Факторы ценовой эластичности предложения
Эластичность предложения зависит от следующих факторов: * степень загрузки производственных мощностей; * размер товарных запасов; * способность к новым инвестициям и сроки их реализации; * фактор времени.
Наибольшая зависимость эластичности предложения от фактора времени. По способности предпринимателя отреагировать на изменения рыночной ситуации различают три периода: кратчайший (мгновенный) - период реализации на рынке уже произведенного товара, в том числе и тех производителей, которые раньше не могли продать товар из-за больших издержек; краткосрочный -период, в течение которого предприятие подстраивается под спрос, используя ближайшие резервы и повышая объем производства за счет большей загрузки оборудования, интенсификации труда. В этот период новых капиталовложений не производится; долгосрочный -период, в течение которого предприятие формирует новый спрос, перестраивает производство заменой старого оборудования на новое, более производительное, строит новые корпуса, новые предприятия. Предложение расширяется также за счет появления на рынке новых фирм-производителей данного товара. Чем больше времени для реакции на изменение рыночной ситуации (цен), тем больше изменяется объем производства и тем больше эластичность предложения. Реакция производителей на рост цен товара зависит от способности перераспределить ресурсы в пользу товара, на который вырос спрос, за счет отказа от других товаров. Чем больше времени, тем больше подвижность ресурсов и выше эластичность предложения. Графически три периода изображаются следующим образом:
Sm - кривая совершенного неэластичного предложения. Период настолько мал, что производители не могут отреагировать на изменения спроса и цены. Предложение фактически фиксировано (фермер продаст столько томатов сколько привез на грузовике. Большего объема при повышении цены он предложить не может, а при уменьшении цен угроза порчи продукции заставляет его продавать привезенное). Рост цены с Ро до Рм лишь нормирует потребление фиксированного количества продукции. В течение краткосрочного периода предприятие оптимально использует имеющиеся мощности. Кривая предложения эластична; увеличению спроса соответствует увеличение объема предложения с Q0 до Qs и некоторое повышение цены с Р0 до Рs. В долгосрочном периоде еще большая эластичность предложения кривой Sl обеспечивает его изменение с Q0 до Ql и небольшое изменение цены С Р0 до РL. Новая более высокая цена Pl объясняется тем, что расширение отрасли ведет к росту издержек производства, т.е. Р0 была достаточна для прибыльного производства, а Pl - для расширенного. В случае с отраслью с постоянными издержками производства кривая долгосрочного предложения была бы совершенно эластичной - Sli, а новая цена осталась бы первоначальной. Взаимодействие спроса, предложения, цен, дохода выражает количественную зависимость между ними, описываемую различными типами эластичности. Качественная зависимостьэтих связей (если не учитывать особые случаи - эффект Гиффена, товары неэластичного спроса) свидетельствует о нормально работающем рыночном механизме. И наоборот, чем сильнее деформирован рынок, тем слабее спрос и предложение реагируют на колебания цен и доходов, тем ближе к нулю коэффициенты эластичности. Нпр.: 1) введение карточек, талонов, разрывает рыночные связи, уменьшает эластичность по доходу, т.к. доставшиеся потребителю товары связаны не с его доходом, а с механизмом распределения; 2) установление высоких монопольных цен, сокращение производства и предложения, качества товаров, «удушение конкурентов» приводят к производству товаров только неэластичного спроса (одна модель холодильника, один сорт сыра).
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (842)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |