Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ростовщиков И.В., Ростовщикова О.В. О юридических гарантиях прав и свобод человека // Российский юридический журнал. – 2000. – №4. – С. 26-39



2015-12-08 756 Обсуждений (0)
Ростовщиков И.В., Ростовщикова О.В. О юридических гарантиях прав и свобод человека // Российский юридический журнал. – 2000. – №4. – С. 26-39 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы юридических гарантий прав и свобод человека в общем контексте проблематики его правового по­ложения остаются одними из самых актуальных и значимых, тем более на этапе формирования в России правовой государственности. Несмотря на обширную разработку данных вопросов юридической наукой, по ним до сих пор ведется немало дискус­сий, причем как конструктивных, так и далеких от таковых. К сожалению, подчас отмечается отсутствие еди­нообразия в использовании в лите­ратуре понятийного аппарата, рас­хождения в содержательном виде­нии учеными, казалось бы, единых внешне категорий и т. д. В частно­сти, все еще нет четкости в приме­нении понятий «охрана», «защита», «обеспечение» прав и свобод челове­ка; этимологически единые «охрана» и «защита» искусственно разделя­ются, «обеспечением» охватывается и то и другое, и т. п…

Юридические гарантии при изве­стной общности объединяющих их в самостоятельный вид признаков, свойств, качеств делятся на две боль­шие группы: гарантии использова­ния прав и свобод, т. е. юридические средства, обеспечивающие реализа­цию, и гарантии защиты прав и сво­бод, т. е. юридические средства, охра­няющие их. По существу, такая гра­дация, принятая в науке, не нова[14] и на основе уже имеющихся фунда­ментальных разработок можно сде­лать ряд выводов применительно к современным условиям.

Специальные гарантии правомер­ного использования личностью сво­их прав на создание для нее и обще­ства оптимальной социально-право­вой среды их реализации, в отличие от гарантий охраны, непосредствен­но не связаны с правонарушениями. Сюда относится вся правовая систе­ма, прежде всего законодательство, регламентирующее права и свобо­ды: их значимость, юридическую силу, содержание, объем, границы исполь­зования, процессуальные процедуры осуществления, включая юридичес­кие факты, с которыми они связы­ваются, и т. д….

… РФ признала приоритет важней­ших международно-правовых доку­ментов о правах человека. К тому же основные права и свободы человека и гражданина закреплены на консти­туционном уровне как непосредствен­но действующие, что придает им выс­шую юридическую силу в отноше­нии правотворческой, правоисполнительной, правоохранительной дея­тельности всех государственных ор­ганов и должностных лиц. В данном контексте ученые-юристы в качестве гарантирующих права и свободы обо­снованно выделяют принципы сораз­мерности их ограничений и сохра­нения их сущностного содержания. Общий смысл обоих заключается в недопущении выхолащивания, чрез­мерного ограничения властью прав и свобод (даже по причине возник­шей опасности для конституционно­го строя, прав и законных интере­сов других лиц, правопорядка и пр.). Это практически весьма значимо для прав, реализация которых при изве­стных правонарушающих обстоятель­ствах не исключает законного при­менения государством силы и принуждения (запрет митингов, ограни­чение свободы передвижения, заба­стовок и т. д.)…[15].

Важную роль в осуществлении субъективных прав играет их конкре­тизация, установление пределов (гра­ниц) их использования индивидом, а также содержания прав, круга обя­занных лиц и принадлежащих им пол­номочий и др. Конкретизация обыч­но осуществляется нормативно: по­средством детализации субъективного права содержащей это право нор­мой определенного закона, посред­ством текущего законодательства, а в отдельных редких случаях – пу­тем официального толкования прав[16]. Одна из первоначальных позиций кон­кретизации – установление субъек­тов (обладателей) права. Часть 2 ст. 6 Конституции гласит, что все граж­дане РФ обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут равные обязанности, предусмотрен­ные Конституцией. Субъектом почти всех провозглашенных в ст. 2 Основ­ного закона прав и свобод выступает «каждый человек». Однако это не исключает детализации в законода­тельстве (подчас уже в самой Кон­ституции), с вытекающими отсюда последствиями, субъектов пользова­ния правами, к которым относятся граждане, иностранные граждане, родители, несовершеннолетние, малоимущие, обвиняемые, потерпевшие, нетрудоспособные и т. д. …

… Близок по смыслу и такой способ обеспечения реализации прав и сво­бод человека и гражданина, как прямое указание в законе на конкретные материально-финансовые, организа­ционные и иные ее гарантии. Напри­мер, право на отдых (ч. 5 ст. 37 Кон­ституции) гарантируется оплачива­емым ежегодным отпуском; жилище, согласно праву на него (ч. 1 ст. 40 Конституции), малоимущим предо­ставляется бесплатно или за дос­тупную плату из установленных за­коном жилищных фондов и по пре­дусмотренным им нормам (ч. 3 ст. 40 Конституции)….

