Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ поведения затрат в условиях рыночной экономики



2015-12-08 1366 Обсуждений (0)
Анализ поведения затрат в условиях рыночной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




В условиях рыночных отношений знание реальной величины полученной прибыли жизненно важно для принятия руководством предприятия любых финансовых решений. Это вызывает необходимость совершенствования действующего метода исчисления и учета прибыли.

Широкое распространение в развитых странах (Англия, Германия, Франция, США и др.) получил метод учета и исчисления прибыли для принятия решений, базирующихся на понятии маржинального дохода. В рыночной экономике оно относится к числу фундаментальных. Как известно прибыль зависит от себестоимости, которая является важным инструментом управления.

Это управление осуществляется через операционный анализ как элемент управления затратами, сущность которого состоит в изучении зависимостей финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта от издержек и объемов производства и реализации продукции, товаров, услуг. Данный вид анализа считается одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия, он может быть использован в ценообразовании. В специальной литературе вместо термина «операционный анализ» могут быть также использованы термины «анализ безубыточности», «CVP-анализ (costs, volume, profit — анализ „затраты - объем - прибыль“)»

Центральными элементами операционного анализа являются:

- маржинальный доход

- порог рентабельности или точка безубыточности

- маржинальный запас прочности = (выручка фактическая - выручка пороговая)/выручка фактическая * 100%

- операционный рычаг (производственный леверидж)

Для проведения операционного анализа затраты подразделяют на условно-постоянные и условно-переменные. Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты.

Различия между постоянными и переменными затратами не всегда четко обозначены (смешанные затраты). Некоторые из них (например, затраты на электроэнергию) в зависимости от времени и интенсивности их использования могут быть частично постоянными и частично переменными. Это так называемые условно-постоянные и условно-переменные затраты. В них выделяется долевое участие постоянных и переменных частей.

Прямые переменные расходы растут пропорционально объему производства, а в выручке пропорционально объему продаж.

Доля переменных расходов в цене за единицу продукции не меняется, а доля постоянных расходов меняется с изменением объема производства, так как меньшая их часть приходится на 1 рубль цены. Следовательно, возникает возможность экономии на условно-постоянных расходах. Поэтому предприятие должно постоянно контролировать сметы переменных и постоянных расходов.

Расчет себестоимости только в части переменных издержек лежит в основе метода «директ-костинг». Использование данной системы в бухгалтерской практике позволяет существенно упростить нормирование, планирование и контроль затрат на производство продукции.

Себестоимость продукции становится более обозримой, а отдельные статьи затрат лучше контролируемыми. Информация, собранная в системе «директ-костинг», позволяет планировать маржинальный доход по отдельным видам продукции, заказам, направлениям деятельности, организации в целом и оценивать его потенциальную способность к покрытию постоянных расходов организации,

Объектом анализа, как правило, является прошлая и будущая деятельность сегментов бизнеса; информационной базой - данные, собранные в системе бухгалтерского управленческого учета. Обладая такой информацией, можно оценивать степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, строить краткосрочные прогнозы поведения затрат при различных объемах производства.

Результаты краткосрочного управленческого анализа позволяют ответить на интересующие руководство вопросы:

- какая минимальная деловая активность позволит предприятию избежать убытков (точка безубыточности)?

- какая продукция наиболее рентабельна, а потому более предпочтительна для коммерческой деятельности?

Ниже приведем ряд расчетов и сформулируем ответы на представленные вопросы.

Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода времени. Все они влияют друг на друга: затраты на цену, цена на объем, объем на затраты. Из трех приведенных факторов наиболее сложным понятием являются затраты. В финансовой отчетности предприятий отражаются прошлые затраты, в большинстве принимаемых решений имеют дело с будущими (планируемыми) затратами. Для их оценки в процессе принятия решений необходимы методы определения будущих затрат, не прибегая к калькуляции совокупных издержек на единицу продукции.

Точка безубыточности - это тот объем продаж, при котором выручка от реализации равна расходам организации. Разница между фактическим объемом производства и критическим объемом определяет запас финансовой прочности предприятия.

В практике используют также такие показатели как:

- коэффициент валовой маржи К = Валовая маржа / Выручка от реализации;

- пороговая рентабельность R = Постоянные затраты / К;

- запас финансовой прочности ЗФП = Выручка от реализации – R

- прибыль П = ЗФП х К;

- эффект операционного рычага ОР = Валовая маржа / П.

При принятии конкретного управленческого решения необходимо количественно определить его влияние на прибыль и поступление денежных средств.

Для вычисления точки безубыточности сначала рассмотрим формулу расчета прибыли предприятия:

Выручка от продаж продукции - Совокупные переменные расходы-

Постоянные расходы = Прибыль.

