Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Финансово-экономическая основа системы государственного управления



2015-12-07 704 Обсуждений (0)
Тема 4. Финансово-экономическая основа системы государственного управления 0.00 из 5.00 0 оценок




 

  1. Основные элементы налоговой системы государства

 

Под налогом подразумевается обязательный взнос в бюджет в соответствующий уровень государственной власти установленной суммы денежных средств осуществляемый налогоплательщиком в порядке и на условиях определенных законодательством страны.

Налоговые платежи - это взимаемые с налогоплательщиков налоги и сборы.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль) … отдельные виды деятельности налогоплательщиков, пользование природными ресурсами, передача имущества, операции с ценными бумагами, другие объекты, установленные законодательством.

Налоговое бремя представляет собой величины налоговой суммы, которую платят налогоплательщики. Она определяется текущей налоговой политикой Правительства, а также уровнем доходов.

Налоговое регулирование экономики предусматривает:

· Законодательное ведение налогов и сборов

· Установка ставок налогообложения и установление налоговых льгот

Главным недостаток сложившейся ныне налогообложения состоит в том, что она не стимулирует развитие реального сектора экономики, а приводит. Сохраняется старый подход к налогам как к средству мобилизации средств на содержание государственного аппарата.

Налоговая система – совокупность налогов, принципов их установления, а также форм их изъятия и методов налогового контроля за соблюдением налогового законодательства.

Назначение налоговой системы – это аккумулирование денежных средств в руках государства для выполнения им общественно полезных функций.

 

  1. Виды налогов и их функции

 

§ Прогрессивные— налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растет и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает

§ Пропорциональные (единая ставка) — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода (НДФЛ 13%, налог на имущество)

§ Регрессивные (снижающаяся налоговая ставка) — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это, как правило, косвенные налоги.

На сегодняшний момент наиболее распространена прогрессивная.

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

Функции налогов в экономической системе:

ü Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственного бюджета в целях финансирования государственных расходов. Во всех государствах при всех общественных формация налоги выполняли в первую очередь фискальную функцию, и то есть являлись инструментом обеспечения финансами для осуществления общественных расходов

ü Социальная функция, то есть поддержание социального равновесия и социальной справедливости в целях выравнивания доходов между отдельными социальными и доходными группами. Налоги играют важную роль в социальной жизни страны. Известны разные способы обложения налогами граждан.

ü Регулирующая - состоит в использовании налогов со стороны государства в качестве инструмента воздействия на рыночную экономику. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса. Через механизм рыночного спроса они могут содействовать производству или тормозить его. Маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей производства, и способствует решению актуальных для общества задач.

ü Стимулирующая - С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение количества рабочих мест, инвестиции в производство. Стимулирование научно-технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства освобождается от налогов.

 

3. Налоговая политика государства, формы и методы ее проведение

Налоговая политика государства – это совокупность финансовых, экономических и правовых мер государства по формирования налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных групп общества путем перераспределения финансовых ресурсов.

Налоговая политика – это косвенный метод регулирования экономики, который позволяет гибко и менее болезненно ВЛИЯТЬ на экономику.

Формы:

Ø Политика максимальных налогов – недостатком этой политики является чрезмерный налоговый гнет хозяйствующих субъектов, что приводит к отсутствию денежных средств для оплаты налогов и расширению бизнеса. Это приводит к уклонению от уплаты налогов.

Ø Политика экономического развития – цель такой политики увеличение инвестиционной активности за счет благоприятного налогового климата. Таким образом, политика учитывает фискальные интересы налогоплательщиков, но при этом сокращает расходов на социальные программы

Ø Политика разумных налогов (Швеция, Норвегия) – это нечто среднее между первой и второй политикой: высокие налоги, высокая социальная защита

Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством методов:

— управления;

— информирования (пропаганды);

— воспитания;

— консультирования;

— льготирования;

— контролирования;

— принуждения.

Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.

Информирование (пропаганда) — деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п.

Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.

Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.

Льготирование — деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы.

Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.

Принуждение есть деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.

До недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения, теперь же достаточно активно осуществляется информирование, консультирование и воспитание населения. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков.

 

4. Характеристика налоговой системы РФ на современном этапе

 

Налоговая система Российской Федерации как важная составляющая государственной системы в целом представляет собой совокупность взимаемых налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их установления, взимания, отмены, уплаты и контроля.

