Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические указания по решению задач



2015-12-08 513 Обсуждений (0)
Методические указания по решению задач 0.00 из 5.00 0 оценок




Методическая разработка

Электронное пособие по практическим занятиям

Учебной дисциплины

«Анализ финансово-хозяйственной деятельности»

Для студентов специальности

Экономика и бухгалтерский учет»

 

Нижний Тагил 2011 г.

 

Одобрено на заседании цикловой Составлено в соответствии с

комиссии бухгалтерского учета Государственными требованиями

и менеджмента протокол № 4 минимуму содержания и уровню

от 17.11.2010. подготовки выпускников

Председатель: И.В. Емакаева специальности 080114

 

Рецензент:

– преподаватель экономических дисциплин НТТЭК

В.Л. Пухова - преподаватель экономических дисциплин НТГМК

Автор: И.В. Емакаева - преподаватель экономических дисциплин НТГМК

Введение

 
 


Электронное пособие (далее ЭП) начинает занимать все большее место в нашей жизни. Появлению и распространению электронных учебников способствует быстрое развитие электронной промышленности, микроэлектроники, компьютерных технологий и Интернет технологий.

На сегодняшний день идет активный процесс по созданию электронных учебников в гипертекстовой форме и их внедрения в учебный процесс. Однако нет единого стандарта на построение электронных учебников, нет механизмов их правовой защиты, нет единых критериев, по которым определяется качество электронных учебников

Четкого определения, что такое электронный учебник пока нет. Есть интуитивное понимание: это некое электронное средство обучения, поддержка обычной книги, определенной темы, главы в цифровом формате.

Электронные пособия актуальны и имеют ряд преимуществ: по сравнению с обычными учебниками, электронные книги вмещают в себя огромное количество информации, при маленьких размерах. Само собой разумеется, что стандартные средства обучения, учебники никогда не потеряют своей актуальности, книга, учебник, всегда будут находиться рядом с человеком, и помогать ему. А электронные учебники, являются, очень хорошим дополнением к классическим методам и способам обучения.

Можно дать такое определение электронному учебнику:

Электронные пособия - это представление учебного материала в электронном вид с использование следующих объектов:

- форматированный гипертекст;

- графические изображения;

- анимация;

- аудио- и видеозаписи.

При разработке ЭП целесообразно подбирать в качестве источников такие печатные и электронные издания, которые:

- наиболее полно соответствуют стандартной программе;

- лаконичны и удобны для создания гипертекстов;

- содержат большое количество примеров и задач,

 

Удобство применения ЭП очевидно, особенно это касается дисциплин, содержание которых постоянно обновляется в связи с прогрессом, например, информатика, экономические и правовые дисциплины. Каждый год можно обновлять ЭП.

ЭП должно обладать следующими характеристиками:

- четкая структура;

- быстрый переход к любому элементу;

- возможность поиска;

- читаемость;

- краткость.

 

Структурная организация электронного пособия.

На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число электронных учебников. Одновременно не утихают споры о том, каким должен быть "электронное пособие", какие функции "вменяются ему в обязанность". Традиционное построение ЭП:

- изложение учебного материала;

- практика;

- тестирование либо задачи для контрольного среза.

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:

1. информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий;

2. текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций.

3. на иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна

быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с дви жением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).

4. текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром.

 

ЭП выполняет следующие задачи:

 

для самостоятельной работы учащихся:

· облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, кроме печатной учебной литературы, способов подачи материала;

· допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

· предоставляет возможности для самопроверки на всех этапах работы;

· выполняет роль наставника, предоставляя неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочее.

на практических занятиях:

· позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;

· позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень;

· позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭП то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;

· позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в час

ти, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.

· высвобождает преподавателя от незапланированных дополнительных занятий со студентами пропускающими, по тем или иным причинам, занятия;

· позволяет студентам получать всегда новую информацию, не тратя денежных средств;

· позволяет учебным заведениям экономить денежные средства на покупку печатной литературы для каждого студента.

