Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Сравнительный анализ эмоций и чувств




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Несомненно, что нет непроходимых границ между эмоциями и чувствами, но основную трудность представляет содержательный анализ чувств как более высоких по степени сложности и организованности эмоциональных явлений.

В психологической литературе термином "эмоция" обычно обозначают:

1)отнесенность явления к сфере эмоциональной жизни животных и человека;

2)отчетливо выраженную реакцию на определенную ситуацию как сам факт переживания;

3)один из видов переживаний;

4)психофизиологический механизм, посредством " на психическом уровне отражения действительности под влиянием внешних воздействий изменяется внутренняя среда организма" (12, с. 5).

Термин "чувство" употребляют для обозначения:

1)эмоционального явления как такового (10);

2)проявления активного момента потребности (10);

3)специфических, присущих только человеку эмоций в отличие от эмоций животных (10);

4)закрепившихся эмоциональных отношений (чувства-переживания) к различным объектам, которые, абстрагируясь от конкретной потребности, устойчиво связаны с объектом и могут быть источником импульсивного поведения - (5);



5)потребностно-подобных установок личности (чувства-потребности), инициирующих поведение, целью которого является само переживание и осуществление определенного отношения (5);

6)устойчивого эмоционального отношения, устойчивого психического состояния, "привязанного" к определенному объекту (13).

Из приведенного следует, что эмоции и чувства, относясь к эмоциональной сфере, означают различные ее проявления.

Различия между эмоциями и чувствами в рамках психофизиологии усматриваются в плане характеристик перво- и второсигнальности. Чувства, как второсигнальные и условнорефлекторные, связывались с работой коры головного мозга, в то время как первосигнальные и безусловнорефлекторные эмоции - с работой коры и подкорки. Физиологической основой чувств называлась работа нервных процессов при поддержании и установлении динамического стереотипа.

В рамках психологического анализа и с момента возникновения научной психологии исследователи указывали на наличие низших и высших эмоций, различающихся как по степени их телесной выраженности, так и по их обусловленности центростремительными и центробежными причинами (4). Высшие человеческие чувства связывались с работой интеллекта, с воздействием социальных, моральных, эстетических переменных (9). Следовательно, первый, внешний признак, отличающий эмоции от чувств, есть сильная телесная (мимическая, пантомимическая и т.п.) выраженность одной, по сравнению с другим. Но это только внешний, несущественный признак. Так, Леонтьев А.Н. (7) отмечал, что эмоции могут слабо проявляться во внешнем поведении, а их выражение может кодироваться на основе социально сформированного языка. По данным Анохина П.К. (1), если эмоция частично (а так и бывает) контролируется за счет более или менее успешного подавления ее мимического компонента, то она все же остается эмоцией, выражаясь в изменении сердечно-сосудистой, двигательной, дыхательной функций.

В качестве другого дифференцирующего эмоции и чувства признака называют выраженный интеллектуальных характер последних. В современной трактовке и с позиции двойственной детерминации целостного эмоционального явления этот признак представляется более существенным. В случае эмоции в сознании субъекта дано, главным образом, собственное состояние субъекта, а в случае чувства - устойчивое эмоциональное отношение к его объекту в связи с представлением или понятием об этом объекте (7).

Эмоции и чувства дифференцируются по их предметности. Эмоции малопредметны, представляя сам факт переживания, а чувства - предметны, т.к. устойчиво связываются человеком на основе результатов работы познавательных процессов с конкретным объектом. Предметность чувств позволяет наметить в связи с различными по обобщенности (в образе, в понятии) объектами чувств их уровни: предметные и обобщенные мировоззренческие чувства (10); чувства к конкретному объекту и высшие чувства, относящиеся к социальным ценностям и идеалам человека (7).

Предметность чувств означает и возможность осознания их содержания. Если эмоции сигнализируют о событиях собственной внутренней жизни человека, о факте психического, то в чувстве открывается возможность соотнести его с тем объектом, который его вызвал и на который оно направлено. "Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания" (10, с. 167). Характеризуя так называемое "неосознанное чувство" (синоним эмоции как переживания), Рубинштейн С.Л. отмечал, что оно может "представлять особую прелесть своей наивной непосредственностью. Оно не способно ни к притворству, ни к маскировке… Человек, который сам не знает о своей склонности к определенной сфере жизни (интеллектуальной или эстетической и т.п.) ее прямо выдает… особенной интенсивностью эмоциональных переживаний во всем, что ее касается" (10, с. 165).

Из большей степени осознанности чувств следует и большая возможность их произвольной регуляции.

Эмоции и чувства дифференцируются по признаку ситуативности-устойчивости. В этом плане эмоция понимается как определенный момент, эпизодический отклик человека на те или иные явления, в то время как чувства устойчиво "привязаны" к определенным явлениям действительности.

Для характеристики различий между эмоциями и чувствами обращается внимание на преимущественное отношение первых к гомеостазу и на общественно-исторический характер вторых (12). Чувства человека - это "чувства исторического человека" (10, с. 145). Не исчерпываются лишь физиологическими проявлениями, а "опосредованы и обусловлены реальными общественными отношениями, в которые включен человек, нравами или обычаями данной общественной среды (там же, с. 147), являются продуктом его жизни в обществе, общения и воспитания (7). Несмотря на то, что общественно-историческая обусловленность, как характеристика, может быть вообще присуща эмоциям человека, все же необходимость ее акцентирования при определении чувств представляется правомерной.

