Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Словарь терминов по садово-парковому искусству



2015-12-08 2133 Обсуждений (0)
Словарь терминов по садово-парковому искусству 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Абрис - 1) линейное очертание предмета, контур дерева или кустарника; 2) план территории, сделанный от руки, с указанием на нем посадочных мест растений, расположения сооружений, дорог и т. п.

2. Аграф - стилизованный растительный мотив в оформлении садовых партеров XVII-XVIII вв. Обычно имел вид пучка ветвей, листьев, лепестков, исходящих из одной точки у края партера.

3. Аквариум — водоем, специальный резервуар, предназначенный для содержания водных животных и растений. Может быть под открытым небом и в помещении.

4. Акведук - водопровод для доставки воды из отдаленных источников. Как декоративный элемент оформления садово-паркового пространства введен в романтические сады второй половины XVIII века.

5. Акцент - в садово-парковом искусстве - подчеркивание детали (группы деревьев, дерева или кустарника) в общей пейзажной картине. Акцентирующей деталью пейзажа может быть скульптура, беседка и любая другая архитектурная форма.

6. Аллегория— олицетворение некоторых отвлеченных понятий, изображение их через ассоциативно близкие, конкретные образы, существа и предметы.

7. Аллея— пешеходная или проезжая дорога в парке, обсаженная с двух сторон равно отстоящими друг от друга деревьями, кустарниками одного вида. Тройная А. обычно состоит из четырех параллельных рядов деревьев с выделением центрального проезда и двух боковых путей для пешеходов. Для русских усадебных парков были характерны А. со сближенным до 1,5-2,0 м расположением деревьев в рядах, образующих как бы готический свод.

8. Альпинарий - каменистый сад, отображающий красоту горного ландшафта и его флору. Для него характерно сочетание низкорослых альпийских растений со скалами, водой. Альпинарии впервые появились в английских пейзажных садах в XVIII веке. Воспроизводит в миниатюре красоту горного ландшафта.

9. Альтанка - парковое сооружение легкой ажурной конструкции, обсаженное лианами. Предназначена для отдыха и защиты от солнца или дождя. Начало применения восходит к паркам эпохи барокко.

10. Ампельные растения - растения с вьющимися или ниспадающими стеблями. Выращиваются в ампелях (подвесных вазонах, корзинах и др.). Используются для оформления беседок, трельяжей, навесов и т. д.

11. Ампир - художественный стиль эпохи Наполеона I, характеризующийся стремлением к монументальности и порядку художественных форм. Опирался на классицизм конца XVIII века. Декоративные мотивы ампира ориентируются главным образом на древнеримские или египетские образцы, имеют триумфальный характер. В России использование этого стиля связано с подъемом патриотизма после войны 1812 г., во многих усадьбах (Кузьминки) и городских парках (в центре Петербурга) ампирные здания прекрасно гармонируют с живописными полями и рядами высоких деревьев.

12. Амфитеатр - в древней римской архитектуре был зрелищным сооружением, имевшем в плане форму эллипса. В XVII-XVIII веках их начали строить в парках в виде декоративных сооружений для проведения зрелищных мероприятий. В парках барокко амфитеатром называли полукруглое завершение площади, противоположной дворцу.

13. Амфора - глиняный сосуд с узким горлом и двумя ручками, предназначенный для украшения парков. У древних греков и римлян использовался для хранения вина, масла, зерна.

14. Английский парк — пейзажный парк.

15. Ансамбль — в садово-парковом искусстве пространственно и функционально связанная совокупность архитектурных сооружений, рельефа, растительности водоемов и других элементов ландшафта, образующих целостную композицию. Ансамбль складывается в течение длительного исторического периода путем постепенного развития, дополнения (Архангельское) или в ходе единовременного строительства (Ливадия). Основными признаками ансамбля являются наличие идейно-художественного замысла, согласованность пропорций, ритма, соподчиненность главных и второстепенных элементов, использование эстетических качеств местной ландшафтной ситуации, а также возможность зрительного восприятия общей объемно-пространственной композиции.

16. Антураж — окружение, внешняя среда, фон. Растительные композиции часто становятся антуражем по отношению к архитектурным сооружениям, монументам.

17. Анфилада — ряд отдельных, разграниченных насаждениями замкнутых пространств, соединенных друг с другом проходами, расположенными по одной оси. Чередование больших и малых полян в парке иногда аналогично залам дворца (Тростянец, Вороново).

18. Аптекарский огород, травник — огороженный сад для выращивания лекарственных и плодовых растений (душистых трав и цветов, овощей, кустарников). Часто располагался в укрытых от ветров местах у стен монастырей, на южных склонах речного берега (на р. Неглинной рядом с Московским Кремлем).

19. Арабески — 1) вид сложного орнамента, состоящего из стилизованных листьев, цветов, геометрических фигур, иногда надписей на арабском языке (европейское название орнамента, сложившегося в искусстве мусульманских стран). Размещенные на дворцовых стенах (Альгамбра) арабески эстетически взаимодействуют с окружающей и реальной растительностью; 2) один из видов оформления партера.

20. Аранжировка - расположение цветов и листьев в букете, в вазах, корзинах, гирляндах, венках.

21. Арборетум - дендрологический сад, который предназначен для акклиматизации растений из различных климатических зон.

22. Аркада — ряд арок, опирающихся на столбы и колонны. Широко применяется при устройстве лоджий, галерей, отмечает главный вход в парк, на выставочную территорию и т. д.

23. Архитектоника- в декоративной дендрологии означает структуру кроны; определяется ее размерами, формой, характером разветвленности побегов и ветвей, красотой их взаимного расположения.

24. Архитектура — строительное искусство; особый вид творческой деятельности человека, в результате которого создаются произведения, воплощающие в себе единство материальной культуры общества и искусства.

25. Архитектурная графика — особый вид графического искусства, при помощи которого изображается объект проектирования или реконструкции.

26. Архитектурно-планировочная организация парка - порядок размещения основных парковых центров, функциональных зон, пешеходных и транспортных коммуникаций; композиционная схема, отражающая взаимосвязь искусственных и природных компонентов ансамбля (насаждений, водоемов, здании, монументов и т. д.).

27. Архитектурные элементы парка - здания и сооружения (павильоны, амфитеатры, колоннады, беседки, арки, лестницы, подпорные стенки, балюстрады и т. д.), гармонично сочетающиеся с природными элементами ландшафта.

28. Архитектурный сад - тип сада, в котором преобладают садовые постройки, архитектура и другие искусственные сооружения.

29. Асимметрия — такое сочетание и распределение объемно-пространственных элементов, при котором отсутствуют оси симметрии.

30. Ассортимент - подбор различных видов деревьев, кустарников и цветов, применяемых для озеленения данной местности или данного объекта.

31. Атриум— окруженный арками, колоннадой открытый дворик, обычно с небольшим декоративным бассейном в центре, теплолюбивыми растениями, скульптурой.

32. Аха (ах-ах) - граница сада или парка, не загораживающая вид на окружающий ландшафт; создавалась с помощью глубокого рва и подпорной стены. Прием применялся в парках XVIII-XIX веков.

33. Аэросолярий - площадка, оборудованная для приема воздушных и солнечных ванн.

34. Балюстрада - сквозное ограждение террас, лестниц, подпорных стен, состоящее из ряда фигурных столбиков - балясин; в садах и парках часто оформляется цветочными вазами, скульптурой.

35. Барокко - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе с конца XVI века до середины XVIII. Нашел отражение при создании садов и парков Франции, Италии и других стран, включая Россию. Стиль барокко отличает декоративная пышность, пластичность, а иногда и вычурность форм. Средства архитектуры, скульптуры, инженерного искусства и собственно садоводства направлены на достижение театрализованного и эмоционального восприятия, создание патетически приподнятого настроения. Характерно стремление к необычности, неожиданности, предпочтение приемов активного преобразования естественного ландшафта в виде террас, водных каскадов, фонтанов, высоких шпалер, прямых аллей, сложных и динамичных партерных рисунков, сочетающих элементы геометрических фигур.

36. Бельведер — вышка, надстройка на здании, беседка на возвышении, откуда открывается красивый вид на окрестности, перспектива на парк.

37. Берсо, биндаж - сводчатая аллея, образованная с помощью полукруглых вязаных каркасов, на которых смыкались кроны деревьев (липа, граб); участок сада, окруженный сводчатыми аллеями. Применялся в садах и парках эпохи барокко.

38. Беседка - парковое открытое сооружение, покрытие которого покоится на колоннах или столбе. Предназначена для создания тени, для защиты от дождя, а также для отдыха, бесед, чтения и настольных игр.

39. Благоустройство — мероприятия, проводимые в населенных пунктах для улучшения условий жизни населения: озеленение, санитарная очистка, борьба с загрязнением воздушного бассейна, защита от шума, освещение.

40. Бонсай - искусство выращивания карликовых деревьев, из которых японцы создавали миниатюрные сады.

41. Бордюр — низкие и узкие полосы цветочных растений, трав, посаженных по контуру газона, клумбы по краям дорожек.

42. Бордюры - узкие линейные посадки из одного или двух рядов низких (не более 50 см) цветущих кустарников или декоративно-лиственных трав определенного вида. Служат для обрамления клумб, рабаток или дорожек, выделения рисунка в цветниках и партерах.

43. Боскет - замкнутое, геометрически очерченное пространство, окаймленное со всех сторон стенами из плотно посаженных деревьев, подвергшихся специальной стрижке. В парках эпохи барокко замкнутые пространства внутри боскетов назывались кабинетами или зелеными залами. Преобладающий ассортимент пород при создании боскетов в России: липа мелколистная, ель обыкновенная, акация желтая, барбарис обыкновенный, жимолость синяя, боярышники, кизильник блестящий, клен татарский, смородина золотистая.

44. Ботанический сад- зеленый массив, предназначенный для научно-исследовательской и культурно-просветительской работы в области ботаники, растениеводства и озеленения населенных мест.

45. Бродери - см. Партер кружевной.

46. Букет— пучок красивых цветов, листьев, травы.

47. Букетные посадки — прием формирования паркового пейзажа с помощью посадки нескольких саженцев в одно гнездо. Букетную группу также можно образовать посадкой на пень молодого деревца, чтобы создать условия для развития боковым побегам.

48. Буленгрин (Боулингрин) - специальный газон спортивного типа, средняя часть которого понижена в форме плоского котлована. Б. используется для усиления впечатления пространственности парков и садов.

49. Бульвар - широкая озелененная полоса, выделяемая на проезжей части по обеим или одной стороне улицы, набережной и предназначенная для пешеходного движения и кратковременного отдыха. Бульварами сначала назывались валы крепостных укреплений. Затем так были названы места для прогулок горожан, созданные на месте бывших укреплений.

50. Бутоньерка — небольшой букетик из душистых растений, который вставлялся в петлицу или прикреплялся к корсажу.

51. Буферная зона (парка-памятника) — часть периферийной территории парка или дополнительно осваиваемая смежная территория, на которой организуются массовый отдых и обслуживание посетителей с целью снизить чрезмерно высокую рекреационную нагрузку на культурно-историческую зону парка.

52. Ведута — вид местности, города, центральной площади, приморской набережной, большого паркового ансамбля и т. д. Характерна топографической точностью изображения, выполняется в виде гравюры, живописного полотна, рисунка.

53. Веерная композиция плана парка — соединение лучевых аллей обычно у основного входа в парк, откуда они расходятся по всей его территории. Архитектурно-ландшафтное построение развивается по всем лучам в направлении от центра-входа к периферии. Полукольцевые дороги связывают лучи между собою. Веерная композиция формируется как регулярными, так и пейзажно-живописными элементами на ровной или пересеченной местности. Применяется как основа планировки парка в целом или его части (парк Сокольники).

54. Вертикальная планировка - комплекс мероприятий, направленных па преобразование рельефа в технических и композиционных целях, включает организацию поверхностного стока с территории. Специфика ее при реконструкции и восстановлении исторических парков состоит в необходимости сохранения ценной существующей растительности и почвенного покрова террас, лестниц, подпорных стенок, сходов к воде и других элементов ансамбля.