… В широком плане гарантии охраны (прав и свобод личности можно определять уже через развитость демократического института ответственности государства перед своими гражданами за нарушение их прав и свобод[17]. Действующая Конституция подтвердила приверженность РФ аксиоме правовой государственности, установив не только охрану законом прав потерпевших от злоупотреблений властью (ст. 52), но и вообще право каждого на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53). Названный институт включает в себя комплекс необходимых гарантирующих мер сугубо охранительного характера (рассмат­риваются далее) и некоторых обес­печивающих, причем нередко в со­вокупности: имущественные компен­сации, акты моральной реабилита­ции, наказание виновных, установ­ление льготных режимов для пост­радавших и т. д…

В перечень наиболее распростра­ненных основных гарантий непосред­ственно охраны прав и свобод чело­века и гражданина входят выявле­ние фактов нарушений прав и сво­бод, средства их восстановления, меры юридической ответственности, меры пресечения действий, нарушающих права и свободы или создающих им угрозу, процессуальные формы (процедуры) охраны прав и свобод….

… Восстановление нарушенных прав и свобод личности обычно осущес­твляется посредством признания за лицом права (свободы), в чем ему было незаконно отказано, отмены или признания недействительными не­правомерных как нормативных, так и индивидуальных юридических ак­тов властных субъектов, возложения обязанности возместить причи­ненный ущерб, а также устранить препятствия, помешавшие осуществ­лению субъективного права, присуж­дения или иного властного предпи­сания к исполнению невыполненной обязанности, возврата имущества собственнику, опровержения сведе­ний, порочащих честь и достоинство, и др. В деле восстановления прав и свобод человека и гражданина ис­ключительно важна роль суда, чьи решения позволяют не только удов­летворять законные интересы ист­цов, но и утверждать правовые на­чала государственности, справедли­вость, режим демократической за­конности и правопорядка.

Меры юридической ответственности – наиболее суровая, чаще всего штрафного характера реакция государства на факты нарушений прав и свобод личности, посягательств на них. Для преступившего закон лица появляются негативные последствия в виде изъятий определенных благ и т.п., чему всегда предшествует точная юридическая квалификация деяний правонарушителя и его официальное осуждение, т. е. признание виновным и подлежащим наказанию. Лишения либо ограничения штрафного характера бывают нацелены как на личность правонарушителя (лишение свободы, запрет занимать должность, увольнение, выговор и др.), так и на соответствующее имущество (конфискация, штраф, взыскание неустойки и пр.). Иными словами, меры юридической ответственности за нарушения прав и свобод личности – это определенные виды санкций, в данном случае – наказаний (иногда в совокупности с ком­пенсационными мерами), предусмотренные различными отраслями права (уголовным, гражданским, административным и др.) сообразно тяжести и виду содеянного[18]…

Среди гарантий охраны прав и сво­бод личности специфическое место занимают специальные принудительно-пресекающие меры. Отдельные из них, включая меры пресечения, входят в уголовно-процессуальную сферу (задержание, арест, подписка о невыезде, залог, обыск, наложение ареста на имущество и т. д.), другие – в административно-правовую, дисципли­нарно-правовую, гражданско-правовую (удаление из транспортного средства пассажира за безбилетный проезд, отстранение от работы за нарушение определенных правил, опись имущества и т. д.). Многие принудитель­ные меры направлены на обоснован­но силовое (при необходимости – даже с применением оружия, специальных средств и т. д.) прекращение проти­воправных действий, на обеспечение последующей защиты нарушенных прав и свобод путем их восстановле­ния и наказания виновных.

В основном все меры по охране (защите) прав и свобод личности, осо­бенно предусмотренные санкциями правовых норм, применяются в уста­новленном законом порядке. Четкая юридическая регламентация такого порядка, строгое следование ему – надежная гарантия законности и эффективности защиты прав и свобод Понятно, что в случае нарушения тех или иных прав каждому человеку дозволено защищать их самому разнообразными, не запрещенными зако­ном способами, включая самозащиту…

 

Смирнов С.Н. Тюремный омбудсман: зарубежный опыт в России // Права человека в пенитенциарной практике современной России: Сб. науч. ст. и материалов межвед. науч.-практ. конф., 26 мая 2005 г. / Под общ. ред. И.М. Волчкова, С.А. Смирнова. Псков: Издательство информационного агентства «Псков-Инфопрес», 2006. – С. 70-76.

Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана) впервые был учрежден в Швеции в 1809 году. С тех пор он зарекомендовал себя как один из действующих госу­дарственных механизмов, способный реально решать вопро­сы защиты и восстановления нарушенных прав человека.

В последние десятилетия во многих странах учреждается должность тюремных омбудсманов из-за настоятельной по­требности в реформировании тюрем. Первый омбудсман по делам тюрем начал работать в штате Миннесота в 1972 году. Затем его опыт использовали штаты Канзас, Коннектикут, Гавайи, Айова, Мичиган, Небраска, Мэриленд, Нью-Джер­си, Огайо, Орегон, Южная и Северная Каролина[19].

Формы контроля за соблюдением прав человека у омбудсмана различны. В Швеции, например, большинство жалоб расследуются и разрешаются при помощи корреспонденции, получаемой от заключенных. Омбудсманы и их помощники в американских штатах часто посещают тюрьмы. Благодаря этому, сокращаются усилия и ненужные затраты времени при рассмотрении жалоб; заключенные не боятся жаловаться, поскольку присутствие защитников гражданских прав убере­гает их от репрессий начальства, осужденные охотнее заяв­ляют о нарушениях их прав на ранних стадиях, когда ис­правление ошибок еще возможно. Тюремные омбудсманы в полной мере используют преимущества свободы передвиже­ния в стенах тюрем. Они имеют право непосредственного и безотлагательного доступа к документам, заключенным, пер­соналу и начальникам тюрем. Обученные, квалифицирован­ные омбудсманы по делам тюрем успешно применяют прин­цип третьей стороны при разрешении жалоб, гарантируют быстрый и недорогой контроль за осуществлением административных полномочий, выступают надежным инструментом вмешательства в кризисных ситуациях, обеспечивают систему обратной связи с жалобщиками.

В Великобритании с 1994 года в тюремной системе также появился новый орган по рассмотрению жалоб осужденных, который получил название «prisons ombuosman», т.е. уполномоченный по правам осужденного[20]. Данное лицо является независимым от администрации исправительного учрежде­ния, задачей которого является изучение жалоб осужденных по поводу содержания в тюрьме. Если жалоба заключенного подтверждается достаточным количеством доказательств, то уполномоченный может обратиться напрямую к министру внутренних дел, или генеральному директору тюрем с требо­ванием принятия необходимых мер. Не рассматриваются жалобы, поданные друзьями, членами семьи заключенного, другими лицами. Но если на жалобу нет ответа продолжи­тельное время, то уполномоченный рассматривает ходатай­ства и от данных лиц.

Не является компетенцией уполномоченного рассмотрение жалоб по поводу: решения об условно-досрочном освобожде­нии; деятельности других правоохранительных органов; медицинского диагноза, поставленного врачом конкретной тюрьмы; вопросов, решаемых в гражданском судопроизвод­стве; политических решений, принятых лично премьер-мини­стром о пересмотре сроков наказания или освобождении от отбывания наказания лиц, приговоренных к пожизненному лишению свободы.

Перед обращением необходимо пройти процедуру запро­сов и подачи жалоб в отношении тюремного персонала, которая существует в каждой тюрьме. Если осужденный не удовлетворен ответом, то жалоба может быть отправлена непосредственно уполномоченному, но необходимо, чтобы прошел один месяц с того момента, когда получен ответ из тюремного управления. Если в течение шести недель нет ответа на жалобу, то осужденный также может обратитьсяк уполномоченному. В жалобе необходимо указать; имя, фамилию, отчество, номер тюрьмы и кратко изложить ее суть.

После подачи жалобы, служащие уполномоченного про­веряют полностью ли пройдена официальная процедура по­дачи запросов, жалоб и в течение 10 дней сообщают принято или нет обращение к производству. Если жалоба принима­ется к производству, то по делу составляется специальный доклад, направляемый в течение 12 недель осужденному.

Администрация учреждения может не согласиться с реко­мендациями уполномоченного, но обязана их рассмотреть в срок до 4 недель и сообщить о результатах. Наиболее простой способ разрешения проблемы – достижение согласия между администрацией и осужденным[21].

В России, после создания института Уполномоченного по правам человека в РФ ряд депутатов Государственной Думы, представителей неправительственных правозащитных орга­низаций предлагали в дальнейшем пойти по пути создания института специализированных Уполномоченных, например по правам ребенка, военнослужащих, лиц, находящихся в местах лишения свободы. В настоящее время в некоторых субъектах Российской Федерации, например, в Алтайском крае, Волгоградской, Нижегородской, Новгородской облас­тях, г. Санкт-Петербурге они уже имеются[22].

