Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Чистая монополия. Определение, характерные черты



2015-12-07 303 Обсуждений (0)
Чистая монополия. Определение, характерные черты 0.00 из 5.00 0 оценок




Монополия – модель рынка, при которой отраслью является единственный производитель товара, не имеющего близких заменителей. Характерными чертами модели являются: 1) Единственный производитель в отрасли. 2)Нет близких заменителей товара. Покупатель вынужден покупать товар у единственного производителя или обходиться без него. Монополисту незачем обращаться к рекламе. 3) Чистый монополист «диктует цену», то есть имеет существенный контроль над ценой и объемом предложения товара. 4) Блокировано вступление в отрасль.

Примеры монополистов: 1) Газовые, электрические компании, водопровод, кабельное телевидение. 2) Алмазный синдикат «Де Бирс», контролирующий 80–85% мирового предложения алмазов. 3) Фирма «Дженерал Моторс», контролировавшая в 1950–1970 гг. около 77% мирового производства дизельных двигателей. 4) Фирма «Вестерн электрик», выпускающая до 85% американского телефонного оборудования. 5) Фирма «IBM» , выпускавшая в 60–70гг 72–82% компьютерного оборудования в США. 6) 5-6% ВНП США выпускаются в условиях близких к монополии. 7) Монополии России – «Газпром», «Единые энергетические системы».

Монопольная власть – это способность монополии контролировать цену товара на рынке.

Барьеры для вступления в отрасль с элементами монополизма (от чистой монополии до монополистической конкуренции) порождены объективными причинами или создаются искусственно. Они позволяют монополистам уменьшить конкуренцию. Их перечень включает:

1. Эффект масштаба в отраслях, где эффективное производство достигается только при больших масштабах производства (отрасли тяжелой промышленности – сталелитейная, алюминиевая, автомобильная). Это связано с технологией производства и является естественной технологической олигополией.

2. Естественные технологические монополии предприятий общественного обслуживания (автобусные, газовые, электрические компании, водоснабжение). Они получают от государства привилегии на предоставление услуг. Государство оставляет за собой право регулировать их действия, чтобы исключить злоупотребление монополией.

3. Легальные барьеры от государства – патенты и лицензии. Патенты – документы, подтверждающие право изобретателя на интеллектуальную собственность (изобретение) и позволяющие ему в течение некоторого времени быть монопольным производителем. Лицензии – документы, разрешающие занятие какой-либо деятельностью. Государство с помощью лицензий ограничивает доступ в отрасль и занятие конкретной деятельностью. На основе патентов возникает естественная научнотехническая монополия. Монополия на основе патентов и лицензий носит временный характер и исчезает по мере распространения и освоения новых технологий или завершения срока лицензии.

4. Естественный барьер монополии государства в следующих областях: - предложение и регулирование денег; - монополия на товары неэластичного спроса, незаменимые в потребительском наборе; - снабжение населения общественными товарами.

5. Искусственный барьер значительного расширения производства корпораций (концентрации) или слияния (централизации) нескольких корпораций. Такие монополии представляют наибольшую угрозу рынку. Современные формы концентрации – интеграция, диверсификация и конгломерация.

Интеграция – это объединение технологически однородных производств (горизонтальная интеграция) или производств единой технологической цепочки, начиная от обработки сырья и кончая производством готовой продукции (вертикальная интеграция) в направлении сырьевых (интеграция вниз) или перерабатывающих (интеграция вверх) отраслей. Горизонтальная интеграция дает экономию на ведении общих НИОКР, создании сбытовых, ремонтных служб, объединении усилий по рекламе. Вертикальная интеграция – от сокращения расходов на ведение рыночных операций, обеспечивает надежность сбыта и поставок.

Диверсификация – это распространение деятельности на смежное производство, объединение технологически разнородных предприятий. Они принадлежат к близким или родственным отраслям. Диверсифицированные фирмы – многоотраслевые. Такие фирмы получают выгоду от внутренней кооперации. Эффект от внутренней кооперации называется синерджией (синергетическим) или «эффектом 2+2=5». Его суть состоит в том, что объединенные действия составных частей дают больший результат, чем простая сумма действий отдельных предприятий. Эффект синерджии выражается в трех переменных: возросшем объеме прибыли, уменьшении издержек, сокращении потребности в капиталовложениях.

Конгломерация означает объединение под единым финансовым контролем фирм, не имеющих производственных связей, принадлежащих разным производствам и различным сферам экономики. Цель их создания – получение прибылей за счет манипулирования ценными бумагами: выпуск акций и облигаций, их обмен. Руководители конгломератов получают прибыль от этих операций. Для конгломератных слияний и поглощений необходимы финансовые ресурсы и знание о состоянии дел в поглощаемых фирмах. И то и другое могут обеспечить банки и финансовые компании. Они составляют список кандидатов на поглощение, получают за информацию комиссионные и возможность прибыльно работать с ценными бумагами поглощаемых и поглощающих фирм.

При поглощениях увеличивается экономическая мощь фирм, их власть над сферой производства и обращения. Конгломераты стремятся ослабить неопределенность рыночной ситуации, заменить конкуренцию постоянными связями. Поставщики товаров и услуг поглощаемой фирмы вынуждены покупать товары всего конгломерата, чтобы не потерять покупателей своих товаров.

Для измерения рыночной концентрации кроме размеров предприятий используют следующие показатели: 1) размер чистых прибылей; 2) число фирм в отрасли; 3) коэффициент рыночной концентрации, определяемый как % продаж, приходящийся на определенное число фирм (4,8,20,50).

6. Монопольное владение месторождениями исходного сырья является искусственным барьером для вступления в отрасль.

7. К искусственным барьерам относятся «незаконные способы борьбы с конкуренцией»: давление на банки с целью отказа в кредитах конкурентам, переманивание персонала, демпинговое снижение цен на товар.

8. Еще более сильный монополизм присущ отраслям в государствах с административно–командной экономикой. Тотальные монополии государства как искусственные, так и естественные, характерны бывшему СССР и социалистическим странам. Задача борьбы с монополизмом и демонополизация являются постоянной функцией государства.




2015-12-07 303 Обсуждений (0)
Чистая монополия. Определение, характерные черты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Чистая монополия. Определение, характерные черты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)