Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Особенности эмоциональной памяти




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Связь эмоций с памятью в научно-психологической литературе рассматривается в двух аспектах. В первом из них изучаются изменения мнемических процессов - воспроизведения, запоминания, сохранения, забывания - под влиянием эмоций (20; 27). Показано, что мнемические процессы (в частности, запоминание и воспроизведение) в значительно большей степени, чем перцептивные процесс, подвержены влиянию знака и интенсивности эмоций. Влияние знака эмоций на мнемические процессы избирательно, в большей степени изучено для запоминания, забывания (26, с. 222) и воспроизведения (2), опосредуется наличием интенсивности, конкретности-обобщенности, биологической целесообразностью эмоций, а также предшествующими запоминанию другими эмоциональными состояниями (20; 27). В целом можно с уверенностью говорить лишь о том, что эмоционально насыщенный материал в репродукции имеет преимущества перед эмоционально нейтральным.

Влияние интенсивности эмоций на мнемические процессы также неоднозначно и, по-видимому, подчиняется закону Йеркса-Додсона. По данным Симонова П.В.(23), это влияние опосредовано также актуальным для субъекта характером воспроизводимого материала. Сила эмоций, имеющая место в момент запоминания, может активизировать воспроизведение в случае сегодняшней значимости материала. Экспериментально показано (11), что чрезмерная интенсивность эмоциональных переживаний, так же, как и покой, не являются лучшими условиями для функционирования кратковременной зрительной и слуховой памяти.



Во втором аспекте изучения связи эмоций и памяти анализируются специфические особенности эмоциональной памяти, под которой понимается "воспроизведение пережитого ранее эмоционального состояния при повторном воздействии раздражителей, обусловивших первичное возникновение этого состояния" (11, с. 12).

Наличие эмоциональной памяти, впервые описанной на патологическом материале (амнезия чувств), подвергалось сомнению. С одной стороны, эмоциональная память считалась достоверно существующей наряду с иными видами памяти, с другой стороны, она трактовалась как реакция настоящего на прошлое. Психологические закономерности реально существующей эмоциональной памяти были описания Рибо Т.: непроизвольность-произвольность; медленность аффективного воспроизведения по сравнению с воспроизведением зрительных или слуховых образов; наличие истинной и ложной эмоциональной памяти в зависимости от действительно имеющих место в прошлом воспроизводимых эмоций или от воспроизведения прошлого материала с присоединением к нему актуального эмоционального состояния (по: 24).

К характеристикам эмоциональной памяти относят (11) ее надмодальность (независимость формирования и воспроизведения эмоциональной памяти от модальности сенсорных раздражителей), быстроту ее формирования, непроизвольность, непреднамеренность. Последняя характеристик является относительной, т.к. эмоциональная память может быть намеренной, целенаправленной, управляться под влиянием тренировки, легко контролироваться представителями артономических профессий.

Особое место в изучении эмоциональной памяти отводится аффективному следу памяти, представляющему собой навязанное, неподконтрольное субъекту повторное и облегченное воспроизведение аффекта под влиянием отдельных элементов аффектогенной ситуации (17). Аффективный след имеет место вследствие "специфического фиксирующегося "переключения" сильного аффективного переживания на все то, что попадает в этом состоянии в поле восприятия" (7, с. 69). Он также связан с совокупностью образов, которые запечатлеваются памятью под влиянием интенсивного аффекта так, что актуализация одного из них вызывает спонтанное проявление самого аффекта. По мнению Вилюнаса В.К., в аффективном следе памяти проявляется функция "синтезирования" эмоций, позволяющая структурировать когнитивные процессы и сознание.

