Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Произвольная и волевая регуляция поведения и деятельности




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В отечественной психологии дискутируется вопрос о соотношении понятий "произвольная" и "волевая" регуляции.

Волевая и произвольная регуляция могут рассматриваться синонимично, как отмечает Иванников В.А. (5), если критерием воли выступает способность к преднамеренной регуляции различных параметров действия, физиологических и психических процессов, торможения (активации) неадекватных (адекватных) процессов, организации психических процессов в соответствии с ходом деятельности. Согласно другой точке зрения (18), воля и произвольность имеют как общее (функции преодоления сложившихся стереотипов, торможения спонтанной активности; направленность на цель и ее осознанность) так и различное (в содержании, проявлениях, направленности, осознании цели и ее соотношении с мотивом или со средствами деятельности). Развитие воли связывается со становлением мотивационной сферы (содержание мотивов и устойчивость их иерархии) субъекта, а развитие произвольности – с развитием средств овладения (уровни осознания деятельности и средств ее опосредования) собственным поведением. В третьем варианте (6) говорится о произвольном управлении, частным случаем которого является волевая регуляция.



Большинство исследователей используют понятие "произвольная регуляция" для обозначения широкого класса сознательного поведения и действий, включающего специфические подуровни, в том числе и волю. В этом контексте воля обнаруживает общие и специфические характеристики, объединяющие ее с произвольной регуляцией, и, одновременно, выделяющие ее в специфический подуровень произвольной регуляции. В общем плане критерием разграничения разных уровней (непроизвольного и произвольного, включая волю) психической регуляции поведения и деятельности человека является наличие (отсутствие) сознательной подконтрольности субъекту собственных внутренних регуляторов (мотивов и целей) его поведения, действий и состояний, а также внешних проявлений последних.

Термин "произвольность" используется для обозначения всех видов поведения, процессов, действий субъекта, характеризующихся неинстинктивностью, намеренностью, осознанностью причин поведения, регуляцией и контролем хода действий. Иванников В.А. (5) предлагает следующие характеристики произвольного процесса:

формирование и проявление только в ситуации актуальной потребности или жизненной необходимости, средством разрешения которой этот процесс и является;

приобретение каким-либо процессом (движением, психическим процессом, вегетативной реакции) нового жизненного значения, когда сам этот процесс становится средством достижения желаемых жизненных результатов;

отсутствие вынужденности, определенности поведения субъекта средой;

наличие ощущаемости или осознаваемости субъектом этого процесса.

С учетом этих характеристик произвольный процесс определяется Иванниковым В.А. как "ощущаемый или осознаваемый процесс с приобретенным новым жизненным значением (смыслом) и направленный на достижение избранного субъектом результата, процесс, начало, окончание, задержка или изменение которого определяется жизненной необходимостью, но не вынуждается ею" (5, с. 101). При произвольном действии, задаваемом актуальной потребностью или социальной необходимостью, произвольного создания нового, дополнительного мотива не требуется.

Под произвольным уровнем регуляции поведения и деятельности человека понимается интеграция процессов и механизмов, обеспечивающих в той или иной степени сознательности и осознанности приведение поведения и деятельности субъекта в соответствие с его мотивами и поставленной им целью. В качестве характеристик произвольного уровня регуляции поведения и деятельности человека рассматривают опосредованность; сознательность; осознанность, намеренность, особенности выбора субъектом мотива, цели и способа поведения, а также управляемости субъектом собственного поведения. Каждая из этих характеристик своеобразно проявляется на специфических подуровнях произвольной регуляции: подуровне произвольных процессов на основе потребностного побуждения (в поведении животных); подуровне вербально опосредованных произвольных процессов на основе сознательного отражения их необходимости и возможности (в поведении человека); подуровне волевых процессов как личностном подуровне произвольной регуляции.

К условиям актуализации волевой регуляции (включая ее конкретные проявления: действия, качества, усилие), как специфического подуровня произвольной регуляции, в различных психологических исследованиях относят наличие следующих моментов:

1. конфликта внутренне противоречивых тенденций вследствие сложной иерархии противоречивых побуждений человека (12);

2. недостатка (избытка) актуального побуждения, преодолеваемого посредством получения дополнительного побуждения (торможения) от произвольно построенного процесса мотивации (5);

3. внешних и внутренних препятствий на пути к достижению целей (6; 13; 14; 16) или преграды на пути удовлетворения потребности (17);

4. необходимости выбора из как минимума двух уровней иерархически организованных регуляционных процессов (т.е. разных по уровням обобщенности когнитивных и эмоционально-нравственных психических структур) по критериям интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности (4);

5. необходимости обеспечения в условиях трудного мира реализацию всей совокупности взаимосвязанных жизненных отношений личности (3).

К характеристикам волевой регуляции отнесем вовлеченность личности в процесс регуляции, опосредованность, преднамеренность, сознательность, осознанность, субъектность выбора мотивов, целей и способов действия, полная управляемость личностью своим поведением и деятельностью на всех этапах их осуществления.

К конкретным проявлениям воли относят волевые процессы, волевые состояния, волевые действия, волевые качества, волевые усилия.