Непосредственно в уголовно-исполнительной системе с недавнего времени введены должности помощника началь­ника территориального органа по соблюдению прав челове­ка. Несомненно, что их деятельность приносит определен­ные положительные результаты в сфере защиты прав осуж­денных, но эффективность их работы несколько ограничи­вается подчиненностью начальнику управления Федераль­ной службы исполнения наказаний. Поэтому, качество пра­возащитной деятельности в местах лишения свободы опре­деляется, в первую очередь, независимостью соответствую­щих структур.

В этой связи заслуживает внимания, например, учреж­дение института доверенных представителей Уполномоченно­го Республики Башкортостан, назначаемых по рекомендации представительных органов местного самоуправления, работа­ющих на общественных началах, и уполномоченного по правам осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы в Саратовской области, осуществляющего свою деятель­ность на основании временного положения.

В соответствии с данным положением, уполномоченным по правам осужденных может быть дееспособный гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, не имеющий судимости, рекомендуемый на этот пост общественной организацией на основании решения ее общего собрания и утвержденный на эту должность Уполномоченным по правам человека в Сара­товской области. Он не может находиться на службе в суде, правоохранительных органах или на действительной службе, и его кандидатура в обязательном порядке согласовывается с начальником территориального органа УИС области.

Уполномоченный по правам осужденных имеет право:

- посещать закрепленные за УИС учреждения и объекты, находящиеся на его территории за исключением объек­тов, относящихся к охранным сооружениям;

- обращаться к начальнику учреждения, руководству уп­равления, в различные ведомства и учреждения, Упол­номоченному по правам человека в Саратовской области и быть принятым любым должностным лицом учрежде­ния по вопросам, связанным со своей деятельностью;

- принимать участие в совещаниях, проводимых в рамках учреждения, а также присутствовать на заседаниях раз­личных комиссий, кроме тех, где рассматриваются воп­росы с грифом «для служебного пользования», «секрет­но» или «совершенно секретно»;

- встречаться с родственниками осужденных, работниками адвокатуры, нотариата по решению вопросов, поставлен­ных в жалобах и заявлениях осужденных.

При осуществлении своей деятельности он обязан:

- соблюдать требования действующего законодательства;

- подчиняться законным требованиям администрации уч­реждения;

- принимать участие в проведении общеколонийских ме­роприятий, выступать перед осужденными и сотрудника­ми с беседами на правовые темы (хотя для него не закреплено обязательного требования иметь юридическое образование);

- не реже 1 раза в неделю лично информировать начальника учреждения о своей работе, а также о количестве приня­тых, заявлений, жалоб и решениях, принятых по ним.

Права уполномоченного могут приостанавливаться в следующих случаях:

- если уполномоченный по правам осужденных является потерпевшим, свидетелем, защитником или другим ли­цом, участвующим в производстве по делу, к которому причастны лица, содержащиеся в учреждениях УИС области, либо их родственники;

- при ненадлежащем исполнении своих обязанностей в со­ответствии с решением общего собрания общественной организации, его рекомендовавшей, с уведомлением упол­номоченного по правам человека по Саратовской области;

- при наличии информации о его незаконных действиях или связях с осужденными, до окончания проведения служебной проверки (при этом проверка проводится вышестоящим органом).

При наличии следующих оснований уполномоченный мо­жет утратить свои полномочия:

- если он сложил их с себя, обратившись с письменным заявлением в общественную организацию;

- в связи со вступлением в силу обвинительного приговора или решения суда;

- при ненадлежащем исполнении обязанностей (по реше­нию общественной организации, рекомендовавшей упол­номоченного) либо невозможностью их исполнения;

- по истечении срока, оговоренного в решении общего собрания общественной организации, утвердившего его кандидатуру.

 

Фана К.Г. Права человека в пенитенциарных учреждениях УИС Псковской области // Права человека в пенитенциарной практике современной России: Сборник научных статей и материалов межведомственной научно-практической конференции, 26 мая 2005 г. / Под общ. ред. И.М. Волчкова, С.А. Смирнова. Псков: Издательство информационного агентства «Псков-Инфопрес», – 2006.



2015-12-08 756 Обсуждений (0)
Ростовщиков И.В., Ростовщикова О.В. О юридических гарантиях прав и свобод человека // Российский юридический журнал. – 2000. – №4. – С. 26-39 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ростовщиков И.В., Ростовщикова О.В. О юридических гарантиях прав и свобод человека // Российский юридический журнал. – 2000. – №4. – С. 26-39

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (756)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)