Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 1. Административно-правовой статус граждан РФ



2015-12-08 646 Обсуждений (0)
Вопрос 1. Административно-правовой статус граждан РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




АКАДЕМИЯ ФСИН РОССИИ

Кафедра административного и финансового права

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры административного

И финансового права

Капитан внутренней службы

_________________________ Д.А. Гришин

«___» ______________ 2007 г.

Тема 3. Административно-правовой статус физических лиц

Фондовая лекция

Для курсантов, студентов и слушателей

Рязань 2007

Лекция подготовлена старшим преподавателем кафедры административного и финансового права кандидатом юридических наук М.В. Карасевым.

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры «___» ___________ 2007 г.

 

Рецензенты:

План:

Введение

Вопрос 1. Административно-правовой статус граждан РФ

Вопрос 2. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Заключение

Список литературы

Введение

Настоящая лекция посвящена административно-правовому статусу физических лиц. К физическим лицам можно отнести следующие категории ин­дивидуальных лиц: граждане РФ, граждане СНГ, лица с двойным гражданством, почетные граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. У всех этих категорий граждан различный объем административно-правового статуса, но все они как физические лица являются субъектами административного права. Мы рассмот­рим три категории физических лиц: граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

Граждане России, выступая в роли субъекта административного право, обладают соответствующим административно-правовым ста­тусом, закрепленным в правовых нормах, определяющих его соци­ально-правовую роль в государстве и обществе.

Административно-правовой статус гражданина включаеткомплекс его прав и обязанностей, государственные гарантии осуществления этих прав и обязанностей, обеспеченных юридическими способами и средствами их защиты.

Административно-правовой статус граждан России как значи­тельная часть норм общего правового статуса закреплен во многих законах и подзаконных актах и проявляется в совокупности прав и обязанностей и обеспечен гарантиями их осуществления со стороны органов государственной власти и органов МСУ, которые принима­ют правовые акты, влияющие на объем административно-правового статуса граждан России.

 

Вопрос 1. Административно-правовой статус граждан РФ

Необходимость использования термина «физические лица» обу­словлена прежде всего их множественностью и разным объемом ад­министративной правосубъектности (правоспособность и дееспо­собность в единстве и развитии). Кроме этого в новом административном законодательстве об административных правонарушениях с 1 июля 2002 г. широко используется этот термин.

К физическим лицам можно отнести следующие категории ин­дивидуальных лиц: граждане РФ, граждане СНГ, лица с двойным гражданством, почетные граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. У всех этих категорий граждан различный объем административно-правового статуса, но все они как физические лица являются субъектами административного права. Мы рассмот­рим три категории физических лиц: граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

Особым признаком демократического государства является не только признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, но и является его обязанностью (ст. 2 Конституции РФ). Каждое физическое лицо в России обладает на ее территории всеми правами, свободами и имеет равные обязанности, предусмот­ренные Конституцией РФ (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ).Конституционные нормы, регламентирующие основные права и свободы физических лиц, являются нормами прямого действия, но это не значит, что административно-правовые нормы утрачивают свое значение, скорее наоборот, они детализируют их права и сво­боды, а также регламентируют отношения по возложению на них обязанностей в сфере управления, устанавливают в соответствии с административным законодательством меры ответственности за на­рушение этих норм и правил.

Граждане России, выступая в роли субъекта административного право, обладают соответствующим административно-правовым ста­тусом, закрепленным в правовых нормах, определяющих его соци­ально-правовую роль в государстве и обществе.

Административно-правовой статус гражданина включаеткомплекс его прав и обязанностей, государственные гарантии осуществления этих прав и обязанностей, обеспеченных юридическими способами и средствами их защиты.

Административно-правовой статус гражданина РФ определен Конституцией РФ, международно-правовыми договорами; ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека Российской Федерации» от 28.02.1997 г. № 1-ФКЗ", ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ, ФЗ от 31.05.2002 г. «О гражданстве РФ» № 62-ФЗ, указом Президента РФ от 14.11.2002 г. «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» и др.