Представим формулу в следующем виде:

(Цена единицы продукции - Переменные расходы на единицу продукции) х Объем реализации(V)–Постоянные расходы = Прибыль

Поскольку цель данного расчета в определении точки, где у предприятия нет прибыли, то правую часть уравнения приравняем к нулю. Уравнение примет вид:

V =
Постоянные расходы (8)

( Цена единицы продукции- Переменные расходы на единицу)

 

Метод расчета точки безубыточности можно представить графически. График состоит из трех прямых: прямой, описывающей поведение постоянных затрат; прямой, описывающей поведение совокупных затрат и прямой, отражающей поведение выручки от оказания услуг. Пересечение прямых выручки и совокупных затрат определяет точку безубыточности. Область построения ниже точки пересечения называют зоной убытков, а выше точки пересечения - зоной прибыли. Очередной задачей оперативного анализа является планирование ассортимента продукции, подлежащей реализации.

 

 

 


 

 

Объем производства (продаж), соответствующий точке безубыточности, носит название критического или предельного. Его называют также минимальным. Понимание точки безубыточности и минимального объема является принципиальным моментом в принятии управленческих решений. Знание предельного объема продаж позволяет контролировать ежедневно величину полученной предприятием прибыли без всяких финансовых расчетов, а также избежать попадания предприятия в зону убытков.

С помощью диаграммы безубыточности можно ответить на вопросы:

- При каком объеме производства предприятие получит прибыль?

- При каком объеме продаж прибыли не будет?

- Каков запас финансовой прочности предприятия при заданном объеме производства и реализации продукции?

Фирмы с низками точками предельного объема легче справляются с падением спроса на их продукцию, у них выше запас финансовой прочности.

Анализ маржинального дохода и предельного объема используется для принятия деловых решений, поскольку он позволяет получить информацию о риске бизнеса или доходе.

Идеальным для бизнеса является сочетание низких постоянных затрат с высоким уровнем маржинального дохода.

Маржинальный подход можно рассматривать как инструмент внутрифирменного планирования и принятия решений. Он необходим для проведения анализа «затраты – объем – прибыль».

Анализ затрат и результатов является связующим звеном между анализом производства, себестоимостью продукции и финансовым результатом от продаж. Цель анализа - обоснование объема производства и затрат для обеспечения прибыльности продаж и выявления факторов и причин отклонений от заданных величин.

Кроме того, выбор задач анализа взаимодействия затрат и результатов приводится в соответствие с целями исследования и может дополняться для углубления анализа по отдельным группам показателей.

Любое изменение объема реализации вызывает еще более сильное изменение прибыли. Эта зависимость называется эффектом операционного рычага: сила операционного рычага = маржинальная прибыль/прибыль. С помощью силы операционного рычага выявляется математическая зависимость - если прибыль равна 0, сила операционного рычага стремится к бесконечности: даже самые слабые колебания объема производства вокруг критической точки вызывают сильные относительные колебания прибыли. Сила операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на один процент.

Все перечисленные показатели можно использовать для прогнозирования развития предприятия, то есть выбрать оптимальную стратегию в управлении прибылью, затратами. При этом возможны пять основных стратегий: увеличение цены реализации, снижение переменных затрат, снижение постоянных затрат, увеличение объема производства и реализации, сочетание любых перечисленных стратегий.

Владея рассмотренными методами, бухгалтер-аналитик имеет возможность моделировать различные комбинации объема реализации, издержек и прибыли, выбирая из них наиболее приемлемый, позволяющий предприятию создать условия для расширенного воспроизводства.

Таким образом, можно сделать вывод, что увеличение объема производства продукции с более высоким уровнем маржинального дохода приводит к снижению точки безубыточности.

Предприятию следует стремиться к увеличению объемов продаж воды и росту протяженности прокладки местных трубопроводов с целью получения большего дохода.

Имея данные по фактическому и критическому уровню реализации, рассчитаем запас финансовой прочности организации по осуществляемым видам деятельности.

 

Зфпфакткритфакт×100%,

где Вфакт - фактическая выручка от реализации продукции, тыс. руб.

Вкрит - выручка от реализации в «критической» точке, тыс. руб.

Чем больше запас финансовой прочности, тем ниже риски предпринимательской деятельности.

На основе изложенного можно сделать следующие выводы:

1. Владея рассмотренными выше методами, бухгалтер-аналитик имеет возможность моделировать различные комбинации объема производства, затрат и прибыли, выбирая из них наиболее оптимальный, позволяющий предприятию не только покрыть свои издержки, но и создавать условия для расширенного воспроизводства.

2. Увеличение объемов продаж продукции с высоким уровнем маржинального дохода благоприятно сказывается на финансовом положении организации, сокращая точку безубыточности.

3. При сокращении суммы переменных расходов или росте цен на продажу возрастает маржинальный доход организации, а точка безубыточности сокращается.

4. Изменение постоянных расходов не влияет на размер маржинального дохода, но приводит к резкому смещению точки безубыточности.

Необходимо учитывать, что выполненные расчеты и проиллюстрированные зависимости справедливы лишь для определенной масштабной базы. Данные методики анализа могут быть применены лишь при принятии краткосрочных управленческих решений



2015-12-08 1366 Обсуждений (0)
Анализ поведения затрат в условиях рыночной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ поведения затрат в условиях рыночной экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1366)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)