Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Водоемы в парковой композиции



2015-12-08 1277 Обсуждений (0)
Водоемы в парковой композиции 0.00 из 5.00 0 оценок




Перспектива в садово-парковой композиции

Садово-парковая перспектива является выражением определённого оптического воздействия садовых элементов и растительных групп на зрителя при данном освещении. при этом они, как правило, должны находиться на определённом растоянии и в известном положении в пространстве, а их расположение и сочетание должно быть основано на глубоком знании законов перспективы. Особенно необходимы эти знания при создании протяжённых аллей и далёких художественных перспектив и панорам, наблюдаемых с определённых просмотровых площадок.Успех создания живописного паркового пейзажа во многом зависит от умения дизайнера разместить все садово-парковые элементы, оформляющие пейзаж и декоративную растительность, в правильной пространственной и колоритной композиции.

Основные элементы, которые создают перспективу:

передний план: обычно даёт начало перспективе, подчёркивается аллеей, террасой, беседкой, обзорной площадкой, одиночными деревьями или различными группами;

средний план: оформляется главным образом опушкой массивов, древесными группами или одиночными деревьями;

дальний план: оформляется подчёркнутым объектом, пейзажной группой или опушкой массива с вертикально выделяющимся силуэтом;

с поздно опадающими листьями, например: буддлея, лещина обыкновенная, дуб зимний, спирея аргута, сирень обыкновенная;

рамка (обрамление): создаётся обычно при переднем и среднем плане. Она нужна для подчёркивания, ограничения или выделения самого существенного в садовом пейзаже.

Высокохудожественные садовые пространства обычно украшают при помощи декоративной растительности и садово-парковых элементов, создавая основные и доминантные картины, получаемые засчёт переднего, среднего и дальнего планов садового пространства, наблюдаемых с определённых исходных видовых точек. Таким приёмом и умелым подбором декоративных растений, основанным на вертикальном и колоритном соотношении, можно создать перспективы, оптически удлиняющие или укорачивающие садовое пространство. Оптическое удлинение используется на небольших территориях, а оптическое укорачивание - на больших озеленяемых участках. В садово-парковых композициях различают два вида перспективы - линейную и воздушную.

Линейная перспектива

Линейная перспектива способствует достижению пространственного воздействия посредством изменения формы групп растений и архитектурных элементов. Она помогает укоротить или удлинить растояния между ними. Например, чтобы уменьшить оптическую длину или ширину аллеи или дорожки, необходимо на заднем плане, в конце её, увеличить величину пятна древесных растений, а для увеличения - его уменьшить. В первом случае очертания аллеи или дорожки кажутся параллельными по всей длине и, следовательно, оптически укорачиваются, во втором - создаётся противоположное впечатление.

Например, группу вековых дубов, находящуюся вне территории объекта озеленения, и на которую направлен взгляд наблюдателя, можно приблизить оптически и включить в общую композицию, если промежуточное свободное пространство заполнить растениями так, чтобы эта группа осталась свободной, как доминантный пункт. Подобным образом можно создавать оптическое приближение или отдаление любых садовых элементов, таких как, постройки, пейзажные группы, отдалённые солитеры и т.д. Точно также при комбинации садовых объектов с доминантным значением можно оптически увеличить их высоту, если около них разместить низкорослую растительность.

Каждый архитектурный элемент и растительная группировка, находящиеся в отдалении, имеют свои самые благоприятные точки наблюдения. С них они лучше всего видны и хорошо выделяются в зависимости от угла зрения наблюдателя, но всегда надо помнить, что есть и такие точки, которые оказывают отрицательное воздействие. Поэтому садоводу-дизайнеру необходимо находить наиболее благоприятные видовые точки, которые должны быть сознательно подготовлены и открыты для наблюдения. Вертикально действующие архитектурные садовые элементы, такие как скульптуры, террасы, скалистые уголки, растительные группировки с колонновидными и конусовидными формами крон, более выразительны, когда их наблюдают с видовых точек, расположенных ниже их.Горизонтально действующие архитектурные и парковые элементы и растительные группировки - мощёные площадки, террасы, цветники и партеры, газоны, водоёмы и т.д. - оказывают самое сильное пространственное и эстетическое воздействие, когда их наблюдают с высоко расположенных видовых точек. В этом случае садовый пейзаж приобретает большую глубину и выразительность.

