Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Механизм регулирования денежно-кредитной политики




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЦБ РФ может достичь целей ДКП, проводя либо жесткую, либо гибкую монетарную политику.

Жесткая монетарная политика связана с поддержанием на определенном уровне объема денежной массы.

Гибкая монетарная политика связана с использование ставки %.

Выбор варианта зависит от причин изменения спроса на деньги. Если рост спроса связан с инфляционными процессами, то уместно проводить жесткую политику, направленную на поддержание определенного уровня денежной массы.

Если же необходимо застраховаться от неожиданных изменений скорости обращения денег, то предпочтительным будет удержание ставки %, напрямую влияющего на инвестиционную активность.

 

14. Кейнсианская доктрина

 

Кейнсианская доктрина возникла после разрушительного мирового экономического кризиса 1929 — 1933 гг., который выявил нестабильность «автоматического саморегулирования» рыночной экономики, — возможность, которую пытались обосновать представители неоклассического направления экономической мысли.

Дж. М. Кейнс выдвинул теорию дефицитного финансирования. Во избежание экономических кризисов и обеспечения занятости он постулировал необходимость постоянного и широкого вмешательства государства в экономическую жизнь при помощи преимущественно финансовых инструментов регулирования — формирования дополнительного платежеспособного спроса.



Денежно-кредитной политике отводилась второстепенная роль: она должна была обеспечить проведение политики «дешевых денег», т.е. низких процентных ставок для расширения эффективного спроса — личного потребления и инвестиций. Кейнс выступал за дефицит государственного бюджета и расширение денежной эмиссии центральным банком. Таким образом, он предлагал подорвать стабильность покупательной силы денег.

С начала 1930-х гг. кейнсианская концепция дефицитного финансирования стала господствующим направлением в теории и практике государственного регулирования экономики стран Запада, особенно после Второй мировой войны. Однако крах Бреттон-Вудской валютной системы, структурные кризисы и стагфляция в середине 1970-х гг. потребовали отказаться от кейнсианской доктрины.

 

 

15. Монетаризм М. Фридмена

 

Однако крах Бреттон-Вудской валютной системы, структурные кризисы и стагфляция в середине 1970-х гг. потребовали отказаться от кейнсианской доктрины.

С этого времени господствующим направлением экономической мысли в области регулирования рыночной экономики становится монетаристская концепция американского экономиста М. Фридмена.

Фридмен и последователи считают, что деньги занимают ключевое место в системе народнохозяйственных связей, поэтому монетарные мероприятия центрального банка — наиболее эффективный инструмент экономического регулирования вообще и проведения антиинфляционной политики в частности. Монетаристы выступают за приоритет жесткой денежно-кредитной политики, не зависящей от состояния конъюнктуры. Такая политика направлена на ограничение инфляции.Главная функция монетарной политики — контроль за выпуском денег в обращение, который происходит в соответствии с определенным правилом, т.е. уровнем, соответствующим долговременному темпу роста экономики.

Серьезную опасность монетаристы видят в бесконтрольном манипулировании денежной массой. Они считают, что центральные банки должны проводить равномерное увеличение денежной массы — не более 3 — 5% в год. По мнению М. Фридмена, ориентация не на кратковременные, а на долговременные тенденции. в динамике денежного обращения будет наилучшим образом содействовать поддержанию оптимальных темпов роста экономики.

В качестве основы кредитно-денежной политики монетаристы предлагают монетарное правило, согласно которому денежное предложение должно увеличиваться в соответствии с ростом реального чистого национального продукта в долгосрочном периоде.

Таким образом, центральным моментом регулирования экономики монетаристы считают управление предложением денег.При этом процентной ставке отводится вспомогательная роль, а основное внимание уделяется монетарному правилу.

 

16. Жесткая и гибкая денежно-кредитная политика

 

Центральный банк с помощью находящихся в его распоряжении инструментов реализует определенные цели денежно-кредитной политики. Ее основные разновидности: поддержание на определенном уровне денежной массы — жесткая монетарная политика или ставки процента — гибкая монетарная политика. Жесткая политика предполагает поддержание денежной базы на некотором целевом уровне. Гибкая монетарная политика соответствует поддержанию определенной целевой ставки процента. На практике обычно реализуется некоторый промежуточный вариант.

Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит во многом от причин изменений спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы. Если необходимо предохранить экономику от неожиданных изменений скорости обращения денег, то предпочтение может быть отдано поддержанию процентной ставки.

Центральный банк не может одновременно фиксировать денежную базу и процентную ставку. Для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширять предложение денег, и наоборот.

17. Учетная (дисконтная) и ломбардная политика как элемент денежно-кредитной политикой государства

 

Учетная политика – составная государственной %-ной политики, посредством установления и пересмотра:

Ставка редисконтирования – переучет ценных бумаг.
Здесь учетная политика состоит в переучете или покупке векселей (ценных бумаг) различных коммерческих банков. При этом ЦБ из векселя удерживает дисконт, или учетный %, изменение которого влияет на объект кредитования в стране:

При его повышении проводится жесткая политика «дорогих» денег.