В законе «О гражданстве РФ» впервые определены принципы гражданства РФи правила,регулирующие вопросы гражданства РФ:

• принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопро­сы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограни­чивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

• гражданство РФ является единым и равным, независимо от оснований его приобретения;

• проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ;

• гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его;

• гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству;

• РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гра­жданства, проживающими на территории РФ;

• наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается на­личие у лица соответствующего гражданства.

Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц, таким образом,- теперь будет меньше фиктивных браков с целью приобретения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов также не влечет за собой изменения гражданства другого супруга.

Расторжение брака также не влечет за собой изменение граж­данства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

Гражданство России приобретается (ст. 11) по рождению; в ре­зультате приема в гражданство России; в результате восстановления в гражданстве России; по иным основаниям, предусмотренным на­стоящим федеральным законом или международным договором России (ст. 11).

В ст. 14 регламентирован упрощенный порядок приема в граж­данство Российской Федерации лиц, которые

• имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство России;

■ имели гражданство СССР, проживали и проживают в госу­дарствах, входивших в состав СССР, не получили гражданст­ва этих государств и остаются в результате этого лицами безгражданства и другие условия.

Отклоняются заявления о приеме в гражданство России и о восстановлении в гражданстве России (ст. 16), поданные лицами, которые:

• выступают за насильственное изменение основ конституци­онного строя России или иными действиями создают угрозу безопасности России;

• в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с за­явлениями о приеме в гражданство России или о восстанов­лении в гражданстве России, выдворялись за пределы России в соответствии с федеральным законом;

• использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

• состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Рос­сийской Федерации;

• имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Феде­рации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соот­ветствии с федеральным законом;

• преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами- ино­странных государств за преступления, признаваемые таковы­ми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

• осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным зако­ном (до истечения срока наказания);

• не имеют законного источника средств к существованию на день обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории РФ, если иной срок проживания на территории РФ, являющийся условием для обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ, не установлен настоящим ФЗ.

Полномочными органами, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации являются:

• Президент Российской Федерации;

• МВД РФ и его территориальные органы;

• МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения России, находящиеся за пределами РФ.

В полномочия Президента России входит:

• утверждение положений о порядке рассмотрения вопросов 1 гражданства РФ;

• обеспечивение согласованного функционирования и взаимодействия полномочных органов, ведающих делами о гражданстве России, в связи с исполнением настоящего федерального закона;

• издание указов по вопросам гражданства России.

МВД России и его территориальные органы осуществляют сле­дующие полномочия:

• определяют наличие гражданства России у лиц, проживаю­щих на территории России;

• принимают от лиц, проживающих на территории России, за­явления по вопросам гражданства России;

• проверяют факты и представленные для обоснования заявле­ний по вопросам гражданства России документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

• направляют Президенту РФ документы и иные материалы по вопросам принятия гражданства исполняют принятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства России;

• рассматривают заявления по вопросам гражданства России, поданные лицами, проживающими на территории России, и принимают решения по вопросам приема в гражданство Рос­сии в упрощенном порядке в соответствии с законом;

• ведут учет лиц, в отношении которых приняты уполномочен­ным органом решения об изменении гражданства;

• оформляют гражданство России в соответствии с законом; осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Рос­сии в случаях, определенных законом.

Решения по вопросам гражданства России в общем порядке принимаются и рассматриваются Президентом РФ в срок до одного года.

Решения о приеме в гражданство России в упрощенном порядке принимаются:

• МВД России и его территориальными органами;

• МИД России, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящи­мися за пределами Российской Федерации..

Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства России и принятие решений о приеме в гражданство России в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи за­явления и всех необходимых документов, оформленных надлежа­щим образом.

Административно-правовой статус граждан России как значи­тельная часть норм общего правового статуса закреплен во многих законах и подзаконных актах и проявляется в совокупности прав и обязанностей и обеспечен гарантиями их осуществления со стороны органов государственной власти и органов МСУ, которые принима­ют правовые акты, влияющие на объем административно-правового статуса граждан России.

