Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В1. Чистая монополия. Определение, характерные черты



2015-12-07 358 Обсуждений (0)
В1. Чистая монополия. Определение, характерные черты 0.00 из 5.00 0 оценок




Определение монополии:

Модель рынка, при которой отраслью является единственный производитель товара, не имеющего близких заменителей.

Характерные черты:

1. Единственный производитель в отрасли.

2. Нет близких заменителей товара. Покупатель вынужден покупать товар у единственного производителя или обходиться без него. Монополисту незачем обращаться к рекламе.

3. Чистый монополист “диктует цену “ т.е. имеет существенный контроль над ценой и объемом предложения товара.

4. Блокировано вступление в отрасль.

Примеры монополистов:

1. Газовые, электрические компании, водопровод, телефонная сеть, кабельное телевидение.

2. Алмазный синдикат “Де Бирс” , контролирующий 80-85% мирового предложения алмазов.

3. Фирма “Дженерал Моторз”, контролировавшая в 1950-70гг около 77% мирового производства дизельных двигателей.

4. Фирма “Вестерн электрик”, выпускающая до 85% американского телефонного оборудования.

5. Фирма “IBM” , выпускавшая в 60-70гг 72-82% компьютерного оборудования в США.

6. 5-6% ВНП США выпускаются в условиях близких к монополии.

7. Монополии России – «Газпром», «Единые энергетические системы» и др.

Понятие монопольной власти:

Монопольная власть - это способность монополии контролировать цену товара и объем продаж (рынок).

 

В2. Барьеры для вступления в отрасль с элементами монополизма (от чистой монополии до монополистической конкуренции) порождены объективными причинами или создаются искусственно. Они позволяют монополистам уменьшить конкуренцию. Их перечень:

1. Отрасли, где эффект масштаба действует так, что эффективное производство м. б. достигнуто только при больших масштабах производства (отрасли тяжелой промышленности - сталелитейная, алюминиевая, автомобильная и др.). Это связано с технологией производства и является естественной технологической монополией (олигополией).

2. Предприятия общественного пользования (обслуживания) - естественные технологические монополии(автобусные, газовые, электрические компании, водоснабжение) . Они получают отгосударства привилегии на предоставление услуг. Государство оставляет за собой право регулировать их действия, чтобы исключить злоупотребление монополией.

3. Легальные барьеры от государства - патенты и лицензии. Патенты - документы, подтверждающие право изобретателя на интеллектуальную собственность (изобретение) и позволяющие ему в течение некоторого времени быть монопольным производителем. Лицензии - документы, разрешающие занятие какой-либо деятельностью. Государство с помощью лицензий ограничивает доступ в отрасль и занятие какой-либо деятельностью. На основе патентов возникает естественная научно-техническая монополия. Монополия на основе патентов и лицензий носит временный характери исчезает по мере распространения и освоения новых технологий или завершения срока лицензии.

4. Естественным барьером является монополия государства в следующих областях:

· предложение и регулирование денег;

· монополия на товары неэластичного спроса, незаменимые в потребительском наборе;

· снабжение населения общественными товарами.

5. Искусственным барьером может быть значительное расширение производства корпораций (концентрация)или слияние (централизация) нескольких корпораций. Такие монополии представляют наибольшую угрозу рынку.

Современные формы концентрации - интеграция, диверсификация и конгломерация.

Интеграция - это объединение технологически однородных производств (горизонтальная интеграция) или производств единой технологической цепочки, начиная от обработки сырья и кончая производством готовой продукции (вертикальная интеграция). Горизонтальная интеграция дает экономию на ведении общих НИОКР, создании сбытовых, ремонтных служб, объединении усилий по рекламе. Вертикальная интеграция - от сокращения расходов на ведение рыночных операций, обеспечивает надежность сбыта и поставок.

Диверсификация - это объединение технологически разнородных предприятий. Они принадлежат к близким или родственным отраслям. Диверсифицированные фирмы - многоотраслевые.

Многоотраслевые фирмы получают выгоду от внутренней кооперации. Эффект от внутренней кооперации называется синерджией или “эффектом 2+2=5”. Его суть состоит в том , что объединенные действия составных частей дают больший результат, чем простая сумма действий отдельных предприятий. Эффект синерджии выражается в трех переменных: возросшем объеме прибыли, уменьшении издержек, сокращении потребности в капиталовложениях.

Конгломерацияозначает объединение под единым финансовым контролем фирм, не имеющих производственных связей, принадлежащих разным производствам и различным сферам экономики. Цель их создания - получение прибылей за счет манипулирования ценными бумагами: выпуск акций и облигаций, их обмен. Руководители конгломератов получают прибыль от этих операций. Для конгломератных слияний и поглощений необходимы финансовые ресурсы и знание о состоянии дел в поглощаемых фирмах. И то и другое могут обеспечить банки и финансовые компании. Они составляют список кандидатов на поглощение, получают за информацию комиссионные и возможность прибыльно работать с ценными бумагами поглощаемых и поглощающих фирм.

При поглощениях увеличивается экономическая мощь фирм, их власть над сферой производства и обращения. Конгломераты стремятся ослабить неопределенность рыночной ситуации, заменить конкуренцию постоянными связями. Поставщики товаров и услуг поглощаемой фирмы вынуждены покупать товары всего конгломерата, чтобы не потерять покупателей своих товаров.

Для измерения рыночной концентрации кроме размеров предприятий используют следующие показатели:

· размер чистых прибылей;

· число фирм в отрасли;

· коэффициент рыночной концентрации, определяемый как % продаж, приходящийся на определенное число фирм (4,8,20,50).

6. Монопольное владениеместорождениями исходного сырья может стать искусственным барьером для вступления в отрасль.

7. К искусственным барьерам относятся “незаконные способы борьбы с конкуренцией”: давление на банки с целью отказа в кредитах конкурентам, переманивание персонала, демпинговое снижение цен на товар.

8. Перечисленные барьеры 1-6 присущи рыночной экономике. Еще более сильный монополизм присущ отраслям в государствах с административно-командной экономикой. Тотальные монополии государствакак искусственные, так и естественные, характерны бывшему СССР и социалистическим странам.



2015-12-07 358 Обсуждений (0)
В1. Чистая монополия. Определение, характерные черты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В1. Чистая монополия. Определение, характерные черты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (358)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)