· и др.

 

Цели электронного пособия:

· Повысить эффективность и качество обучения

· Повысить объективность оценивания

· Повысить динамичность модификации учебного материала

· Обеспечить оптимальное тиражирование

 

 

Организация и проведение практических занятий

 

1. Практическое занятие проводится в учебных кабинетах или специально оборудованных аудиториях.

Структурные элементы: инструктаж, проводимый преподавателем, самостоятельная работа студентов, а также анализ и оценка выполняемых работ и степени овладения студентами запланированных умений.

2. Состав заданий для практического занятия спланирован так, чтобы за отведённое время они могли быть выполнены качественно большинством студентов. Количество часов, практические занятия фиксируются в тематических планах примерной рабочей программы.

3. Выполнению практических занятий предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.

4. По каждому практическому занятию разработаны и утверждены методические указания по их проведению.

5. Формы организации студентов:

5.1 Фронтальная – выполняется одна работа всеми студентами.

5.2 Групповая – одна работа бригадами по 2-7 человек.

5.3 Индивидуальная – каждый студент выполняет индивидуальное задание с учетом его сложности.

6. Для повышения эффективности проведения практических занятий:

6.1.применяются коллективные и групповые формы работы, максимально используются индивидуальные формы с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объёма работ.

6.2.проводятся на повышенном уровне сложности с включением в них заданий, связанных с выбором студентами условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования.

6.3.подбираются дополнительные задачи и задания для студентов, работающих в более быстром темпе.

7. Структура оформления практических заданий по дисциплине определены цикловой комиссией.

8. Оценки за выполнение практических заданий выставляются по пятибалльной системе и в форме зачёта, и учитываются как показатели текущей успеваемости студентов.

 

 

Критерии оценки

Суждение о качестве знаний выносится на основании сопоставления предполагаемых и допустимых результатов обучения. Качество знаний в целом служит признаком, средством для оценки результатов усвоения. При определении оценки применяются следующие критерии:

Оценка «5» - оценивает знания студента, глубоко усвоившего материал, последовательно, логически правильно и грамотно излагающего материал, в работе и на защите отражающего связь теории с практикой. Студент не затрудняется с ответом на поставленные вопросы, ориентируется в материале. Показывает знакомство с источниками (литературой). Обосновывает свои выводы и приводит аргументы.

Оценку «4» - получает студент за знание материала, грамотное его изложение, с небольшими неточностями. Затрудняется ответить на дополнительные вопросы.

Оценка «3» - оценка, которую студент получает за знание общих положений работы; не может отразить связь теории с практикой; затрудняется ответить на поставленные вопросы. Делает выводы, но не может их обосновать. Допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушение последовательности в изложении.

Оценка «2» - оценка студенту, который не знает значительной части материала, не может ответить на поставленные вопросы, сделать выводы, аргументировать ответ. Допускает существенные ошибки.

 

Практическое занятие № 1

 

Тема: Предмет, задачи и приемы экономического анализа при характеристике технико-экономических показателей.

Цель: Научить применять приемы экономического анализа при характеристике технико-экономических показателей.

 

Методические указания по решению задач.

 

При решении задач используются различные приемы анализа.

1. Наиболее распространенный это метод сравнения, который строится на основе расчета разниц. Его применяют для сравнения фактических показателей с планом, прошлым периодом, средним и лучшим по отрасли, нормативом.

2. Метод группировок, т.е. когда при большом количестве анализируемых показателей их группируют в однородные группы (группы работников, специалистов, руководства).

3. Графический метод, это когда фактические и плановые данные изображаются графиками и диаграммами.

4. Индексный метод, который применяется при анализе себестоимости, прибыли, рентабельности.

5. Метод минимального числа, который применяется при анализе ассортимента и ритмичности выпуска. Возник, с переходом на рыночные отношения при формировании портфеля заказов по договорам и сверхплановая продукция перестала засчитываться в процент выполнения плана. Сущность метода заключается в том, что из двух цифр план и факт в счет выполнения плана засчитывается минимальное число, т.е. не выше плана.

6. Метод средневзвешенной величины, который применяется при анализе квалификационного состава работников и качества продукции. Сущность метода заключается в том, что рассчитывается средневзвешенный тарифный разряд работника (категория). Расчет производят по формуле:

Отношение суммы произведений разрядов на соответствующую численность к среднесписочной численности.

7. Метод средневзвешенной цены (коэффициент сортности), который позволяет определить среднюю цену реализации по выражению суммы реализации (выручки к объему реализации в натуральном выражении).

8. Метод количественных и качественных факторов, применяется, если нужно определить, в каком размере и какие факторы повлияли на абсолютное отклонение ТЭП. Если на абсолютное отклонение ТЭП повлияло только два фактора, то размер влияния каждого из них определяют методом количественных и качественных факторов, начиная расчеты с количественного фактора.

Количественный фактор, показывает размер, величину, размер основного, оборотного капитала, численность рабочих, а качественный фактор показывает эффективность использования количественных факторов (фондоотдача, производительность труда, себестоимость, рентабельность).

Если нужно определить, в каком размере на анализируемый показатель влияют два фактора, используют этот метод. Расчет влияния начинают с количественного фактора, и размер его влияния определяют по формуле:

(количественный фактор факт – количественный фактор план )* качественный фактор план

Влияние качественного фактора

(качественный фактор факт – качественный фактор план) * количественный фактор факт

Разложение по факторам должно дать абсолютное отклонение анализируемого показателя, т.е. расчет влияния факторов заканчивается проверкой сложения влияния факторов. Делается вывод о наиболее отрицательном факторе, разрабатываются мероприятия по снижению его влияния.

8. Если на абсолютное отклонение анализируемого показателя влияют три или более факторов, то применяют метод цепных подстановок, сущность которого в том, что записывается базисное выражение, обозначающее анализируемый показатель, в котором все данные плановые и путем постепенной замены факторов, начиная с количественного, на фактическую величину, определяют влияние замененного фактора, для этого из полученного результата вычитают предыдущий. Разложение по факторам должно дать абсолютное отклонение, т.е. делается проверка. Называются мероприятия по устранению отрицательных факторов.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Какой метод анализа наиболее распространен и при анализе каких показателей он применяется?

2. Назвать те технико-экономические показатели, на абсолютное отклонение которых влияют два фактора.

3. Назвать те технико-экономические показатели, на абсолютное отклонение которых влияют три и более фактора.

4. Назовите те показатели, изменение которых изображают графиками и диаграммами.

5. Какой метод применяется при анализе себестоимости, рентабельности и прибыли?

6. Что показывает количественный фактор?

7. В случае большого количества анализируемых показателей их группируют в однородные группы, в соответствии с каким методом анализа?

8. С влияния какого фактора начинают расчет?

9. В чем сущность метода средне - взвешенной цены.

10. В соответствии с каким методом определяют влияние замененных показателей путем постепенной замены плановых показателей на фактические?

 

Тест для самопроверки:

 

Выберите единственно правильный вариант ответа.

1. Выберите метод анализа, который применяется при анализе ассортимента и ритмичности выпуска.

А) метод минимально числа;

Б) графический метод;

В) метод средневзвешенной величины.

 

2. Какой метод применяется при анализе квалифицированного состава работников?

А) метод количественных и качественных факторов;

Б) метод средневзвешенной величины;

В) метод цепных постановок.

 

3. Какой метод применяется, если нужно определить, в каком размере и какие два фактора влияют на абсолютное отклонение технико-экономического показателя?

А) метод цепных постановок;

Б) метод минимально числа;

В) метод количественных и качественных факторов.

 

4. Что показывает количественный фактор?

А) ассортимент;

Б) размер, величину (например, стоимость основного оборотного капитала, численность работников);

В) среднюю цену реализации.

 

5. Что показывает качественный фактор?

