Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовые последствия, если, например, госбюджетное учреждение или иная некоммерческая организация начнет заниматься предпринимательской деятельностью?



2015-12-08 764 Обсуждений (0)
Правовые последствия, если, например, госбюджетное учреждение или иная некоммерческая организация начнет заниматься предпринимательской деятельностью? 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В федеральном законе Российской Федерации № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» определено, что некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на приобретение общественных благ. Закон имеет общее значение и распространяется на все формы некоммерческих организаций (исключение составляют потребительские кооперативы и частично религиозные организации).

Некоммерческие организации могут быть созданы только в определенных организационно-правовых формах, предусмотренных действующим законодательством. Таких форм установлено более двух десятков.

Отличительными особенностями некоммерческих организаций являются их бесприбыльная деятельность, ориентация на социальный эффект, необязательность принятия формы юридического лица, ограничения в процедуре банкротства.

Некоммерческие организации функционируют (так же, как и коммерческие) в качестве юридически независимых и хозяйственно-самостоятельных субъектов. Они имеют в своем хозяйственном ведении имущество. Материальную базу некоммерческих организаций могут формировать членские взносы (потребительские кооперативы), носящие регулярный характер, также возможны и добровольные взносы в виде пожертвований, грантов и т. п. Любая некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся в ее собственности. Однако деятельность некоммерческих организаций направлена не на максимизацию прибыли от использования имущества, а на реализацию общественной миссии, достижение тех или иных общественных целей, выраженных в программах и проектах.

В то же время не все формы некоммерческих организаций соответствуют такому критерию, как «нераспределение прибыли между участниками».

Например, потребительские кооперативы, относимые ГК РФ к некоммерческим организациям, могут распределять полученные от предпринимательской деятельности доходы между своими членами. В связи с этим на потребительские кооперативы не распространяется пункт 3 ст. 1 федерального закона «О некоммерческих организациях», а их деятельность помимо ГК регламентируется рядом специальных законов (закон РФ от 19 июня 1992 г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», законом РФ от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации», законом РФ от 15 июня 1996 г. «О товариществах собственников жилья» и др.).

Законодательно некоммерческим организациям разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, если доходы от этой деятельности направляются на достижение целей, ради которых они созданы.

Данная деятельность для многих некоммерческих организаций является вынужденной и осуществляется для поддержания нормальных условий работы. При необходимости расширения предпринимательской деятельности некоммерческие организации вправе быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, цели которых могут вовсе не соответствовать целям некоммерческих организаций.

Таким образом, на основании выше изложенного, видим, что занятие предпринимательской деятельностью некоммерческими предприятиями не допустимо и ведет к изменению формы юридического лица.

Вправе ли государственные предприятия сдавать в аренду: здания и сооружения, станки и оборудование, транспортные средства, земельный участок? Имеет ли значение, о какой аренде идет речь — краткосрочной или долгосрочной?

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изменениями и дополнениями), ст. 18 гласит: государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе:

1) сдавать такой земельный участок в субаренду, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 ст.18, а также земельных участков (в том числе искусственных земельных участков, созданных в соответствии с Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») в границах морских портов;

2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем), за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи;

3) отдавать арендные права в залог;

4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

Государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с согласия собственника имущества такого предприятия сдает указанный земельный участок или его часть в субаренду либо передает свои права и обязанности по договору аренды земельного участка или его части концессионеру в случае, если концессионным соглашением предусмотрено использование указанного земельного участка или его части в целях создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества или осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

Требование о регистрации заключаемых договоров долгосрочной аренды установлено на законодательном уровне и касается оно любых нежилых помещений.

Кроме того, при долгосрочной аренде возможен выкуп арендованного имущества.

 

Принцип недопустимости одностороннего отказа от договора или одностороннего изменения условий договора называют одним из «китов», на которых держится правовое государство. Почему? Какие еще «основы», относящиеся к сфере договорного права, на которых держится правовое государство, Вы могли бы назвать?

 

Принцип недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства выражается в запрете одностороннего отказа должника от исполнения имеющихся обязанностей, а для договорных обязательств также в запрете одностороннего изменения их условий любым из участников (ст. 310 ГК)1. Нарушение данного запрета рассматривается как основание для применения мер ответственности.

В международном коммерческом обороте этот принцип обычно именуется принципом обязательности договора («pacta sunt servanda» – «договоры должны соблюдаться», хотя, как известно, в римском праве пакты в отличие от контрактов не были снабжены исковой защитой).

Односторонний отказ от исполнения обязательств или одностороннее изменение их условий разрешается лишь в виде исключения, прямо предусмотренного законом, в частности для обязательств, вытекающих из фидуциарных сделок, или, например, в договоре банковского вклада, где допускается одностороннее изменение банком размера процентов, начисляемых по срочным вкладам (п. 2 ст. 838 ГК).

В обязательствах, связанных с осуществлением обоими участниками предпринимательской деятельности (т. е. в профессиональном, предпринимательском обороте), возможность одностороннего отказа от их исполнения или одностороннего изменения их условий может быть предусмотрена также договором.

Принцип реального исполнения означает необходимость совершения должником именно тех действий (или воздержания от определенных действий), которые предусмотрены содержанием обязательства. Из этого вытекает недопустимость по общему правилу замены предусмотренного обязательством исполнения денежной компенсацией (возмещением убытков). Поэтому в случае ненадлежащего исполнения обязательства должник не освобождается от обязанности его дальнейшего исполнения в натуре, если только иное не предусмотрено законом или договором (п. 1 ст. 396 ГК).

