Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Психологическая характеристика аффекта




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Термин "аффект" используется в психологии для обозначения отнесенности психического явления к сфере эмоциональной жизни вообще и для обозначения специфических эмоциональных непроизвольных реакций. Последние и являются предметом рассмотрения.

Под аффектом понимают "неадекватные чрезмерные действия личности в некоторых ситуациях" (23, с.149); импульсивную, выраженную по интенсивности эмоциональную реакцию (5); разновидность производных переживаний в экстремальных ситуациях как особый подкласс эмоций (7); "стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии" (16, с. 173); эмоциональное состояние, сопровождающееся глубокими нарушениями функций организма, высших психических функций (Лурия A.P., 1928; по: 14); сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся различными выраженными изменениями в двигательной сфере и в висцеральных проявлениях (11).

Как следует из приведенных определений, под аффектом понимают, с одной стороны, специфические действия, реакции личности, а с другой стороны, подкласс эмоций, приводящий к неадекватным действиям, реакциям. В последнем случае при определении аффектов его ближайшим родовым признаком выступает либо процесс, либо состояние.



Характеристики аффекта как подкласса эмоций:

1)исключительно выраженная интенсивность (5; 11; 16; 23);

2)нецеленаправленность, непроизвольность в результате специфических изменений сознания человека в момент аффективной разрядки, проявляющихся как в незапрограммированности, дезорганизации действий и поведения, неумении предвидеть последствия, так и в нарушениях отдельных психических процессов: ассоциативных, мнемических, мыслительных, аттенционных (5; 11; 16);

3)импульсивность как незамедлительный переход субъекта к разрешению сложившейся ситуации (5; 7); "действие в состоянии аффекта…как бы вырывается у человека" (16, с. 176);

4)его обязательное физиологическое сопровождение, выражающееся в значительных изменениях в сердечно-сосудистой, моторной, эндокринной, дыхательной системах (1);

5)выраженная субъективность как следствие ситуативной эмоциональной задетости личности и отсутствия опосредованности аффекта отраженными в сознании человека объективными качествами ситуации (23). "Человек теряет голову ... без мысли о последствиях, но с острым переживанием порыва, который тебя подхватывает и несет, он-то…именно дурманит и пьянит" (16, с. 174);

6)разнообразные внешний формы его проявления: экстра-, интра- и импунитивные реакции, демонстративность (12); бегство, оцепенение, агрессивность (7); при этом выразительные движения дезорганизуют сознательное действие (16).

Условия возникновения аффекта:
1) Сложившаяся экстремальная, критическая, трудно переносимая травматическая ситуация (7; 12), ситуация угрозы, нападения (Калашник Я.М., 1941 по: 14).

2)Предшествующий сильный или внезапный эмоциогенный раздражитель, к которому трудно приспособиться (Калашник Я.М., 1941 по; 14); предшествующее сверхсильное эмоциональное возбуждение (16); длительное предшествующее напряжение, страх (Калашник Я.М., 1941, по: 14); ведущее эмоциональное переживание и эмоции успеха-неуспеха как следствия критических ситуаций (7).

3)Конфликт в мотивационной сфере, конфликт противоположно направленных тенденций (Рубинштейн C.Л., 1989. Т. 2).

4)Временное нервно-психическое истощение у психически здоровых людей и выделяемое как условие возникновения, так называемого патологического аффекта (Калашник Я.М., по: 14).

Названные условия возникновения аффектов принципиально можно свести к двум: действие чрезмерного эмоциогенного раздражителя и наличие предшествующего эмоционального состояния, которое само возникает в субъективно неразрешимой для личности ситуации. В связи с последним аффект относят к разновидности церебрального второсигнального (20) и аффективного стресса (7) и указывают на его биологическую целесообразность. По своему приспособительному значению аффективные реакции, свойственные также и животным, представляют собой "универсальную закрепившуюся в эволюции ''аварийную" реакцию на экстремальную ситуацию, не получающую разрешения, а со стороны мотивационной регуляции означают возвращение к инстинктивному поведению в случае, когда механизмы онтогенетически развивающейся мотивации не способны обеспечить более совершенное ее разрешение" (8, с. 107-108).

Отмечается условно личностный характер вызова и протекания аффекта, а также роль личности в его регуляции. Тот факт, что аффект - субъективная личностная реакция, свидетельствует о психологически различных ситуациях, приобретающих для личности особую значимость и могущих стать аффектогенными. Очевидно, что классификацию "объективных" условий вызова аффекта выполнить невозможно, т. к. аффект возникает тогда, когда "задеты", поставлены под угрозу самые главные ценности" личности (5, с. 34). Наряду с этим формы протекания аффекта зависят от особенностей личности, что наиболее отчетливо проявляется в случае акцентуаций характера (12) или в патологических случаях. Так, описаны аффекты как центральный симптом истерии у истеричных психопатов,характеризующихся выраженной эмотивностью, экспрессивностью и непосредственной яркостью эмоциональных реакций, импульсивностью аффективного реагирования (17). Таким образом, условия вызова и форма протекания аффекта обнаруживают зависимость от личностных особенностей субъекта.

Иначе обстоит дело с включенностью личности в процесс регуляции аффекта. Есть весомые основания говорить, что это как раз и не происходит. Описанные факты сужения сознания, нарушенного протекания высших психических функций при аффекте, грубость и стандартность аффектов и их явно "аварийный" характер, зависимость аффекта от исхода фактической ситуации, отсутствие целенаправленности и предвидения последствий, игнорирование интересов личности в целом - все это подтверждение минимально личностного характера аффекта.