 

 

  1. Понятие и виды бюджетов

 

Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для финансового обеспечения функций государства и местного самоуправления.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы на соответствующие территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

- Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- Бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

- Местных бюджетов.

 

6. Бюджетный процесс: рассмотрение, утверждение, исполнение и контроль

Бюджетный процесс состоит из 4 взаимосвязанных стадий:

· Подготовка бюджета проекта

· Рассмотрение и утверждение бюджета

· Исполнение бюджета

· Отчет об исполнении и аудит исполнения бюджета

Подготовка проекта бюджета начинается с экономического анализа и прогнозирования основных социально-экономических параметров, институциональных и законодательных изменений, ожидаемых в новом бюджетном году.

К одним из ключевых показателей экономического прогноза можно отнести объем ВВП, мировые экономические кризисы, уровень инфляции, объем налогов, динамика структуры финансовых расходов.

Главное внимание на этапе подготовки проекта бюджета выделяется подготовке приоритетных целей, которые соотносятся со стратегическими целями развития нашей экономики.

Бюджетные решения ограничены ранее принятыми решениями по различным направлениям экономической политики, поэтому вместе с проектом бюджета готовится пакет предложений по изменению ранее принятых законов или порядка их исполнения. Этот пакет вносится бюджетом на рассмотрение и утверждение. Проект бюджета основывается на бюджетном послании президента. В Качество экономической информации для подготовки бюджета используют прогноз социально-экономического развития, данные сводного финансового баланса, план развития муниципального и государственного секторов и основные направления налоговой политики на очередной финансовый год.

Рассмотрение законодателями проекта бюджета начинается с комиссии государственной думы и совета федерации еще до начала официальных слушаний. Для рассмотрения на официальных слушаниях бюджета законодателям предоставляется не только проект бюджета, но и законные документы, требующие утверждения с бюджетом. В государственной думе существует комитет по бюджетам и налогам.

Рассмотрение бюджета обычно разбивается на несколько этапов, чтений. На первом чтении рассматривают концепцию бюджета и его макроэкономические параметры. В случае отклонения бюджета законодателем может быть поставлен вопрос о недоверии правительства. На следующем чтении рассматривается детальная структура по статьям бюджетной классификации. Определяется перечень защищенных статей, параметры межбюджетных отношений, программы внешних и внутренних заимствований.

Заключительное чтение включает голосование по бюджетам и утверждение его в качестве ФЗ. Параллельно с бюджетом рассматривается и утверждается перечень программ, принимаются законы, санкционирующие бюджетные доходы и расходы. Результатом утверждения бюджета становятся законы о бюджете, а также сопровождающие его экономические законы и изменения к действующему законодательству.

Исполнение бюджета находится в сфере ответственности правительства. Законодатели и специальные контрольные органы (счетная палата) независимы от правительства, вправе контролировать исполнение бюджета. При исполнении бюджета на первый план выступают налоговые службы и казначейство. Налоговые службы определяют уровень собираемости налогов, бюджетные расходы на содержание налоговых органов.

 

  1. Виды бюджетно-налоговой политики

 

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия)нацелена на преодоление циклического спада экономики путем увеличения государственных расходов и снижения налогов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция)нацелена на ограничение циклического подъема экономики путем снижения государственных расходов и увеличения налогового бремени.

При проведении бюджетно-налоговой политики выделяют целенаправленное изменение величины государственных расходов, на-логов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства. Такого рода политика называется дискреционной фискальной политикой. В противовес ей существует процедура автоматического измененияназванных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Не дискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение либо уменьшение налоговых поступлений в государственный бюджет и периоды роста ВНП.

 

 

8. Понятие государственного долга

 

Текущая задолженность государства накапливается и превращается в гос.долг. – это совокупность различных долговых обязательств исполнительных органов гос.власти.

Структура государственного долга может быть изучена по следующим параметрам:

 

· валюте, в которой номинированы долговые обязательства;

· срочности выполнения обязательств;

· соотношение условных (гарантии и поручительства) и безусловных (кредиты, облигационные займы, векселя, ссуды) долгов;

· видам держателей – государственные (пенсионные и прочие страховые фонды) и негосударственные инвесторы (резиденты и нерезиденты, крупные и мелкие), международные финансовые организации (МВФ, МБРР, ЕБРР).