55. Вертикальное озеленение - озеленение фасадов зданий, парковых сооружений и специальных устройств (купола, трельяжи) древовидными лианами и другими вьющимися растениями. Цель В. о. украсить фасады и стены зданий, защитить от перегрева, шума, пыли; создание зеленых стен для изоляции отдельных участковсада друг от друга или от внешнего окружения.

56. Вертоград - древнерусское название сада.

57. Вертюгаден - небольшое террасированное возвышение типа амфитеатра с полукруглыми выпуклыми ступенями на фоне стриженой зеленой стенки. Используется как сценическая площадка, украшается скульптурой, вазами и пр.

58. Виадук - устройство для перевода дороги через ущелье, глубокий овраг, суходол, над поперечной дорогой. Он покоится на высоких опорах. В отличие от эстакады, в которой все пролеты одинаковы, большой пролет виадука соответствует его наиболее высокой части.

59. Вид - часть пейзажа, определенное место на территории лесопарка, сада, наиболее удобное для восприятия открывающегося вида; обычно намечается при художественном анализе и эскизной проработке объекта в составе целой серии следующих друг за другом визуальных «кадров». Термин, широко применяемый в ландшафтной архитектуре. Умелое раскрытие отдельных художественно выразительных видов в пейзаже является важным аспектом проектирования и реставрации садов и парков.

60. Видовая точка - место на парковой территории, с которого лучше всего воспринимаются виды, пейзажи. Такое место обычно закрепляется устройством видовой площадки.

61. Вилла —богатый загородный дом с парком. Впервые вилла появились в античном Риме как места отдыха и развлечений. Получили широкое распространение во времена классицизма. На развитие русских усадеб XVIII-XIX вв. оказала заметное влияние вилла «Ротонда» в Италии (1551-1567 гг., архитектор А. Палладио). Общей чертой В. при глубоко индивидуальных особенностях каждой из них является органическая связь с ландшафтом.

62. Виридарий - озелененный дворик, небольшой сад в перистильном дворе монастыря или жилого дома. Обычно имел геометрическую планировку с небольшим фонтаном или бассейном в центре и клумбами цветов. Стены дома, окружавшего садик, покрывались фресками, на которых были изображены перспективы фантастических садов.

63. Виста - вид, узкая перспектива, направленная обрамляющими плоскостями в сторону выдающегося элемента ландшафта - фокуса перспективы. Включает в себя точку обзора (место, откуда восприятие оптимально), обрамление («пейзажная рама», фиксирующая вид), средний план (обычно это кулисы из растений, которые не должны отвлекать внимание от главного) и завершающий висту кульминационный объект обозрения. Зрительным фокусом могут быть, например, архитектурные сооружения, монументы, озеро, холм, необычное по форме и цвету дерево, освещенная солнцем поляна в конце просеки или затененной аллеи и т. д.

64. Висячий сад - небольшой сад, расположенный на крыше, галерее, специальных каменных опорах. Имеет насыпной почвенный слой для произрастания трав, цветов, декоративных кустарников, иногда деревьев. Вместо сплошного почвенного слоя используются также особые переносные емкости для растительного грунта, небольшие бассейны для водных растений. Прообраз современных висячих садов - сады Семирамиды в древнем Вавилоне, которые располагались на многоступенчатых каменных террасах. Известны висячие сады в Московском Кремле в XVII в., на террасах Екатерининского дворца в Царском Селе у Камероновой галереи, в Зимнем дворце. Древнерусский синоним термина - «Верховой сад».

65. Водоем —естественный элемент ландшафта или искусственное устройство (озеро, пруд, поток). Включение водоема в парковую композицию существенно усиливает ее эстетическое воздействие. Большой водоем является паркообразующим элементом, изменяющим растительный пейзаж, влияющим на микроклимат и почву.

66. Водомет —фонтан.

67. Водопад - естественный или искусственно устроенный ниспадающий поток воды между двумя водоемами, находящимися на разном уровне. Устраивается в садах и парках на перепадах рельефа. Особенно характерен для романтических парков пейзажного стиля (Алупка, Софиевка и др.).

68. Водяные игры - специальные устройства, появившиеся в парках и садах раннего барокко. Они были предназначены для того, чтобы обливать тонкими струйками воды зазевавшихся посетителей.

