Анализ технического уровня и качества продукции
Технический уровень оценивается путем сопоставления технико-экономических показателей изделий с лучшими отечественными и зарубежными образцами аналогичной техники. Оценка проводится по основным технико-экономическим показателям, характеризующим важнейшие свойства изделий. Качество продукции – один из основных факторов, способствующих росту реализации продукции. Это основной показатель конкурентоспособности выпускаемой продукции организаций. Индекс конкурентоспособности промышленного производства рассчитывается исходя из четырех показателей: объема произведенной добавленной стоимости в расчете на одного жителя, объема экспорта в расчете на одного жителя, а также долей средне- и высокотехнологичной продукции в объемах произведенной добавочной стоимости и экспорта. Как следует из рис. 5.3, Россия занимает 44-е место среди стран мира по индексу конкурентоспособности выпускаемой продукции[1]. Если говорить о конкурентоспособности отдельных технологий, представляющих интерес для развитых стран, то таких насчитывается около 300 – это технологии как военного, так и двойного назначения[2]. Рис. 5.3.Рейтинг индекса конкурентоспособности промышленного производства Повышение качества продукции требует дополнительных затрат и увеличивает себестоимость единицы продукции, влияет на цену, прибыль и служит объектом экономического анализа. Сумма всех расходов на обеспечение качества составляет общие расходы на качество. Взаимосвязь между всеми расходами на качество, общими расходами на качество и уровнем достигнутого качества представлена на рис. 5.4. Общие расходы на качество складываются из расходов на предупредительные мероприятия, на контроль и потери (внешние и внутренние). С изменением достигнутого уровня качества изменяются составляющие затрат и их сумма – общие расходы на качество. Рис. 5.4.Взаимосвязь между расходами на качество и достигнутым уровнем качества[21, с. 197]
Стандарт ISO 9000 дает такое определение: «Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности». В СССР Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965 г. «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» была признана необходимость введения государственной аттестации качества продукции. В 1967 г. на ряде предприятий была введена государственная аттестация. Первыми изделиями, удостоенными государственного Знака качества, были электродвигатели московского завода им. В.И. Ленина. За рубежом система оценки качества была введена в 1932 г. – в Германии, 1938 г. – во Франции, Великобритании, в 1949 г. – в Японии. Единый порядок систематической оценки технического уровня и качества машин, оборудования и другой техники и аттестации этой продукции по категориям качества был введен постановлением ГКНТ, Госстандарта, Госплана СССР и Госснаба СССР в 1981 г. Этот порядок регламентировал проведение оценки технического уровня и качества продукции по всему циклу создания, производства и применения продукции, и прежде всего на тех стадиях, где имеется возможность внесения в документацию необходимых корректив. В целях приближения к международным стандартам качества существовавшая система аттестации в 1993 г. была заменена на систему сертификации. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. Показатели качества характеризуют параметрические, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Столь широкая трактовка показателей технического уровня (производительность, габариты, показатели надежности, цена, эксплуатационные расходы и др.) и качества изделий приводит к их многообразию. Например, номенклатура показателей, характеризующих технический уровень и качество морских и речных транспортных судов, содержит более ПО наименований. Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения, например удельный вес объема: · новой продукции в общем ее выпуске; · сертифицированной и несертифицированной продукции; · продукции, соответствующей мировым стандартам; · экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны, и др. Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств: · полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и т.д.); · надежность (долговечность, безотказность в работе); · технологичность, отражающую эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость и т.п.); · эстетичность изделий. Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др. Содержание анализа качества продукции представлено на рис. 5.5. Рис. 5.5. Анализ качества продукции [21, с. 29]
Выдающихся успехов в обеспечении качества продукции достигла Япония. В 1970-х годах корпорация Toyota стала родоначальником системы кружков качества. Во второй половине XX в. американец Эдвард Деминг предложил контролировать качество не на конечном продукте, а на каждой стадии производства. США это предложение проигнорировали, а в Японии реализовали, поняв, что производство и контроль за качеством не должны быть разделены, тем более противопоставлены друг другу. Дело в не наказании бракоделов, главное – выявлять и устранять причины возможных дефектов. Когда кружки качества выполнили свою задачу, их трансформировали в систему полного производственного обслуживания – новый канал выявления творческой инициативы работников. В рамках этой системы уход за оборудованием полностью поручается тем, кто на нем работает. Вместо наладчиков проверкой техники между сменами сообща занимаются отработавшие и заступившие бригады. На предприятиях, внедривших систему полного производственного обслуживания, производительность труда почти удваивается, себестоимость снижается на треть, количество рационализаторских предложений возрастает в 5–10 раз. Главное же – в корне меняется психология людей, которые начинают осознавать себя хозяевами своего рабочего места, доверенной им техники[3]. Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т.д.). Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытаний, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др. Процесс оценки технического уровня продукции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной оценки. Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы, в том числе балльный (рис. 5.5). Сущность балльного метода оценки состоит в следующем: определяется средневзвешенный балл качества продукции и путем сравнения фактического и планового его уровня находится процент выполнения плана по качеству. По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов. Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: а) отношением количества продукции I сорта к общему количеству; б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I сорта: . Пример.По данным табл. 5.8 коэффициент сортности составляет: по плану 0,718 (1083/1508), фактически – 0,735 (1094/1488); выполнение плана по качеству – 102,4% (0,735/0,718); средневзвешенная цена по плану – 28,7 руб. (1083/37,7), фактически – 29,4 руб. (1094/37,2), что по отношению к плану также составляет 102,4%.
Таблица 5.8. Объем выпуска продукции по сортам
Оценка выполнения плана по качеству продукции проводится также по удельному весу сертифицированных изделий, удельному весу забракованной и зарекламированной продукции. Анализ отступлений от норм качества изготовления осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию. В зависимости от действующей на предприятии системы представления информации о браке анализируются потери от брака как по предприятию, цехам, участкам, рабочим местам, так и по конкретным изделиям и причинам. Основными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки и т.д. Показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических данных с данными предыдущих отчетных периодов, планом, аналогичными данными других родственных организаций. Расчет влияния качества продукции на стоимостные показатели работы организации: изменение выпуска товарной продукции (DNТ), изменение выручки от продаж продукции (DNp) иизменение прибыли (DП) – проводится следующим образом: где р0 и р1 – цена изделия соответственно до и после изменения качества; с0 и с1 – себестоимость изделия соответственно до и после изменения качества; Qk1 – количество произведенной продукции повышенного качества; Nр.кач – объем продаж продукции повышенного качества. Если организация выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным алгоритмам рассчитать влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от продаж. Средневзвешенная цена определяется следующим образом: , . Для расчета влияния сортового состава продукции на объем производства в стоимостном выражении можно также использовать способы, которые применяются при анализе структуры производства продукции. Выполним этот расчет способом абсолютных разниц по данным табл. 5.8. Результаты расчета приведены в табл. 5.9.
Таблица 5.9. Влияние сортового состава продукции на выпуск продукции (изделия Ав стоимостном выражении)
В связи с улучшением качества продукции (увеличением доли I сорта и соответственным уменьшением доли продукции II и IIIсортов) средняя цена реализации по изделию А выше плановой на 0,72 руб., а стоимость всего фактического выпуска – на 26,78 тыс. руб. Аналогичные расчеты выполняются по всем видам продукции, по которым установлены качественные характеристики, результаты обобщаются.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (929)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |