Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Информационное право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере — сфере производства, преобразования и потребления информации




ТЕМА 1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ПРАВА (2 Ч.)

Понятие, предмет и метод информационного права. Соотношение информационного права с другими отраслями права.

Понятие и виды информационных правоотношений.

Нормы информационного права, понятие, структура, виды.

Понятие информационного законодательства и его система.

 

Понятие, предмет и метод информационного права. Соотношение информационного права с другими отраслями права.

Информационное право — новая, только лишь формирующаяся отрасль права, которая играет определяющую роль в развитии современного общества XXI в. и в ближайшее время станет полноценной отраслью права. Откуда появилось понятие «информационное право»? Что оно означает? Существует ли такое право вообще? А если да, то каково его содержание? На все эти и другие подобные вопросы мы попытаемся дать ответ. Формирование новой отрасли права - достаточно сложный процесс. Право, как и сама жизнь, - живой, развивающийся организм - система. Проблемы защиты жизни и ее условий породили уголовное право. Защита, пользование собственностью индивидов и юридических лиц явились основанием для выделения гражданского права в ведущую отрасль системы права. Развитие трудовых отношений в эпоху капитализма породило трудовое право. В новейшей истории права отмечаем создание новых отраслей, таких как экологическое право, - ответ на угрозы, возникшие в связи с варварским отношением человека к природе. Важно понять, почему сегодня актуальным стал вопрос о выделении информационного права в самостоятельную отрасль права. Информация как предмет внимания и обихода человека существует так же долго, как и сам человек, сопровождает все его действия и отношения. Это своеобразная среда существования человека, не менее важная, чем воздух, земля. Напомним такие вехи истории информатики, как: распространение информации через глашатаев, гонцов; создание письменности и печати; появление первых библиотек - собрание и хранение информации; создание и использование математического аппарата для обработки, манипуляций и передачи информации на расстоянии; физические, электрические, радио и электронные способы преобразования и передачи информации; путь от почты на естественных видах транспорта до электронной почты и т.д. Отмеченные вехи научно-технического продвижения в области выделения информации как предмета особой области деятельности человека не являются единственной причиной правового вмешательства в сферу информации. Есть и другие. Например, информация как порождение интеллекта, имеющая разные формы материального и нематериального выражения, обладает колоссальным потенциалом воздействия на сознание человека. Обратная связь здесь работает безупречно. Выражаемая в определенных формах потребления, восприятия, информация используется обществом, его структурами как средство формирования общественного мнения, как средство воспитания, организации, с одной стороны, и как средство разложения морального, разрушения личности - с другой. Иными словами, информация обладает и позитивным и негативным зарядом в зависимости от целей и средств ее использования. Отсюда - проблема информации как социального оружия. Отсюда и проблема информационной безопасности.



Таким образом, подводя черту под перечисленными признаками и свойствами информации, которые не позволяют ее поставить в ряд с уже освоенными правом объектами регулирования, приходим к аргументации необходимости выделения информационного права в самостоятельную отрасль права.

Глобальные изменения роли информации в жизни общества привели к созданию самостоятельной отрасли права. Данная отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с информацией, и получила название информационного права.

Информационное право рассматривается как отрасль права, как наука, как учебная дисциплина.

Информационное право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере — сфере производства, преобразования и потребления информации.

Информационное право как наука — это система научных знаний об информационном праве, его предмете, методах, принципах правового регулирования информационных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовом анализе норм права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных стран.

Информационное право как учебная дисциплина — это система знаний об информационном праве, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.

При определении предмета информационного права возникают некоторые трудности, поскольку четко отграничить сферу действия информационного права от смежных отраслей представляется довольно сложной процедурой. Ведь информация пронизывает все сферы жизнедеятельности людей, все отношения, регулируемые той или иной отраслью права.

На первый взгляд, предмет информационного права - просто информация, но глубокое изучение показывает более сложную картину. Действительно, информационное право, прежде всего, заинтересовано проблемами, являющимися результатом использования : печатная пресса, телевидение и радиовещание, почта, а также дальняя связь. Лет 30 назад мы видели бы следующую ситуацию. Печатная пресса имела свою собственную технологическую цепь, от создания автором рукописи, к редактированию, набор, печать и доставку. Телевидение включало систему, в которой множество игроков (актеры, авторы, продюсеры, техники и прочие) сотрудничают, чтобы произвести определенную передачу, которая упаковывается вещателем в общую программу, которая передаётся, используя специально предназначенную инфраструктуру (наземную антенну или кабель) и принимается, используя телевизоры. Радиовещательная система была на неё похожа, только прием осуществлялся радиоприемниками. Почтовые службы представляли собой иную систему, где пользователи отправляют почтовые отправления, которые доверены поставщику услуг, который несёт обязанности по сортировке и доставке этих отправлений. Здесь, как представляется,выделяется среда (бумага), инфраструктура (персонал, сортировочные машины, транспортные средства) и (почтовые ящики. Наконец, дальняя связь (в узком понимании телефонная связь), в то время часто ассоциировалась с почтой, также реализовывалась на специализированной автономной системе, где пользователи применяли телефоны, чтобы получить доступ к сети, посредством чего они могли соединяться с другими пользователями. Конечно, юридическое образование может иметь это всё предметом, но тогда право должно будет иметь дело с проводами, электромагнитными волнами, и прочим.

Следовательно, информационное право охватило отношения по поводу информации, поскольку она создана, обработана и распространенна в пределах данной технологической системы.

Основной предмет правового регулирования информационного права — это информационные отношения, т.е. отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации.

Согласно Закону Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. «Об информации, информатизации и защите информации» информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Рассматривая ту или иную отрасль права, некоторые ученые утверждают, что каждая отрасль имеет свой особый метод правового регулирования. Однако, по сути дела, все отрасли права в регулятивных целях используют единые правовые механизмы, заложенные в природе права. Можно согласиться с тем, что любая отрасль права использует в качестве средств правового регулирования юридические возможности , выражающиеся в предписании (распоряжении, повелении), запрете или дозволении.




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (806)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)