69. Воздушная линия —в перспективе обозначает общий верхний контур деревьев в группе или массиве (может быть четко очерченный, изрезанный, расплывчатый и т. д.).

70. Возрождение (Ренессанс)— эпоха в развитии стран Западной Европы (XV-XVII вв.), для которой характерны обращенность к культурному наследию античности, идеалам гармоничного развития человеческой личности, уравновешенным пропорциям, ясности замысла, соподчиненности его элементов и т. д. Итальянские сады эпохи Возрождения обычно регулярны и террасированы, расположены на склоне холма, подчинены единой пространственной оси, выраженной архитектурными средствами, приемами топиарного искусства, скульптурными композициями, декоративными каналами. Сад рассматривается как продолжение дворца и образует с ним единое художественное целое (ансамбли Капрарола, д'Эсте, Ланте и др.). Широко используются стриженые растения, узкие аллеи высоких кипарисов, «зеленые комнаты» под открытым небом. Сады эпохи Возрождения повлияли на ранние этапы русского паркового искусства непосредственно в результате знакомства с итальянскими образцами (конец XVI в.) и опосредованно через европейские парки эпохи барокко, унаследовавшие и развившие многие черты Возрождения.

71. Вокзал —устаревшее название концертного зала в парке (от англ. Воксхолл). Когда к вокзалу в Павловске провели первую в России железную дорогу, слово приобрело современное значение.

72. Вольер - большая клетка, павильон или участок, огороженный рвом или сеткой, для содержания птиц или животных.

73. Габитус —внешний вид, форма различных деревьев и кустарников (см. Архитектоника).

74. Газон— участок искусственного дернового покрова, засеянный преимущественно злаковыми травами, играющий роль зеленого фона для скульптуры, архитектурных сооружений, цветочных композиций, древесно-кустарниковых групп и солитеров; различают газоны партерный, луговой, цветущий (мавританский).

75. Газон мавританский - пестроцветный газон. Образуется из цветочных растений или их смеси с многолетними травами.

76. Гамма красочная (цветовая) —последовательный ряд цветов, используемых при создании художественного произведения. Как наименование, так и условное разделение спектра на семь частей возникло по аналогии с семиступенчатостью музыкальной гаммы.

77. Гармония —соразмерность, согласованность отдельных элементов и явлений, специфическое единство в многообразии (гармония в пропорциональности, в цвете, в фактуре).

78. Геопластика - вертикальная планировка подлежащих озеленению территорий с целью архитектурного и художественного преобразования рельефа.

79. Герма - четырехгранный столб, завершенный скульптурной головой или бюстом.

80. Героон —священная роща героев, со статуями, «памятными» деревьями созданная в честь основателей города и других выдающихся людей, которым в Древней Греции поклонялись, как богам.

81. Гирлянды —украшения из цветов, листьев или ветвей, связанных в виде длинных лент. Обычай украшать гирляндами был известен еще в Древнем Египте, затем применялся в Древней Элладе и в эпоху барокко и рококо.

82. Глориэтта - небольшое парковое сооружение в форме открытого колонного павильона, расположенного обычно на возвышенности или замыкающего перспективу. Впервые появилось во второй половине XVII века во Франции.

83. Гнездовые посадки - группы из 3-5 деревьев, высаженные на расстоянии 0,5-1 м друг от друга, образующие общую крону большого диаметра (типа «букет»).

84. Готика —художественный стиль в истории западноевропейского искусства, возникший в середине XII в. на севере Франции и окончательно сформировавшийся в XIII веке. Являлся отражением в искусстве общественных отношений эпохи расцвета феодализма и начала его разложения, в частности пробуждения самосознания ремесленно-цехового и торгового населения. Отличался легкостью, устремленностью ввысь, активным синтезом различных видов искусства (архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного, садово-паркового).

85. Гробница —надгробный памятник в виде архитектурно-скульптурной монументальной композиции.

86. Грот - искусственное парковое сооружение для отдыха в тени, созданное по подобию естественного грота в скалах или нагромождениях из естественных камней.

