Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сознание и бессознательное



2015-12-07 527 Обсуждений (0)
Сознание и бессознательное 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 3. Психика и организм

Психика и организм

  1. Психика и мозг
  1. Сознание и бессознательное
  1. Соотношение сознания и бессознательного

 

 

Психика и организм

 

Психика и организм — две взаимозависимые субстанции. Ни одна из них не может функционировать самостоятельно. С одной стороны, каждая из них определяет особенности другой, с другой стороны, они не являются независимыми от внешних сил, поэтому сами подвержены влияниям.

 

Существование человеческого организма возможно только при выполнении довольно строгих условий: температурного режима, кислотно-щелочного баланса, светового режима (при прочих равных условиях при длительной темноте у человека возникают депрессивные угнетенные состояния, повышается раздражимость и т.п.), давления, кислородного режима и др.

 

Организм и психика неотделимы от природной среды. Это подтверждается постоянным влиянием внешних ритмов, которые отражаются на скорости течения обмена веществ, психических реакций, восприятия, ощущения.

 

Современный подход к подразделению влияния внешней среды на несколько уровней приводит Л. Д. Столяренко:

 

• Фундаментальный, или космический. На данном уровне в психике закладываются особенности, которые определены космической целостностью данный пласт относится к ведению астрологии).

 

• Уровень Солнечной системы задает психическую ритмику. Л.Н. Гумилев в теории пассионарности доказывал зависимость рождения выдающихся личностей от повышенной солнечной активности.

 

• Уровень Земли определяет человеческое существование при помощи климата. Жители теплых климатических зон отличаются не только по внешним признакам — цвет кожи, глаз, волос, эмоциональные реакции (они более динамичны, экспрессивны), но и по группе крови и по первичным условиям деятельности (характер, ритм, характер движений, ритмика поведения и реагирования). Например, чувство пространства будет различаться у горожанина и жителя села. У жителей села наблюдается большее личное пространство, а потому им легче окликнуть человека, находящегося на другой стороне улицы. Городские жители обладают меньшим личным пространством, а потому их жестикуляция более сдержанна, а манера говорить спокойнее. Природные ритмы также отражаются на психике человека: настроение зависит от времени года, время суток определяет уровень активности (рано утром сниженный, около 11 часов утра достигает пика, ночью — отдых).

 

В сохранении равновесия между динамикой внутренней и внешней среды организма человека (гомеостаз) участвуют следующие регуляторные системы: иммунная, эндокринная, нервная и психическая. Все они реагируют на изменения внешней среды (физическая нагрузка на организм, изменения температуры окружающей среды приводят к активизации всех систем и внутренней (стресс).


Кроме этого, нормальное функционирование психики обусловлено особенностями человеческого организма: полом, возрастом, строением тела. Исследования о зависимости психики от биологических факторов называются биогенетикой.

 

2.

Психика и мозг

 

Идея о связи психических явлений с деятельностью головного мозга высказывалась еще в античные времена. В VI в. до н. э. Алкмеон, врач из Кротоны, оперируя больных, установил, что мозг является органом души. Он утверждал, что мозг доставляет нам ощущения слуха, зрения и обоняния, из которых возникают память и представление, порождающие, в свою очередь, знание.

 

С накоплением сведений о строении организма и функциях отдельных органов крепло убеждение в том, что именно головной мозг отвечает за психические явления. Постепенно проблема локализации в организме превратилась в проблему локализации в органе, а затем вместе с процессом дифференциации психических явлений — в проблему локализации отдельных психических феноменов в отделах мозга.

 

Верхнюю часть головного мозга образуют большие полушария покрытые корой, представляющей собой шесть слоев нейронов. Ниже полушарий, в затылочной части, находится мозжечок, играющий существенную роль в координации движений. К. большим полушариям примыкает мозговой ствол, нижняя часть которого называется таламусом, служащим «промежуточной станцией» для всех нервных путей, идущих из спинного мозга в большие полушария. Нижняя часть ствола — гипоталамус

 

— содержит центры, регулирующие витальные функции: водный обмен, потребность в пище и т. д. Спинной мозг и мозговой ствол осуществляют безусловно-рефлекторные функции, тогда как кора больших полушарий — это орган приобретаемых при жизни форм поведения, регулируемых психикой.