В прежнем правопорядке названный принцип являлся одним из господствующих, ибо в плановом хозяйстве деньги фактически не имели значения всеобщего эквивалента, а потому и денежная компенсация убытков обычно не давала кредитору возможности приобрести нужные ему товары (заказать работы или услуги и т. д.). Однако и в рыночном хозяйстве данный принцип сохраняет известное значение, обусловленное необходимостью максимального обеспечения интересов кредитора, например в отношениях с должником, занимающим монопольное положение.

Как писал И.А. Покровский, «теоретически наиболее идеальным средством было бы такое, которое доставляло бы кредитору именно то, что составляет содержание обязательства, и там, где это технически возможно... праву нет никаких оснований отказываться от исполнения in natura» (Покровский И.А. Указ. соч. С. 242).

В концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию большое значение придается рациональному использованию природных ресурсов как условию становления новой модели хозяйствования. Переход к рыночной экономике обострил и без того сложную экологическую ситуацию в России. Децентрализация государственного управления в экономической сфере, снижение уровня и качества контроля за промышленным и сельскохозяйственным производством и функционированием топливно-энергетического комплекса, стихийное возникновение хозяйствующих субъектов в переходный период развития экономики России и многие другие причины потребовали не только изменений экологического законодательства, преобразований в системе управления и контроля, особенно такого направления как разрешительная деятельность, но и вызвали резкий рост экологических правонарушений. Это обуславливает необходимость совершенствования правового механизма охраны окружающей среды и рационального природопользования, поиск новых эффективных % средств обеспечения оптимального сочетания сохранения природных ресурсов и [к, Іребностей человека.

Анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод о широком распространении разрешительной системы, при которой правомочные органы исполнительной власти (должностные лица) по ходатайствам тех или иных сторон разрешают либо отказывают в разрешении совершать определенные экологически значимые действия. Конкретной формой разрешительной системы, через которую органы государственного управления осуществляют контроль за охраной окружающей среды и природопользованием, является лицензирование. При этом указанные разрешения (лицензии) нередко тесно связаны с договорами, заключаемыми природопользователями с соответствующими органами исполнительной власти. Возникающее здесь правоотношение имеет сложный юридический состав, регулирование которого осуществляют экологическая лицензия (специальное разрешение) и заключенный на ее основе договор. Заключение договора не парализует действие лицензии, вследствие чего субъекты данных правоотношений, заключившие договор, оказываются связанным не только договорным, но и административным обязательством. Этот факт обуславливает возникновение в экологическом праве института лицензионно-договорного регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Отечественная разрешительная система (лицензирование) существует в течение длительного времени. Порядок выдачи специального разрешения (лицензии) регулируется многими актами природоресурсного и природоохранного законодательства и относится к числу традиционных инструментов экологического права. Исследованию разрешительной системы в советский и постсоветский период уделялось определенное внимание.

Тем не менее, происходящие изменения в правовой системе Российской Федерации в целом, появление новых видов хозяйственной деятельности, оказывающих значительное воздействие на состояние окружающей среды, интенсивное, порой несколько сумбурное, развитие экологического законодательства в последние годы позволяют заключить, что данный институт заслуживает более пристального внимания и специалистов в области правовой охраны окружающей среды, и законодателей, и практиков.

Широкое распространение разрешительной системы, рост числа ее участников порождает необходимость совершенствования института лицензионно-договорного регулирования в экологическом праве с учетом положений административного и гражданского законодательства, и, исходя из этого, рассмотрения соотношения административно-правового и гражданско-правового регулирования отношений в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды.

Ввиду того, что экологическое лицензирование опирается на нормы экологического, гражданского, административного права, неизбежно возникают трудности, связанные с многоплановостью такою правового регулирования. Практически важно уяснить: нормы каких отраслей права имеют приоритетное значение при регулировании данных отношений, а каких выполняют вспомогательную роль; возможно ли использовать нормы одной отрасли для восполнения пробелов в других, какие решения должны применяться в случае коллизии норм и т.д.

Значительные проблемы возникают и в связи с тем, что экологическое лицензирование является «разноуровневым». Это обуславливает возникновение определенных, порой острых, противоречий при осуществлении экологического лицензирования между субъектами его осуществления - как на уровне Российской Федерации, так и входящих в ее состав республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Обеспечение действия института лицензионно-договорного регулирования природопользования и охраны окружающей среды требует как понимания внутренних и внешних процессов его функционирования, так и использования огромного объема эмпирической информации при принятии стратегических и тактических решений. Без этого происходит либо деформация целей и практики реализации института лицензионно-договорного регулирования, либо резкое снижение его эффективности.


Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.// Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп.).

3. Брагинский М., Ярошенко К. Граждане (физические лица)-Юридические лица // Хозяйство и право. 2011. № 2. С. 1-13

4. Волгин В.В. Индивидуальный предприниматель: практическое пособие. - 6-е изд., перераб. и доп. - М., Дашков и Ко, 2009. 212 с.

5. Звеков В. Участие РФ, субъектов РФ, муниципальных обра­зований в отношениях, регулируемых гражданским законода­тельством // Хозяйство и право. 2012. № 5. С. 2-11

6. Лаптев В.В. Субъекты предпринимательского права: учебное пособие. - М., Юристъ, 2003. 455 с.

 


Список используемой литературы

 

 



2015-12-08 764 Обсуждений (0)
Правовые последствия, если, например, госбюджетное учреждение или иная некоммерческая организация начнет заниматься предпринимательской деятельностью? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовые последствия, если, например, госбюджетное учреждение или иная некоммерческая организация начнет заниматься предпринимательской деятельностью?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (764)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)