87. Группа - древесные или кустарниковые растения, высаживаемые на близком расстоянии друг от друга, играющие в соответствии с замыслом проектировщика определенную композиционную роль в построении пейзажа сада, парка; предусматриваются обычно по опушкам массивов, на лужайках и полянах, у поворотов дорожек. Г. подразделяются: по видовому составу (однопородные или многопородные), по величине (небольшие из 3-5 деревьев, крупные от 11 и больше деревьев, но площадью, обычно не превышающей высоты деревьев), по компактности и ажурности (компактные, букетные посадки, сквозистые, рыхлые посадки и т. д.). Один из лучших примеров создания Г. - район Белой березы в Павловске.

88. Грядка —прямоугольная призма обработанной земли с отвесными краями или откосами, укрепленными дерном, досками, жердями, камнем или кирпичом и предназначенная для выращивания овощей, лекарственных растений, цветов.

89. Гульбище —открытые или покрытые кровлей галереи, окружающие церковь, трапезную или дворец в России XVI—XVII вв. Важный элемент зрительной и функциональной связи архитектурного сооружения с окружающим ландшафтом и садом (церковь Вознесения в Коломенском, Трапезная в Троице-Сергиевой лавре и т. д.).

90. Дворцово-парковый комплекс —крупный, исторически сложившийся ансамбль, включающий в себя дворец, парк, хозяйственные и культовые постройки. Как правило, является комплексным памятником архитектуры и садово-паркового искусства, используется в качестве музея-заповедника (Петродворец, Кусково, Ливадия и др.).

91. Декоративные качества растений —качественные и количественные характеристики растений, определяющие их внешний облик, постоянные в период сформировавшихся листьев, цветков, соцветий или изменяющиеся в течение года, жизни (размер, облик, архитектоника кроны и т. п.). Декоративные качества растений учитываются при подборе ассортимента, размещении растений, формировании групп, куртин, массивов.

92. Дендрарий (арборетум)- зеленый массив различных деревьев и кустарников. Обычно служит для проведения научных работ по акклиматизации интродукции древесных растений, по лесному хозяйству, озеленению населенных мест, иногда включает прогулочные аллеи, поляны, лужайки

93. Дерновая скамья - устройство из дерна в виде выступа вдоль ограды. Широко распространенный элемент средневекового сада.

94. Диссонанс —нарушение гармонии, проявляющееся в несоответствии формы и содержания предметов и явлений. Неудачно подобранные по размерам, архитектонике и цвету группы растений, дисгармония архитектуры и пейзажа, противоречие внешнего облика новых и исторически сложившихся элементов парка и т. д.

95. Доминанта — главный, наиболее выразительный элемент пейзажа; часто играет роль композиционного узла. Доминанта может быть выражена размерами и положением, формой, насыщенным цветом и т. д. Например, доминанта Воронцовского парка в Алупке — вершина Ай-Петри, ансамбля в Петродворце — Большой дворец и Главный каскад.

96. Дукт - лесная дорога, просека в густом парке или лесопарке, а также вид вдоль аллей в парках эпохи барокко и между группами деревьев в пейзажном парке.

97. Единство содержания и формы —один из важнейших законов художественного творчества. Суть его заключается в том, что форма художественного произведения органически связана с содержанием и определяется им.

98. Емкость рекреационная —величина, характеризующая способность парка или зоны отдыха обслуживать определенное количество посетителей при условии достаточного психофизиологического комфорта, без деградации приречных компонентов среды и нанесения ущерба культурно-историческим, архитектурно-художественным объектам, находящимся на территории.

99. Жанр —исторически устойчивая форма композиционной организации художественного произведения, возникновение и развитие которой обусловлено многообразием отражаемой в искусстве действительности, а также эстетическими задачами, которые решает художник. В садово-парковом искусстве к жанровым композициям можно отнести дворцовые, монастырские, городские, загородные, жилые и другие категории объектов озеленения.

100. Живая изгородь - посадки из формируемых или свободно растущих деревьев или кустарников (или их сочетание) с целью получения сомкнутых непроницаемых насаждений. Обычно стрижкой им придается форма зеленой стены. Исходя из назначения живые изгороди бывают одно-, двух-, трехрядные и различной высоты. Используются растения, хорошо поддающиеся стрижке, вьющиеся (боярышник, гледичия, биота восточная, бирючина, кизильник блестящий и др.).