 

В настоящее время установлено, что каждая чувствующая поверхность (кожа, сетчатка глаза) и каждый орган движения имеют в мозге свое представительство. Значительную часть коры больших полушарий человека занимают клетки, связанные с деятельностью кистей рук, в особенности большого пальца, который у человека противопоставлен всем остальным пальцам, а также клетки, связанные с функциями мышц органов речи — губ и языка. Таким образом, в коре больших полушарий человека наибольшим образом представлены те органы движения, которым принадлежит основная функция в труде и общении.

 

Структурам так называемого переднего мозга обычно приписывают высшие интеллектуальные функции. Главные доли переднего мозга получили название по своему местоположению. Затылочная зона является ответственной за зрение, височная — за слух и речь, теменная — за управление движениями, лобная — за координацию функций других областей коры.


Полушария головного мозга различают по функционированию аналогичных, параллельных отделов. Это явление было названо асимметрией головного мозга. Как было установлено, левое полушарие отвечает за оперирование логической информацией: чтение, письмо, счет и т.д. Правое полушарие — за музыкальность, распознавание зрительных образов, выражение и распознавание эмоций и т. д.

 

Полушария головного мозга относительно самостоятельны. Специализация полушарий позволяет человеку рассматривать мир с двух различных позиций, создавая возможность для творчества.

 

Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Было обнаружено, что у больных с поврежденным мозгом, особенно у молодых, правое полушарие может брать на себя функцию левого, например, чтение и письмо. Кроме того, если здорового европейского мальчика отдать учиться в китайскую школу, центры речи и письма постепенно переместятся у него в правое полушарие, ибо в восприятии иероглифов, которым он научится, зрительные зоны участвуют активнее речевых.

 

Центральная нервная система состоит из головного, промежуточного и спинного мозга. Головной мозг — это главный регулятор физиологических функций организма и место локализации сознания. Его функция — управлять информацией, поступившей от периферических отделов. Головной мозг структурно состоит из переднего, среднего и заднего мозга.

 

Центры управления дыханием, работой сердца, желудка, кишечного тракта, слюноотделением, мышцами лица находятся в затылочной части мозга. Средний мозг контролирует органы зрения и слуха. Передний (конечный) мозг — два полушария и кора больших полушарий, подкорка и белое вещество реализует высшие психические функции (мышление, сознание).

 

Кора головного мозга — это серое вешество, состоящее из семи слоев нервных клеток (более 15 млрд нейронов). В коре выделяют лобные доли (речевой центр, основные психические функции — воля, мотивы, системы смыслов), височные (центры слуха, вкуса, понимания речи, обоняния), теменные поля — это центры чувствительности (боль, тепло, холод, тактильные ощущения). Затылочные поля производят анализ зрительной информации. Повреждение какой-либо зоны приводит к блокаде сенсорных сигналов от соответствующих органов чувств.

 

Передний мозг представляет собой два похожих полушария. Для эффективной работы мозга необходима деятельность обоих полушарий, поскольку каждое имеет свою «специализацию»: левое полушарие отвечает за письмо, счет, чтение, а правое помогает в ориентации в пространстве, эмоциях и образах (табл. 2). Спецификация функций параллельных отделов называется асимметрией.


Различные функции полушарий

 

Левое полушарие Правое полушарие  
     
       
Хронологический порядок Текущее время    
     
Чтение карт, схем Конкретное пространство  
       
Запоминание имен, слов, символов Запоминание конкретных событий,  
  узнавание лиц людей  
       
Речевая активность, чувствительность Восприятие эмоционального  
к смыслу состояния    
       
Оптимизм Пессимизм    
Детальное восприятие Целостное восприятие  
       

 

Активное задействование одного из полушарий влияет на развитие психических особенностей людей: правшей и левшей.