Можно сказать, что аффект условно личностен: условия его вызова и форма протекания опосредованы особенностями личности (ее конкретной ситуацией, темпераментом, признаваемыми ценностями), но подконтрольности аффекта личности нет.

Вопрос о сужении сознания уже обсуждался при характеристике аффекта, выделялась такая сфера проявления сужения сознания- высшие психические процессы. Вместе с тем, данный вопрос представляется важным и с точки зрения адекватной диагностики аффекта, например, в практике судебно-психологической экспертизы.

Так, Калашником выделены патологический и физиологической аффект и его фазы: подготовительная (сознание сохранно, но представления сужены и аффективно окрашены, внимание сосредоточено на предмете аффекта, господствует единственное стремление осуществить намерение); фаза взрыва (импульсивное отреагирование, нарушения сознания проявляются в беспорядочной смене представлений, снижен порог восприятия, форма аффекта - деструктивная (адресно-агрессивная) или пассивная (бессмысленная, бесцельная суета); заключительная фаза (истощение психических и физических сил, после восстановления которых наблюдается нарушение репродукций о событиях предыдущих двух фаз).

Патологический аффект, возникающий при органических дефектах мозга и в силу этого патологически заостренных черт личности, а также возникающий у психически здоровых людей в случае предшествующего длительного эмоционального напряжения, страха или в случае нервно-психического истощения, имеет следующий комплекс признаков:

1) выраженное несоответствие обычного, свойственного личности поведения с ее поведением при аффекте;

2) импульсивность, нецеленаправленность и непланомерность действий, которые зачастую направлены на определенный круг лиц -оскорбителей, обидчиков:

3) нарушение сознания в виде частичной или полной (при глубоком аффекте) амнезии;

4) психическое истощение в заключительной фазе аффекта.

Физиологический аффект может возникнуть у человека под влиянием определенных условий. В отличие от патологического аффекта сознание человека здесь относительно сохранно, последующей амнезии не наблюдается, поступки соответствуют характеру эмоциогенного раздражителя, в заключительной фазе аффекта отмечается субъективное облегчение от разрешения ситуации.

Ввиду возможного нарушения сознательного контроля и негативных последствий аффективного поведении обращается внимание на необходимость интеллектуальной оценки ситуации и на необходимость полного блокирования моторной части зародившегося аффекта (5; 16). Последнее представляется сомнительным, т. к. зародившийся аффект сопровождается выходом возбуждения на различные системы организма: мимическую, сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную; и блокирование какой-либо из них не прекращает аффект, а лишь усиливает его негативный соматический эффект за счет суммации возбуждения на других системах (1).

Независимо от выбранных методов профилактики аффектов важно помнить, что аффективные реакции создают основу для дальнейшего облегченного их повторного возникновения, образуя аффективный след памяти. Единожды испытанный аффект проторяет дорогу для своего многократного проявления в будущем.

Сопряженная моторная методика для изучения аффектов была разработана в отечественной психологии с целью комплексного изучения объективных показателей аффективных реакций (ассоциативных, вербальных и сопряженных с ними моторных ответов испытуемых) (13).

Авторы методики стали свидетелями протекания аффекта в естественных условиях (в 1924 г. осуществлялась "чистка" ВУЗов по классовому признаку в отношении обучающихся там студентов, результатом которой явился 30% отсев студентов, а также случаи самоубийств). В исследовании принимали участие группы студентов, которые: а)не подвергались "чистке"; б)подвергались этой процедуре и находились до и после проверки, а также при объявлении результатов проверки.

Методическую основу исследования составили метод ассоциативного эксперимента К. Юнга и метод изучения сопряженной с ассоциативной моторной реакции (одновременное с ассоциативным ответом нажатие указательным или средним пальцем правой руки на стоявшую перед испытуемым пневматическую таблицу, передающую интенсивность и форму моторных реакций на ленту кимографа).

Результаты исследования позволили авторам сделать следующие выводы:

1)действие аффекта на качество ассоциативных ответов проявилось в снижении числа полноценных из них (высших, нормальных смысловых ассоциаций) в результате повышения аффектогенности слов-раздражителей;

2)влияние аффекта на моторные реакции проявилось в их асинхронности (несовпадении ассоциативного и моторного ответов вопреки требованиям инструкции и предварительно выработанному до аффекта навыку), появлении лишних движений, их чрезмерной энергетической насыщенности;

3)создание аффективного комплекса, проявляющегося в распространении аффектогенности на индифферентный раздражитель, но предъявляемый вслед за аффектогенным словом- раздражителем;

4)увеличение латентного периода ассоциативного ответа (в некоторых опытах в 10 раз) на аффектогенный, а также на последующие за ним индифферентные раздражители (тенденция к торможению ассоциативных ответов);

5)нарушение репродукций в случаях реакций на аффектогенные слова-раздражители.

При отреагировании аффекта характеристики ассоциативных и моторных реакций нормализовались. По мнению авторов исследования, аффект есть результат адекватно неотреагированной реакции.

В дальнейшем описанная методика применялась при работе с уголовными преступниками (до и после признания ими противоправных действий), с невротиками и привела к аналогичным результатам. Необходимо отметить, что вывод об увеличении латентного ответа на эмоциогенные слова-раздражители правомерен только для результатов ассоциативного эксперимента. В других же случаях испытуемые дают на эмоциогенное слово-раздражитель сверхкороткий ответ.




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (413)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7