О расширении административно-правового статуса граждан России свидетельствует также ФЗ № 67 «Об обеспечении гарантий избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ», принятый 12.06.2002 г. Этим законом регламентировано конститу­ционное положение (п. 3 ст. 3) о том, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Субъектами административного права вообще являются все фи­зические и юридические лица, которые потенциально могут всту­пить в административно-правовые отношения. Многие из них дли­тельное время, являясь субъектами административного права, могут не вступать в конкретные административные правоотношения. Сле­довательно, реализация административных правоотношений являет­ся как бы следствием волеизъявления одной из сторон. Поэтому не­обходимо различатьпонятия «субъект административного права» и «субъект административного правоотношения».

Субъекты административного права определяются в нормах пра­ва общим или родовым понятием как физические лица, государст­венные органы власти, негосударственные объединения, организа­ции, предприятия, учреждения различной формы собственности, общественные объединения и другие юридические лица, а также иные коллективные образования, не являющиеся юридическими лицами, например, кафедра или факультет вуза. Они могут также в течение длительного времени не вступать в административные пра­воотношения.

Субъект же правоотношениявсегда определен. Субъекты адми­нистративных правоотношений — это конкретные участники, сто­роны правоотношений, наделенные обязанностями и правами всфере деятельности исполнительной власти, государственного управления и способные реально осуществлять эти отношения в рамках и определенной последовательности, закрепленной законо­дательством.

Субъекты административного права могут стать субъектами адми­нистративно-правовых отношений, если имеются три условия:

• административно-правовая норма, предусматривающая реа­лизацию прав и обязанностей сторон (субъектов правоотно­шений);

• юридический факт (правомерное или неправомерное дейст­вие, бездействие), юридическое событие;

• административная правоспособность и дееспособность субъектов этих отношений.

На практике эти общие условия для каждого субъекта административного права осуществляются по-разному.

Особенностью физических лицкак участников административ­ных правоотношений является то, что они выступают в качестве ча­стных лиц, т. е., реализуют свои субъективные права и обязанности человека и гражданина в сфере исполнительной власти, государственного управления, а не права и обязанности юридических лиц или их уполномоченных должностных лиц.

Административные правоотношениямежду физическими лицами, с одной стороны, обладающими правами и обязанностями в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ, и, с другой стороны, в лице соответствующего органа (должностного лица), наделенного государственно-властными полномочиями, могут возникать в связи:

• с реализацией физическими лицами своих конституционных прав в сфере административно-правовых отношений;

• с нарушением, совершаемым органами исполнительной вла­сти, государственного управления, администрациями органов МСУ, их должностными лицами прав, свобод и законных ин­тересов человека и гражданина;

• с осуществлением обязанностей физическими лицами в сфе­ре деятельности органов исполнительной власти, государст­венного управления, администрации органов МСУ;

• с нарушением физическими лицами своих правовых обязан­ностей в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и администрации органов МСУ.

Согласно ст. 32 Конституции РФ, граждане России имеют право участвовать в управлении делами государствакак непосредственно, гак и через своих представителей. Они имеют право избирать и ()ыть избранными в органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления, а также участвовать в референдумах.

Граждане России имеют равный доступ к государственной службе.

Всоответствии со ст. 33 граждане России имеют право обра­щаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Конституцией РФ, законами и другими нормативными актами пределен целый ряд специальных правовых норм,которые направле­ны на охрану прав и свобод граждан от каких-либо нарушений. На­пример, каждый, кто законно находится на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться (ст. 27). Конституцией РФ установлено (ст. 45, ), что в России каждому человеку гарантируется судебная защита in прав и свобод.

Законодательством установлен определенный процессуальный порядок,который является гарантией законного и обоснованного привлечения граждан к административной ответственности за их неправомерные действия в сфере деятельности органов исполни­тельной власти, государственного управления, администрации орга­нов МСУ. В новом КоАП РФ расширен состав норм процессуаль­ной защиты прав человека и гражданина.

В ст. 80 Конституции РФ предусмотрено, что Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если этими актами нару­шаются права и свободы человека и гражданина, до решения вопро­са соответствующим судом РФ.

Специальные юридические гарантии осуществляют органы ис­полнительной власти (в форме контроля), суды (контроль, частное определение, решение, постановление) и прокуратура (постановле­ние, протест, определение, письменное предостережение) по вос­становлению нарушенных прав и законных интересов граждан, а также обеспечивают в соответствии с законом привлечение к ответ­ственности виновных должностных лиц.

