Прием цепных подстановок
Приемы экономического анализа, их классификация В процессе экономического анализа применяется ряд специальных способов и приемов, их можно разделить на 2 группы: 1 Традиционные – использование абсолютных, относительных и средних величин: - прием сравнения; - прием группировки; - прием расчленения; - индексный метод; - метод цепных подстановок; - балансовый метод; - метод выявления экономических резервов. Анализ экономических показателей начинается с использования абсолютных, относительных и средних величин. Абсолютные величины используют при сравнении фактических показателей с плановыми, с показателями прошлого года. Относительные величины используются при анализе явлений в динамике. С помощью средних величин можно проанализировать общую тенденцию в развитии экономических процессов (рост или снижение средней зарплаты). Сравнение- это один из основных приемов анализа. Сравнение может приводится по нескольким направлениям: - когда отчетные показатели сравниваются с плановыми того же самого периода. Такое сравнение проводится при анализе выполнения плана. - когда отчетные показатели сравниваются с отчетными показателями прошлых периодов. Такое сравнение проводится при определении темпов роста. - когда отчетные показатели одного предприятия сравниваются с отчетными показателями родственных предприятий. Такое сравнение приводится при выявлении внутренних резервов. Прием группировки или обобщения однородных экономических показателей – он заключается в том, что отдельные хозяйственные явления, процессы сначала группируются, а потом изучаются. Прием расчленения используется в том случае, когда нужно определить влияние отдельных факторов на изучение какого либо показателя (при анализе прибыли) С помощью индексного метода можно выявить влияние различных факторов на изучаемый показатель (анализ товарооборота) Балансовый метод используется в том случае, когда надо установить соответствие между анализируемыми показателями. Метод выявления экономических резервов применяется при анализе любого вопроса. 2 Математические методы анализа используются при анализе сложных хозяйственных явлений. В настоящее время используются такие методы как: - математической статистики; - линейного прогрессирования; - теории вероятности. Эти методы позволяют определить оптимальный, наилучший вариант для конкретного случая.
Прием цепных подстановок Метод цепных подстановок используется для исчисления влияния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель. ∆ВП = ч * Тдн * Тчас * Нвыр У = а * в * с * d Метод цепных подстановок состоит в последовательной замене плановой (базовой) величины одного из показателей фактической его величиной, все остальные показатели остаются неизмененными. В практике анализа в первую очередь выявляется влияние количественных показателей, а потом качественных. По методу цепных подстановок производятся следующие расчеты: yo= aо bо cо do – базовое значение обобщающего показателя; y1 = a1 b1 c1 d1 – отчетное значение; ya = a1 bo co do yb = a1 b1 co do промежуточные yc = a1 b1 c1 do значения yd = a1 b1 c1 d1 1 Определяется изменения обобщающего показателя: ∆у = у1-уо ∆у = a1 b1 c1 d1 – ao bo co do 2 Определяется влияние факторов на обобщающий показатель: - за счет изменения фактора « a» ∆ya = a1 bo co do – ao bo co do - за счет изменения фактора « b» ∆yb = a1 b1 co do – a1 bo co do - за счет изменения фактора « c» ∆yc = a1 b1 c1 do – a1 b1 co do - за счет изменения фактора « d» ∆yd = a1 b1 c1 d1 – a1 b1 c1 do Проверка: ∆y = ∆ya + ∆yb +∆yc + ∆yd При влиянии двух факторов на обобщающий показатель производятся следующие расчеты: у = а*b, где: у – обобщающий показатель а – количественный показатель b – качественный показатель ∆у = у1 – уо ∆уа = a1 bo – ao bo ∆уа = (a1 – ao) * bo ∆уb = a1 b1 – a1 bo ∆уb = (b1 – bo) * a1 ЗВДАЧАИспользуя метод цепных подстановок проанализировать влияние трудовых показателей на выпуск продукции
1 Определяем отклонение по выпуску продукции ∆ВП = ВПфак. – ВПпл. ∆ВП = 3155,2 – 2803,8 = 351,4 тыс.руб. Предприятие по производству продукции перевыполнило план 351,4 тыс.руб. 2 Определяем влияние факторов на отклонение по выпуску продукции: - изменение численности рабочих ∆ВП1 = (1000 * 301 * 6,9 * 1,5) – (900 * 301 * 6,9 * 1,5) = 311,6 тыс.руб. За счет увеличения численности рабочих предприятие увеличило выпуск продукции на 311,6 тыс.руб. - изменение числа дней отработанных одним рабочим ∆ВП2 = (1000 * 290 * 6,9 * 1,5) – (1000 * 301 * 6,9 * 1,5) = -113,9 тыс.руб. За счет уменьшения числа дней отработанных одним рабочим предприятие уменьшило выпуск продукции на 113,9 тыс.руб. - изменение числа часов отработанных одним рабочим в год ∆ВП3 = (1000 * 290 * 6,8 *1 ,5) – (1000 * 290 * 6,9 * 1,5) = - 43,5 тыс.руб. За счет уменьшения числа часов отработанных одним рабочим в день предприятие уменьшило выпуск продукции на 43,5 тыс.руб. - за счет изменения средней выработки продукции на один отработанный чел/час ∆ВП4 = (1000 * 290 * 6,8 * 1,6) – (1000 * 290 * 6,8 * 1,5) = 197,2 тыс.руб. За счет увеличения средней выработки продукции на один отработанный чел/час предприятие увеличило выпуск продукции на 197,2 тыс.руб. Проверка: ∆ ВП = ∆ВП1 + ∆ВП2 + ∆ВП3 + ∆ВП4 351,4 = 311,6 + 113,9 + 43,5 + 197,2 351,4 = 351,4 Предприятие перевыполнило план по выпуску продукции, только за счет увеличения численности рабочих и повышения средней часовой выработки.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (573)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |