Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема выбора производить или покупать



2015-12-07 972 Обсуждений (0)
Проблема выбора производить или покупать 0.00 из 5.00 0 оценок




ОБОСНОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА

 

 

С помощью маржинального анализа можно решать задачи обоснования ряда управленческих решений, среди которых можно выделить:

· обоснование принятия заказа по ценам ниже рыночных,

· обоснование принятия решения о снижении цен при увеличении объемов сбыта продукции,

· решение задачи «производить самостоятельно или покупать детали, полуфабрикаты»

· выбор варианта капитальных вложений,

· определение минимальной величины заказа.

 

Принятие заказа по ценам ниже рыночных

Пример

Производственная мощность предприятия, производящего обувь, составляет 5 500 пар обуви в год. Фактический годовой выпуск обуви равен 4 000 пар. Себестоимость производства одной пары обуви составляет 1 625 руб., в том числе переменные затраты – 1100 руб., а постоянные затраты — 525 руб. Цена реализации одной пары равна 2 000 руб.

Руководству предприятия поступило предложение о дополнительном заказе на изготовление 1 000 пар аналогичной обуви, но заказчик предлагает сделать отпускную цену 1 500 руб. за пару. Тогда общая стоимость заказа составит 1 500 000 руб. При этом заказчик своими силами осуществляет транспортировку готовой продукции. Следует ли принять предложение?

 

Проведем расчет прибыли по двум вариантам, сведя данные в таблицу.

 

Показатели Без дополнительного заказа С дополнительным заказом
на единицу всего всего разница
1. Выручка 2 000 8 000 000 9 500 000 +1500 000
2. Переменные затраты 1 100 4 400 000 5 500 000 +1 100 000
3. Маржинальный доход 3 600 000 4 000 000 +400 000
4. Постоянные затраты 2 100 000 2 100 000 -
5. Прибыль 1 500 000 1 900 000 +400 000

 

Проведенные расчеты показывают, что принять предлагаемый заказ для предприятия выгодно, даже несмотря на то, что цена реализации изделия ниже обычной цены. Данный вид экономии возможен и потому, что производственная мощность предприятия позволяет увеличить выпуск обуви. Прибыль в результате этого предложения увеличится на 400 тыс. руб., или на 26,7%.

 

Принятие решения о снижении цен при увеличении объемов сбыта продукции

 

Пример

Предприятие производит и реализует в течение отчетного периода 10 000 единиц изделий одного вида. Полная себестоимость этого количества изделий равна 100 000 руб., постоянные затраты – 60 000 руб. Продажная цена единицы изделия до настоящего времени составляла 15,4 руб. Исследования рынка показали, что если снизить цену на 1,1 руб. за единицу, то объем реализации возрастет на 20% и составит 12 000 единиц. Поскольку производственная мощность позволяет увеличить объем в таком размере, необходимо рассчитать варианты и принять решение о том, стоит ли понижать цену.

 

Сравнительные расчеты прибыли, получаемой при расчетах по обоим вариантам, также представим в виде таблицы:

 

Показатели Альтернатива 1 (10 000ед.) Альтернатива 2 (12 000ед.)
Традиционный подход (расчет полной себестоимости)
Цена продажи, руб. 15,4 14,3
Полная себестоимость, руб./ед. 10,0 10,0
Прибыль руб./ед. 5,4 4,3
Общая прибыль, руб. 10 000 * 5,4 = 54 000 12 000 *1,3 = 51 600
Маржинальный подход
Цена продажи, руб. 15,4 14,3
Средние переменные издержки, руб./ед. 10,0 – 6,0 = 4,0 10,0 – 6,0 = 4,0
Маржинальный доход на единицу, руб./ед. 11,4 10,3
Выручка от реализации, руб. 10000 * 45,4 = 154 000 12 000 * 14,3 =171 600
Переменные затраты, руб. 10 000 * 4,0 = 40 000 12000 *4,0 = 48 000
Маржинальный доход, руб. 114 000 123 600
Постоянные затраты, руб. 60 000 60 000
Общая прибыль, руб. 54 000 63 600

 

В случае расчета прибыли на основе полной себестоимости ошибочно занижается прибыль при реализации альтернативной решения (объем 12 000 ед.), поскольку не учтено снижение доли постоянных расходов на единицу продукции при росте объема производства с 10 000 до 12 000 ед.

Фактически же с увеличением объема производства полная себестоимость единицы изделия снижается за счет экономии на постоянных расходах, что ведет к росту прибыли на единицу продукции. Этот факт учитывается при анализе альтернативных вариантов с использованием маржинального подхода.

Проблема выбора производить или покупать

Пример

В настоящий момент ЗАО "Скорость" выпускает все комплектующие для производимых им автомобилей самостоятельно. Затраты ЗАО "Скорость" на изготовление одного из видов комплектующих на единицу составляют:

· материалы 800 руб.

· заработная плата рабочих 850 руб.

· переменные накладные расходы 450 руб.

· постоянные накладные расходы 700 руб.

· полная себестоимость 2 800 руб.

Поступило предложение от потенциального поставщика закупать у него данный вид комплектующих по цене 2 500 рублей за единицу. Следует ли закупать комплектующие на стороне и отказаться от их собственного производства?

 

На первый взгляд, следует принять предложение, поскольку цена на стороне — 2 500 руб., а собственное производство обходится в 2 800 руб., т.е. предприятие должно сэкономить по 300 рублей на каждой единице комплектующих.

Однако в случае отказа от собственного производства комплектующих предприятие продолжит нести постоянные накладные расходы — они просто перераспределятся на другие виды изделий. Поэтому реальная экономия составляет всего лишь

800 + 850 + 450 = 2 100 руб. или 2 800 – 700 = 2 100 руб.

Итак, собственное производство фактически обходится в 2 100 руб., а покупка на стороне будет обходиться в 2 500 руб., т.е. предприятие будет реально расходовать лишние 400 руб. на каждое изделие.

Можно рассуждать и по-другому: к цене 2 500 руб. добавятся постоянные накладные расходы в размере 700 руб. на каждое изделие, т.е. фактические затраты на одно изделие станут 3 200 руб., что больше полной себестоимости собственного производства (2 800 руб.) ровно на 400 рублей.

 

Аналогичным образом можно обосновать необходимость приобретения автомобиля для перевозки грузов.

Пример

Предприятию требуется грузовой автомобиль только для завоза сырья. Общий объем грузооборота за год составляет 60 000 т-км. Если приобрести грузовой автомобиль (первый вариант), то постоянные расходы составят 2 400 тыс. руб. и переменные на 1 т-км — 120 руб. В автотранспортной организации можно заказать грузовой автомобиль (второй вариант). Стоимость 1 т-км перевозки равна 200 руб. Для принятия управленческого решения по выбору варианта необходимо провести расчет, при каких объемах грузооборота выгодно приобретать грузовой автомобиль, а при каких - пользоваться услугами сторонних организаций по перевозке.

 

Для определения соответствующего грузооборота приравняем затраты по первому и второму вариантам:

2 400+120 * Х = 200 * Х.

80 * X = 2 400

X = 30 тыс. т-км.

Следовательно, при объеме грузооборота до 30 тыс. т-км выгоднее пользоваться услугами автотранспорта сторонних организаций, и при больших объемах выгоднее приобрести собственный автомобиль, поскольку стоимость одного т-км и общая сумма затрат на перевозку грузов будут ниже.

Доказательством выступает то, что затраты по первому варианту при объеме грузооборота, равном 60 000 т-км составляют: 2 400 000 руб. + 120 руб. • 60 000 т-км =9 600 тыс. руб., а по второму варианту: 200 руб. • 60 000 т-км = 12 000 тыс. руб. Годовая экономия при использовании первого варианта составит 2 400 тыс. руб. (12 000 - 9 600).

Выбор варианта капитальных вложений

 

Пример

Руководство предприятия решило приобрести станок, однако необходимо принять решение о том, какой станок купить, станок № 1 или № 2. При покупке станка № 1 возникают постоянные расходы в размере 40 000 руб. за отчетный период и переменные затраты в размере 60 руб. на единицу продукции. Покупка станка № 2 приведет к возникновению постоянных затрат в размере 70 000 руб., а переменные затраты на единицу изделия составят 45 руб.

 

Для решения указанной управленческой задачи приравняем затраты по обоим станкам:

40 000 + 60 • X = 70 000 + 45 • X.

15 • Х = 30 000.

Х = 2 000ед.

Выбор оборудования зависит от планируемого объема производства. Для объема производства, равного 2000 ед., выгодно приобрести станок № 1, поскольку полные затраты, обусловленные его приобретением, меньше, чем по станку № 2. При объеме производства, превышающем 2 000 ед., более выгодным становится приобретение станка № 2.

 

Определение минимальной величины заказа

Расчет минимального объема производства, который позволит покрыть все затраты, связанные с выполнением заказа, осуществляется по формуле

Х = ПЗЗ / МДе,

где Х - минимальная величина заказа, ед.,
  ПЗЗ - постоянные затраты, связанные с выполнением заказа, руб.,
  МДе, - маржинальный доход на одно изделие, исходя из удельных переменных затрат и оговоренной в заказе цены, руб.

Пример

Для изготовления заказа необходимо произвести постоянные затраты в сумме 1920 руб. Удельные переменные затраты равны 470 руб. Заказчик предлагает цену единицы продукции 530 руб. Необходимо рассчитать, при каком объеме производства выполнение заказа окупит затраты.

 

Минимальная величина заказа: X = 1 920 / (530 - 470) = 32 ед. Где 530 – 470 = 60 - маржинальный доход, руб. Таким образом, величина заказа должна быть не менее 32 ед.

 



2015-12-07 972 Обсуждений (0)
Проблема выбора производить или покупать 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема выбора производить или покупать

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (972)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)