Ростовщиков И.В., Ростовщикова О.В. О юридических гарантиях прав и свобод человека // Российский юридический журнал. – 2000. – №4. – С. 26-39
Вопросы юридических гарантий прав и свобод человека в общем контексте проблематики его правового положения остаются одними из самых актуальных и значимых, тем более на этапе формирования в России правовой государственности. Несмотря на обширную разработку данных вопросов юридической наукой, по ним до сих пор ведется немало дискуссий, причем как конструктивных, так и далеких от таковых. К сожалению, подчас отмечается отсутствие единообразия в использовании в литературе понятийного аппарата, расхождения в содержательном видении учеными, казалось бы, единых внешне категорий и т. д. В частности, все еще нет четкости в применении понятий «охрана», «защита», «обеспечение» прав и свобод человека; этимологически единые «охрана» и «защита» искусственно разделяются, «обеспечением» охватывается и то и другое, и т. п… Юридические гарантии при известной общности объединяющих их в самостоятельный вид признаков, свойств, качеств делятся на две большие группы: гарантии использования прав и свобод, т. е. юридические средства, обеспечивающие реализацию, и гарантии защиты прав и свобод, т. е. юридические средства, охраняющие их. По существу, такая градация, принятая в науке, не нова[14] и на основе уже имеющихся фундаментальных разработок можно сделать ряд выводов применительно к современным условиям. Специальные гарантии правомерного использования личностью своих прав на создание для нее и общества оптимальной социально-правовой среды их реализации, в отличие от гарантий охраны, непосредственно не связаны с правонарушениями. Сюда относится вся правовая система, прежде всего законодательство, регламентирующее права и свободы: их значимость, юридическую силу, содержание, объем, границы использования, процессуальные процедуры осуществления, включая юридические факты, с которыми они связываются, и т. д…. … РФ признала приоритет важнейших международно-правовых документов о правах человека. К тому же основные права и свободы человека и гражданина закреплены на конституционном уровне как непосредственно действующие, что придает им высшую юридическую силу в отношении правотворческой, правоисполнительной, правоохранительной деятельности всех государственных органов и должностных лиц. В данном контексте ученые-юристы в качестве гарантирующих права и свободы обоснованно выделяют принципы соразмерности их ограничений и сохранения их сущностного содержания. Общий смысл обоих заключается в недопущении выхолащивания, чрезмерного ограничения властью прав и свобод (даже по причине возникшей опасности для конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, правопорядка и пр.). Это практически весьма значимо для прав, реализация которых при известных правонарушающих обстоятельствах не исключает законного применения государством силы и принуждения (запрет митингов, ограничение свободы передвижения, забастовок и т. д.)…[15]. Важную роль в осуществлении субъективных прав играет их конкретизация, установление пределов (границ) их использования индивидом, а также содержания прав, круга обязанных лиц и принадлежащих им полномочий и др. Конкретизация обычно осуществляется нормативно: посредством детализации субъективного права содержащей это право нормой определенного закона, посредством текущего законодательства, а в отдельных редких случаях – путем официального толкования прав[16]. Одна из первоначальных позиций конкретизации – установление субъектов (обладателей) права. Часть 2 ст. 6 Конституции гласит, что все граждане РФ обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией. Субъектом почти всех провозглашенных в ст. 2 Основного закона прав и свобод выступает «каждый человек». Однако это не исключает детализации в законодательстве (подчас уже в самой Конституции), с вытекающими отсюда последствиями, субъектов пользования правами, к которым относятся граждане, иностранные граждане, родители, несовершеннолетние, малоимущие, обвиняемые, потерпевшие, нетрудоспособные и т. д. … … Близок по смыслу и такой способ обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, как прямое указание в законе на конкретные материально-финансовые, организационные и иные ее гарантии. Например, право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции) гарантируется оплачиваемым ежегодным отпуском; жилище, согласно праву на него (ч. 1 ст. 40 Конституции), малоимущим предоставляется бесплатно или за доступную плату из установленных законом жилищных фондов и по предусмотренным им нормам (ч. 3 ст. 40 Конституции)…. … В широком плане