Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Зарубежный опыт контроля за пенитенциарными учреждениями



2015-12-08 1923 Обсуждений (0)
Зарубежный опыт контроля за пенитенциарными учреждениями 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Понятие контроля за деятельностью персонала пенитенциарных учреждений.

2. Административный контроль за деятельностью пенитенциарных учреждений.

3. Судебный контроль за соблюдением прав задержанных по подозрению в совершении преступлений и арестованных (на основе процедуры «Хабеас корпус»).

4. Политический (парламентский) контроль за соблюдением прав и свобод заключенных в зарубежных странах.

5. Общественный контроль за деятельностью пенитенциарной системы в зарубежных странах.

 

В 1-ом вопросе «Понятие контроля за деятельностью персонала пенитенциарных учреждений» указывается, что контроль в пенитенциарной сфере – один из важнейших регу­ляторов деятельности персонала учреждений и органов, исполня­ющих уголовные наказания в виде лишения свободы, призванный обеспечить ее законность, эффективность и соответствие обще­ственно значимым целям. Предметом контро­ля выступает защита личных прав заключенных и, в особенности, законность применения дисциплинарных наказаний, а субъектом контрольной деятельности являются представители судеб­ных или иных органов, уполномоченные посещать заключен­ных и не принадлежащие к пенитенциарной администрации. Необходимо выделить основные виды контроля: внутренний (административный) и внешний (правовой, финан­совый, политический (парламентский), институтов граждан­ского общества, международный), понятие и значение которых следует раскрывать в следующих вопросах данной темы.

Анализ контрольной деятельности различных органов в зарубежных государствах позволяет выделить общее содержание, которые составляет деятельность органов государства и институтов гражданского общества, которая направлена, во-первых, на со­бирание и анализ информации о происходящих процессах в пе­нитенциарных учреждениях; во-вторых, на установление несо­ответствий, нарушений, отклонений от социальных, прежде всего правовых, стандартов в работе тюремной администрации; в-третьих, на выдвижение требований и предложений по кор­ректированию отклонений либо самих стандартов.

Во 2-ом вопросе «Административный контроль за деятельностью пенитенциарных учреждений»предполагается, что его сущность состоит, прежде всего, в саморегулировании внутри бюрократических структур.

Необходимо выделить принципы ведомственного контроля: 1) каждая административная задача должна быть закреплена за определенной администра­тивной единицей; 2) для выполнения четко ограниченных задач создаются специализированные организационные единицы; 3) руководитель ве­домства представляет высшую руководящую инстанцию

Выделить и раскрыть основные элементы ведомственной контрольной дея­тельности: а) добровольное выполнение, б) установление стандартов, в) мониторинг (слежение) и г) санкции, а также его задачи: 1) проверка исполнения возложенных на персонал обязанностей, 2) оказание персоналу помощи в установлении нормальных взаимоотношений с осужденными, 3) оценка качества работы персонала.

Показать сущность различных видов административного контро­ля: внутриведомственного, межведомственного, по итогам инцидента, общего, осу­ществляемый по жалобам, внепланового, превентивного, перекрестного.

При проведении проверок важно учесть, чтобы члены комиссий были независимы от органов контроля, обла­дали свободой слова, передвижения, доступа к заключенным, а сам контроль должен осуществляться последовательно,обеспечиваться бюджетом и ресурсами.

Далее стоит раскрыть сущность контроля на примере какого-либо государства. Отличительными особенностями в этом отношении обладает Великобритания, где тюрьмы находятся в подчинении министра внутренних дел. Генеральный директор – исполнительный глава Тюрем­ной службы, назначается министром внутренних дел с одобре­ния премьер-министра. Организационно-функциональная структура Тюремной служ­бы, включает в себя центральный аппарат и окружные управ­ления, осуществляющие контрольные функции за тюрьмами. Для повышения эффективности административного контро­ля в системе МВД создан институт тюремной инспекции, который является органом надведомственного контро­ля и действует независимо от Тюремной службы. Генеральный инспектор руководит группой ин­спекторов, которые, как правило, имеют личный опыт работы в тюрьмах либо являются специалистами в области здравоохране­ния, образования, строительства и сельского хозяйства. Особенностью административного контроля за деятельнос­тью персонала тюрем является то, что в его систему с 1994 г. вхо­дит Тюремный омбудсман, назначаемый министром внутренних дел с целью рассмотрения обращений и жалоб не только заключенных, но и тюремного персонала, но только после того как жалоба была предметом рассмотрения Системы заявлений и жалоб, либо от нее не получено ответа в течение 6 недель.