 

Более развитое правое полушарие определяет и психотип человека — правополушарный.

 

«Правополушарники» склонны к занятиям в области искусства. Восприятие мира у таких людей эмоционально и целостно. Они склонны к сомнениям, этическим переживаниям. Познание мира интуитивно. «Правополушарники» труднее подчиняются дисциплине, правилам, нормам поведения.

 

«Левополушарники» — это мыслительный тип людей. Они логичны, способны разрабатывать научные теории, достигают успехов в конструировании, управлении, юриспруденции, политике. Мышление — абстрактно-логическое; склонны к выполнению предписаний.

 

Развитие психики в филогенезе Исходя из диалектико-материалистической позиции, вся материя,

начиная от неживой, неорганической, и заканчивая самой высшей и сложной

 

— человеческим мозгом, обладает всеобщим качеством — качеством отражения, т. е. способностью отвечать на воздействия. Живой материи присущи биологические формы отражения, а на определенном этапе развития живой материи возникает психика как качественно новая форма отражения.

 

Психика -свойство высокоорганизованной материи осознанно илинеосознанно отражать объективный и выражать субъективный мир.

 

Психика — это форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

 

Основная функция психики заключается в поиске способов взаимодействия со средой (например, определенных движений и действий), нацеленных на удовлетворение возникшей потребности (самосохранения,


развития и др.). В результате опробования этих способов формируется обобщенный образ реальной ситуации. Поиск и опробование будущих действий человек осуществляет на основе идеальных образов, которые создаются с помощью речевого общения при использовании таких психических процессов, как ощущения, восприятие, память, чувства, мышление. Процессы внимания и воли контролируют адекватное выполнение найденных и опробованных действий, соответствующих определенным условиям.

 

Филогенез — это процесс возникновения и развития психики, а также форм сознания в ходе эволюции.

 

В настоящее время не существует единого взгляда на зарождение психики. Можно выделить основные позиции, характеризующие точку перехода от непсихического к психическому.

 

1.Панпсихизм — взгляд на природу, как одухотворенную (греки: Гераклит, Анаксагор; Фехнер).

 

2.Биопсихизм — психика — свойство живой материи (В. Вундт). 3.Нейропсихизм — наличие психики у организмов, обладающих

 

нервной системой (Ч. Дарвин).

 

4.Антропопсихизм — психикой обладает человек (Р. Декарт). 5.Деятельностный подход - психика возникает как условие для

 

решения новых задач (отечественные ученые А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

 

Исходя из этого получается, что психика возникла до появления в ходе эволюции нервной системы и мозга, и, следовательно, человека.

 

Тип реагирования (раздражимость или чувствительность), в соответствии с деятельностным подходом, является показателем наличия психики. Раздражимость — это способность организма реагировать на биологически значимые (биотические) воздействия. Раздражимость характерна для всей живой материи, поскольку нацелена на обеспечение биотических потребностей и протекает в виде тропизмов (приспособление растений к засушливому климату: наличие небольшого количества пор на листьях для большего удержания влаги).

 

Чувствительность — это способность организма реагировать на биологически нейтральные (абиотические) воздействия Живой организм, воспринимая не один, а несколько характеристик внешнего мира, способен более тонко реагировать и эффективно функционировать в окружающей среде. Субъективной чертой психики А. Н. Леонтьев выделяет ощущение, а С. Л. Рубинштейн — эмоцию.

 

В развитии психики по мере ее усложнения выделяют следующие этапы: элементарная сенсорная психика, перцептивная и интеллект.

 

Элементарная сенсорная психикахарактеризуется реакциейживотного на отдельные абиотические свойства объектов (например, свет для инфузорий, в естественных условиях безразличных к нему, подкрепленный в течение определенного времени более теплой водой (биотическое свойство), в дальнейшем без теплового сопровождения будет


привлекать к себе данных одноклеточных животных). Способность в обучении такой реакции минимальна и в основном выражается в привыкании.