101. Загущенные посадки - прием формирования паркового пейзажа с помощью посадки деревьев на расстоянии 1-1,5 м друг от друга с целью быстрейшего создания компактных насаждений. Такие насаждения в стадии формирования стволов более устойчивы и хорошо развиваются. В последующем проводится прореживание.

102. Зверинец —заселенная территория, обычно со специально устроенными просеками, отводимая для охоты в парках XVIII в. (Гатчина, Кузьминки). Однако первые леса-зверинцы появились еще в древности. ,

103. Зеленый театр —сооружение, предназначенное для представлений на открытом воздухе, устраивается в парках и садах с использованием естественного рельефа местности. В качестве стен применяются ограждение из живой изгороди или вьющиеся растения на специальных опорах или каркасах.

104. Зеркало водное —неглубокий декоративный водоем обычно правильной геометрической формы с низким бортиком-«рамой». Рассчитывался на эффект отражения (от архитектурного сооружения, скульптуры, деревьев и пр.).

105. Зимний сад - большое остекленное помещение или часть помещения для выращивания экзотических растений. Оформляется бассейнами, скульптурами, фонтанами.

106. Золотое сечение — гармоническое деление отрезка на две части таким образом, что величина большей его части является средней пропорциональной всего отрезка и меньшей его части.

107. Зонирование территории - разделение территории населенного пункта, парка, сада, приусадебного участка на зоны с различным функциональным назначением.

108. Идиллия —особый вид красоты пейзажа, в котором воплощено величие природы и преобразующего ее человеческого труда.

109. Изящное —разновидность красоты, проявляющаяся главным образом во внешнем облике предметов и явлений; характеризуется особой завершенностью, соразмерностью, легкостью форм. Формы ландыша и колокольчика, склоненная над рекой плакучая ива или стройная береза являются образцами изящного в природе.

110. Икебана- в переводе с японского языка означает «сохранение цветов во второй жизни» и является древним оригинальным искусством цветочной аранжировки в Японии.

111. Интродукция растений - введение растений в местности, где они раньше отсутствовали. Метод обогащения ценными видами растений наших полей, огородов, ботанических садов и парков.

112. Ипподром - в Древнем Риме сад характерной формы в виде закругленного с одной стороны прямоугольника.

113. Историко-архитектурное зонирование — зонирование территории памятников культуры, выявление исторической планировки с целью создания условий среды, близких к первоначальному состоянию.

114. Исторический парк —образец культуры паркостроения прошлого. Как памятник подлежит охране государством.

115. Источники —естественные выходы подземных вод на земную поверхность. В садах и парках декоративно оформляются.

116. Кабинет - элемент внутренней пространственной садово-парковой композиции боскета, образованный стриженными стенами из липы или граба. Во французских садах и парках XVII-XVIII веков большинство кабинетов было украшено партерами, бассейнами, скульптурами и садово-парковыми постройками.

117. Картуш - орнамент в садовом партере XVII-XVIII вв., напоминающий по форме полуразвернутый свиток с завитками. В центре картуша размещался вензель, эмблема владельца сада.

118. Каскад - специальное многоступенчатое сооружение из камня или бетона, служащее для ниспадания струй воды на местах быстротоков естественных речек и ручьев, а также на путях искусственных водотоков с последовательного ряда мелких террас. Один из элементов парковой композиции, особенно террасных парков.

119. Катальная гора —характерное для русских парков XVIII в. искусственное сооружение с пандусом для спуска на санях (в парках Ломоносова, Пушкина и др.).

120. Кашпо - декоративное изделие из керамики, пластмассы, дерева, лозы для размещения в интерьере и на открытом воздухе.

121. Квартал - 1) элемент садово-парковой композиции, введенный еще в средневековье, с цветниками, беседками, скульптурами: 2) часть лесопарковой территории, ограниченной просеками. В XVII в. в парках Франции кварталы были заменены боскетами.

122. Кенконс (Квинкунс) - способ посадки деревьев сдвинутыми рядами в шахматном порядке, с подстриженными по одной линии кронами, с открытыми внизу стволами. Образует один объем и обеспечивает видимость по диагональным направлениям между стволами; прием использовался еще при создании садов в древнем Риме.