А) эффективность использования количественного фактора;

Б) тарифный разряд;

В) ритмичность выпуска.

 

6. Какой метод позволяет определить среднюю цену реализации?

А) метод минимального числа;

Б) метод цепных постановок;

В) метод средневзвешенной цены.

 

7. Какой метод возник с переходом на рыночные отношения при формировании портфеля заказов?

А) графический метод;

Б) метод средневзвешенной цены;

В) метод минимального числа.

 
 


8. Какой метод позволяет наглядно показать изменение анализируемого показателя?

А) метод минимального числа;

Б) графический метод;

В) метод количественных и качественных факторов.

 

9. Назовите наиболее распространенный метод анализа

А) метод группировок;

Б) метод сравнения;

В) индексный метод.

 

 

10. Какой метод применяется, если нужно определить в каком размере и какие три фактора влияют на абсолютное отклонение технико-экономического показателя?

А) метод цепных постановок;

Б) графический метод;

В) метод количественных и качественных факторов.

Ключ к тесту.

1. А

2. Б

3. В

4. Б

5. А

6. В

7. В

8. Б

9. Б

10. А

 
 


Задачи:

Задача № 1

Определить абсолютное отклонение реализованной продукции и влияние факторов на него.

 

ПОКАЗАТЕЛИ ЕД. ИЗМ. ПЛАН ФАКТ
1. реализованная продукция млн.р.
2. стоимость основных фондов млн.р.
3. фондоотдача на 1 руб. фондов млн.р. ? ?

 

Задача № 2

Определить абсолютное отклонение фонда оплаты труда и влияние факторов на него.

 

ПОКАЗАТЕЛИ ЕД. ИЗМ. ПЛАН ФАКТ
1. фонд оплаты труда тыс. руб.
2. численность рабочих чел.
3. среднегодовая зарплата 1 человека руб. ? ?

 

Задача № 3

Определить абсолютное отклонение в выпуске продукции и влияние факторов на него.

 

  ПОКАЗАТЕЛИ ЕД. ИЗМ. ПЛАН ФАКТ  
  1. выпуск продукции тыс.р.  
  2. численность рабочих чел.  
производительность труда тыс. руб. ? ?  
             

 

Задача № 4

Определить абсолютное отклонение в объеме реализованной продукции, определить влияние стоимости основных фондов и их использования на реализованную продукцию.

 

ПОКАЗАТЕЛИ ЕД. ИЗМ. ПЛАН ФАКТ
1.реализованная продукция тыс.р.
2.стоимость основных фондов тыс.р.
Ф фондоотдача   ? ?

 

Задача № 5

Определить выпуск продукции и влияние факторов на его абсолютное отклонение.

 

ПОКАЗАТЕЛИ ЕД. ИЗМ. ПЛАН ФАКТ
1. Календарное время сутки
2. Капитальный ремонт сутки
3. ППР сутки
4. текущие простои сутки 4,8 4,3
5. часовая производительность т

 

Задача №6

Определить прибыль и влияние факторов на ее абсолютное отклонение.

 

ПОКАЗАТЕЛИ ЕД. ИЗМ. ПЛАН ФАКТ
1. производственная с/с руб.
2. внепроизводственные расходы р. руб.
3. выручка от реализации руб.
4. прибыль руб. ? ?

Задача № 7

Определить влияние трех показателей на выпуск продукции.

 
 


ПОКАЗАТЕЛИ ПЛАН ФАКТ
1.производительность труда, руб.
2. число рабочих
3. отработанное время 1-м человеком, час

 

Задача № 8

Определить выпуск продукции по плану и по факту. Сделать полный его анализ, если данные в виде таблицы.

 

ПОКАЗАТЕЛИ ЕД. ИЗМ. ПЛАН ФАКТ
1. количество станков шт.
2. отработанное время 1 станком час.
3. производительность часовая тонн 3,2 3,7

 



2015-12-08 513 Обсуждений (0)
Методические указания по решению задач 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические указания по решению задач

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (513)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)