Воздушная перспектива

Игру света и тени можно наблюдать в любое время, если группа декоративных растений, одиночное дерево или какой-либо садовый элемент расположены в непосредственной близости от наблюдателя. Однако, когда они находятся на большом расстоянии, наш глаз с трудом различает их колорит и другие декоративные признаки сквозь воздушное пространство из-за туманности или запылённости воздуха. Контуры этих элементов кажутся мягче, светлее и нежнее. Такое явление и называют воздушной перспективой. Воздушная перспектива имеет гораздо большее значение, чем линейная, при оформлении больших парковых пространств. Она очень сильно влияет на изменения контуров, пространственного и колоритного облика растительных и архитектурных элементов, да и пейзажа в целом. Воздушная перспектива зависит от времени года и часов суток. Она особенно выразительна при лёгких испарениях утром, при большой влажности воздуха, при редком тумане и при заходе солнца. С воздушной перспективой неразрывно связана и являющаяся её производной перспектива колорита, создающая самые разнообразные эффекты. Создание колоритных эффектов путём колоритной перспективы требует от садовода знания свойств красок и их воздействия на восприятия чувств человека.

Окраска и нюансы растительных и архитектурных элементов, размещённых на переднем, среднем и заднем плане, производят различное воздействие на наблюдателя: красный цвет следует использовать исключительно на переднем плане, а синий - на заднем. Растительность, обладающая красочными эффектами, должна подбираться по окраске так, чтобы цвета располагались в порядке светового спектра - от красного к жёлтому и от зелёного к синему. В природе этот порядок сохраняется. Так, красный цвет растительности или архитектурных элементов при своём отдалении постепенно переходит в фиолетовый, а вдали приобретает тёмно-синий оттенок. Оранжевые тона при отдалении постепенно переходят в красноватые, а вдали приобретают синие и прочие нюансы. Жёлтые цвета наиболее постоянны, и только вдали приобретают оттенки от зеленовато-жёлтого до синевато-голубого. Зелёные краски вдали переходят в голубые до тёмно-синих. Серый цвет по мере отдаления становится интенсивнее и темнея, сливается с синевой дали. Белый постепенно приобретает желтоватые оттенки. Синий становится интенсивнее, а фиолетовые тона переходят в синие. Тёмно-синие и чёрные сливаются с другими цветами и приобретают чёрно-синие тона. Надо помнить, что, используя воздушную перспективу и применяя для этого контрастные группировки, можно оптически значительно увеличить садово-парковое пространство. Если в массивах вогнутые очертания заполнить растениями тёмных тонов, а выпуклые - растениями светлых тонов (белых, жёлтых, оранжевых), воздушная перспектива приобретает особую выразительность: вогнутые части выглядят глубже, а выпуклые - светлее, массивы в целом становятся более динамичными.

Таким образом, при помощи линейной и воздушной перспективы (равно как световой и колоритной) можно добиться в зелёных насаждениях красивых пространственных и колоритных эффектов.

Водоемы в парковой композиции

Большие водоемы являются паркообразующими элементами. Кроме чисто функционального (улучшение микроклимата, условий для развития растительности и т. п.), водоемы имеют эстетическое значение, так как украшают парки и положительно влияют на эмоции посетителей. Поэтому новые парки обычно создают около естественных водоемов (рек, озер, прудов) или в тех местах, где можно устроить искусственные декоративные источники, фонтаны, каскады.
Чаще всего паркостроители используют реку, протекающую по территории парка или примыкающую к ней. Приречные пейзажи следует располагать вдоль русла как главной композиционной оси. Принцип организации таких пейзажей - чередование закрытых и открытых пространств. В частности, создание системы открытых луговых пространств вдоль реки оптически расширяет узкое русло. Такого эффекта можно также добиться устройством по берегам небольших искусственных водных зеркал.