 

Государственный долг:

· внешний,

 

· внутренний.

 

Особо опасен внешний долг. Если платежи по внешнему долгу составляют значительный объем от внешнеэкономической деятельности, то привлекать новые займы становится проблематично, т.к. их представляют неохотно, под более высокие %-ы, требуя залогов или особых поручительств.

Объем государственного внешнего долга в 2010 году по сравнению с 2009 годом в рублевом эквиваленте увеличился в 1,6 раза, к концу 2012 года - увеличится в 2,8 раза.

 

9. Бюджет как средство воздействия государства на экономику страны

 

Бюджет как инструмент экономической политики государства заключается в следующем:

1. Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования.

2. На современном этапе развития экономики государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует денежные средства на проведение экономической политики, преодоление экономического кризиса.

3. Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов, которое может осуществляться на возвратной (средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения) и безвозвратной основе.

4. Основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий (организаций) и населения в централизованном государственном фонде для финансирования развития экономики, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов власти и образования резервов.

10. Экономическая сущность и содержание социального страхования.

 

Сущность страхования как экономической категории раскрывается в системе экономических перераспределительных отношений, включающих замкнутую солидарную раскладку ущерба между участниками страховых отношений и возмещение его из специальных целевых фондов, сформированных за счет взносов страхователей, при наступлении чрезвычайных неблагоприятных событий.

Перераспределение средств страховых фондов имеет строго целевое назначение — возместить материальный ущерб, наносимый стихийными бедствиями и различного рода случайностями, для обеспечения непрерывности и бесперебойности расширенного воспроизводства, поддержания необходимого экономического уровня страхователей при наступлении непредвиденных неблагоприятных обстоятельств в их жизни.

Перераспределительный характер страховых отношений связан с образованием и использованием специального фонда денежных средств, что позволяет рассматривать страхование как особую сферу финансовых перераспределительных отношений. Однако страхованию присущ ряд специфических признаков, отличающих его от других финансово-кредитных отношений.

 

Социальное страхование можно определить как систему отношений по перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании за счет обязательных страховых взносов работников и работодателей специальных страховых фондов и использовании средств этих фондов для компенсации утраты трудового дохода или его поддержания вследствие действия определенных универсальных социальных рисков.

Финансовую основу социального страхования составляют страховые отношения, условия которых являются всеобщими в рамках данного государства и носят строго обязательный характер. В отличие от других типов страхования, социальное страхование является некоммерческим, т.е. не преследует цели получения прибыли. Все доходы, поступающие в фонды социального страхования, в том числе и получаемые от инвестирования временно свободных средств, должны направляться только на социальные цели.

Социальное страхование отличается от добровольного личного страхования прежде всего своим обязательным характером и направленностью на защиту основного контингента населения от универсальных социальных рисков.

Финансовый механизм социального страхования представляет собой порядок и условия формирования и использования средств социального страхования на установленные государством цели социальной защиты населения. Его основным составляющими являются: страховые взносы, фонды социального страхования и социальные выплаты.

 

11.Субъекты государственного социального страхования и фонды социальной защиты населения.

 

Субъектами обязательного государственного социального страхования являются застрахованные граждане, а в отдельных случаях - члены их семей и другие лица, страхователи и страховщики.

 

Фонды социального страхования – это обособленные фонды денежных средств, образованные из обязательных страховых взносов граждан и хозяйствующих субъектов при финансовом участии государства, предназначенные для целевого использования на оказание материальной помощи застрахованному контингенту населения в соответствии с установленными квалификационными условиями.

 

Фонды социального страхования формируются за счет:

 

  1. страховых взносов и дотаций за счет государства;
  2. страховых взносов работников и работодателей.

Фонды социального страхования расходуются на:

 

  1. денежные выплаты (пособия, пенсии, компенсации);
  2. оплату услуг учреждений социального назначения (медицинских, реабилитационных, переобучения, содержания детей).

Непосредственными получателями (бенефициарами) социальных денежных средств и социальных услуг являются работники, члены семей работников, установленные государством группы населения.

 



2015-12-07 704 Обсуждений (0)
Тема 4. Финансово-экономическая основа системы государственного управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Финансово-экономическая основа системы государственного управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (704)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)