Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, виды и типы целей



2015-12-07 733 Обсуждений (0)
Понятие, виды и типы целей 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей, т.е. говоря иначе, цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Существует два типа целей: долгосрочные и краткосрочные.

Иногда между ними устанавливаются еще и промежуточные цели, называемые среднесрочными.

Цели организации отражают этику менеджмента, которой придается сейчас большое значение.

В соответствии с целевой направленностью различают следующие виды стратегии:

- ориентированную на акционеров (максимальный учет интересов всех акционеров);

- привилегированную (ориентация в основном на интересы менеджеров и менеджмента);

- ограничительную (максимальный учет интересов узкой группы акционеров или отдельных работников);

- социально-гармоничную (стремление в первую очередь обеспечить социальную гармонию в трудовом коллективе);

- жесткую (ошибочное целеполагание обусловливает конфликты среди менеджеров и ведет к изменению целевых установок акционеров);

- персонифицированную (создание условий для наиболее полной реализации индивидуальных проектов и процветания всех членов корпорации).

Подобные принципы находят отражение главным образом в американском и японском менеджменте. Вместе с тем они завоевывают все большую популярность повсеместно прежде всего в управлении крупными фирмами. Ведущие консалтинговые и рейтинговые организации обычно оценивают уровень менеджмента той или иной компании в соответствии с так называемой "концепцией 7С":

- структура компании;

- стратегия;

- система управления;

- стиль деятельности;

- сноровка (мастерство);

- состав кадров;

- стратегические цели.

Итак, постановка стратегических целей - важная веха на долгосрочном направлении развития организации. Цели превращают миссию в специфическое задание для исполнения. Согласованные и поставленные цели должны быть трудными, но достижимыми, должны быть оговорены сроки и методы их исполнения.

 

Направления реализации стратегических целей.

 

В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели. Однако, несмотря на ситуационность в выборе набора целей, выделяется четыре сферы, применительно к которым организации устанавливают свои цели.

Этими областями являются:

- доходы организации;

- работа с клиентами;

- потребности и благосостояние сотрудников;

- социальная ответственность.

Наиболее распространенными направлениями, по которым устанавливаются цели, являются следующие:

Ø "эффективность", отражаемая в показателях типа "величина прибыли", "рентабельность", "доход на акцию" и т.п.;

Ø положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж и пр.;

Ø производительность, выражающаяся в издержках на 1 ед. продукции, материалоемкости, отдаче с 1 ед. производственных мощностей, объеме производственной продукции в единицу времени;

Ø финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала и пр.;

Ø мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера занимаемых мощностей, количества единиц техники и т.п.;

Ø разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение НИОКР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства нового продукта и пр.;

Ø изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений;

Ø человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих количество пропусков работы, текучесть кадров, повышение квалификации работников и пр.;

Ø работа с покупателями, выражаемая в таких показателях как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т.п.;

Ø оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций и пр.

 

Иерархия целей.

 

В любой крупной организации, имеющей несколько структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается «иерархия целей», представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ею целей в целом, что является залогом успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Однако, если цели неверно или плохо определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации.

Большой опыт человечества по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели. Они должны быть:

1) достижимыми;

2) гибкими;

3) измеримыми;

4) конкретными;

5) совместимыми;

6) приемлемыми.

Естественно, что очень трудно свести воедино при установлении целей разнонаправленные интересы субъектов влияния.

Собственники ожидают, что организация обеспечит высокую прибыль, большие дивиденды, рост курса акций и безопасность для вложенных капиталов. Сотрудники желают, чтобы организация платила им высокую зарплату, давала интересную и безопасную работу, обеспечивала условия для роста и развития, осуществляла хорошее социальное обеспечение и т.п. Для покупателей организация должна предоставить продукт по подходящей цене, соответствующего качества. Общество требует, чтобы организация не наносила ущерб окружающей среде, помогала населению и т.п.

Менеджеры должны учитывать все это и составлять цели таким образом, чтобы в них находили воплощение эти разнонаправленные интересы субъектов влияния.

 

Фазы выработки целей.

 

Правильно организованный процесс непосредственной выработки целей организации предполагает прохождение четырех фаз:

- выявление и анализ тех трендов, которые наблюдаются в окружении;

- установление целей для организации в целом;

- построение иерархии целей;

- установление индивидуальных целей.

Первая фаза.. Так же, как и среда влияет на установление миссии организации, цели, в свою очередь, сильно зависят от состояния среды. Менеджеры должны быть готовы ответить на неожиданный вызов, который им может бросить среда. Для этого очень важно выявлять тренды, характерные для развития экономики, социальной и политической сфер, науки и техники, и формулировать цели таким образом, чтобы эти тренды нашли в них свое

отражение.

Вторая фаза. При установлении целей для организации в целом важно определить то, какие из широкого круга возможных характеристик деятельности организации следует взять в качестве целей организации. Далее выбирается определенный инструментарий количественного расчета величины целей. Наконец, решение по целям всегда зависит от тех ресурсов, которыми обладает организация.

Третья фаза. Установление иерархии целей предполагает определение таких целей для всех уровней организации, достижение которых отдельными подразделениями будет приводить к достижению общих целей. При этом иерархия должна строиться как по долгосрочным, так и по краткосрочным целям.

Четвертая фаза. .Для того, чтобы иерархия целей внутри организации обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим инструментом в выполнении целей организации, она должна быть доведена до каждого конкретного работника. В этом случае достигается одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс совместного достижения конечных целей организации.

Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует их вечность и неизменность. В силу динамизма среды цели могут меняться, т.е. корректировка целей носит ситуационный характер.

Однако всегда в деятельности организации должна присутствовать долгосрочная целевая ориентация и регулярно проводиться корректировка курса с учетом возникающих новых обстоятельств и возможностей.

 

 



2015-12-07 733 Обсуждений (0)
Понятие, виды и типы целей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, виды и типы целей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (733)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)