гарантии охраны (прав и свобод личности можно определять уже через развитость демократического института ответственности государства перед своими гражданами за нарушение их прав и свобод[17]. Действующая Конституция подтвердила приверженность РФ аксиоме правовой государственности, установив не только охрану законом прав потерпевших от злоупотреблений властью (ст. 52), но и вообще право каждого на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53). Названный институт включает в себя комплекс необходимых гарантирующих мер сугубо охранительного характера (рассматриваются далее) и некоторых обеспечивающих, причем нередко в совокупности: имущественные компенсации, акты моральной реабилитации, наказание виновных, установление льготных режимов для пострадавших и т. д… В перечень наиболее распространенных основных гарантий непосредственно охраны прав и свобод человека и гражданина входят выявление фактов нарушений прав и свобод, средства их восстановления, меры юридической ответственности, меры пресечения действий, нарушающих права и свободы или создающих им угрозу, процессуальные формы (процедуры) охраны прав и свобод…. … Восстановление нарушенных прав и свобод личности обычно осуществляется посредством признания за лицом права (свободы), в чем ему было незаконно отказано, отмены или признания недействительными неправомерных как нормативных, так и индивидуальных юридических актов властных субъектов, возложения обязанности возместить причиненный ущерб, а также устранить препятствия, помешавшие осуществлению субъективного права, присуждения или иного властного предписания к исполнению невыполненной обязанности, возврата имущества собственнику, опровержения сведений, порочащих честь и достоинство, и др. В деле восстановления прав и свобод человека и гражданина исключительно важна роль суда, чьи решения позволяют не только удовлетворять законные интересы истцов, но и утверждать правовые начала государственности, справедливость, режим демократической законности и правопорядка. Меры юридической ответственности – наиболее суровая, чаще всего штрафного характера реакция государства на факты нарушений прав и свобод личности, посягательств на них. Для преступившего закон лица появляются негативные последствия в виде изъятий определенных благ и т.п., чему всегда предшествует точная юридическая квалификация деяний правонарушителя и его официальное осуждение, т. е. признание виновным и подлежащим наказанию. Лишения либо ограничения штрафного характера бывают нацелены как на личность правонарушителя (лишение свободы, запрет занимать должность, увольнение, выговор и др.), так и на соответствующее имущество (конфискация, штраф, взыскание неустойки и пр.). Иными словами, меры юридической ответственности за нарушения прав и свобод личности – это определенные виды санкций, в данном случае – наказаний (иногда в совокупности с компенсационными мерами), предусмотренные различными отраслями права (уголовным, гражданским, административным и др.) сообразно тяжести и виду содеянного[18]… Среди гарантий охраны прав и свобод личности специфическое место занимают специальные принудительно-пресекающие меры. Отдельные из них, включая меры пресечения, входят в уголовно-процессуальную сферу (задержание, арест, подписка о невыезде, залог, обыск, наложение ареста на имущество и т. д.), другие – в административно-правовую, дисциплинарно-правовую, гражданско-правовую (удаление из транспортного средства пассажира за безбилетный проезд, отстранение от работы за нарушение определенных правил, опись имущества и т. д.). Многие принудительные меры направлены на обоснованно силовое (при необходимости – даже с применением оружия, специальных средств и т. д.) прекращение противоправных действий, на обеспечение последующей защиты нарушенных прав и свобод путем их восстановления и наказания виновных. В основном все меры по охране (защите) прав и свобод личности, особенно предусмотренные санкциями правовых норм, применяются в установленном законом порядке. Четкая юридическая регламентация такого порядка, строгое следование ему – надежная гарантия законности и эффективности защиты прав и свобод … Понятно, что в случае нарушения тех или иных прав каждому человеку дозволено защищать их самому разнообразными, не запрещенными законом способами, включая самозащиту…