Можно обозначить еще одно существенное различие между эмоциями и чувствами. Если первые в большей степени связываются с таким уровнем изучения человека, как индивид, то вторые - с субъектом деятельности и с личностью.

Итак, чувства человека, относясь к эмоциональным явлениям, по предметности, осознанности, устойчивости, возможной произвольной регуляции, общественно-исторической обусловленности представляют высокий их уровень, особый их подкласс. Чувства - это устойчивые и обобщенные отношения человека к явлениям действительности, к другим людям, к себе самому.

Свойства чувств

Рассмотрим такие свойства чувств как амбивалентность, сила, глубина, актуальность-инактуальность, динамика.

Амбивалентность чувств описана Фрейдом З. (11, с. 106): "почти каждая продолжительная интимная эмоциональная связь между двумя людьми - как-то брачные отношения, дружба, отношения между родителями и детьми, содержит осадок отвергающих, враждебных чувств, которые не доходят до сознания лишь вследствие вытеснения… Когда вражда направляется против любимых лиц, мы называем это амбивалентностью чувств". Амбивалентность как "трагические случаи эмоционального раздвоения" любящего человека и являющаяся следствием разных сторон действительности и разных свойств объекта чувств, приводит к одновременному мучительному переживанию человеком взаимоисключающих эмоций по отношению к одному и тому же объекту (2, с. 144).

Не следует думать, что амбивалентность чувств объясняется механической суммой разных по знаку переживаний, в которой побеждает то одно, то другое слагаемое. За амбивалентностью чувств стоит несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на конкретную ситуацию (7). Несколько иначе объясняет амбивалентность чувств Рубинштейн С.Л. (10), указывая на тот факт, что в силу наличия у человека многообразных потребностей одно и то же действие или явление, соотносясь с различными потребностями, неоднозначно эмоционально переживается, что и является причиной раздвоенности и противоречивости чувств. Сходную позицию по поводу объяснения причин амбивалентности занимает Рейковский Я. (8). Он обращает внимание на то, что эмоциональный процесс чаще всего обусловлен доминирующими в данный момент потребностями без учета интересов личности в целом. Частая и выраженная амбивалентность чувств рассматривается им как показатель инфантильной личности.

Сила чувств определяется значимостью для человека причин, вызывающих данное чувство. Сама по себе эта значимость может быть ситуативной, преходящей или иметь отношение к жизненным целям человека (13). Сила чувств может обозначать два момента: силу конкретных переживаний, составляющих на данный момент доминирующее содержание сознания, и глубину чувств. Глубина чувств определяется устойчивостью и значимостью самого чувства для жизненных интересов самого человека. В этом плане сила переживаний и глубина чувств не рядоположны. Рубинштейн отмечал, что чувство, сильное по интенсивности, может быть не глубоким, т.к. оно и сфера обслуживаемых им интересов несущественны для личности.

Динамика чувств, как их свойство, рассматривается в двух аспектах: как изменение характеристик его переживания и как изменение устойчивого чувства в течение жизни человека.

В первом случае изменения переживаний конкретного чувства вызваны изменениями конкретных обстоятельств жизни, которые познаются и соответствующим образом оцениваются человеком. Чувство может актуально проявляться как различные непосредственные эмоциональные ответы на ситуацию, характеризующиеся определенной интенсивностью и модальностью. Вместе с тем под влиянием определенных обстоятельств (главным образом, под влиянием "изведанности" объекта чувств) собственно живая эмоциональная реакция может стать приглушенной, менее интенсивной. Такие чувства инактуальны (13). Речь идет не о полном исчезновении переживаний ("факт полного отсутствия переживаний… говорит об отсутствии у данного человека… чувства" (13, с. 23), а об определенных ограничениях их проявления. Чувство вновь станет актуальным в случае изменения жизненных обстоятельств. Переход чувств из разряда актуальных в инактуальные объясняется повторением переживаний чувств к одному и тому же объекту, в результате чего происходит эмоциональная адаптация и ослабление самих чувств. Исход эмоциональной адаптации зависит от степени новизны, которая может быть в повторном появлении объекта. Если объект не несет элементов новизны, то переживание слабеет, и наоборот. Очевидно, что явление эмоциональной адаптации и его эффекты обусловлены двойственным строением эмоционального явления.

Динамика чувств, как уже отмечалось, проявляется и в их изменении в ходе жизни и деятельности человека и конкретизируется в изменениях поведения человека, модальности, интенсивности переживаний, значения того или иного чувства для жизни человека. Особый интерес для динамики чувств представляют теория эволюции-диссолюции чувств Рибо Т.(9), исследования геронтологических закономерностей сферы чувств (6) и эмпирических характеристик повседневной эмоциональной жизни (3).

В заключение отметим, что динамика чувств не есть смена одних переживаний другими; "переход от чувства одного периода к чувствам последующего опосредован всем развитием личности" (10, с. 180).

Проектные задания

Раскройте области употребления в психологии терминов "эмоция" и "чувство".

Раскройте содержание признаков, дифференцирующих собственно эмоции и чувства

Опишите свойства чувств.

Раскройте связь между предметностью и осознанностью чувств; охарактеризуйте, согласно С.Л. Рубинштейну, "неосознанное чувство".




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7