Если позволяет рельеф, можно создать систему каскадов с помощью небольших запруд и плотин. При устройстве водных каскадов необходимо учитывать, насколько они будут удобны для восприятия с дорожек и площадок и смогут ли стать фокусами парковых перспектив.
При значительном перепаде рельефа паркового пространства рекомендуется создание водопадов. Водопад и примыкающие к нему пространство могут стать композиционным центром парка. Декоративный эффект, прохлада, ионизированность пейзажа привлекают к водопаду много посетителей. Оформление пейзажа с водопадом требует максимальной естественности. Вода к водопаду может подаваться либо по живописному руслу реки, либо по прямолинейному каналу; запас воды в накопительном озере необходимо постоянно пополнять.

Запрудив реку, можно создать живописный водоем и сгруппировать вокруг него основные зоны парка. Важнейшими элементами композиции пруда являются его величина и конфигурация. Большой пруд площадью в несколько гектаров и более с его величественной панорамой и островами - замечательное украшение парка. Даже маленькие пруды, умело размещенные среди парковой растительности, могут стать композиционными центрами отдельных зон и участков парковой территории. Главную ось водоемов желательно подчеркнуть архитектурными сооружениями или скульптурными элементами, установленными на дальнем берегу или на острове. Острова с павильонами, беседками, видовыми площадками являются удобным место м для отдыха, к тому же они создают многоплановость перспективы. Мосты, соединяющие острова между собой и с берегом, следует органически вписывать в пейзаж; их можно выполнять из самых различных материалов: дерева, металла, железобетона, камня. Внешний вид мостов определяется окружающим ландшафтом. Наиболее удобное размещение острова - недалеко от берега, на расстоянии. Остров может быть любой несложной формы, сочетающейся с береговой линией. Растительность, размещаемая возле водоемов, выполняет также защитные функции: регулирует поверхностный сток, предотвращает процесс заиления водоемов, устраняет избыточное увлажнение прибрежных участков. По берегам ленточных водоемов ее следует размещать живописными, большими однородными группами из ажурной березы бородавчатой, сосны обыкновенной с красными стволами, граба, липы, клена остролистного, ели обыкновенной. На северном берегу создают большие массивы, на южном - группы или одиночные деревья, восточный берег оставляют по возможность открытым. Для акцентов и зеленых кулис можно использовать иву плакучую, тополь белый и пирамидальный, тую. Раскидистая крона дуба красного обычно является великолепной "рамкой" для водного пейзажа. На береговых откосах высаживают казацкий можжевельник, лещину, барбарис, боярышник. Умелое размещение растительности подчеркивает рельеф берегов, создает максимальное разнообразие пейзажа и живописного силуэта панорам и дальних берегов. Монотонность пейзажа можно устранить специальным подбором растительности по тональности листвы, обрамлением водоемов красивыми травами и яркими цветами: садовыми ирисами, лилиями, нарциссами.

Особое место в парковой композиции занимают небольшие искусственные водоемы - декоративные бассейны, представляющие собой железобетонную чашу геометрической или живописной формы. Такие чаши находятся на одном уровне с покрытием аллей, пешеходных дорожек или возвышаются над ними на 10-15 см. Дно декоративного бассейна иногда украшают мозаичной росписью из смальты или керамики. Для облицовки бортов бассейна используют естественные или искусственные каменные материалы: гранит, мрамор, керамику, кирпич, глазурованную плитку. В бассейнах, предназначенных для выращивания водных растений, дно должно быть ступенчатой формы. В водяных садах выращивают кувшинки, водяные лилии, аир болотный, стрелолист обыкновенный, водяной ирис. Бассейн иногда украшают фонтаном. Фонтаны с их успокаивающим шумом падающей воды, журчащими и искрящимися на солнце струями - один из самых эффектных декоративных элементов. Рисунок фонтанирующей воды, скульптура, архитектура бассейна, окружающая растительность дают возможность создать богатую, запоминающуюся композицию, сильный акцент в пейзаже парка. При устройстве декоративного бассейна с фонтаном необходимо выбрать главное звено композиции: горизонтальную спокойную поверхность воды с небольшим фонтанирующим устройством или мощные вертикальные струи воды.