В 3-ем вопросе «Судебный контроль за соблюдением прав задержанных по подозрению в совершении преступлений и арестованных (на основе процедуры «Хабеас корпус»)» обозначаются виды правового (судебного) контроля за пенитенциарными учреждениями. Первая концепция (присуща Великобритании) заключалась в разре­шении административных споров в судах общей юрисдикции (доктрина единой юстиции). Вторая (например, во Франции) предполагала рассмотрение жалоб на неправомерные административные акты и действия (бездействие) чиновников в специальном порядке особыми судебно-административными органами (доктрина специальных административных судов – административная юрисдикция), отделенных от общих судов гражданской и уголовной юрисдик­ции. Помимо этого создаются специальные пени­тенциарные суды (Польша, Германия). В компетенцию последних входит рассмотрение жалоб заключенных на дей­ствия администрации, решение вопросов о досрочном освобож­дении, переводе заключенного в учреждения открытого типа, предоставлении ему отпуска. Уголовно-исполнительный кодекс Польши предусматри­вает, что судьи пенитенциарных судов дают согласие: на пред­ставление заключенному краткосрочного выезда за пределы пе­нитенциарного учреждения в порядке поощрения (ст. 55), помещение заключенного в штрафной изолятор (ст. 57), а так­же отменяют или изменяют решения о применении к заключен­ному иных дисциплинарных взысканий.

Отдельно необходимо остановиться на процедуре «Хабеас корпус» как гарантии от незаконного задержания и заключения под стражу, когда на лице, осуществившем задержание и заключение лица под стражу, лежит обязанность представить задержанного суде и дать пояснение о причинах задержания. Также эта процедура выступает в роли средства контроля за предоставлением условно-досрочного освобождения и меры депортации иностранных граждан.

В 4-ом вопросе «Политический (парламентский) контроль за соблюдением прав и свобод заключенных в зарубежных странах»где определяется, что цель, задачи и формы этой контрольной дея­тельности для различных стран во многом схожи. Так, в ФРГ к основным полномочиям бундестага в области контроля за госу­дарственной администрацией, которые распространяются и на гражданских служащих тюремных учреждений, относятся: 1) при­нятие законов – управленческие структуры подчинены законам и правовым нормам; 2) парламентское бюджетное пра­во – утверждение парламентом ежегодных бюджетных планов означает предварительный контроль за финансовой деятельно­стью управления; 3) парламентские методы уменьшения нагрузки на правительство; 4) контроль в рамках парламентских пленарных заседаний и заседаний комитетов и комиссий парла­мента.

Важно знать, что с середины XX в. во многих странах получил распростране­ние новый вид парламентского контроля – со стороны парламентских уполномоченных по правам человека (омбудсманов). При всех существующих национальных отличиях основные функции омбудсмана состоят в том, что он принимает жалобы граждан на нарушения их прав и свобод дей­ствиями (или бездействием) правительственных чиновников и ведомств, рассматривает их и выносит свои заключения. По материалам проверок жалоб заключенных омбудсманы могут вносить свои предложе­ния и рекомендации, которые, хотя и не являются обязательны­ми для руководства и персонала пенитенциарной системы, вмес­те с тем могут стать основанием для привлечения виновных к ответственности.

В 5-ом вопросе «Общественный контроль за деятельностью пенитенциарной системы в зарубежных странах» исследуются виды негосударственного (общественного) контроля: а) общий, б) специализированный, в) местный, г) национальный и д) междуна­родный.

Привести примеры из опыта некоторых развитых зарубежных государств, в частности, о деятельности Советов Визитеров, Нацио­нального Совета в Великобритании.

При этом следует остановиться на полномочиях членов Национального совета при проведении контроля за деятельностью пенитенциарных заведений: 1) право доступа в любую тюрьму, в любую ее часть, к лю­бому заключенному в любое время дня и ночи; 2) обязанности совершать, по крайней мере, шесть дежурных посе­щений каждые 12 месяцев и посещать каждое из следующих помещений не реже одного раза в каждые три месяца: блок ис­полнения наказаний/ изоляции, госпиталь, карцеры, кухню и раздаточные; 3) право иметь помещение, шкафы для хранения документов, телефон и т.д.; 4) прямой доступ к руководству тюрьмы, Тюремной службы и министру внутренних дел; 5) напрямую обра­щаться к членам парламента.

Министр внутренних дел может прекратить полномочия члена Совета Визитеров в случае, если он убедится, что член Совета: а) не выполняет удовлетворительно свои обязанности; б) не прошел соответствующую подготовку; в) по причине физического или умственного заболевания, а также по любой другой причи­не не способен к выполнению своих обязанностей; г) был при­знан виновным в таком правонарушении или его поведение было таковым, что, по мнению министра внутренних дел, он не может далее сохранять свои полномочия; д) возник, или собирает­ся возникнуть, или может в будущем возникнуть конфликт ин­тересов между выполнением членом Совета своих обязанностей и какими-либо другими его интересами – частными, финансо­выми и др.

Стоит отметить, что важную роль в осуществлении контроля за деятельностью персонала пенитенциарной системы в развитых демократичес­ких государствах играют средства массовой информации, которые могут повлиять своими выступлениями, публикациями использованием иных медиасредств к осуществлению различных форм контроля. Подчеркнуть тесную взаимосвязь контроля средств массовой информации с иными видами контроля.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

[374, 376, 377]

Дополнительная

[1-18, 209, 211, 222, 230, 242, 244, 265, 293, 302, 318, 334, 353, 356, 357]

Список литературы находится в I части УМК.

 



2015-12-08 1923 Обсуждений (0)
Зарубежный опыт контроля за пенитенциарными учреждениями 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Зарубежный опыт контроля за пенитенциарными учреждениями

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1923)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)