Смирнов С.Н. Тюремный омбудсман: зарубежный опыт в России // Права человека в пенитенциарной практике современной России: Сб. науч. ст. и материалов межвед. науч.-практ. конф., 26 мая 2005 г. / Под общ. ред. И.М. Волчкова, С.А. Смирнова. Псков: Издательство информационного агентства «Псков-Инфопрес», 2006. – С. 70-76. Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана) впервые был учрежден в Швеции в 1809 году. С тех пор он зарекомендовал себя как один из действующих государственных механизмов, способный реально решать вопросы защиты и восстановления нарушенных прав человека. В последние десятилетия во многих странах учреждается должность тюремных омбудсманов из-за настоятельной потребности в реформировании тюрем. Первый омбудсман по делам тюрем начал работать в штате Миннесота в 1972 году. Затем его опыт использовали штаты Канзас, Коннектикут, Гавайи, Айова, Мичиган, Небраска, Мэриленд, Нью-Джерси, Огайо, Орегон, Южная и Северная Каролина[19]. Формы контроля за соблюдением прав человека у омбудсмана различны. В Швеции, например, большинство жалоб расследуются и разрешаются при помощи корреспонденции, получаемой от заключенных. Омбудсманы и их помощники в американских штатах часто посещают тюрьмы. Благодаря этому, сокращаются усилия и ненужные затраты времени при рассмотрении жалоб; заключенные не боятся жаловаться, поскольку присутствие защитников гражданских прав уберегает их от репрессий начальства, осужденные охотнее заявляют о нарушениях их прав на ранних стадиях, когда исправление ошибок еще возможно. Тюремные омбудсманы в полной мере используют преимущества свободы передвижения в стенах тюрем. Они имеют право непосредственного и безотлагательного доступа к документам, заключенным, персоналу и начальникам тюрем. Обученные, квалифицированные омбудсманы по делам тюрем успешно применяют принцип третьей стороны при разрешении жалоб, гарантируют быстрый и недорогой контроль за осуществлением административных полномочий, выступают надежным инструментом вмешательства в кризисных ситуациях, обеспечивают систему обратной связи с жалобщиками. В Великобритании с 1994 года в тюремной системе также появился новый орган по рассмотрению жалоб осужденных, который получил название «prisons ombuosman», т.е. уполномоченный по правам осужденного[20]. Данное лицо является независимым от администрации исправительного учреждения, задачей которого является изучение жалоб осужденных по поводу содержания в тюрьме. Если жалоба заключенного подтверждается достаточным количеством доказательств, то уполномоченный может обратиться напрямую к министру внутренних дел, или генеральному директору тюрем с требованием принятия необходимых мер. Не рассматриваются жалобы, поданные друзьями, членами семьи заключенного, другими лицами. Но если на жалобу нет ответа продолжительное время, то уполномоченный рассматривает ходатайства и от данных лиц. Не является компетенцией уполномоченного рассмотрение жалоб по поводу: решения об условно-досрочном освобождении; деятельности других правоохранительных органов; медицинского диагноза, поставленного врачом конкретной тюрьмы; вопросов, решаемых в гражданском судопроизводстве; политических решений, принятых лично премьер-министром о пересмотре сроков наказания или освобождении от отбывания наказания лиц, приговоренных к пожизненному лишению свободы. Перед обращением необходимо пройти процедуру запросов и подачи жалоб в отношении тюремного персонала, которая существует в каждой тюрьме. Если осужденный не удовлетворен ответом, то жалоба может быть отправлена непосредственно уполномоченному, но необходимо, чтобы прошел один месяц с того момента, когда получен ответ из тюремного управления. Если в течение шести недель нет ответа на жалобу, то осужденный также может обратитьсяк уполномоченному. В жалобе необходимо указать; имя, фамилию, отчество, номер тюрьмы и кратко изложить ее суть. После подачи жалобы, служащие уполномоченного проверяют полностью ли пройдена официальная процедура подачи запросов, жалоб и в течение 10 дней сообщают принято или нет обращение к производству. Если жалоба принимается к производству, то по делу составляется специальный доклад, направляемый в течение 12 недель осужденному. Администрация учреждения может не согласиться с рекомендациями уполномоченного, но обязана их рассмотреть в срок до 4 недель и сообщить о результатах. Наиболее простой способ разрешения проблемы – достижение согласия между администрацией и осужденным[21]. В России, после создания института Уполномоченного по правам человека в РФ ряд депутатов Государственной Думы, представителей неправительственных правозащитных организаций предлагали в дальнейшем пойти по пути создания института специализированных Уполномоченных, например по правам ребенка, военнослужащих, лиц, находящихся в местах лишения свободы. В настоящее время в некоторых субъектах Российской Федерации, например, в Алтайском крае, Волгоградской, Нижегородской, Новгородской