 

Отечественный зоопсихолог К.Э. Фабри подразделяет данный уровень на низший и высший подуровни. Усложнение поведения и поисковой активности обусловливает переход на высший подуровень, который характеризуется наличием дифференцированной нервной системы (сетчатая, кольцевая, радиальная). Типичные представители — насекомые, рыбы. Для них каждый объект обладает одним свойством, наличие второго свойства сбивает выработанную ориентацию и заставляет переучиваться на второе свойство (при этом первое вытесняется). Исследования на рыбах показали, что рыбы, найдя опытным путем отверстие в стеклянной перегородке аквариума, приучались есть корм в другой части аквариума, преодолевая преграду через это отверстие. Если убрать перегородку или сделать метку над отверстием, то сомики или продолжат, невзирая на отсутствие препятствия, совершать путь через мнимое отверстие, или растеряются: «метка — пища» — это новая связь, которая противоречит предыдущей «отверстие — пища».

 

Психика, способная реагировать не на отдельные свойства объектов, а на целостные предметы, называется перцептивной. Данная стадия отличается развитием головного мозга, возникновением коры больших полушарий. Большинство позвоночных животных обладает именно перцептивной психикой. Инстинктивные действия, проявляющиеся у животных, демонстрируют наличие генетической памяти. Инстинкты могут быть как врожденными, так и приобретенными вследствие научения (собака кидается за предметом, который бросили).

 

Интеллектуальная стадияразвития психики наблюдается увысокоорганизованных животных (антропоидов и дельфинов) - активное использование «орудий»; явление инсайта (мгновенное решение задачи); закрепление удачного варианта решения после первого раза; перенос способа решения на схожие задачи; способность использовать при решении одной задачи две усвоенные операции. Кроме этого, шимпанзе способны к овладению предметными сообщениями: результаты эксперимента с Уошо доказали умение составлять из знакомых символов новые слова (арбуз был ею назван сладким питьем). Тем не менее интеллектуальное поведение животных действует в пределах наглядной ситуации.

 

Животное ограничено в передаче усвоенной информации — новым поколениям оно может передавать только то, что закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Человечеством же выработался достаточный репертуар способов передачи знаний. Память животного ограничена, тогда как человек может хранить информацию при помощи знаковой записи. Животное не склонно к творчеству, духовному самовыражению, к эстетическим потребностям. Разделение труда тоже свойственно только человеку: одни добывают пищу, подразумевая, что другие изготавливают орудия и ее готовят, акте, кто заготавливает орудия, полагают, что пищу


добытчики принесут всем.

 

3.

Сознание и бессознательное

 

Структура сознания Сознание—свойственный человеку способ отношения к объективной

действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

 

Сознание — это отношение к миру «со знанием» его объективных закономерностей, высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном языковом общении с другими людьми. Сознание обладает следующими характеристиками:

 

• совокупность знаний об окружающем нас мире;

• закрепленное в сознании различение субъекта и объекта («Я — не

 

Я»);

• обеспечение целеполагающей деятельности человека;

 

• наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

 

Язык — особая объективная система, в которой запечатлен

 

общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится его реальным сознанием'.

 

В практическом плане сознание представляет собой картину мира, открывающуюся человеку. Известный советский психолог А.Н. Леонтьев выделял в создаваемой картине мира три слоя.

 

1. Чувственная ткань сознания — чувственные переживания различной модальности, интенсивности, ясности и т. д. В чистом виде она обычно не открывается субъекту, и необходимы специальные усилия или особые условия (например, искажения изображения, сенсорная депривация, воздействие специальных фармакологических веществ и т. п.), чтобы отделить чувственную ткань оттого объекта, информацию о котором она несет. Одна из важнейших функций этой составляющей сознания -придание чувства реальности существования отражаемого объекта, открывающегося нам в сознании мира.

 

2. Значение. Носителями значений выступают предметы материальной культуры, нормы и образцы поведения, закрепленные в ритуалах и традициях, знаковые системы, в первую очередь, язык. В значении зафиксированы общественно выработанные способы действия с реальностью и в реальности. Выпадение целых систем чувствования (зрения, слуха или даже того и другого) не разрушает сознания и не создает непреодолимых препятствий для его формирования в онтогенезе. Но сознание разрушается при деформации системы значений в результате, например, болезни или жизни в полной изоляции. Значения существуют и объективно, вне индивидуального сознания – в культуре, в языке; но, усваиваясь субъектом, они получают вторую жизнь как образующие индивидуального сознания.

 

3. Личностный смысл. Объективное содержание, которое несут в себе


конкретные события, явления или понятия, может в значительной степени не совпадать с тем, что в них открывает для себя индивид. Человек не просто отражает содержание тех или иных событий или явлений, но одновременно фиксирует свое субъективное отношение к ним в форме интереса, желания или эмоции. Это субъективное отношение называется личностным смыслом.

 

Личностные смыслы придают человеческому сознанию пристрастность. Система смыслов постоянно обновляется и развивается, определяя смысл любой конкретной деятельности и жизни человека в целом.

 

Выделение в сознании структуры имеет, в основном, теоретическое значение и используется в интересах научного анализа. В реальной жизни сознание представляет неделимую целостность, в которой чувственная ткань, значение и смысл связаны и не, разделимы.

 

В рамках физиологии, медицины, психофизиологии сознание рассматривается с позиции его состояний. Состояния сознания определяют уровень его активации, на фоне которого происходят психические процессы.

 

Состояния сознания Выделяют два основных состояния сознания — сон и бодрствование,

которые циклически чередуются. Распределение внутри 24-часового цикла времени сна и бодрствования зависит от возраста. Например, общая продолжительность сна новорожденного — 20-23 часа в сутки, с 6 месяцев до одного года ребенок спит около 18 часов, к 4—8 годам сон сокращается до 12 часов. В среднем у взрослого человека 16 часов продолжается бодрствование, 8 часов длится сон. При смене 24-часового ритма на 30-часовой или 48-часовой сохраняется нормальное психическое функционирование человека, но это приводит к физическим перегрузкам, которые вызывают различные заболевания.

 

Депривация сна в течение 60—80 часов приводит к снижению скорости психических реакций и работоспособности, пессимистическому настроению, дезориентации, галлюцинациям, нарушениям моторики и сбивчивости речи. Человек, лишенный сна, погибает в течение двух недель. Чтобы восстановить силы после длительного периода бодрствования, организму не нужно «беспробудно спать» несколько суток — достаточно одной ночи.

 

Современные ученые отводят сну роль ночного переработчика информации, полученной в течение дня. При этом во сне идет обработка подпороговой информации, которая днем не стала достоянием сознания. Сон, таким образом, расширяет возможности сознания, упорядочивает его содержание, обеспечивает необходимую психологическую защиту.

 

В процессе бодрствования можно выделить ряд фаз: уровень активности меняется от внешних и внутренних факторов. Напряженное бодрствование характерно для утра, оптимальное бодрствование отражает переход от напряженного бодрствования в середине дня, склонность организма к отдыху вечером выражается в расслабленном бодрствовании.

 

Кроме сна и бодрствования существуют измененные состояния сознания: медитация и гипноз. Медитация основана на личном усилии к достижению определенного состояния, в случае с гипнозом имеет место


внушение (суггестия). Кроме этого, изменения в сознании достигаются при помощи биологических или синтетических веществ или ритуалов (особенно это имеет место в различных культах). Зарубежные авторы выделяют другие состояния сознания, которые возникают как сопутствующие физическим нагрузкам (бегу), эмоциональным (стресс, влюбленность) и др. Они отличаются изменениями во время протекания психических процессов, таких как, к примеру, восприятие или ощущение.

 

4.

 



2015-12-07 527 Обсуждений (0)
Сознание и бессознательное 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сознание и бессознательное

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (527)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)