Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретический анализ понятия «развитие» в философии



2015-12-08 561 Обсуждений (0)
Теоретический анализ понятия «развитие» в философии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Мышление древних не знало понятия развития в точном смысле этого слова,

т.к. время тогда понималось как протекающее циклически. Представление об

абсолютно совершенном космосе, на которое опиралось античное мышление,

исключало постановку вопроса о направленных изменениях, ведущих к

возникновению принципиально нового. Идея направленности времени выдвигается в христианстве, которое относит ее лишь к сфере духа. С возникновение в эпоху Возрождения опытной науки идея линейного направления времени распространяется на природу - формируется представление о естественной истории, т.е. необратимых и направленных изменениях природных объектов. Это нашло выражение в космогонических гипотезах, а затем в теориях эволюции и биологии. Глубокую философскую разработку идея развития получила в немецкой классической философии, особенно у Гегеля, который строил диалектику как учение о всеобщем развитии духа. Идеализм гегелевского учения о развитии подвергся критике в марксизме, истолковывающем развитие как универсальное свойство материи и вместе с тем как всеобщий принцип, служащий основой для объяснения истории общества и познания. Общей философской теорией развития является материалистическая диалектика, законы которой дают характеристику внутреннего механизма, движущих сил, общей направленности и основных фаз развития. Диалектико-материалистическое учение о развитии составляет

философско-методологический фундамент теории революционного преобразования общества. Марксизм показал принципиальное различие и вместе с тем органическое единство двух типов развития - эволюции и революции.

Современная наука исследует сложно организованные саморазвивающиеся

объекты - системы, во многих ее областях разрабатываются специально-научные

теории развития. В таких теориях описываются, в частности, нелинейные,

скачкообразные преобразования. В данном случае необходима разработка

методологической базы, содержащей специально-научные теории, адекватно

воспроизводящие процессы, происходящие в саморазвивающихся системах.

В последнее время на характер мышления исследователей начинает

оказывать все большее влияние учение В.И. Вернадского о биосфере и ее

постепенном переходе в ноосферу. В основе учения Вернадского лежит

представление о взаимозависимости процессов, протекающих на Земле. Все они

связаны друг с другом и являются фрагментами ее развития. Важнейшим

событием в истории нашей планеты было появление на ней жизни, резко

ускорившей все процессы преобразования неживой, по терминологии В.И.

Вернадского, «косной» материи. В.И. Вернадский начал систематическое

изучение единого процесса развития с момента возникновения Земли, который

отстоит от сегодняшнего дня на 4,5 млрд. лет .

За последние годы многое удалось понять в том, что можно назвать

механизмами развития (в частности, эволюции), в том, как происходят

изменения структуры (организации) материи, как возникают новые качества,

что является движителем процесса самоорганизации. В связи с этим выделяются

следующие механизмы развития:

Адаптационные механизмы. Основная их особенность состоит в том, что они

позволяют с определенной точностью предвидеть развитие события –

прогнозировать его. Это происходит потому, что адаптация – это

самонастройка, обеспечивающая развивающейся системе устойчивость

(стабильность) в данных конкретных условиях внешней среды.

Пороговые (бифуркационные (по А. Пуанкаре)) механизмы развития. Организация системы обладает пороговыми состояниями, переход через которые ведет к резкому качественному изменению протекающих в ней процессов, к изменению самой ее организации. Более того, переход от старой организации системы к новой неоднозначен, т.е. возможно целое множество различных новых форм организации.

Термин «бифуркация» в последнее время (после работ Уитни и Р.Тома) все

чаще стали заменять термином «катастрофа». Таким образом, на перекрестке

«эволюционных каналов» происходит «катастрофа». Характер развития

качественно меняется. Возникает несколько новых и различных вариантов

развития (эволюции). Этих вариантов столько, сколько новых «каналов»

выходит на «перекресток». В характеристике бифуркационного механизма

основным является неопределенность путей дальнейшего развития.

Выделение механизмов адаптации и катастроф позволяет не только дать

новую интерпретацию процессов развития. Оно позволяет сделать наглядным

один принцип, имеющий важное значение для понимания процессов

самоорганизации вообще и эволюции живого мира в частности. Этот принцип

носит название принципа дивергенции - расхождения (или размножения) новых форм организации.

Чем сложнее система, тем больше вероятность увеличения числа возможных

путей ее эволюции (т.е. дивергенции), а вероятность появления двух

развивающихся систем в тождественных эволюционных каналах практически равна нулю. Это и означает, что процесс развития (самоорганизации) ведет к

непрерывному росту разнообразия форм.

 

 



2015-12-08 561 Обсуждений (0)
Теоретический анализ понятия «развитие» в философии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретический анализ понятия «развитие» в философии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (561)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)