При понижении дисконта – политика «дешевых» денег.

Официальные учетные ставки ЦБ ведущих развитых стран устанавливаются на разных уровнях

Ставка по рефинансированию – размер % в годовом исчислении, подлежащий уплате ЦБ за кредиты, предоставленные коммерческим кредитным организациям. Эти кредиты являются рефинансированием временных ресурсов банков.
Через них обеспечивается регуляция ликвидности банковской системы при недостатке у кредиторов средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств.
Ставка рефинансирования является инструментом, с помощью которого ЦБ РФ воздействует на ставки межбанковского рынка, а также ставки по депозитам юридических и физических лиц и кредитам, предоставляющих им программы. Также является одним из методов инфляционной политики.

Дисконтная политика характеризуется повышением/понижением учетной ставки, с целью влияния на движение краткосрочных зарубежных капиталов.

Дополнением учетной политики служит ломбардная, или залоговая, политика, основанная на предоставлении центральным банком кредитным учреждениям ссуд под обеспечение векселей, ценных бумаг и государственных долговых обязательств. В связи с возможностью большего риска по ломбардному кредиту устанавливается более высокий процент (на 1-2% выше), чем по учету векселей

 

18. Государственные операции на открытых рынках как элемент денежно-кредитной политикой государства

 

Операции на открытом рынке является инструментом повышения эффективности дисконтной политики. Операции на открытом рынке заключаются в покупке государственных ценных бумаг (облигации сберегательного займа), банковских акцептов и других кредитных обязательств - проводятся не по рыночным ставкам, а по за ранее установленному курсу (ЦБ РФ). Изменяя процентные ставки на рынке, банк создает выгодные условия кредитным институтам для покупки и продаж государственных ценных бумаг для повышения своей ликвидности. Кроме того, когда ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму средств на резервном счете этого банка (когда ЦБ у других банков).

Поступают дополнительные деньги, и происходит расширение денежной массы. Это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных возможностей банков путем размещения госдолга. Эти операции - одна из форм финансирования государства и особенно эффективно используется банком в условиях дефицита федеральных и местных бюджетов. По средствам операций на открытом рынке, государство увеличивает или уменьшает денежную массу, тем самым стимулируя, или сдерживая, темп роста экономики.

 

19. Политика обязательных резервов как элемент денежно-кредитной политикой государства

 

Политика обязательных резервов - это административный и наиболее действенный метод влияния ЦБ на денежные ресурсы банков и их кредитные возможности. Сущность политики осуществляется в установлении ЦБ норм обязательных минимальных резервов для кредитных институтов в виде определенного процента от суммы их депозитов. Обязательные минимальные резервы хранятся на беспроцентном счете в ЦБ. В настоящее время резервирование выполняет функцию страхования вкладов и используется для осуществления контрольных функций ЦБ. Ставки обязательных резервов, например, в Англии 0, 45 %. Там не используется резервирование как элемент ДКП. Во Франции 5,5 %. ЦБ РФ с 25 марта 2011 года норма обязательствам перед физическими лицами – 4,2%, по обязательствам перед юридическими лицами – 5,5%

 

20. Органы государственной власти, реализующие денежно-кредитную политику в РФ

 

К числу институтов, занимающихся проведением ДКП, относятся:

ЦБ РФ

Совокупность коммерческих банков

Другие финансовые учреждения и организации (МинФин, биржи)

 

21. Государственная региональная политика: механизм формирования и реализации

 

22. Основные направления государственной региональной политики в отношении кризисных регионов

23. Взаимосвязь регионального и муниципального управления

24. Региональные программы социально-экономического развития

 

25. Государственная антимонопольная политика

Монополия – это фирма, действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов.

1991 год – ФЗ «Об ограничении монополистической деятельности»

Монополист – это фирма, производящая более 30 % товаров или услуг на рынке.

Монополистический сговор – договоренность нескольких фирм по обеспечению большинства на рынке.

Антимонопольная политика – система государственных мер правового, экономического, финансового, налогового, психологического характера, которая препятствует проявлению антиконкурентного поведения и способствует эффективному функционированию рыночной экономики.

Антимонопольное регулирование –

Антимонопольная профилактика – это последовательная либерализация рынка (упрощение процесса лицензирования, отмена квот, снижение налогов)

Цель антимонопольного законодательного – регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм.

2 пути антимонопольной политики:

² Антимонополистические мероприятия должны в значительной части предшествовать переходу к рыночным отношения

² Антимонополистические действия должны осуществляться одновременно с переходом к рыночным отношениям

Цель АМП:

· Ограничение монополий

· Поддержка и содействие малому бизнесу

· Защита прав потребителя

 

26. Государственная социальная политика: цели и задачи

 

Цель социальной политики государства состоит в:

§ Улучшении здоровья нации

§ Социальной поддержке, в определенных неблагоприятных жизненных ситуациях

И в целом создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Стратегия социальной политики – это генеральное решение системы социальных проблем страны.

