения электроники, киберне­тики и механики порождают новые зрелищные устройства; их интегра­ция с ландшафтом — одна из инте­ресных задач современного ланд­шафтного искусства.

 



2015-12-08 1532 Обсуждений (0)
Лекция 17. ОСВЕЩЕННОСТЬ (СВЕТОТЕНЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 17. ОСВЕЩЕННОСТЬ (СВЕТОТЕНЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1532)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)