Эмоции и воображение

Под воображением понимают процесс создания частично или полностью новых образов. Условием его возникновения является наличие в значительной степени неопределенной проблемной ситуации, разрешение которой субъект не может обеспечить привычными для него средствами и способами. По степени целенаправленности и намеренности различают произвольное( творческое - мечта, фантазия, и репродуктивное) и непроизвольное (грезы, сновидения) виды воображения. Для всех видов воображения характерен отлет от действительности, который все же сохраняет логику, отражающую объективные закономерности связей и отношений действительности. Актуализируясь в значимых для личности ситуациях, воображение способствует самовыражению, самосовершенствованию личности (12; 18).

Связь эмоций и воображения особенно явно обнаруживается в психических состояниях тревоги, фрустрации, в состояниях, связанных с длительным неудовлетворением физиологических потребностей, в соревновательных ситуациях, в идеаторности эмоций. Очевидно, что эта связь играет значительную роль в развитии высших психических функций человека и в его творческой созидательной деятельности. Однако под влиянием эмоций может иметь место психотравмирующий эффект разыгравшегося воображения, содержание которого вынуждает человека осуществлять негативные предвосхищения и приписывания, неадекватно действовать. В этом плане изучение закономерностей связей эмоций и воображения представляет интерес как для собственно психологической, так и для психотерапевтической практик.

К основным закономерностям связей эмоций и воображения отнесем:

Выраженные эмоциональные состояния, как следствия напряжения и неудовлетворения потребностей, актуализируют процессы непроизвольного и произвольного видов воображения. Последние рассматриваются как явления компенсаторного характера, позволяющие человеку вести "жизнь в мире фантазий, в котором мы стараемся сгладить недостатки реального мира, воображая себе исполнение наших желаний" (26, с. 377). "Царство фантазии существует со всеобщего согласия человечества, и всякий, испытывающий лишения, ждет от него облегчения и утешения" (25, с. 240). Воображение описано в психологической литературе как следствие выраженной и обострившейся тревоги, фрустрации потребностей, невозможности разрешения жизненных ситуаций. В этом плане действительно можно говорить, что фантазируют несчастливые люди.

Содержание воображения может зависеть от ведущего по знаку самоотношения, эмоционального состояния (14), эмоциональности человека (16). К. Изардом приводятся результаты (Дж. Сингер, Дж. Антробус) факторного анализа грез, свидетельствующие о наличии определенных устойчивых стилей: виновато-дисфорического (самообвинение, враждебность, стремление к высокому уровню достижений и озабоченность возможными неудачами), растерянного (сбивчивость, страх), планирующего (положительное эмоциональное содержание, ориентированность на будущее) (14). Красноперова О.А., Панченко А.Л. (16) приводят данные, что содержание сновидений зависит от эмоциональности: лица с выраженной невротичностью, тревожностью, экстравертированностью желают иметь сновидения в значительно большей степени, чем лица с полярными характеристиками.

Существует обратное влияние воображения на эмоции, описанное как закон творческого воображения (21) и способствующее активизации творческой деятельности человека.

Взаимовлияние эмоций и воображения проявляется в законе двойного выражения чувств (9; 10). Согласно последнему, возникшая эмоция, актуализируя процессы воображения, может разрешить себя в образах фантазии и в силу этого ослабляется. "Если мы излили наш гнев в нашей фантазии, он в наружном проявлении скажется чрезвычайно слабо" (10, с. 262). Но может быть и другой исход: образы фантазии могут стать внутренним раздражителем для новой эмоциональной реакции, которая, в свою очередь, усиливает первичную эмоцию. Подобного рода взаимовлияния описаны А. Стендалем в трактате "О любви" как феномены "кристаллизации".

Закон общего эмоционального знака: "впечатления или образы, имеющие общий эмоциональный знак, т.е. производящие на нас сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собой, несмотря на то, что никакой связи ни по сходству, ни по смежности между этими образами не существует налицо. Получается комбинированное произведение воображения, в основе которого лежит общее чувство, или общий эмоциональный знак, объединяющий разнородные элементы, вступившие в связь" (9, с. 14).




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (553)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7