При проведении социальной политики выделяют социальные приоритеты, или социальные задачи:

v Обеспечение человеку от рождения и до старости условий жизни и развития

v Создание благоприятных условий для функционирования семьи, как первичной ячейки общества, особенное внимание матерям

v Обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан

v Обеспечение эффективной защищенности населения: охрана здоровья, культуры, обеспечение жильем, улучшение демографической ситуации

 

 

27. Механизм реализации государственной социальной политики

 

Свою политику государство проводит через местные органы власти. Финансируется она из государственного бюджета. Объектами социальной политики являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами, как законодательство, бюджет, система налогов и пошлин.

Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решений социальных проблем от политического и экономического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу.

В современных условиях, социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.

 

28. Основные направления деятельности государственной социально-культурной политики в РФ

 

- политика государства в формировании доходов;

- регулирование занятости населения;

- социальная защита граждан;

- политика в области образования, здравоохранения, жилищного хозяйства и т.д.

Политика государства в формировании доходов

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Перераспределение доходов осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые каналы перераспределения идут от бюджета: собранные в виде налогов (главную роль играет здесь прогрессивный подоходный налог) средства предназначаются на социальные программы, пособия и выплаты. К косвенным методам относятся благотворительные фонды, льготное налогообложение малоимущих слоев населения, предоставление бесплатных услуг государственного образования и здравоохранения малообеспеченным, государственный контроль цен на монопольных рынках и иные способы.

Так как источниками доходов населения являются заработанная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице), то особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции.

Политика занятости

Другим важнейшим направлением социальной политики является политика занятости, т. к. высокий уровень занятости обеспечивает и соответствующие доходы основной части населения. Под уровнем занятости понимается процент численности рабочей силы, имеющей работу в данный момент. Государство в своей политике стремится к достижению полной занятости. Причем в данном контексте под этим понятием подразумевается не использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг, а такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная безработица.

В целях регулирования занятости государство предпринимает следующие действия:

- сокращает продолжительность рабочей недели в периоды массовой безработицы;

- рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между сотрудниками (дни увеличения занятости);

- досрочно увольняет на пенсию госслужащих предпенсионного возраста;

- создает новые рабочие места и организует общественные работы в области инфраструктуры, особенно для хронически безработных и молодежи;

- ограничивает иммиграцию, стимулирует репатриацию иностранных рабочих для снижения предложения рабочей силы на рынке труда.

Все более важное значение приобретает:

- создание бирж труда;

- реализация программ, направленных на подготовку и переподготовку рабочей силы.

Социальная защита граждан

Социальная защита - поддержка малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работника. Эта сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем самосознания.

Система социальной защиты включает обязательные виды социального страхования, его добровольные виды; государственную систему социальной помощи и программы социальной помощи предприятий.

Политика развития социальных отраслей

Политика в области жилищного хозяйства рассматривается как элемент социальной политики, призванный обеспечить необходимые жилищные условия. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.

Политика государства в области здравоохранения сводится к обеспечению условий для сохранения здоровья населения. В современных условиях эта задача решается в следующих направлениях:

- предотвращение массовых эпидемий;

- обеспечение доступности качественной и своевременной медицинской помощи;

- пропаганда здорового образа жизни и т.д.

Можно отметить, что политика в области здравоохранения тесно связана с таким элементом социальной политики, как регулирование доходов населения, так как именно от их уровня во многом зависит доступность медицинских услуг. Как показывает практика, развитые государства стремятся обеспечить минимальный бесплатный перечень медицинских услуг населению (например, оказание скорой помощи), но большинство из них все же оказываются на платной основе. При этом для оплаты расходов на лечение создаются специальные фонды, формируемые за счет отчислений из заработной платы работников.

Перечисляя важнейшие направления культурной политики властей, в качестве главных следует выделить следующие:

- регулирование занятости населения и снижения уровня безработицы;

- налаживание социального партнерства между разными субъектами культурно-досуговой деятельности;

- политика в области охраны семьи, материнства и детства;

- принятие мер по социальной защите населения;

- развитие системы культурно-досуговых учреждений;

- политика в области градостроительства, современной инфраструктуры, решение задач архитектурно-планировочного характера, постройка жилья, совершенствование дорожно-транспортных сетей, сетей связи, бытовое обслуживание, торговля, центр досуга;

- политика в области воспитания и общего образования детей, молодежи, профессиональной подготовки и переподготовки молодежи и взрослого населения;

- эстетическое воспитание подрастающего поколения, стимулирование художественно-творческих процессов;

- развитие инфраструктуры досуга; организация отдыха и свободного времени, проведение праздников, памятных дат;

- сохранность исторических памятников культурного наследия, поддержание культурной среды в целом

 

 




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (507)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.03 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7