Функции воли

Волевая функция какфункция тормозная, задерживающая была впервые предложена Рибо Т. (11). Она, по его мнению, проявляется в условиях недостаточно сильного возбуждения (задержка невозможна, если сильное возбуждение сразу же приводит к действию), ассоциации между двумя состояниями (например, ужас вызывает оцепенение), возникновения антагонистических состояний сознания (например, гнев задерживается идеей долга). Суть этой функции заключается в подавлении конкурирующих в сознании мотивов с целью обеспечения победы одного из них. В современной трактовке (18) обращается внимание на функцию (общую и для произвольности в целом) воли торможения спонтанной активности и преодоления сложившихся стереотипов.

Басовым М.Я. (2) были выделены 5 функций психических явлений: перцептивные, репродуктивные, ассоциативные (интеллект), реактивные (эмоции), регулятивные (воля). Таким образом, за волей монопольно закрепилась регулятивная функция, суть которой Басов видел в управлении течением других психических процессов (вызов, ускорение, замедление, усиление, ослабление, остановка, координация) и в их оценке личностью. Человека как личность характеризует наличие и выраженность регулятивной функции воли. Эта функция была названа Басовым "волево-функция", формой существования которой объявлялось волевое внимание. В форме внимания воля регулирует восприятие, память, мышление, эмоции. Таким образом, регулирующая функция закреплялась за волей, рассматривалась как воплощенная во внимании, а собственно регуляция трактовалась как преимущественно осуществляемая в адрес психических процессов, а не в адрес поведения личности в целом.

Регулирующая функция воли в настоящее время признается всеми авторами. Исследователи считают, что волевая регуляция – это сознательная саморегуляция или самодетерминация поведения и деятельности человека, которая осуществляется в отношении движений и их параметров, эмоционального поведения, действий и их параметров, мотивов, различных психических состояний. Она препятствует дезорганизующей генерализации эмоционального возбуждения, способствует удержанию первичной цели (17); предупреждает, преодолевает либо смягчает действие уже возникшего препятствия (10).

Функцию организации волей психических функций и мобилизации психических ресурсов выделяет Калин В.К. (7). Цитируемый автор трактует волю как систему механизмов сознания, обеспечивающих самоуправление организацией психических функций. "Процессуальный аспект воли - волевая регуляция – есть выбор и реализация субъектом деятельности наиболее эффективного способа (формы) преобразования исходной, актуальной организации психических функций в необходимую, наиболее адекватную целям деятельности. Это преобразование определяет возможность становления и удержания выбранной субъектом упорядоченности действий (или формы деятельности). … проблема воли есть проблема формы обеспечения формы деятельности (или другими словами: проблема воли есть проблема самосубъектных отношений) (7, с. 120-121).

Функцию побуждений или инициации действий традиционно относили к воле большинство исследователей. Обращалось внимание на условия актуализации функции побуждения: наличие препятствий и конкурирующих мотивов, отсутствие актуально переживаемого желания для осуществления действия (1).

Отражательная функция воли обсуждалась в советской психологии в связи с волевыми действиями. Постулировалось, что объектами отражения являются как цель деятельности в соотношении с фактически выполняемой деятельности, так и условия и обстановка действий (9; 15), а также такие феномены, как борьба мотивов, принятие решения, целеустремленность, уровень притязаний, волевое усилие (20). К свойствам так называемого волевого отражения относили опосредованность, избирательность, активно-личностный характер и отнесенность к высшей регуляции, направленной на достижение цели (20).

Функция"свободы от" и "свободы для", реализуемой волей, выделял Франкл В. (19), подчеркивая свободу человека в реализации им смысла жизни в условиях ограничения этой свободы объективными обстоятельствами. Человек свободен по отношению к своим влечениям, наследственности и факторам и обстоятельствам внешней среды. Человек свободен для того, чтобы взять на себя ответственность за собственную судьбу, прислушиваться к голосу своей совести, принимать решения в адрес своей судьбы и изменяться самому.

Функция блокирования креативного поведения (17); в силу чрезмерной локализации поиска решений воля может затормозить творческое поведение.

Репрессивная функцияволи (8, с. 219) проявляется как способ борьбы человека с удовлетворением его собственных желаний. При акцентировании этой функции возникает репрессивный тип силы воли, приводящий к обеднению воображения и стремлений, к наличию у человека подавленности, враждебности, самонеприятия.

Функция борьбы с борьбой мотивов,выделенная Василюком Ф.Е. (3, с. 141-142), заключается в предотвращении (посредством "ценностного внимания и особых содержательно-временных трансформаций мотивации") остановки или отклонения активности субъекта вследствие борьбы мотивов, характерной для модели внутренне сложного и внешне трудного жизненного мира. Благодаря воле происходит практическое увязывание идеально-ценностных и временно-пространственных перспектив жизни в единство конкретно-ситуативного реально осуществляемого поведения личности, воплощение замыслов личности в конкретной практической деятельности.

Проектные задания

1. Раскройте признаки, устанавливающие сходство и различия произвольного и волевого.

2. Раскройте условия актуализации волевой регуляции, рассматриваемые С.Л. Рубинштейном, В.А. Иванниковым, Л.М. Веккером.

3. Раскройте содержание таких функций воли, как торможение, блокирование, репрессия.

4. Опишите функций воли, рассмотренные В. Франклом.

5. Раскройте смысл положений о волевой регуляции, рассматриваемой в контексте проблемы формы обеспечения формы деятельности и в контексте борьбы с борьбой мотивов.

6. Опишите, согласно Т. Рибо, условия проявления тормозной функции воли.




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1832)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7