Формирование пейзажа при устройстве водоемов в большой мере зависит от планировки парковых дорожек. Если берег пруда или реки высокий, то необходимо проложить несколько дорожек на разных уровнях и увеличить их ширину, так как прогулочные маршруты вблизи водоемов привлекают внимание отдыхающих. Озелененные, хорошо оборудованные водоемы обогащают ландшафт парков, садов, скверов. Основные цели и задачи архитектурно-ландшафтного анализа территорий

Основное направление исследований по архитектурно-ландшафтному анализу - это выбор решений, при которых растущий город не вытесняет и не подавляет ландшафт, а вбирает его в себя, обогащается им. Проведение архитектурно-ландшафтного анализа предполагает определённую, поэтапную последовательность действий, связанную с процессом проектирования.
  1. Предварительное ознакомление с природной и градостроительной ситуацией, учет существующих тенденций их развития и исторического прошлого города (ретроспективный анализ). Изучение данных архитектурно-ландшафтной оценки на более высоком уровне проектирования (т. е. в масштабах районной планировки). Выявление основных проблем развития города в природном окружении и основных целей его архитектурно-ландшафтной организации. Ориентировочная параметризация, т. е. количественная характеристика этих целей.
  2. Определение конкретных задач и стратегии производства оценки. Разработка таких качественных и количественных критериев, которые соответствуют поставленным целям архитектурно-ландшафтной организации города и могут быть учтены в ходе проектирования. Определение объектов, границ, масштабов оценки территории с учетом трудоемкости отдельных операций, сроков, исполнителей («тактика» оценки).
  3. Ориентировочная оценка ситуации на топографическом материале и в ходе натурного обследования (в том числе архитектурно-ландшафтная структура территории, дифференциация территории по эстетической ценности, экологической устойчивости и другим факторам).
  4. Разработка принципиальных альтернативных вариантов - гипотез архитектурно-ландшафтной организации рода, обеспечивающих достижение целей (могут быть использованы рабочие эскизы генерального плана с соответствующим уточнением их архитектурно-ландшафтных аспектов).
  5. Сравнительный анализ и ранжирование вариантов по архитектурно-ландшафтным критериям, в том числе с учетом комплекса «горизонтальных» и других типов связей между застройкой города и ОП смежных уровней, контрольных показателей. Сопоставление результатов архитектурно-ландшафтного анализа с данными других разделов комплексной градостроительной оценки - экономической, инженерно-геологической, транспортной и т. д.
  6. Изучени потенциальных архитектурно-ландшафтных возможностей выбранного в результате комплексной оценки варианта и определение задач детальной последующей оценки.
  7. Детальная архитектурно-ландшафтная оценка в соответствии с направлениями территориального развития города, расположением его центров, зон массового отдыха, районов первоочередного строительства, с учетом критических точек и т. п. (детализация связана как с более подробным анализом отдельных ключевых участков, так и с уточнением оценок по отдельным факторам развития города в целом). Формулировка выводов оценки и их учёт в процессе разработки окончательного проектного варианта. Оформление материалов оценки для демонстрации в составе генплана города.
Ландшафтная архитектура представляет собой искусство формировать гармоничную среду для человека, используя для этого ландшафтные компоненты и искусственные объекты. Выявление возможностей улучшения и формирования исходного ландшафта в соответствии с принятым в обществе на данный момент времени вкусом и стилем, является основной целью архитектурно-ландшафтного анализа территорий. В ландшафтной архитектуре используются следующие основные принципы создания культурного ландшафта – это:
  • максимально возможное сохранение участков с естественной средой
  • гармоничное сочетание элементов искусственной и естественной среды