областях, г. Санкт-Петербурге они уже имеются[22]. Непосредственно в уголовно-исполнительной системе с недавнего времени введены должности помощника начальника территориального органа по соблюдению прав человека. Несомненно, что их деятельность приносит определенные положительные результаты в сфере защиты прав осужденных, но эффективность их работы несколько ограничивается подчиненностью начальнику управления Федеральной службы исполнения наказаний. Поэтому, качество правозащитной деятельности в местах лишения свободы определяется, в первую очередь, независимостью соответствующих структур. В этой связи заслуживает внимания, например, учреждение института доверенных представителей Уполномоченного Республики Башкортостан, назначаемых по рекомендации представительных органов местного самоуправления, работающих на общественных началах, и уполномоченного по правам осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы в Саратовской области, осуществляющего свою деятельность на основании временного положения. В соответствии с данным положением, уполномоченным по правам осужденных может быть дееспособный гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, не имеющий судимости, рекомендуемый на этот пост общественной организацией на основании решения ее общего собрания и утвержденный на эту должность Уполномоченным по правам человека в Саратовской области. Он не может находиться на службе в суде, правоохранительных органах или на действительной службе, и его кандидатура в обязательном порядке согласовывается с начальником территориального органа УИС области. Уполномоченный по правам осужденных имеет право: - посещать закрепленные за УИС учреждения и объекты, находящиеся на его территории за исключением объектов, относящихся к охранным сооружениям; - обращаться к начальнику учреждения, руководству управления, в различные ведомства и учреждения, Уполномоченному по правам человека в Саратовской области и быть принятым любым должностным лицом учреждения по вопросам, связанным со своей деятельностью; - принимать участие в совещаниях, проводимых в рамках учреждения, а также присутствовать на заседаниях различных комиссий, кроме тех, где рассматриваются вопросы с грифом «для служебного пользования», «секретно» или «совершенно секретно»; - встречаться с родственниками осужденных, работниками адвокатуры, нотариата по решению вопросов, поставленных в жалобах и заявлениях осужденных. При осуществлении своей деятельности он обязан: - соблюдать требования действующего законодательства; - подчиняться законным требованиям администрации учреждения; - принимать участие в проведении общеколонийских мероприятий, выступать перед осужденными и сотрудниками с беседами на правовые темы (хотя для него не закреплено обязательного требования иметь юридическое образование); - не реже 1 раза в неделю лично информировать начальника учреждения о своей работе, а также о количестве принятых, заявлений, жалоб и решениях, принятых по ним. Права уполномоченного могут приостанавливаться в следующих случаях: - если уполномоченный по правам осужденных является потерпевшим, свидетелем, защитником или другим лицом, участвующим в производстве по делу, к которому причастны лица, содержащиеся в учреждениях УИС области, либо их родственники; - при ненадлежащем исполнении своих обязанностей в соответствии с решением общего собрания общественной организации, его рекомендовавшей, с уведомлением уполномоченного по правам человека по Саратовской области; - при наличии информации о его незаконных действиях или связях с осужденными, до окончания проведения служебной проверки (при этом проверка проводится вышестоящим органом). При наличии следующих оснований уполномоченный может утратить свои полномочия: - если он сложил их с себя, обратившись с письменным заявлением в общественную организацию; - в связи со вступлением в силу обвинительного приговора или решения суда; - при ненадлежащем исполнении обязанностей (по решению общественной организации, рекомендовавшей уполномоченного) либо невозможностью их исполнения; - по истечении срока, оговоренного в решении общего собрания общественной организации, утвердившего его кандидатуру.
Фана К.Г. Права человека в пенитенциарных учреждениях УИС Псковской области // Права человека в пенитенциарной практике современной России: Сборник научных статей и материалов межведомственной научно-практической конференции, 26 мая 2005 г. / Под общ. ред. И.М. Волчкова, С.А. Смирнова. Псков: Издательство информационного агентства «Псков-Инфопрес», – 2006.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (756)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |