Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и основы темперамента



2015-12-07 393 Обсуждений (0)
Понятие и основы темперамента 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 8. Темперамент и его влияние на поведение участников уголовного процесса

Понятие и основы темперамента

Темперамент в системе личностных свойств

Темперамент и поведение человека

Понятие и основы темперамента

Темперамент - один из наиболее часто употребляемых фундаментальных психологических терминов. В современном психологическом знании темперамент рассматривается в качестве базиса, на основе которого формируется индивидуальность человека. Темперамент трактуется как формально-динамическая характеристика личности, которая обнаруживает себя в скорости и интенсивности различных видов психической активности человека, реакциях, поведении. «Формальность» темперамента означает, что его свойства не связаны ни с целями и мотивами, ни с содержанием поведения и деятельности человека. Темперамент является «динамической» характеристикой, поскольку определяет интенсивность, темп, ритмичность тех психологических особенностей, которые обусловливают поведение.

Темперамент - это совокупность индивидуальных, относительно устойчивых психодинамических свойств личности, проявляющихся в поведении и деятельности человека.

В отличие от других составляющих компонентов психики, темперамент относительно устойчивое образование, поскольку его физиологической основой выступают унаследованные человеком нейродинамические свойства нервной системы, которые влияют на быстроту усвоения им знаний, формирования навыков. Эти свойства окрашивают его поведенческие акты, создают определенный индивидуальный стиль деятельности, специфическую для каждого человека динамику приобретения тех или иных, например профессиональных, навыков и т.п. Нейродинамические свойства нервной системы и обусловленные ими свойства темперамента влияют на перцептивные процессы, память, внимание, двигательные навыки человека; данные свойства в большей степени определяют не то, что он делает, а то, как он это делает. Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера, динамические особенности поведения человека, выражается в его индивидуальности.

История возникновения учения о темпераментах относится к V в. до н.э., когда древнегреческий врач Гиппократ выдвинул идею о том, что жизнедеятельность, здоровье человека зависят от четырех основных «соков организма»: крови (sanguis), лимфы (phlegma), желчи (chole) и черной желчи (melan chole). Опираясь на эти представления, древнеримский врач. Гален (II в. н.э.) сформулировал гуморальную теорию темпераментов, согласно которой различное соотношение этих жидкостей влияет не только на здоровье, но и определяет психическое состояние, поведение человека. Гален предложил первую классификацию видов темперамента. В зависимости от преобладания в организме той или иной жидкости люди, согласно его теории, отличаются друг от друга силой, скоростью, темпом, ритмом движений, экспрессивностью выражения эмоций. С тех пор в научный оборот вошли названия четырех типов темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.

В последующем на смену гуморальной пришла конституциональная, или соматическая, теория; на ее основе пытались связать различные типы темпераментов с конституцией, строением тела человека, соотношением его отдельных частей и тканей.

В дальнейшем обусловленность того или иного темперамента стали объяснять деятельностью центральной нервной системы, ее возбудимостью и чувствительностью. В создании и развитии этой теории важную роль сыграли исследования свойств нервной системы, проеденные в 1920—1930-е гг. И. П. Павловым, в частности его учение типах высшей нервной деятельности, определяющих типы и свойства темпераментов. И. П. Павлов выделял три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов.

Сила нервной системы - самый важный ее показатель, который появляется в способности нервной системы выдерживать длительное воздействие нагрузок, не приходя в состояние запредельного торможения. Сила нервной системы - это показатель работоспособности нервных клеток, их функциональной выносливости.

Уравновешенность нервной системы означает соответствие силы возбуждения силе торможения; значительное преобладание одного из этих процессов над другим свидетельствует о неуравновешенности нервной системы.

Подвижность нервных процессов характеризуется быстротой и легкостью сменяемости процессов возбуждения и торможения. Противоположной этому свойству является инертность нервных процессов, исключающая их быструю и легкую перестройку. Различные сочетания силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов определяют, по И. П. Павлову, индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности, темперамент. Эти сочетания составляют разные типы нервной системы, служат физиологической основой традиционно описываемых в литературе четырех типов темперамента:

1) сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы лежит в основе сангвинического темперамента;

2) сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы соответствует флегматическому темпераменту;

3) сильный, неуравновешенный тип нервной системы с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения соответствует холерическому темпераменту;

4) слабый тип нервной системы определяет меланхолический темперамент.

Учение И. П. Павлова было развито и дополнено исследованиями Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына и других ученых, проведенными в 1950—1960-е годы.

В настоящее время традиционные сочетания свойств нервной системы дополнены новыми. В частности, наметилась 12-мерная классификация свойств нервной системы человека на основе сочетаний, по крайней мере, восьми первичных (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и соответственно к торможению) и четырех вторичных (уравновешенность по силе, подвижности, динамичности и лабильности) свойств.

 



2015-12-07 393 Обсуждений (0)
Понятие и основы темперамента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и основы темперамента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (393)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)