123. Китайская рощица —посадка деревьев, напоминающая по размещению амфитеатр (использовалась в конце XVIII в. в Москве — в усадьбе Шереметевых, Останкино).

124. Классицизм - художественный стиль XVIII - начала XIX в., обращающийся к античности и античному искусству как к норме и идеальному образцу. В русском паркостроении отождествляется с пейзажным стилем планировки, отказом от регулярных построений, как противоречащих природе. Образцы парковых сооружений в стиле классицизма - храм Дружбы в Павловске, Камеронова галерея в Екатерининском парке г. Пушкина, павильон Флоры в Софиевке и т. д.

125. Клумба - группа деревьев и кустарников на открытой поляне в пейзажном парке, сформированная в виде круга или овала; в регулярном парке с середины XIX века клумбой называют цветник, расположенный на пересечении дорожек, перед главным входом в здание, у пьедестала статуи. Различаются К. и по цветовому решению, и ассортименту высаживаемых растений: К. из летников, двулетников и многолетников; простые (из одного вида растений) и сложные (из 2-3 видов), одноколерные и многоколерные.

126. Компартимент - отдельная садово-парковая композиция в садах и парках XVII-XVIII вв., из частей которой создавался весь ансамбль: например, компартимент партерный, состоящий из идентичных цветочных ковров, симметрично размещенных вокруг скульптуры или бассейна.

127. Композиционный узел —участок или часть сада или парка, объединяющая и связывающая воедино несколько участков или частей, составляющих в результате единую композицию. Например, водоем, связывающий видовые точки берегов, с которых раскрываются различные перспективы, или поляна, объединяющая отдельные виды в пейзаже.

128. Композиция —сочетание и взаимосвязь всех элементов паркового ансамбля, художественная система, обеспечивающая его законченность и целостность. К. обусловлена идейным замыслом и назначением объекта, местными ландшафтными и другими факторами. Среди основных методов композиции — выделение главного и второстепенного, масштабность и соразмерность, пропорциональность, ритм и смена впечатлений, симметрия и асимметрия, контраст, нюанс, подобие и др. Дополнительные средства композиции — цвет, светотень, фактура, текстура, орнамент и т. д. Своеобразие парковой композиции (в отличие от архитектуры, живописи, скульптуры) в ее сезонной изменчивости, биологическом развитии живого материала, большей зависимости от конкретных условий зрительного восприятия. Композиционное зонирование территории парка — зонирование по признакам планировочной и архитектурно-художественной организации на основе определения принципа формирования различных участков или районов парка.

129. Композиция в садово-парковом искусстве —построение (структура) отдельного пейзажа сада, парка или всей территории в определенной художественной системе, обеспечивающее взаимосвязь составных частей (насаждений, рельефа, водных поверхностей), обусловленное художественным замыслом и назначением объекта. Используются многообразные средства и приемы композиции: среди них — выделение главного и второстепенного, масштабность и соразмерность, пропорциональность, ритм и смена впечатлений, симметрия и асимметрия, контраст и подобие, ориентация, свет и цвет, фактура материала и др. (см. Ландшафтная композиция; Свободная планировка; Регулярный стиль).

130. Консервация парка-памятника —сохранение его сложившейся планировочно-пространственной композиции, ценной растительности, водоемов, рельефа, системы дорог, архитектурных сооружений и скульптур, малых форм от дальнейшего разрушения и искажения. Принимаются меры к приостановлению распада исторически возникших насаждений, эрозионных процессов, вводится охранный строительный режим в определенных, научно обоснованных границах. Обеспечиваются текущий ремонт, уход и оптимальное функциональное использование территории.

131. Контраст —художественно организованное противопоставление резко отличающихся предметов или явлений (высокое дерево — группе низких, стелющихся по земле кустарников; светлая мраморная скульптура выступает на фоне темной и шероховатой по фактуре шпалеры и т. д.). Часто сопоставляются предметы, контрастные в одних, но схожие в других отношениях. Противопоставляются формы рельефа, водоемов, силуэтные



2015-12-08 2133 Обсуждений (0)
Словарь терминов по садово-парковому искусству 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Словарь терминов по садово-парковому искусству

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2133)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)