  • разнообразие и живописность пейзажей
В настоящее время проектирование культурных ландшафтов является одним из важнейших направлений деятельности ландшафтной архитектуры. Здесь решаются градостроительные, географические, демографические, экономические, социальные, эстетические и художественные задачи. Оценка природных особенностей территории освоения
Прежде всего, при оценке природных особенностей территории анализу подвергается географический ландшафт – это территория, однородная по своему происхождению, истории геологического развития и современному составу взаимосвязанных природных компонентов. Рассматриваются в этом аспекте горные породы, рельеф, климат, подземные и поверхностные воды, почвы, растительный и животный миры. Далее устанавливается взаимосвязь между ними на данный момент времени. Для этого определяется панорамный вид, недостаток уединённых мест, тенистых и солнечных участков, мест, где скапливается вода после весеннего снеготаяния или сильных дождей, как распускаются листья и цветы, как они растут и увядают, когда и какие появляются птицы, животные, насекомые. Все территории объектов ландшафтной архитектуры делят по степени сложности природных условий и благоприятности их использования на три группы: 1 группа – территории с благоприятными условиями: на поверхности участков имеется плодородный слой почвы, по мехсоставу почвы супесчаные, средние суглинки, супеси; есть участки незначительно перерытые (до 25% площади); уровень грунтовых вод – 1,5-2,0 м; территория паводковыми водами не затапливается; заболоченные и бессточные участки отсутствуют; оврагов нет, а если они и есть, то их склоны пологие, заросшие кустарником и глубина их до 3-5 м; берега вдоль ручьёв или речек не размыты и пологие; оползни и карст отсутствуют. 2 группа – территория со сложными условиями (неблагоприятными): верхний почвенный слой мало плодороден, выщелочен, слабо засолён или имеет высокую кислотность; по мехсоставу – пески, глины, тяжёлые суглинки; уровень грунтовых вод – 1,5-0,5 м или от 2 до 3 м; участки территории затапливаются паводком, но не более 15 дней; заболоченность имеет место на отдельных участках, но легко осушаемая. Имеются овраги глубиной до 5 м с крутыми и обрывистыми склонами и глубиной более 5 м с пологими склонами; отдельные склоны подвержены оползням и требуют укреплений; в ряде мест берега речек, ручьёв размываются на участке шириной не более 10 м. На территории имеется незначительное число неглубоких воронок затухающего карста. 3 группа – территория с очень сложными, особо неблагоприятными условиями; верхний плодородный слой зачастую отсутствует вообще, имеются солонцы, солончаки; в ряде случаев вся территория сильно перерыта (на 75%) или имеются выходы сплошной скальной породы; уровень грунтовых вод до 0,5 м или более 8-10 м от поверхности; имеются участки затапливаемые паводковыми водами в течение 15 и более дней. Имеются трудно осушаемые болота, занимающие более половины территории; на территории действующая овражная сеть, по берегам рек многочисленные оползневые склоны, требующие укрепления. На территории река с блуждающим руслом, со значительным размывом берега в зоне шириной более 10 м; на территории значительное количество воронок затухающего карста глубиной более 10 м, имеются подземные пустоты. Эта классификация имеет условный характер. В каждом конкретном случае принимаются те или иные решения. Так территория, отводимая под объект озеленения, может включать в себя:
  • сильно пересечённый рельеф, глубокие впадины, холмы
  • сильно заболоченные участки с древесной растительностью
  • один большой и глубокий овраг с обрывистыми склонами
  • сильно повреждённую, изрытую, захламлённую поверхность, загрязнённые водоёмы, ручьи с размываемыми берегами.


2015-12-08 1277 Обсуждений (0)
Водоемы в парковой композиции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Водоемы в парковой композиции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1277)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)