В зависимости от ситуации и условий административно-право­вое положение физических лиц может быть различным. Админист­ративно-правовой статус физических лиц определяется объемом и характером их административной правосубъектности.

По закону граждане обладают равным объемом административ­ной правоспособности во всех сферах хозяйственной, социаль­но-культурной и административно-политической жизни. Она не может быть отчуждаема или передаваема. При этом правоспособ­ность может быть частично или временно ограничена в случаях и в порядке, определенных действующим законодательством.

Административная правоспособность является необходимым ус­ловием административной дееспособности,под которой понимается способность гражданина своими личными действиямиприобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере деятельности исполнительной власти, государственного управления. В законодательстве нет однозначного -возраста для осуществления административной дееспособности. Например, ребенок с 6 лет может осуществить своими действиями право на образование, а с 14 лет за свои действия, нарушившие со­ответствующие нормы УК РФ, может быть привлечен к уголовной ответственности (преступления против личности).

Наиболее полная административная дееспособность, как прави­ло, возникает по достижении гражданином 16 лет. С этого возраста .он может быть субъектом административной ответственности. По закону граждане, как правило, обладают равной административной дееспособностью. Однако по состоянию здоровья некото­рые граждане в судебном порядке могут быть признаны частично или полностью недееспособными. Например, ст. 2.8 КоАП РФ оп­ределено, что не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости.

Все дееспособные граждане могут осуществлять своими дейст­виями субъективные права и обязанности, вступив при этом в ад­министративно-правовые отношения с органом исполнительной власти, государственного управления, администрациями органов МСУ или быть стороной, реализующей принадлежащие ей права (например право на жалобу). Административные правоотношения возникают как по собственной инициативе граждан, так и в поряд­ке одностороннего волеизъявления другой стороны, наделенной го­сударственно-властными полномочиями.

Как правило, правовые нормы содержат указания на фактиче­ские обстоятельства, с которыми практически связывается возник­новение, изменение и прекращение правоотношения, например: го­сударственная регистрация общественного объединения, зачисление на должность, реализация права гражданина России на выезд из России и въезд в Россию и др.

Гражданин России не может быть лишен права на въезд в Рос­сию.

Порядок пересечения Государственной границы России при осуществлении выезда из России и въезда в Россию регулируется Законом РФ «О Государственной границе РФ» и федеральным зако­ном «О порядке выезда из России и въезда в Россию».

Граждане России, пребывающие за пределами России, находят­ся под защитой и покровительством России.

Дипломатические представительства и консульские учреждения России обязаны обеспечивать меры по защите граждан России и оказывать им покровительство в порядке, определяемом законода­тельством России и международными договорами России.

В Конституции РФ (ст. 18) определено, что права и свободы че­ловека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного са­моуправления и обеспечиваются правосудием. В целях повышения уровня обеспечения прав и свобод граждан в нашей стране определена система экономических, политических и юридических гарантий.

Экономические гарантиивключают в себя создание материаль­ных условий для практической реализации прав и свобод граждан. Они базируются на экономической системе России, что в настоя­щее время является наиболее слабым звеном в системе гарантий обеспечения прав и законных интересов граждан.

К политическим гарантиям относятся:

• народ носитель и источник власти, он реализует конституци­онное право в форме «избирать и быть избранным» (ст. 3);

• участие граждан в управлении государственными и общест­венными делами (ст. 32);

• признание, соблюдение и зашита прав и свобод граждан госу­дарством (ст. 2, 15, 18 и др.).

Юридические гарантии— это система правовых норм, опреде­ляющих условия и порядок реализации прав, свобод и законных интересов граждан, а также средства их защиты.

Юридические гарантии реализуются государством, уполномо­ченными должностными лицами специальными способами в виде прокурорского надзора, судебного контроля, государственного и об­щественного контроля, а также правом на обжалование незаконных решений и действий органов и должностных лиц с правом на судеб­ную защиту и возмещение государством ущерба, причиненного не-. законными действиями либо бездействием органов государственной власти.



2015-12-08 646 Обсуждений (0)
Вопрос 1. Административно-правовой статус граждан РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 1. Административно-правовой статус граждан РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (646)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)